Безбарьерная городская среда: сущность, потребители, элементы

УДК 364:711.5

Publication Text (PDF)

Безбарьерная городская среда: сущность, потребители, элементы

Ячменева В. М., Высочина М. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: v_lev@kafmen.ru

Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения научно-практической задачи формирования системы управления стратегией развития территории на основе концепции создания безбарьерной городской среды. Раскрыто содержание понятия «безбарьерная городская среда». Определены все потенциальные группы потребителей городской среды. Соотнесены между собой доступность городской среды и потребности населения в соответствии с типологией потребностей А. Маслоу. Сформулированы принципы универсального дизайна, реализация которых способствует формированию безбарьерной экономики, обеспечивает рост ВВП и качества жизни населения.

Ключевые слова: стратегия развития территории, город, городская среда, безбарьерная городская среда, универсальный дизайн.

Введение

Благосостояние государства и благополучие его населения во многом определяются грамотным и умелым урегулированием процессов территориального развития. Вопросы стратегического управления территориями в этих процессах занимают одно из центральных мест. Большое число заинтересованных сторон и участников процессов развития территории предполагает реализацию комплексного и системного подходов: в стратегии развития должны быть взаимоувязаны различные аспекты – экономические, социальные, экологические и пространственные. Вопросы управления стратегиями развития территорий представляются более сложными по сравнению с решением подобных проблем на уровне предприятий и организаций.

Сегодня изучение территорий как объекта стратегического управления становится одним из мейнстримов современной отечественной управленческой науки. Такие отечественные исследователи, как Е. Г. Анимица, Б. С. Бочко, Е. Г. Гущина, И. Динисламов, Е. В. Карпов, М. Ю. Махотаева, Т. М. Тишкина, А. А. Федоровская, занимались изучением проблем разработки и реализации стратегий развития территорий. В то же время несмотря на значительные результаты, достигнутые учеными в этом направлении, нельзя говорить о том, что вопрос управления стратегией развития территории решен раз и навсегда. Современные вызовы диктуют новые задачи развития территорий, в частности формирование безбарьерной городской среды – одна из таких задач, решение которой повысит уровень качества жизни населения.

В работах Е. М. Давыдовой, В. Ю. Радченко, А. И. Феха [1], Н. Н. Дорофеевой, Е. П. Дорофеева, А. Ф. Гарнаги [2], О. Э. Замулы [3], Л. Рингерта [4], К. Э. Сафронова [5] рассмотрены вопросы доступности городской среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Однако проблема доступности объектов городской среды – более обширная, касающаяся всех групп населения, что требует проведения дальнейших исследований.

Цель статьи – уточнить сущность понятия «безбарьерная городская среда», определить ее элементы и потребителей.

Основной материал

Россия принадлежит к категории стран с высоким уровнем урбанизации. Доля городского населения в общей численности медленно продолжает расти. Процессы урбанизации в России по сравнению с другими странами имеют свои особенности: повышение доли капитала города в бюджете регионов; менталитет россиян (город дает больше возможностей); объединение большого количества средних и мелких населенных пунктов в крупные городские агломерации; рост количества крупных поселений, формирующих экономику отдельных регионов [6].

«Городом в России считается населенный пункт с численностью населения более 12 тыс. человек и при условии, что более 85 % его жителей занято вне сельского хозяйства, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие функции, не связанные с аграрным сектором и его обслуживанием» [7]. По данным Росстата, в России существует 1118 населенных пунктов, официально определенных как город [8].

Город рассматривается как единая система, включающая не только социально-экономическую сферу, но историко-культурную, экологическую, пространственную, градостроительную и иные сферы. А. А. Федоровская выделяет четыре основных методических подхода к изучению города: «город как территориальная единица и экосистема; город как архитектурно-планировочная система; город как социально- экономическая система; город как культурологический объект» [7].

Под городской средой, согласно «Руководству по определению первоочередных направлений развития городской среды с помощью индекса качества городской среды», понимается «совокупность застроенных и открытых городских территорий (например, улиц, площадей, парков, дворов) и способов их использования горожанами в повседневной жизни» [9].

Типология городов должна в обязательном порядке учитываться при формулировании и управлении стратегией развития конкретного города. Целью стратегии развития территории города является создание благоприятной среды для жизнедеятельности его населения. Современные города должны развиваться с учетом формирования в них доступной и комфортной городской среды. Кроме того, важным аспектом является учет ряда элементов города: уникальности, разнообразия городского ландшафта, комфортности и безопасности передвижения жителей, безопасности жизни, досуга и возможности получения разнообразных услуг.

Устойчивое развитие и процветание городов обусловлено в том числе и безбарьерной и комфортной городской средой. Такая среда – один из факторов конкурентоспособности города. Безбарьерная городская среда часто становится предпосылкой миграционных процессов: отток населения наблюдается в городах с некомфортной городской средой, и наоборот, сохранение и приток граждан наблюдается в комфортной и доступной городской среде.

Согласно ГОСТ Р 70390–2022 «Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы», «комфортная городская среда – это способность городской среды обеспечить достойный уровень бытового обслуживания, сбалансированность транспортной инфраструктуры, возможность для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, грамотное районирование, удовлетворение социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан, адекватный уровень шумового и информационного загрязнения» [10]. В свою очередь, формирование комфортной городской среды – это «деятельность по обеспечению достойного уровня бытового обслуживания, сбалансированности транспортной инфраструктуры, возможности для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, грамотного районирования, удовлетворения социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан, адекватный уровень шумового и информационного загрязнения» [10].

Город – это сложная структура, включающая большое число разнообразных и взаимосвязанных между собой элементов (табл. 1).

Таблица 1. Элементы города

Подсистема

Элементы

Жилье

Жилые дома общего типа (комнаты, квартиры, помещения).

Одноквартирные (коттеджи, дачные и усадебные дома).

Рекреационные учреждения общего типа (дома отдыха, санатории, кемпинги, молодежные лагеря и т. д.).

Реабилитационные центры.

Гостиницы, мотели (номера, места).

Среда

Центральные районы городов.

Исторические зоны городов.

Микрорайоны.

Срединные и периферийные зоны городов.

Районы существующей индивидуальной усадебной застройки.

Улично-дорожная сеть города.

Зоны отдыха.

Производственные зоны.

Рекреационные зоны.

Транспортные и пешеходные коммуникации, зоны парковки.

Транспортная инфраструктура

Подвижной состав.

Маршрутная сеть (остановки).

Зоны внешнего транспорта (вокзалы).

Транспортно-пересадочные узлы.

Индивидуальный транспорт.

Информационное обеспечение.

Пешеходные переходы.

Парковки, гаражи.

Объекты тяготения

Общественные здания, учреждения и предприятия обслуживания.

Учреждения образования.

Продовольственные магазины.

Предприятия общественного питания.

Предприятия бытового обслуживания.

Учреждения управления, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи.

Аптеки, поликлиники, амбулатории.

Учреждения культуры.

Учреждения социальной защиты населения.

Государственные и муниципальные учреждения.

Общественные туалеты.

Специализированные детские дошкольные учреждения и школы–интернаты для детей с физическими нарушениями.

Рекреационные учреждения.

Места приложения труда.

Общественные пространства

Парковые и природные территории общего пользования.

Бульвары общегородского и районного значения.

Городские площади общегородского и районного значения.

Улицы общегородского и районного значения (с приоритетом пешеходного движения).

Сады и скверы общегородского и районного значения.

Прибрежные территории – набережные и пляжи.

Источник: составлено авторами по материалам [5; 10].

В широком смысле безбарьерная среда – это элементарные и безопасные условия для всего населения города и приезжих. Основная цель безбарьерной среды – сделать окружающий мир комфортным и приспособленным для всех людей. Таким образом, потребители безбарьерной городской среды – все люди, осуществляющие процессы жизнедеятельности на этой территории. При этом особой группой потребителей следует считать маломобильную группу населения, в которую входят: «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.» [11]. Довольно часто в литературе можно встретить, что безбарьерной средой является среда, адаптированная для инвалидов и других маломобильных групп населения [5]. Доступность городской среды связывают именно с этой категорией населения, поэтому проводится изучение потребностей инвалидов и маломобильной группы населения, результаты которого затем закладываются в основу принципов доступности. «Отсюда возникло правило: там, где пройдет инвалид, пройдут и остальные» [5].

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [12]. Инвалидами могут быть признаны люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, психики, когнитивными нарушениями, со скрытыми формами инвалидности, по общему заболеванию. В табл. 2 представлены данные по общей численности инвалидов в Российской Федерации.

Таблица 2. Общая численность инвалидов по группам инвалидности

Показатель

2010

2015

2019

2020

2021

2022

2023

Всего инвалидов, тыс. чел.

13134

12924

11947

11875

11631

11331

10993

Доля инвалидов в общей численности населения, %

9,2

0,9

8,1

8,0

7,9

7,7

7,5

в том числе:

             

1 группы

1920

1355

1433

1422

1367

1304

1382

2 группы

7086

6472

5356

5209

4982

4745

4506

3 группы

3609

4492

4488

4556

4578

4553

4423

Дети–инвалиды

519

605

670

688

704

729

722

Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения

92

88,4

81,4

80,9

79,6

77,8

74,6

Численность детей–инвалидов, приходящихся на 10000 детей

197

213,3

221,7

226,4

231,6

240,4

239,1

Источник: составлено авторами по материалам [13].

Приведенные данные демонстрируют снижение численности инвалидов в стране, уменьшается их доля в общей численности населения. Но при этом в 2023 г. выросло число инвалидов первой группы (люди, полностью утратившие трудоспособность). Велико число детей–инвалидов.

Что касается Республики Крым, то по состоянию на 01.05.2024 г. инвалидами признано 152 436 человек, а это 7,97 % от всего населения, что выше показателя по стране. Инвалидов 1–й группы в регионе 17 979 (0,94 %), 2–й группы – 65 220 (3,41 %), 3–й группы – 60 056 (3,14 %), детей–инвалидов – 9 181 (0,48 %) [14].

К маломобильным группам населения относятся также люди пожилого возраста. На полуострове проживает 416 952 людей в возрасте от 60 до 79 лет (21,8 % населения), 26 777 людей в возрасте свыше 80 лет (1,4 % населения). Пенсионеров в Республике Крым 554 660 человек (29 % населения) [14].

К маломобильным группам населения также следует относить «беременных женщин и родителей с детьми, детей в возрасте до 12 лет, людей очень маленького или очень высокого роста, людей, не знающих язык страны пребывания, людей с повышенной массой тела, людей с детскими колясками или тележками для перевоза багажа/грузов, людей с временными ограничениями физического здоровья (заболевания различной степени тяжести, травмы, послеоперационный период и др.)» [3].

Доступность городской среды для человека может быть рассмотрена с позиций теории А. Маслоу, который построил пирамиду потребностей – от низшего уровня (потребности физиологические и безопасности) до высшего уровня (потребности в самореализации). На рисунке 1 представлена концепция А. Маслоу применительно к концепции безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Доступность городской среды для инвалидов предполагает преодоление ряда барьеров, среди которых выделим:

– «архитектурные или физические барьеры: пороги, двери, проходы, санузлы, лифты и прочее, прочее, прочее;

– информационные барьеры: недоступные для людей с инвалидностью системы навигации и ориентирования, отсутствие информации об услуге и способах ее получения, выполненных в доступной и/или альтернативной форме и т. д.;

– операционные барьеры: нелогичные и неудобные процедуры обслуживания. Персонал, необученный принципам работы с людьми, имеющими инвалидность, и т. д.;

– коммуникативные барьеры: стереотипы в отношении людей с инвалидностью, незнание этики общения с людьми, имеющими инвалидность, неверное понимание инвалидности и т. д.» [3].

Преодоление перечисленных барьеров возможно, при этом необходимыми условиями являются: наличие политической воли всех участников процесса (органов муниципальной власти, общественных организаций, предприятий территории, населения), разработка соответствующей законодательной базы, формирование территориальной концепции и плана комплексного подхода к созданию безбарьерной среды на конкретной территории, создание системы взаимосвязанных организаций исполнителей (подрядчиков) и привлечение объединений инвалидов, комплекс ресурсов для реализации проектов по созданию безбарьерной городской среды, координация и контроль за реализацией проектов по формированию безбарьерной городской среды, создание эффективной системы коммуникаций, система подготовки кадров по работе с инвалидами и маломобильными группами населения.

Рисунок 1. Доступность и потребности человека.

Источник: составлено авторами по материалам [5].

Должны выполняться определенные требования к:

– проектированию и строительству объектов, которыми будут пользоваться инвалиды;

– обеспечению доступности существующих объектов и обслуживания в них;

– созданию безбарьерной среды на объектах транспортной инфраструктуры;

– созданию безбарьерного доступа к различным инфраструктурным объектам;

– обеспечению безбарьерного доступа к информационному пространству.

В 80–х гг. ХХ века архитектором Р. Мэйсом (США) было введено в употребление понятие «универсальный дизайн», означающее «дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий их применяемости всеми людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей последних» [4]. Первоначально идеи универсального дизайна имели свое воплощение в товарах, реализовывались понятия «дизайн без границ» и «доступный дизайн». Однако со временем эта концепция выходит на более высокий уровень, ставя перед собой цель сделать любой продукт (услугу) доступным для всех потенциальных пользователей, несмотря на существование различного вида барьеров. Рассматривая городскую среду, примером универсального дизайна можно считать пологий вход в здание с порога, субтитры на телевидении и т. п. Таким образом, концепция универсального дизайна предполагает проектирование и формирование окружающей среды с учетом максимальной степени пригодности ее элементов к использованию всеми людьми без необходимости приспособления или специализации дизайна. Принципы универсального дизайна могут быть применимы как на этапе проектирования территории городской среды, так и в ходе ее эксплуатации. Принципы универсального дизайна следующие [2]:

1) Обеспечение равноправия в использовании.

2) Обеспечение гибкости в использовании.

3) Простота использования.

4) Легкость восприятия информации.

5) Терпимость к ошибке.

6) Минимум затраченных усилий при использовании.

7) Доступность использования.

Перечисленные принципы должны стать руководством для проектировщиков территории, они позволят обеспечить лучшее сочетание параметров среды, которые соответствовали бы потребностям максимального числа потребителей (пользователей). Отметим, что при проектировании среды на основе принципов универсального дизайна следует принимать также экономические, технические, культурные и экологический особенности территории.

Предпосылкой формирования безбарьерной среды считается законодательная база, которая затрагивает различные вопросы: изучение потребностей инвалидов, маломобильных групп населения и других людей; аудит окружающей среды; разработка механизма адаптации территории к нуждам всего населения.

Проектные решения объектов территории, которые были бы доступны для различных категорий граждан, в том числе и для инвалидов и маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость объекта, беспрепятственное перемещение внутри объекта (здания), безопасные места проживания и приложения труда, безопасный путь движения, полный спектр информации, характеристиками которой должны быть своевременность, качество, полнота, удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

Заметим, что те решения объектов, которые принимаются для инвалидов и маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также снижать уровень эффективности эксплуатации объекта.

Изучение современного состояния городов Республики Крым с точки зрения равных возможностей пользования городской средой инвалидами, маломобильными и обычными здоровыми горожанами показало, что критерии доступности не отвечают не только международным нормам, но и общероссийским. Несомненно, в рамках Национального проекта «Жилье и городская среда» [15] реализуется большое число проектов, однако основное внимание уделяется обеспечению доступным жильем семей со средним уровнем доходов посредством развития ипотеки, совершенствованию транспортной структуры города, благоустройству придомовых территорий (детские площадки). В городах работает общественный транспорт, адаптированный для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата, однако такого транспорта крайне мало. Решенной проблемой можно считать наличие специальных парковочных мест для транспорта инвалидов. Во многих учреждениях отсутствуют условия для входа маломобильных групп населения, в отдельных – обустроенные входы для таких категорий граждан не соответствуют нормативным требованиям. В городах Крыма тактильные наземные покрытия для ориентации слабовидящих и слепых людей почти не встречаются. Плохо организована информационная система. В регионе не хватает навигационных карт, дающих представление об окружающих объектах и местоположении человека. В рекреационных зонах полуострова чаще всего установлено оборудование, которое может быть использовано для отдыха и занятий спортом в основном здоровыми гражданами. В учреждениях образования реализуются программы инклюзивного образования, однако часто материальная база не адаптирована к предъявляемым требованиям в связи с недостаточным финансированием.

Перечисленные проблемы требуют комплексного подхода к решению. Субъектами их решения становятся не только муниципальные органы управления, но предприятия и организации различных сфер хозяйственной деятельности. Управление стратегией развития территории на основе концепции безбарьерной городской среды должно осуществляться на принципах системного подхода. При этом надо понимать, что создание безбарьерной среды решает не только социальные вопросы, но и экономические: доходы предприятий могут вырасти за счет граждан, которые сейчас в силу недоступности для них не являются потребителями их продукции и услуг, но при снятии имеющихся барьеров станут ими. То есть будет развиваться экономика безбарьерной среды.

Выводы

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1) Город рассмотрен как сложная структура, включающая в себя такие взаимосвязанные элементы, как жилье, среда, транспортная инфраструктура, объекты тяготения и общественные пространства. Создание благоприятной среды для жизнедеятельности населения – основная цель стратегии развития территории города. Безбарьерная городская среда – это элементарные и безопасные условия для всего населения города и приезжих.

2) Чаще всего безбарьерная городская среда рассматривается с позиций инвалидов и маломобильных групп населения, при этом возможности удовлетворения потребностей инвалидов и маломобильных групп населения закладываются в основу принципов доступности. Доступность городской среды для инвалидов предполагает преодоление ряда барьеров: архитектурных (физических), информационных, операционных и коммуникативных.

3) Безбарьерной городская среда должна быть для всех категорий населения, в результате чего помимо социальных проблем решаются экономические проблемы, способствуя становлению и развитию экономики безбарьерной среды, которая обеспечивает рост ВВП и качества жизни населения.

4) Доступная городская среда должна формироваться на базе концепции «универсального дизайна», которая предполагает проектирование и формирование окружающей среды с учетом максимальной степени пригодности ее элементов к использованию всеми людьми без необходимости приспособления или специализации дизайна, а не только инвалидами и маломобильными группами населения.

Список литературы

1. Давыдова Е. М., Радченко В. Ю., Фех А. И. Описание методики оценки доступности городской среды для волонтеров на примере работы со студентами // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. 2017. № 5 (71): в 3–х ч. Ч. 1. C. 195–199. [Электронный ресурс]. URL: www.gramota.net/materials/2/2017/5-1/55.html.

2. Дорофеева Н. Н., Дорофеев Е. П., Гарнага А. Ф. Анализ эволюции теоретической базы строительства в области формирования доступной городской среды // Инновации и инвестиции. 2020. № 9. С. 198–201.

3. Замула О. Э. Методические рекомендации по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения / Министерство социального развития Республики Марий Эл. Йошкар-Ола: ООО «Винтаж», 2017. 63 с.

4. Рингерт Л. Введение в универсальный дизайн. Канадско-Российская Программа по Инвалидности, 2006. 127 с. [Электронный ресурс]. URL: https://textarchive.ru/c-1457375-pall.html.

5. Сафронов К. Э. Безбарьерная городская среда. 2–е изд. доп. и перераб. Омск: Золотой тираж, 2011. 159 с.

6. Филобок А. А., Антонов О. В. Современные особенности урбанизации в России // Молодой ученый. 2022. № 9 (404). С. 60–63. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/404/89286/.

7. Федоровская А. А. Основы территориального планирования и управления территориальным развитием: курс лекций. Ростов–на–Дону: Управление дистанционного обучения и повышения квалификации, 2017. 105 с.

8. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2022: Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 460 с.

9. Индекс качества городской среды. [Электронный ресурс]. URL: https://индекс-городов.рф/#/regions/648.

10. ГОСТ Р 70390–2022. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы: утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. № 1097–ст. [Электронный ресурс]. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://files.stroyinf.ru/Data/789/78955.pdf.

11. СНиП 35–01–2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73). [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/117294/.

12. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.

13. Здравоохранение в России. 2023: Стат.сб./Росстат. М., 2023. 179 с.

14. Население Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://bdex.ru/naselenie/respublika-krym/.

15. Национальные проекты России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/zhile-i-gorodskaya-sreda.

Статья поступила в редакцию 16.09.2024