Анализ особенностей административно-правового регулирования индустрии гостеприимства на новых территориях РФ

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 4. С. 61‒68.

УДК [379.85:342](477.61/.62+477.64+477.54)

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА НОВЫХ

ТЕРРИТОРИЯХ РФ

Конищев А. Н.1, Жукова В. Ф.2

1Отдел судебно-претензионной работы ВГА, Мелитополь, Российская Федерация E-mail: and-konishhev@yandex.ru

2 ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет», Мелитополь, Российская Федерация

E-mail: zhuzhuvf@yandex.ru

  • статье проанализированы особенности административно-правового регулирования индустрии гостеприимства на новых территориях РФ: Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Показано, что развитие туризма тесно связано с развитием отраслей экономики регионов. Проведен анализ факторов, способствующих развитию индустрии гостеприимства новых территорий. Изучены риски, ограничивающие становление как внешней, так и внутренней индустрии туризма. Показано, что перспективы развития этой отрасли в связи с воссоединением территорий с Российской Федерацией, значительно перекрывают риски. Сделано заключение, что для развития сферы гостеприимства требуется согласованная работа органов государственной власти и содействие на законодательном уровне с целью нормативно-правовой поддержки и регулирования развития приоритетных направлений.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, туризм, законодательство, административно-правовое регулирование, новые территории.

ВВЕДЕНИЕ

  • современном российском обществе наблюдается активное развитие индустрии гостеприимства как средства организации отдыха и досуга, и своеобразного инструмента для знакомства с культурным наследием межрегионального и международного уровней. РФ имеет высокий потенциал для становления многоотраслевой сферы туризма, и Стратегия продвижения этой индустрии на период до 2035 года предусматривает комплексную реализацию всех направлений этой деятельности [1]. Вместе с тем, одобренная правительством Государственная программа «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и

Херсонской области» предусматривает комплексное восстановление инфраструктуры, улучшение условий жизни, благоустройство территорий, модернизацию производственных предприятий, поддержание инвестиционных программ в области туризма, бизнеса, что позволит достичь здесь общероссийского уровня к 2030 году [2].

Комплексное, рациональное и целенаправленное участие государственной власти в индустрии гостеприимства является неотъемлемым рычагом формирования условий, необходимых для экономического развития регионов.

Актуальность научной работы заключается в том, что в Российской Федерации индустрия гостеприимства, включая туризм, является одной из ведущих сфер

61

КОНИЩЕВ А. Н., ЖУКОВА В. Ф.

экономики, и важно провести поиск путей развития этой отрасли на новых территориях РФ в рамках административно-правовых норм.

Становление этой индустрии в регионах зависит от особенностей социально-географической, геополитической и экологической обстановки на отдельных территориях с учетом административно-правовых норм [3].

  • процессе анализа социально-географического положения следует рассматривать рекреационно-географические особенности, доступность услуг сферы обслуживания, показатель социально-экономического состояния территории.

Исследование геополитической обстановки предусматривает анализ безопасности региона, развития военных конфликтов, экономико-политической стабильности.

Изучение административно-правовых особенностей включает оценку функций государственного регулирования в развитии сферы гостеприимства, особенностей региональных программ, поддерживающих предоставление туристических услуг на территории.

Анализ экологической обстановки предусматривает оценку особых природоохранных мест в регионе, комплексное изучение экологической ситуации, имеющихся и вероятных рисков, что дает возможность определить уровень защищенности среды и влияния природно-антропогенных факторов на изменения экосистемы.

Изучение социально-географических особенностей регионов показало, что по результатам референдума 2022 года новые субъекты: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав Российской Федерации. Новые территории расположены на юге Европейской части РФ и занимают площадь 108,8 тыс. кв. км. Средняя протяжённость между Москвой и областными центрами новых территорий составляет: до Луганска – около 1047 км, Донецка – 1205 км, Мелитополя – 1441 км, Геническа – 1541 км.

Регионы отличаются удобным географическим положением, активно развиваются автодороги регионального, межмуниципального и местного значения, проводятся глобальные работы по дорожному строительству. Автомагистраль Р-280 «Новороссия» включена в перечень автодорог федерального значения [4].

    • соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года работа транспортных услуг направлена на опережающее удовлетворение ожиданий населения [5], что позволит достичь выполнения государственных целей в области обеспечения безопасности, экономического развития и взаимодействия регионов страны. В 2024 г. планируется завершить строительство новой автотрассы вдоль побережья Азовского моря протяженностью 1400 км, большая часть которой будет четырехполосной скоростной.

Новые территории РФ обладают ценными природными и трудовыми ресурсами, развивающейся промышленностью и устойчивым сельским хозяйством.

Экологическая ситуация на новых территориях имеет ряд проблем, обусловленных работой промышленных предприятий (преимущественно в ДНР, ЛНР), техногенным загрязнением окружающей среды, водных ресурсов. При чем транспортирующим фоном для распространения поллютантов становится воздух и

62

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО…

вода, а аккумулирующим элементом – почва. Кроме того, имеются негативные экологические последствия украинской военной агрессии, оказывающие физический и токсический ущерб здоровью местного населения.

Для планомерного развития сектора гостеприимства как одной из ключевых отраслей экономики, требуется согласованная работа органов государственной власти и поддержка на законодательном уровне с целью нормативно-правовой поддержки и регулирования развития важных направлений [6, 7]. Туристская индустрия является критерием уровня участия государства в региональной экономике, так как содействуя туризму, оно стимулирует ее укрепление [8]. Скоординированное взаимодействие органов власти способствует извлечению из туристской деятельности существенного вклада в рост экономики и увеличению налоговых отчислений в бюджет. Благодаря государственной поддержке активно разрабатываются программы по совершенствованию сферы услуг, растут ассигнования, инвестиции в обеспечение безопасности населения, укрепляются межгосударственные, экономические, культурные и политические контакты [9].

Актуализация регионального элемента в управлении индустрии гостеприимства обеспечивает возможность полного учета ее территориальной специфики, и таким образом повышает эффективность административно-правового регулирования.

Приоритетное значение в системе данного регулирования отрасли имеет уровень использования действующего законодательства федеральными органами власти [10].

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», государство признает туриндустрию одной из ведущих секторов экономики РФ, при этом оно:

    • способствует формированию доступных условий для развития туризма;
    • устанавливает и поддерживает ключевые виды туризма;
    • создает имидж РФ как государству, обеспечивающему продвижение туризма;
    • поддерживает и защищает потенциальных туристов, туроператоров, турагентов.

С учетом того, что правовое регулирование предусматривает рациональное государственное воздействие на общественные отношения за счет специфических юридических инструментов для того, чтобы их стабилизировать и упорядочить, то правовое регулирование туристской деятельности включает комплекс мероприятий с целью создания, популяризации и реализации турпродуктов.

Объектом правового регулирования туриндустрии становится контроль государства над соблюдением законов и юридических норм, установленных на законодательном уровне. Кроме того, контроль заключается в определении легитимности данного вида деятельности и защите прав потребителей.

Осуществление туризма в РФ основано на основании законности, справедливости и добросовестности участников гражданско-правовых отношений. Сфера регулирования распространяется на общественные отношения, возникающие

  • процессе планирования, организации и выполнения туристской деятельности и оказания данного вида услуг. Правовые документы способствуют продуктивной работе рынка туристских услуг, обеспечивают права граждан на отдых, свободу передвижения, доступ к природным ресурсам и туристским объектам, право

63

КОНИЩЕВ А. Н., ЖУКОВА В. Ф.

использовать их в туристских целях, а также предусматривают охрану и бережное отношение природе, выполнение порядка въезда, выезда и местопребывания.

На сегодняшний день туризм является мощной индустрией, приносящей существенные доходы в бюджет РФ. На новых территориях не проводился анализ эффективности использования уполномоченными органами в этой отрасли действующего законодательства, целесообразность выбранных ими методов государственного влияния, в особенности в условиях внешних санкций и украинской агрессии.

Цель научной работы – анализ теоретико-правовых принципов административно-правового регулирования в индустрии гостеприимства.

Для достижения поставленной цели составлены приоритетные задачи исследования:

  • изучить правовые аспекты государственной политики в индустрии гостеприимства в РФ, установить стадии ее развития;
  • выявить степень участия государственной власти в индустрии гостеприимства;
  • исследовать туристскую сферу как объект административно-правового регулирования;
  • проанализировать особенности влияния туристской отрасли на развитие экономики регионов;
  • раскрыть проблемы административно-правового регулирования в сфере туризма в новых регионах РФ;
  • рассмотреть факторы, ограничивающие развитие индустрии гостеприимства новых регионов и сформулировать рекомендации по их разрешению.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Активная туристская деятельность в регионе способствует снижению безработицы среди местного населения, обеспечивает наполняемость ресторанно-гостиничного комплекса, привлекает иностранные инвестиции и т. д. [11]. Индустрия туризма превращается в одну из наиболее рентабельных видов деятельности в мире. По данным Всемирной Торговой Организации туризм использует около 7% мирового капитала, благодаря этому виду деятельности занято каждое 15-е рабочее место и 5% налоговых платежей поступают в бюджет от этой отрасли.

Туристская инфраструктура занимает приоритетное место в хозяйственной системе и представляют собой элемент сложной межотраслевой социально-экономической структуры [12]. Отличительным признаком становится то, что ее отраслевая принадлежность относительно «нечеткая», нет конкретно структурированных границ этого сектора.

  • целом туристская индустрия признана комплексным феноменом, обладающим высоким «мультипликативным» эффектом косвенного влияния на развитие более 32 смежных секторов экономики: транспорта, сферы размещения, общественного питания и торговли, индустрии развлечений и аттракции,

64

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО…

страхования, банковских, финансовых, информационных услуг, а также мобильных систем связи. Кроме того, также осуществляется косвенное воздействие на экономику посредством расходов туристов во время путешествия, формирующее доходы туристских, транспортных, торговых и прочих организаций. Согласно отчетам Всемирной туристской организации, на обслуживание одного туриста приходится около 11 рабочих мест в смежных отраслях, что свидетельствует о высокой социальной значимости данной отрасли. Туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и

социальной стабильности, развивает субъекты малого и среднего предпринимательства, способствует самозанятости населения.

    • связи с принятием в состав России территорий, считающихся исконно российскими (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) возникли как риски, так и перспективы развития туризма на данных территориях.

Факторы, влияющие на развитие индустрии гостеприимства новых территорий, проанализированы на рис. 1 и 2.

Так, при огромном туристическом потенциале РФ, в новых регионах эта отрасль находится на начальном этапе развития. Низкая концентрация туристских потоков обусловлена прежде всего военными преступлениями киевского режима, а также неразвитой инфраструктурой, частично требующей восстановления из-за обстрелов, дефицитом кадров и недостатком мотивационных механизмов инвестирования в эту область.

Экономическое давление на Российскую Федерацию со стороны Европы и США является одним из рисков, затрудняющих становление как внешней, так и внутренней индустрии туризма и гостеприимства. Санкции ограничили развитие и расширение авиаперелетов как в пределах России, так и за ее пределы, что привело

  • уменьшению количества туристов во внутреннем туризме. Это обусловлено тем, что поездки на курорты и места отдыха на территории РФ железнодорожным и автомобильным транспортом существенно уменьшает приток туристов в связи с длительностью времени нахождения в пути к местам отдыха и обратно.
    • тоже же время, перспективы развития туризма в связи с воссоединением территорий с Российской Федерацией, значительно перекрывают риски.

Так самой значительной перспективой становится прибрежная территория Азовского моря, которое является внутренним морем Российской Федерации. Кроме развития необходимой непосредственно туристической инфраструктуры (гостиницы, дома отдыха, пляжи и т.д.) в местах отдыха, появляется необходимость усовершенствования инфраструктуры доставки туристов к местам отдыха.

65

КОНИЩЕВ А. Н., ЖУКОВА В. Ф.

Рисунок 1. Факторы, способствующие развитию индустрии гостеприимства новых территорий

Также рисками является уменьшение импорта, необходимого для поддержания на должном уровне деятельности объектов гостиничного комплекса, что снижает привлекаемость туристов в популярные места отдыха.

  • данном случае необходимо развивать не только федеральную сеть автомобильных дорог, железнодорожного транспорта, авиасообщений в регионах, связанную, в том числе, с доставкой туристов в места отдыха, но и обслуживающую инфраструктуру, которая опосредованно будет привлекать туристов, а именно ресторанный бизнес с акцентом на региональные специалитеты [13, 14]. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на разработке региональных законодательных актов, учитывающих особенности туризма на новых территориях. Более глубокое государственное участие в лице уполномоченных органов в развитии этой индустрии будет способствовать формированию организованной системы в туризме, упорядочению отношений между субъектами, защите государственных и общественных интересов.

66

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО…

Рисунок 2. Факторы, ограничивающие развитие индустрии гостеприимства новых регионов

ВЫВОДЫ

  • ходе научно-исследовательской работы были исследованы административно-правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в индустрии гостеприимства новых территорий РФ. Проведен анализ роли туристской сферы в развитии региональных экономик новых территорий. Предложены эффективные решения в направлении развития туризма в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях с учетом их потенциала, специфики инфраструктуры, сильных и слабых мест новых территорий, а также определены главные факторы, обеспечивающие туристическую привлекательность регионов для потребителей. Исходя из этого, были разработаны предложения по развитию индустрии гостеприимства в регионах с учетом потенциала.

Список литературы

  1. Стратегия развития туризма в РФ в период до 2035 года. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/.
  2. О программе «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» : постановление Правительства Рос. Федерации от 22 декабря 2023 года №2255.

67

КОНИЩЕВ А. Н., ЖУКОВА В. Ф.

    1. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоретические аспекты и результаты практической деятельности / Гурина М.А. [и др.] // Сервис в России
  • за рубежом. 2021. №15. Т. 4 (96). С. 90-109. doi:10.24412/1995-042X-2021-496-90-109
    1. О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения : постановление Правительства Рос. Федерации от 14.06.2023 № 983.
    2. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р.
    3. Саченок Л.И., Змерзлый Б.В. Направления государственно-правового регулирования туристической деятельности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2021. – №7(1). – С. 289-303.
    4. О направлении минэкономразвития России бюджетных ассигнований в целях предоставления в 2023 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «вэб.рф» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 24.03.2023 N 689-Р.
    5. Мацегор А.Ю. Оценка роли туризма в развитии региональных экономик и местных сообществ // Отходы и ресурсы. 2023. Т.10. №1. DOI: 10.15862/66ECOR123
    6. Желнина З.Ю. Туризм в фокусе государственной поддержки и стратегий развития территорий // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 84-94. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.4.11.
    7. Васин C.Г., Кузьмина В.В. Особенности антимонопольного регулирования в индустрии гостеприимства // Российское конкурентное право и экономика. 2022. №3. С.38-41. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2022-3-31-38-41
    8. Краснодед Т.Л. Современные подходы к трактовке понятия «Туристическая индустрия» // Вестник ДонНУ: Научный журнал. Сер. В: Экономика и право. 2022. №3. С.128-139. https://elibrary.ru/item.asp?id=50092589
    9. Краснодед Т.Л. Современные подходы к пониманию категории экономического обеспечения туристической индустрии // Современные проблемы и пути развития перерабатывающей отрасли и сферы услуг: материалы І Всероссийской научно-практической конференции. Мелитополь: МГУ. 2022. С.121-123. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=dmjlfu
    10. Жукова В.Ф., Карман Т.В. Мелитопольская гастро-дестинация в индустрии гостеприимства Северной Таврии // Инновационные аспекты развития сервиса и туризма: сборник трудов XI Международной научно-практической конференции. Ставрополь: СЕКВОЙЯ. 2023. С. 90-93.
    11. Топалова О.И. Гастрономические особенности регионального турпродукта Запорожской области // Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее. 2023. №10(3-4). С.15-23.

Статья поступила в редакцию 25.12.2023

68