Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 1. С. 39‒47.
УДК 796.062
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИТНЕС–КЛУБОВ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Енченко И. В.
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт–Петербург, Российская Федерация
E-mail: ir.gerasina2010@yandex.ru
Автором рассмотрены основные показатели фитнес–индустрии с 2019 по 2022 годы. Проанализированы такие показатели, как кадровое обеспечение, число фитнес–клубов, возраст и численность занимающихся. Кроме того, приводятся данные численности занимающихся в фитнес–клубах по регионам. Автором сделаны выводы по изменениям, произошедшим в фитнес–индустрии после пандемии коронавируса, а также даны рекомендации по дальнейшему развитию отрасли.
Ключевые слова: фитнес, физическая культура, спорт, массовый спорт, фитнес–клубы
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации за последние десять лет существенно усилилось внимание к сфере физической культуры и спорта. Несомненно, физическая культура и спорт играют серьезную роль в жизни страны, оказывая значительное влияние на экономику страны, ее социальную и политическую жизнь. В первую очередь, это связано с необходимостью формирования здоровой крепкой нации. Благодаря пропаганде физической культуры и спорта среди населения, государство имеет возможность снизить расходы на медицинскую помощь как на уровне государства, так и на уровне личных расходов граждан за счет снижения смертности и повышения продолжительности жизни повысить демографические показатели. Кроме того, здоровое физически активное население способствует росту производительности труда и росту валового внутреннего продукта [1].
Население нашей страны стало чаще проводить время в спортивных клубах и секциях или заниматься спортом самостоятельно. Кроме того, население стало больше внимания уделять вопросам поддержания и укрепления своего здоровья, а государство, в свою очередь, делает активные шаги по развитию физической культуры и спорта, увеличению количества людей, систематически занимающихся в спортивных клубах и секциях и улучшению спортивной инфраструктуры [2]. Безусловно, политика нашего государства направлена на развитие физической культуры и спорта, а также решение многих социальных проблем. Это способствует
расширению рынка услуг, росту ВВП Российской Федерации и обеспечению конкурентоспособности страны на мировом рынке услуг. Необходимость развития
услуг в сфере физической культуры и спорта России обусловлена и неблагоприятной социально-демографической ситуацией, выражающейся высоким уровнем заболеваемости населения, большим количеством людей, употребляющих наркотики и др. [3]
После пандемии коронавируса в 2020 году вопросы укрепления здоровья, реабилитации и восстановления после болезни средствами физической культуры и спорта, встали особенно остро. В номенклатуру услуг многих фитнес–клубов вошли упомянутые выше услуги, что, несомненно, повысило интерес населения к занятиям физической культурой и спортом в фитнес–клубах. Однако многие клубы в результате коронавирусных ограничений потеряли часть клиентов. На сегодняшний день рынок фитнес–индустрии остается довольно молодым и динамично развивающимся. Он далек от насыщения.
По данным FitnessData, процент проникновения фитнес–услуг среди взрослого населения не превышает сейчас 4 %. В то время как оборот фитнес–отрасли в ВВП страны не превышает 0,15 %. Показатели посещаемости на одного клиента в 2021 году не достигли уровня 2019 года. Посещаемость по сравнению с 2019 годом просела на 28 %, а в 2021 году по сравнению с 2020 годом – на 15 %. В 2021 году прирост показателей обеспечивался за счет новых открытий клубов [4].
Инвестиционное состояние фитнес–индустрии тоже нестабильно. В первом квартале 2022 года наблюдался рост инвестиций на 56 % по ОКВЭД, подходящим под фитнес–объекты. Однако во 2 и 3 кварталах наблюдалось снижение инвестиций на 5 и 6 % соответственно [4].
Ключевая цель нашего исследования – проведение анализа развития фитнес– индустрии после пандемии коронавируса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: – исследование кадрового обеспечения фитнес–индустрии;
– анализ числа спортивных предприятий, относящихся к фитнес–индустрии; – исследование численности занимающихся в фитнес–клубах;
– исследование рынка фитнес–услуг в России;
– формирование выводов и рекомендаций по результатам проведенного исследования.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Фитнес–индустрия включает в себя большое число фитнес–объектов, имеющих свою классификацию. Так, фитнес–объекты можно условно разделить на следующие группы:
– Фитнес–клубы. Как правило сюда следует относить фитнес–объекты с тренажерным залом и групповыми занятиями площадью от 500 кв.м. Можно выделить фитнес–клубы с бассейном от 15 кв.м. и фитнес клубы без бассейна.
– Фитнес студии. Сюда относятся фитнес–объекты без полноценного тренажерного зала площадью менее 500 кв.м. Такие студии могут делиться на многофункциональные и монофункциональные студии. В многофункциональных студиях реализуются различные групповые направления разной направленности. В монофункциональных студиях, как правило, проводятся занятия по одному направлению или группе схожих направлений (например, танцевальные направления, единоборства и т. д.).
– Физкультурно-оздоровительные клубы (ФОК) и спортивно-оздоровительные клубы (СОК). Сюда относятся государственные и муниципальные спортивные объекты для взрослых и детей. К данной категории относятся непосредственно ФОКи и СОКи, бассейны и водные центры, секции (частные или государственные фитнес– инициативы, зачастую не имеют своей площадки, нацелены на один или несколько видов спорта), спортивные залы в образовательных учреждениях.
– Иные фитнес–объекты. В данную категорию входят тренажерные залы без групповых программ, клубы оздоровительной направленности, кроссфит клубы, скалодромы, объекты детского фитнеса и т. д.
Основным объектом нашего исследования является первая категория – фитнес– клубы. Основой для анализа послужили данные, представленные на официальном сайте Министерства спорта в статистических отчетах по форме 1–ФК, данные Росстата, а также данные, представленные в статистических отчетах исследовательского агентства FitnessData.
Первым показателем, который следует рассмотреть, является кадровое обеспечение фитнес–клубов. Рассмотрим численность сотрудников фитнес–клубов с 2019 по 2022 год [5–8].
Рисунок 1. Кадровое обеспечение фитнес–клубов с 2019 по 2022 год
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сказать, что общая численность работников фитнес–клубов увеличилась с 2019 года. Однако мы видим снижение на 1605 человек в 2021 году. Это может быть связано с закрытием многих фитнес–клубов в период коронавирусных ограничений и вынужденными увольнениями сотрудников в данный период.
В 2022 году мы наблюдаем рост численности работников на 1109 человек и выход по показателям на уровень 2020 года. Наблюдается рост числа сотрудников фитнес–клубов в сельской местности. Так, в 2019 году данный показатель был равен 528, в 2020 году снизился до 509, однако в 2021 уже возрос до 541, а в 2022 году до 587 человек.
Довольно стабильны показатели по уровню образования. Некоторое снижение показателей наблюдалось среди специалистов с высшим и средним образованием в 2021 году, однако уже в 2022 году показатели снова увеличились.
Еще одним значимым показателем, характеризующим кадровое обеспечение фитнес индустрии, является возраст и пол работников.
На рисунке 2 представлены данные по возрасту сотрудников фитнес–клубов с 2019 по 2022 год [5–8].
Рисунок 2. Распределение штатных работников фитнес–клубов по возрасту
В возрастной категории до 30 лет максимальные показатели приходятся на 2020 год. Однако уже в 2021 году численность работников сократилась на 841 человека. В категории 31–60 лет также наблюдается снижение в 2021 году на 777 человек. Но уже в 2022 году показатель увеличился на 990 человек. В категории старше 60 лет также наблюдается снижение показателей в 2020 и 2021 году и прирост на 57 человек в 2022 году.
По данным статистики, на 2022 год 19 415 штатных работников – женщины. По сравнению с 2019 годом данный показатель увеличился на 1700 человек. Максимальные показатели по численности среди мужчин наблюдались в 2020 году — 23 377 человек. Однако к 2022 году показатель уменьшился на 1460 человек и составил 21 917 человек.
Рассмотрим такой важный показатель, как количество фитнес–клубов с 2019 по 2022 год. Данные представлены на рисунке 3 на основании статистических отчетов по форме 1–ФК Министерства спорта за соответствующие годы [5–8].
Рисунок 3. Количество фитнес–клубов в Российской Федерации с 2019 по 2022 гг.
Наблюдается стабильный рост количества фитнес–клубов. С 2019 года их количество увеличилось на 1309 клубов. Таким образом, несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, количество фитнес–клубов стабильно растет.
На рисунке 4 представлены данные по численности занимающихся в фитнес– клубах с 2019 по 2022 год [5–8].
Рисунок 4. Количество занимающихся в фитнес–клубах с 2019 по 2022 год
С 2019 года численность занимающихся в фитнес–клубах увеличилась на 1 798 689 человек. Отметим тот факт, что в 2020 и 2021 гг. несмотря на ограничения, связанные с коронавирусом, численность занимающихся не снизилась, а даже наоборот, стабильно возрастала. В то же время важно проанализировать распределение занимающихся по возрасту и полу. На рисунке 5 представлены данные по распределению занимающихся по возрасту [5–8].
Рисунок 5. Распределение занимающихся в фитнес–клубах по возрасту
В целом наблюдается стабильный рост практически во всех возрастных категориях занимающихся. В категории с 3 до 15 лет максимальные показатели относятся к 2021 году, однако в 2022 году мы наблюдаем снижение численности занимающихся на 21 336 человек. В возрастной категории от 16 до 18 лет максимальные показатели наблюдаются в 2022 году – 194 915 человек, что на 38 038 человек больше, чем в 2019 году. В возрастной категории от 19 до 29 лет самый низкий показатель мы наблюдаем в 2022 году – 2 075 369 человек, что на 123 449 человек меньше аналогичного показателя 2019 года. Среди занимающихся в возрасте от 30 до 54 лет наблюдается рост по сравнению с 2019 годом. Так, в 2019 году показатель составлял 3 186 533 человека, а в 2022 году возрос на 1 400 895 и составил 4 587 428 человек. Довольно стабильный рост наблюдается и в возрастной категории от 55 до 79 лет. В 2022 году количество занимающихся составило 1 005 526 человек, что на 424 966 человек больше аналогичного показателя 2019 года. Примечательно, что рост наблюдается и в возрастной категории старше 80 лет. По сравнению с 2019 годом численность занимающихся увеличилась на 1017 человек и составила 8443 человека.
Наиболее активными пользователями услуг фитнес–клубов являются мужчины. Так, по данным статистики, на 2022 год численность мужчин, занимающихся в фитнес–клубах, составила 4 385 635, что на 1 014 869 человек больше показателя 2019 года. Количество женщин, занимающихся в фитнес–клубах, тоже увеличилось по сравнению с 2019 годом на 783 820 человек. Так, в 2019 году данный показатель был равен 2 997 308 человек, а в 2022 году составил 3 781 128 человек.
В 2022 году по результатам выборочного наблюдения состояния здоровья населения, которое ежегодно проводит Федеральная служба государственной статистики, было выявлено, в каких регионах люди наиболее активно занимаются в фитнес–клубах. Опрос проводился среди населения с 3 до 79 лет. Результаты опроса были экстраполированы на все население соответствующего возраста.
На рисунке 6 представлены данные по занимающимся в фитнес–клубах по федеральным округам Российской Федерации [9].
Рисунок 6. Численность занимающихся в фитнес–клубах по регионам России
Мы видим, что по итогу 2021 года наиболее активными федеральными округами был Центральный федеральный округ – 12,9 % занимающихся, Северо-Западный федеральный округ – 12,4 % занимающихся и Уральский федеральный округ – 11,5 % занимающихся.
В 2022 году в лидеры по числу занимающихся вышел Северо-Западный федеральный округ – 14,1 %, на втором месте Центральный федеральный округ – 12,6 % и на третьем месте Дальневосточный федеральный округ – 11,5 %. По данным Росстата, в 2022 году в зале занимались спортом 11,4 % населения от 3 до 79 лет. Это больше показателя 2021 года. В 2021 году доля занимающихся составила 10,6 %. Большинство занимающихся мужчины – 54 %, женщин соответственно 46 % [9].
Наибольший прирост занимающихся наблюдался по итогам 2022 года в Тыве, где численность занимающихся увеличилась практически в 3 раза, в Калининградской области, где прирост составил порядка 80,4 тысяч человек, что практически в 2 раза больше аналогичных показателей прошлых лет, а также в два раза увеличилось число занимающихся в Новгородской области. Положительная динамика наблюдается по итогам 2022 года в Пензенской области, Республике Алтай, Карелии, Мордовии, Кировской, Орловской и Амурской областях. Напротив, снижение популярности спортивных клубов наблюдалось в таких регионах, как Чукотский автономный округ, где число посетителей снизилось на 72,9 %, в Ямало-Ненецком автономном округе, Ульяновской, Сахалинской, Рязанской и Псковской областях, Еврейской автономной области, Красноярском крае и Северной Осетии [9].
По данным сети профессиональных аудиторских, оценочных и консалтинговых компаний FinExpertiza, в 2023 году постепенно начинает расти интерес населения к занятиям в фитнес–клубах. На основании данных 75 субъектов России на февраль 2023 года, рынок фитнес–услуг близок к показателям докризисного периода. Наблюдается рост продаж клубных карт на 12,1 % по сравнению с данными 2022 года. Повышение интереса к услугам физической культуры и спорта эксперты связывают с восстановлением потребительской активности и перераспределением бюджетов потребителей услуг. Все чаще население нашей страны инвестирует денежные средства в собственное здоровье. Отмечается, что, по данным компании «Платформа ОФД», в январе–феврале 2023 года число покупок фитнес–услуг было на 1 % выше аналогичного периода прошлого года [10].
На рисунке 7 представлены данные рынка фитнес–услуг за 2018–2022 год и плановые показатели на 2023 год по материалам FitnessData [3].
Рисунок 7. Рынок фитнес–услуг 2018–2023 (млрд руб.)
В 2018 году наблюдался прирост в 9 %, в 2019 году – в 12 %, в 2021 году прирост составил 5 %, в 2022 – 11 %. Предполагается, что в 2023 году прирост составит 3 %. Значения 2020 года в расчет не берутся, так как в этот период наблюдалось мощное падение рынка. Значение 2021 года в 5 % соотносится с докризисным 2019 годом.
ВЫВОДЫ
Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день рынок фитнес–услуг является все еще достаточно молодым и далеким от насыщения. Он довольно динамичен и находится в постоянном поиске новых услуг, отвечающих разнообразным запросам потребителей.
По нашему мнению, развитию и росту фитнес индустрии будет способствовать введение налогового вычета на спорт. Это может служить достаточно хорошей мотивацией для занимающихся в фитнес–клубах.
В условиях санкций возникают проблемы с обеспечением клубов качественным оборудованием и запасными частями. Данную проблему, по нашему мнению, можно решить привлечением отечественных брендов спортивного оборудования и товаров. Данный шаг будет способствовать реализации политики импортозамещения.
С учетом некоторого снижения платежеспособного спроса представители фитнес–индустрии реализуют различным маркетинговые ходы, нацеленные на сохранение своей целевой аудитории и на привлечение новых клиентов. Осуществляется это за счет удержания определенного уровня цен на фитнес–услуги, проведения различным акций и разработке программ для различных категорий занимающихся. На сегодняшний день мы наблюдем такое явление, как демпинг, со стороны ведущих игроков рынка фитнес–индустрии.
Популярность в настоящее время приобретают точечные клубы в шаговой доступности. Это связано с целым рядом факторов. Во–первых, со снижением рисков, которые, несомненно, есть при вложении в крупные фитнес–проекты. Во– вторых, такие клубы зачастую имеют хорошую наполняемость и соответственно являются более рентабельными.
С учетом неоднородности платежеспособности населения необходимо находить оптимальные возможности для занятий, выгодные и продавцам фитнес–услуг, и потребителям. Эффективным представляется использование бизнес–модели, предполагающей разовые занятия, ежемесячные подписки, отсутствие привязки к конкретным клубам, создание взаимовыгодных коллабораций между участниками рынка.
Необходимо привлекать в фитнес–индустрию больше молодых специалистов. По результатам анализа мы выявили снижение численности работников в возрасте до 30 лет. А именно данная возрастная категория является носителем современных и зачастую инновационных технологий в фитнес–индустрии.
Важно разрабатывать разнообразные программы для всех возрастных категорий: от 3 лет и до возрастной категории старше 80 лет. По итогам исследования мы выявили неравномерность в показателях по численности занимающихся. В некоторых возрастных категориях наблюдается спад.
Кроме того, по нашему мнению, нельзя забывать о такой категории населения, как люди с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не все фитнес–клубы могут обеспечить возможности беспрепятственного попадания и комфортных занятий для людей с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, лица с ограниченными возможностями должны быть обеспечены специальными спортивными учреждениями, клубами секциями, предлагающими программы ориентированные исключительно на них. Основная цель таких организаций – не высокий уровень спортивных достижений, а процесс реабилитации, интеграции и социальной адаптации таких лиц в социум. Физическая культура благоприятно воздействует на психику, положительно действует на волю, дает возможность почувствовать свою социальную значимость, преодолеть психологические барьеры [11].
Несомненно, грамотная политика в области фитнеса будет способствовать развитию физической культуры и спорта в стране в целом и фитнес–индустрии в частности. Все это приведет к повышению показателей по вовлеченности населения в сферу физической культуры и спорта, что отвечает задачам, поставленным в рамках Стратегии 2030.
Список литературы
- Енченко, И. В. Анализ показателей развития физической культуры и спорта в регионах России Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, № 3. С. 63–71.
- Енченко И. В. Услуги физической культуры и спорта в современных условиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 3 (17). С. 199–203.
- Черненко В. А., Енченко И. В. Услуги физической культуры и спорта в Российской Федерации: монография. СПб: Изд–во СПбГУСЭ, 2013. 169 с.
- Рынок фитнес–услуг Санкт–Петербурга // Официальный сайт исследовательского агентства FitnessData. [Электронный ресурс]. URL: https://fitnessdata.ru/research
- Сводный отчет 1–ФК по Российской Федерации 2019 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf.
- Сводный отчет 1–ФК по Российской Федерации 2020 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf.
- 1–ФК сводный 2021 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf
- Сводный отчет 1–ФК по Российской Федерации 2022 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf.
- Выборочное наблюдение состояния здоровья населения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/zdor22/PublishSite_2022/index.html.
- Елена Трубникова назвала «Коммерсанту» причины роста интереса россиян к спорту // Официальный сайт сети профессиональных аудиторских, оценочных и консалтинговых компаний FinExpertiza. [Электронный ресурс]. URL: https://finexpertiza.ru/solutions/actual-topics/prich-rost-interesa-k-sportu/?sphrase_id=32329
- Енченко И. В. Значение услуг физической культуры и спорта в жизни общества // Формирование и развитие инновационного потенциала на рынке труда региона: межвузовский сборник научных трудов. Санкт–Петербург, 2014. С. 245–250
Статья поступила в редакцию 14.04.2023