Влияние западных санкций на экономику России

10.12.2024 | by Константин Гудилин |

УДК 339.9

Publication Text (PDF)

ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Туралина А. Г.

Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация

E-mail: turalina.ana@yandex.ru

В настоящее время все большее количество государств используют санкции как инструмент влияния на экономический рост и политический курс той или иной страны, что впоследствии отрицательно сказывается на взаимодействии и развитии всех участников международных экономических отношений. В отношении Российской Федерации за последние десять лет был применен широкий спектр санкционных ограничений, который повлиял на все отрасли экономики страны. В связи с этим была применена политика импортозамещения, изменены условия торговых и финансовых связей в системе мирового хозяйства. В условиях геополитической нестабильности обостряется необходимость исследования влияния санкции на российскую экономику. Результаты исследования показывают, что сложившаяся ситуация способствовала переориентации российской экономики на Восток со значительными сдвигами в обеспечении устойчивого экономического роста. Политика импортозамещения и сближение с союзниками в рамках «БРИКС плюс» способствовали созданию новой системы международных экономических отношений и наращивание экономического потенциала Российской Федерации.

Ключевые слова: экономические санкции, импортозамещение, международные экономические отношения.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития международных экономических отношений наблюдается тенденция к увеличению использования экономических санкций для решения конфликтов, что связано с новым витком трансформации глобальной экономической системы. Увеличивающаяся конкуренция за ресурсы, рынки сбыта, технологические и производственные преимущества, зависимость от мировой финансовой системы привели к новому витку протекционизма, необходимости защиты государственных интересов для обеспечения экономической безопасности, переориентации многих государств на качественно новый уклад мировой экономики.

Россия как одна из стран, способных создать новую модель отношений в мировом сообществе, столкнулась с нестабильностью и агрессивными внешними факторами санкционного давления, которые привели к разрыву старых международных связей. Современные направления международного экономического развития все больше определяются геополитическими обстоятельствами, в том числе стремлением зарубежных государств вводить санкции не только с целью подрыва социально-экономического развития и снижения оборонных возможностей, но и подавления статуса России как мировой державы.

Исследование тенденций развития российской экономики в условиях санкционного давления имеет важное значение для определения перспективных направлений роста и взаимодействия в системе международных экономических отношений.

Темой влияния международных санкций на экономику государства занимались ряд ученых, которые рассматривали тему с различных позиций.

Воробьева Е. И. изучала данный вопрос с точки зрения исторического аспекта, полагая, что необходимо работать на внутренний рынок, развивать продовольственную безопасность и информационные технологии, сохранять человеческие ресурсы [4].

Воронов А. А. в своих работах рассматривает международные санкции как фактор развития региональных рынков России, рекомендует предприятиям пересмотреть стратегию ценообразования и развивать партнерские отношения с поставщиками [5].

Гераськина А. Р. исследовала влияние антироссийских санкций на современные международные экономические отношения, отметив снижение мировой экономической динамики в ближайшей перспективе у большинства стран мирового сообщества, особенно у тех, которые не имеют своей сырьевой базы [6].

Сенков В. А. изучает финансовую устойчивость предприятий, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью в условиях санкционных ограничений [13].

В научных трудах исследованы различные подходы к изучению темы работы. Однако актуальным остается вопрос изучения перспективных направлений развития, оценке современного уровня эффективности импортозамещения и международного сотрудничества, выявление реперных точек экономического роста России в современных условиях.

Цель статьи состоит в определении влияния санкций на экономическое развитие России.

Теоретической и методологической основой исследования выступают важнейшие положения экономической теории в области изучения роста национальной экономики, а также прикладные разработки ведущих ученых и экономистов в сфере анализа влияния различного рода ограничений на экономическое развитие страны.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Экономические санкции представляют собой меры, направленные на полное или частичное прекращение торговых и финансовых взаимоотношений с целью реализации внешней политики и достижения определенных целей, связанных с ограничениями различного характера. Санкции могут быть наложены отдельными странами, их объединениями, а также международными организациями и выступать относительно различных субъектов международных экономических отношений. Они вводятся по причине вооруженных конфликтов, вмешательства во внутренние дела государства, угроз международной безопасности [9].

За последние 10 лет в отношении экономики России было введено более 17,5 тысяч санкций [7]. Ограничения установлены на экспорт, финансовую деятельность, предоставление помощи, любые экономические отношения с объектом санкций. Данные меры были назначены США и рядом западных стран в отношении экономики России, ее союзников, а также отдельных физических лиц, которые открыто заявили о своей позиции при поддержке национальной государственности.

С началом украинского конфликта и введением первых пакетов санкций в 2014 году Правительство страны начало политику широкомасштабного импортозамещения. Государство оказывает поддержку развитию инноваций и технологий (выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий вырос на 39,3 %, производство транспортных средств и оборудования – на 28,5 %, электрического оборудования – на 10,1 % [11]), происходит наращивание отечественного промышленного производства, большое значение уделено продовольственной безопасности (рисунок 1).

Рисунок 1. Фазы динамики промышленного производства России [12] (среднемесячный уровень 2021 года принят за 100)

Наряду с эффективным государственным регулированием и диверсификацией импорта продолжается экспорт топливно-энергетических товаров, металлов, оборудования, транспорта, изделий химической промышленности и сельского хозяйства. В 2022 году Россия по сравнению с 2021 годом увеличила экспорт минерального топлива, нефти и продуктов их переработки, а также битуминозных материалов на 42,8 %, достигнув суммы 383,7 млрд долл. США. При этом экспорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья в денежном выражении возрос на 14,8 %, а объем поставок удобрений увеличился на 54,3 %, составив 19,295 млрд долл. США [16].

В целом, государственные меры стали более эффективно внедряться и реализовываться, начиная с 2022 года, когда были осуществлены 50 государственных программ. В среднем их эффективность за прошедший период составила около 94,3 %. Наибольших успехов достигли проекты «Комплексное развитие сельских территорий» и «Государственная программа по поддержке сельского хозяйства и регулированию рынков агропродовольственной продукции, сырья и продуктов питания».

Благодаря принятым мерам в 2023 году цели по индексу производства сельхозпродукции были значительно перевыполнены: уровень занятости в сельской местности составил 55,6 %, а экспорт продукции вырос и достиг 37,6 миллиарда долларов [14].

Валовой внутренний продукт также показывает определенную устойчивость, несмотря на очевидные скачки (рисунок 2). Согласно информации Росстата, в 2022 году ВВП снизился всего на 1,2 %. При этом в 2023 г. произошел рост показателя до 3,5 %, и ожидается, что в ближайшей перспективе он будет относительно стабильным [1].

Достаточно оптимистичные данные демонстрируют и другие показатели.

В 2023 году федеральный бюджет столкнулся с дефицитом в размере 3,24 триллиона рублей, что составило 1,9 % от валового внутреннего продукта. Этот показатель несколько превысил запланированную сумму в 2,93 триллиона рублей. Доходы от нефтегазового сектора в 2023 году снизились на 23,9 %, или 2,76 трлн рублей по сравнению с 2022 годом, но это сокращение было компенсировано ростом доходов от ненефтегазового сектора на 25 % или 4,06 трлн рублей [15].

Рисунок 2. Темпы роста ВВП России [1]

Импортозамещение, рост государственного оборонного заказа, увеличение численности армии и демографические изменения способствовали рекордному сокращению уровня безработицы до 2,9 %, что вызвало дефицит рабочей силы. Это, в свою очередь, сказалось на росте зарплатных ожиданий и ограничило потенциал для дальнейшего экономического роста. Таким образом, недостаток рабочей силы увеличился, снизился и приток квалифицированных специалистов. В связи с этим государство и предприятия пересматривают свою кадровую политику, делая упор на развитие молодежи и удержание специалистов.

Кроме того, необходимо отметить еще один важный момент – переориентацию российской экономики и упрочение взаимовыгодного сотрудничества с рядом мировых лидеров стран с растущей экономикой, таких как Китай, Бразилия, ЮАР, Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия, Египет.

По итогам саммита «БРИКС плюс» лидеры представленных государств выступили за многополярность, недискриминацию, отсутствие незаконных санкций, взаимную поддержку и сотрудничество, урегулирование споров посредством дипломатических переговоров и всестороннего диалога.

Предполагается, что участие России в БРИКС в расширенном составе особенным образом усилит ее позиции в мире в долгосрочной перспективе. Численность населения стран–участниц составляет более 40 % от общемирового. Доля БРИКС в мировом экспорте – 25,1 %, России – 2,1 %, а главного партнера Китая – 14,4 %. Кроме того, невзирая на стремления перейти на возобновляемые источники энергии, мировой нефтяной рынок остается важным на сегодняшний день для всех стран мира [3]. Страны БРИКС будут иметь в нем значительное влияние, особенно в связи с тем, что Саудовская Аравия, производящая 12,9 % мировой нефти, также присоединилась к этому объединению.

Экономический и политический потенциал объединения вызывает желание и других стран мира вступить в альянс, а Россия в этом отношении представляется флагманом, активным участником и инициатором актуальных идей трансформации международного сотрудничества.

Следует выделить несколько ключевых моментов, которые подчеркивают основные направления роста. По прогнозам на 2024 год, доля стран БРИКС по паритету покупательной способности достигнет 36,7 %, что значительно превосходит долю стран Группы семи, которая составит лишь 30 %. «А 30 % было по итогам 2023 года, ну и в 2024–м будет чуть повыше», – уточнил Президент России Владимир Путин на заседании БРИКС в расширенном составе [8].

«Саммит БРИКС показал, что у Запада больше нет монополии в мире», – это заявление сделал МИД Франции в лице своего министра–делегата по делам Европы Бенжамена Аддада [10].

Кроме того, все государства подчеркнули важность преобразования существующей мировой финансовой структуры и договорились изучить возможность создания независимой международной расчетно-депозитарной системы BRICS Clear, которая призвана обеспечить основу новой инфраструктуры взаимодействия стран в сфере финансовой деятельности. Участники также поддерживают использование национальных валют в расчетах между странами БРИКС и их торговыми партнерами, что обеспечит не только упрощение взаимоотношений внутри объединения, но и упрочит курсы валют стран–участниц, в том числе и рубля.

Главный политический вывод по итогам саммита организации заключается в том, что произошел провал проводимой Западом политики изоляции России.

По замыслу недружественных государств введение экономических санкций должно было повлечь за собой экономический спад, ухудшение уровня жизни, рост общественного недовольства и политические протесты. Несмотря на первоначальную рецессию в стране, Россия не только выстояла, но и укрепила свои позиции в мире, США уступили первое место Китаю, Германия заняла шестую строчку рейтинга после Российской Федерации, Франция и Англия спустились на девятое и десятое места соответственно [7]. Эффективная политика, поддержка внутреннего товаропроизводителя и наращивание взаимовыгодного сотрудничества с дружественными странами дали возможность победить зависимость российской экономики от коллективного Запада.

ВЫВОДЫ

Ограничения в отношении России принесли как отрицательные, так и положительные изменения, которые стали толчком для разработки отечественных технологий, что позволило уменьшить зависимость от западных решений, активно развивать промышленность, аграрный сектор, научно-технический потенциал. Поддержка союзников содействует замещению импортных товаров и технологий, попавших под санкции.

Санкционные меры западных государств и ответные действия России оказывают смешанное влияние на экономическую ситуацию в стране. Тем не менее, Россия обладает значительными ресурсами и реальными шансами для устойчивого экономического роста. Несмотря на введенные ограничения и связанные с ними трудности, российская экономика успешно адаптировалась к новым реалиям. Освоение новых рынков, диверсификация импорта, повышение самодостаточности и наращивание технологической базы стали ключевыми направлениями, позволившими России укрепить свои экономические позиции. Переориентирование на новые торговые площадки и развитие отечественного производства обеспечили более стабильную и менее уязвимую перед внешними угрозами экономику. А укрепление сотрудничества со странами в рамках международных объединений дает возможность создания новой модели взаимовыгодного сотрудничества, наращивания экономического потенциала и упрочения позиции экономики Российской Федерации на мировой арене.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts

2. Банк России [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=15122023_133000key.htm

3. Валюта БРИКС: когда она может появиться и как повлияет на рубль. Газпромбанк. Инвестиции. [Электронный ресурс]. URL: https://gazprombank.investments/blog/economics/brics-currency/

4. Воробьева Е. И. Влияние санкций на экономику и социальную сферу государства: исторический аспект и современные реалии // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2019. № 3. С. 134–139.

5. Воронов А. А., Ильенкова К. М., Бянь С. Международные санкции как фактор формирования и развития региональных потребительских рынков Российской Федерации // Экономические науки. 2023. С. 10–17.

6. Гераськина А. Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. 2023. № 2. С. 221–235.

7. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/57839/

8. Доля стран БРИКС в мировой экономике по итогам 2024 года. Министерство финансов России [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=39393

9. Инфографика «Санкции ведущих стран мира». Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/sanctions#infographics

10. Основные итоги 16 саммита БРИКС в Казани 22–24 октября 2024 года. Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ. [Электронный ресурс]. URL: https://spi-cis.ru/novosti/osnovnye-itogi-16-sammita-briks-v-kazani-22-24-oktyabrya-2024-goda

11. Отечественные предприятия увеличивают объемы производства. Интернет–портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2024/07/08/v-polnyj-rost.html

12. Промышленность России перешла в фазу очередного подъема. Независимая газета. Источник ЦМАКП. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2024-07-16/1_4_9050_industry.html

13. Сенков В. А., Домничев Д. Ю., Кречетова А. В. Финансовая устойчивость предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях антироссийских санкций как основа экономической безопасности // Экономическая безопасность. 2023. Том 6. № 2. С. 793–806.

14. Средняя эффективность госпрограмм в 2023 году. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/srednyaya_effektivnost_gosprogramm_v_2023_godu_sostavila_943.html

15. Экономика России: итоги 2023 года. Газпром. Инвестиции. [Электронный ресурс]. URL: https://gazprombank.investments/blog/economics/russian-economy-2023/

16. Экспорт российской нефти и топлива в денежном выражении вырос в 2022 г. на 42,8 %. Электронная торговая площадка ГПБ. [Электронный ресурс]. URL: https://etpgpb.ru/posts/30778-eksport_rossiyskoy_nefti_i_topliva_v_denezhnom_vyrazhenii_vyros_v_2022_g_na_428/

17. Никитина М. Г., Кузнецов М. М. Формирование внешнеторговой стратегии Российской Федерации в условиях санкционного давления // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2024. Т. 10 (76). № 2. С. 60‒82.

Статья поступила в редакцию 15.11.2024