Воздействие рыночной среды на динамику развития образовательных услуг в современной России

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 2. С. 103‒112.

УДК 330.123.6:378

Publication Text (PDF)

ВОЗДЕЙСТВИЕ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ НА ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Соловьева Л. В.1, Токарь Е. В.1, Соловьева В. И.2

1Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород, Российская Федерация

2Бременский университет Констрактер, Бремен, Германия

E-mail: solovyevalv64@mail.ru

Современный российский рынок образовательных услуг претерпевает серьезные изменения. Особенности функционирования данного рынка определяются спецификой реализуемого товара. Цифровизация общественной жизни и экономических отношений привели к началу трансформации отечественного рынка образовательных услуг. Существенную роль в этом процессе играют регионы. Изменения российского рынка образовательных услуг связаны с выходом из Болонской системы, что позволит в перспективе вернуться к национальным традициям образования. В последнее время происходит переориентация с академической составляющей образовательного процесса на его практическую востребованность. Экономический механизм высшей школы сегодня должен одновременно соблюдать принципы как рыночного, так и государственного регулирования. Только тогда могут быть достигнуты желаемые результаты в образовании.

Ключевые слова: услуга, классификация видов услуг, сферы предоставления услуг, рынок образовательных услуг, экономика знаниевого типа, цифровые технологии, трансформация рынка образовательных услуг, практическое обучение, государственное регулирование.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экономики в любой стране подчинено интересам государства, заботе об улучшении жизни народа. Решение социальных задач – конечная цель экономического развития. Экономика, основанная на новом технологическом укладе, не может успешно функционировать, если не служит своему естественному назначению – удовлетворению потребностей человека, росту доходов населения и национальному благосостоянию.

Учет текущих и перспективных запросов людей является главным условием экономического успеха. Ориентация на удовлетворение этих потребностей становится абсолютно необходимой при принятии стратегических решений в инновационной, структурно-инвестиционной и других сферах производственной деятельности [1].

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Подчинение производственного процесса задачам удовлетворения запросов и интересов человека, учет таких потребностей в самом производстве находит отражение в усилении гуманизации общественного хозяйства. Гуманизация экономики и общества предъявляет, в свою очередь, современные требования к структуре хозяйства, экономическим, социальным и политическим институтам. Все больше средств расходуется на развитие человеческого потенциала и социальной инфраструктуры на уровне отдельных субъектов экономики, регионов, всего общества. Инвестиции в социальную сферу, и прежде всего, вложения в человеческий капитал увеличиваются быстрее, чем капиталовложения в материально-вещественные элементы национального богатства [2, с. 150–157].

Разнообразные аспекты экономики исследовали как отечественные ученые: Л. Н. Мамаева, Р. М. Нуреев, И. Н. Олейник и другие теоретики, так и многие иностранные: Г. Беккер, Т. Веблен, Дж. Коммонс, Р. Коуз, Д. Норт, Г. Саймон. В области изучения вопросов становления и развития рыночных отношений в образовании имеются научные труды соотечественников: Э. М. Агабабьяна, В. Жамина, Е. Н. Жильцова, Г. П. Журавлева, Д. И. Правдина, Т. И. Корягина, М. В. Солодкова, В. Я. Яковлева и многих других.

В любом государстве социальные процессы так или иначе связаны со сферой услуг. Основные повседневные потребности человека – жилье, питание, здравоохранение, образование, бытовое обслуживание и другие – все это определяет благосостояние народа, формирует определенный уровень его жизни. В процессе зарождения и развития сферы услуг как формы новой экономической деятельности было создано целостное научное представление, которое трансформировалось в отдельную теорию услуг. Как известно, в ходе общественной эволюции сложились два вида экономической деятельности людей – промышленное производство и сельское хозяйство. Те области деятельности, которые не вошли ни в промышленность, ни в сельское хозяйство, образовали третий вид – сектор услуг [3, с. 240].

В ходе рыночной трансформации экономики часть продуктов, создаваемых в условиях общественно полезного труда, также получили товарную форму. Вслед за этим изменились их содержание, технологии производства и продажи, увеличилось видовое многообразие, выявлены другие факторы, способствующие их развитию.

Одним из видов общественной деятельности человека является услуга – продукт, отличающийся особыми качественными характеристиками, имеющий стоимость и реализуемый на рынке труда в виде особого товара. По нашему мнению, услуга – это специфическая форма товара, которая является результатом деятельности человека, имеет полезный эффект, но не всегда представляется в виде вещественной формы. При этом услуги могут носить как материальный, так и нематериальный характер. Такая трактовка позволяет нам представить следующую примерную классификацию услуг (рис. 1) [4].

Несмотря на то, что сфера услуг получила свое наибольшее развитие лишь во второй половине XX и в начале XXI вв., сегодня она окончательно утвердилась как самостоятельная, специфическая сфера экономики, динамика развития которой подтверждается наличием одной из основных закономерностей современного общественного развития – опережающим ростом непроизводственной сферы сравнительно с материальным производством. Определяется это воздействием на сферу услуг многообразных факторов экономического развития.

Рисунок 1. Классификация услуг

В процессе общественного разделения труда оптимальное выделение звеньев экономики, ориентированных на производство услуг, определено действием экономического закона возвышения потребностей, растущей интеграцией материальных и нематериальных элементов производства, изменениями в особенностях экономического роста – выходом на первый план в совокупности его источников научного знания, нематериального накопления, человеческого фактора.

Потребности в развитии услуг разрушили строгие экономические границы: процесс гуманизации экономического роста сопровождается увеличением комплекса услуг, ориентированных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных, физических возможностей, удовлетворение культурных, духовных и социальных потребностей. Как следствие, в обществе возросло понимание назначения и содержания сферы услуг, ее видового и субъектного состава, изменилось значение роли в экономике (рис. 2) [5].

Рисунок 2. Видовой состав сферы услуг в соответствии с группами видов услуг по сферам их оказания

Особое место среди многообразных видов услуг сегодня занимает образование. Рынок образовательных услуг представляет собой взаимодействие спроса на образовательные услуги отдельных людей, домохозяйств, организаций, государства и предложения образовательными заведениями в рамках бюджетных и коммерческих механизмов на основе отечественных и международных стандартов. Он тесно связан со сферой формирования и функционирования спроса и предложений на такие услуги. Продавцами (производителями) образовательных услуг являются все разновидности образовательных учреждений, независимо от формы собственности, а потребителями выступают как отдельные граждане, так и их группы [6].

Структура спроса на образовательные услуги связана с отраслевой конструкцией экономики региона и потребительскими предпочтениями граждан, ключевыми факторами формирования которых являются стоимость обучения и их качество.

Одной из специфических особенностей рынка образовательных услуг является возможное несовпадение интересов плательщика и потребителя этих услуг в одном лице, поскольку образовательные услуги – весьма уникальный товар. Могут при этом выступать в роли плательщика за образовательные услуги как государство (через бюджетное финансирование заказа на подготовку специалистов), так и предприятия, фонды, физические лица. Природа функционирования рынка образовательных услуг определяется тем, что товар, реализуемый на данном рынке, принципиально отличается по своей сути от любого другого традиционного товара [7, с. 53–55]. По совокупности отличий образовательная услуга является одновременно как частным, так и как общественным благом, то есть решает смешанные задачи.

Высокая общественная значимость образования в современном мире, важность доступности качественного образования для всех граждан цивилизованного сообщества – это залог успешного социально-экономического развития любого государства. Образование также является частным благом, потому что, получая его, личность самореализуется, получает гарантии профессионального роста, одновременно, образование является средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда [8, с. 97]. Двойственность экономической природы услуг высшего и среднего образования говорит о возможности существования частного и общественного секторов образования в условиях рыночной экономики. Экономический механизм таких школ при этом должен одновременно выполнять функции как рыночного, так и государственного регулирования [9, с. 85].

Сегодня как в зарубежных, так и отечественных исследованиях можно наблюдать, что экономическая наука стала чаще ставить вопросы о пространственной организации экономики [10, с. 148]. Данными вопросами с различной степенью детализации занимаются различные научные дисциплины – это, прежде всего, экономическая теория, маркетинг, экономика торговли, региональная и муниципальная экономика [11]. Динамика научно-технического прогресса, ход

изменений, происходящих в экономических, социальных, политико-административных и иных системах, последствия глобализации привели к тому, что рынок стал представлять собой систему международных отношений в процессе обмена товарами (услугами) населения всего земного шара. При этом наличие единой «торговой площади» не утратило и сегодня своей актуальности в сохранении потребности в рынках локальных территорий [12].

К объективным причинам, оказавшим существенное воздействие на условия перехода России к рыночным отношениям, на ход социально-экономических преобразований следует отнести явную недооценку территориального (регионального) фактора. Переход РФ к устойчивому развитию станет возможным лишь тогда, когда будет создано системное развитие всех ее регионов. Это означает, что наличие эффективной пространственной структуры экономики страны возможно лишь при соблюдении баланса интересов всех ее субъектов и территорий РФ [13, с. 29]. Определение места региональных рынков в экономическом пространстве страны порождает ряд задач, которые остро стоят перед отечественной экономикой. Данная постановка проблемы связана, в основном, с неоднородностью социально-экономического развития территорий и масштабностью экономического пространства России.

Дальние и ближние перспективы, стратегия социально-экономического развития регионов связана с формированием новой экономики, в которой знание становится первоочередным доминирующим условием развития, определяющим эффективное применение других факторов производства и конкурентные преимущества территорий [14, с. 55].

Существенное влияние на конъюнктуру регионального рынка образовательных услуг оказывает социально-экономическое положение данной территории, в частности, важны такие показатели, как:

– численность и возрастная структура населения;

– уровень доходов населения;

– дифференциация доходов населения, уровень относительной бедности;

– уровень цен на товары и услуги потребительского назначения;

– уровень развития социальной инфраструктуры;

– уровень деловой активности предприятий региона;

– уровень занятости населения;

– структура региональной экономики;

– структура населения региона [14, с. 58].

Определение факторов эффективности функционирования рынка образовательных услуг зависит также от геополитических особенностей региона, выделяются сходные группы факторов с указанием параметров, на которые они оказывают непосредственное влияние [15, с. 283–285].

Формирование и функционирование отечественного рынка образовательных услуг бесспорно подчиняется общим законам рыночной экономики, но при этом одновременно имеет ряд отличительных качеств. Это, прежде всего, такие как:

– высокий динамизм;

– территориальная сегментация и локальный характер;

– значительная скорость оборота капитала;

– большая чувствительность образовательных услуг к рыночной ситуации в силу невозможности их складирования и транспортирования;

– индивидуальность производства и другие.

Рыночные отношения производства образовательных услуг также имеют свою особую специфику, связанную с государственным вмешательством и регулированием наиболее значимых для страны услуг, а также с определенными ограничениями на частную предпринимательскую деятельность [16, с. 18]. При этом анализируя рынок образовательных услуг с позиций экономических категорий, следует обозначить его главные отличия от рынков других видов товаров (услуг): конечным потребителем образовательной услуги является как конкретный человек (индивид), повышающий свой образовательный потенциал, так и общество в целом, приобретающее специалиста, способного позитивно воздействовать на успешное развитие страны, «обеспечить экономический рост и развитие экономики России на долгосрочную перспективу» [17, с. 135].

Во многих странах мира в связи с процессами глобализации наблюдается переориентация с академической компоненты образовательного процесса на его

практическую востребованность, становятся вторичными классические академические курсы по сравнению с рыночно требуемыми учебными дисциплинами, в развитии которых заинтересованы транснациональные корпорации [18, с. 121]. В РФ за последние два года возросла потребность в инженерных специальностях, ИТ–специалистах, медицинских работниках, представителях рабочих профессий.

Для повышения своей рентабельности и конкурентоспособности на внутреннем и на международном рынках образовательные учреждения должны постоянно корректировать учебные планы, реагируя таким образом на изменение спроса на определенные специальности, при этом практическая направленность продолжает активно влиять на современное обучение.

Следуя за динамичностью контингента обучающихся, мигрирующих в поисках наиболее приемлемых условий учебы в международном масштабе, образование становится более мобильным. Перспективными специалистами являются те, которые для обучения выбирают вузы, пользующиеся наибольшей конкурентоспособностью в силу их адекватности потребностям внутреннего и международного рынка труда [19].

Говоря о рынке образовательных услуг, нельзя не учитывать общее поле развития общества – информационное. Вектор информатизации принимает все более значимую важность в процессах обучения и научного поиска, что ставит в число первостепенных образовательных навыков умение находить и обрабатывать необходимую информацию, использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий. Так, в условиях пандемии дистанционное обучение позволило большинству учебных заведений РФ и других стран мира успешно справиться с задачей обучения. С использованием цифровых технологий появились новые модели трансляции знаний. Образование стало больше ориентироваться на практические занятия, стали поощряться реальные проекты и стартапы [20].

С 1999 г. 29 европейскими государствами была принята Болонская декларация. Будучи евразийской страной, Россия не могла уйти от участия в глобализационных процессах и в 2003 г. официально присоединилась к Болонскому процессу и подтвердила свое членство.

Болонская декларация включала в себя:

– сокращение нормативных сроков обучения и переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр / магистр);

– унификацию структуры и организацию докторских программ (отмена двухуровневой системы научных степеней);

– информатизацию образования и развитие дистанционных технологий обучения и другие [21, с. 178].

В мае 2022 г. Россия отказалась от Болонской системы и заявила о выходе из нее, что напрямую влияет на трансформацию рынка образовательных услуг в нашей стране и позволит вернуться к утраченным национальным научным достижениям и традициям образования. В последнее время еще одним вектором трансформации рынка образовательных услуг является ориентация на построение экономики знаниевого типа. Она содержит четыре стратегических элемента:

– адекватные экономическая и институциональная системы;

– мощная база для наращивания человеческого капитала;

– динамичная информационная инфраструктура и эффективная национальная система построения рынка;

– распространение инноваций (развитие креативной экономики).

В этой связи нельзя не отметить такой тип университета, который принято называть исследовательским. Проблема в том, что деятельность университетов, направленная на подготовку специалистов массовых квалификаций (обучающие университеты), ориентирована на местный рынок труда и на локальную экономику,

В то время как исследовательские – всегда работают на глобальном рынке [22]. Особое значение сегодня имеют глобальные международные рейтинги учебных

заведений. Они помогают вузам привлекать зарубежных студентов, обеспечивать национальной системе образования приток как финансовых, так и человеческих ресурсов [23, с. 12].

К сожалению, сегодня очень незначительное число российских вузов могут похвастаться тем, что занимают ведущие места в международных рейтингах учебных заведений. Чтобы достичь соответствующих конкурентных преимуществ, вузам необходимо создавать свою корпоративную культуру как совокупность научных ценностей и моральных норм, разделяемых его сотрудниками, а также конкурентоспособный бренд. Качество городской среды (уровень комфортности города) напрямую влияют на перспективу привлечения преподавателей и студентов из-за рубежа. Важным показательным институциональным фактором, связывающим процессы глобализации с формированием региональных рынков образования, является миграции населения к месту учёбы [24].

По территории РФ учебные мигранты распределяются достаточно неравномерно. Это определяется следующими социально-территориальными факторами:

– местоположение городов (большая часть иностранных студентов обучаются в вузах Москвы и Санкт–Петербурга, в столицах республик, областных и краевых центрах России);

– иностранные студенты учатся чаще в тех городах, где выше численность населения (в вузах городов–миллионников);

– приграничное расположение регионов, принимающих иностранных студентов;

– наличие учебных заведений специального профиля, их устойчивая репутация, высокий рейтинг и особые формы набора;

– специализация части вузов на преподавании русского языка на подготовительных отделениях влияет на большую численность иностранных студентов в отдельных городах и регионах [25, с. 33–36].

Другими словами, чтобы стать точками привлечения человеческого ресурса, региональные образовательные учреждения должны мыслить глобально.

ВЫВОДЫ

Таким образом, необходимость обеспечения инновационного развития экономики России ставит задачи по системной модернизации рынка образовательных услуг на основе интеграции науки, образования и производства, что определяет необходимость подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей креативной экономики [26, с. 100–110]. Обязательным условием такого взаимодействия служит постоянная регулирующая и координирующая роль государства в лице органов государственной власти.

Формами участия государства в данном процессе могут быть предложены разработка и реализация региональных программ поддержки молодых специалистов по дефицитным специальностям, мониторинг рынка труда, организация ярмарок вакансий для выпускников вузов, профориентационная работа с абитуриентами и учащимися школ, предоставление премий и стипендий отличившимся студентам, грантовая поддержка науки, целевой приём в вузы в соответствии с интересами развития экономики региона, организация образовательно-производственных комплексов и многое другое.

Следовательно, только взаимодействие и сотрудничество учебных заведений, работодателей и государства поможет организовать эффективное функционирование рынка образовательных услуг, способствовать созданию равновесия спроса и предложения на квалифицированные кадры, требуемых для успешного экономического развития страны.

Список литературы

  1. Соловьева Л. В. Рынок услуг в транзитивной экономике: сущность, особенности, формирование и развитие: монография. Белгород: Изд-во БУПК, 2005. 204 с.
  2. Токарь Е. В., Гашо И. А., Фирсова А. А. Стратегия конкурентоспособности как фактор экономической устойчивости предприятия // Вестник БУКЭП. 2018. № 4 (71). С. 150–157.
  3. Дорофеев М. С. Структурные изменения и темпы роста экономики капиталистических стран. М.: Мысль, 1974, 240 с.
  4. Соловьева Л. В. Сфера услуг и качество жизни: взаимосвязь и взаимообусловленность: монография. Белгород: Кооперативное образование, 2010. 356 с.
  5. Соловьева Л. В. Теория и методология влияния сферы услуг на качество жизни населения: монография. Белгород: Кооперативное образование, 2007. 257 с.
  6. Соловьева Л. В., Соловьева В. И. Концептуальная сущность функционирования локального рынка образовательных услуг // «Вестник Удмуртского университета». Серия: «Экономика и право». 2018. Т. 28. Вып. 1. С. 43–48.
  7. Кононенко Т. Е., Бондаренко О. В. Особенности рынка образовательных услуг и проблемы взаимодействия вузов с работодателями // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-3. С. 53–55.
  8. Губарев В. В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. 2002.4.С. 97.
  9. Куцев Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2004. № 3. С. 85.
  10. Цветкова Г. С. К вопросу о позиционировании локального рынка // Вестник ОГУ. 2010. № 8 (114). С. 148.
  11. Новикова Н. В. Понятийно-терминологический аппарат исследования локального потребительского рынка // Муниципалитет: экономика и управление. [Электронный ресурс]. URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2012/01/4/.
  12. Власов В. В. Инструментальное обеспечение формирования и развития локальных рынков в регионе / Автореферат дисс. … канд. экон. наук по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Тамбов, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://dislib.ru/ekonomika/3126-1-instrumentalnoe-obespechenie-formirovaniya-razvitiya-lokalnih-rinkov-regione.php.
  13. Ходыревская В. Н., Кривошлыков В. С. О роли и месте локальных рынков в экономике региона
  14. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. № 5. С. 29.
  15. Бутакова М. М. Развитие локальных рынков услуг высшего профессионального образования в Сибирском федеральном округе // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 24 (117). С. 55–60.
  16. Долгова А. В. Определение факторов повышения эффективности функционирования регионального рынка образовательных услуг // Пространство экономики. 2009. № 2. С.283–285.
  17. Марченко А. А. Методы исследования и регулирования рынка образовательных услуг в условиях государственной политики импортозамещения и развития малого предпринимательства // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2015. № 11 (57). С. 18.
  18. Развадовская Ю. В., Шевченко И. К. Финансовое управление в вузах России: мониторинг основных тенденций и перспектив развития // Инженерный вестник Дона. 2014. № 4. С. 135.
  19. Нагимова А. М., Сафиуллина Ф. Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости студентов в г. Казани // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 121.
  20. Соловьева Л. В., Соловьева В. И. Особенности развития услуг в современном мире // Развитие экономической науки в условиях формирования глобального цифрового общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. (17–18 марта 2020 г.): в 2 ч. Белгород: Издательство БУКЭП, 2020. Часть 2. С. 31–37.
  21. Токарь Е. В., Гашо И. А., Иовлева О. В. Особенности формирования и развития трудового потенциала предприятия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1 (86). С. 158–171.
  22. Ланина О. И. Воздействие глобализации на российскую систему образования // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 178.
  23. Фрумин И. Полмиллиарда долларов и головная боль // Эксперт Онлайн. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2009/39/polmilliarda_i_golovnaya_bol/.
  24. Ефимова И. Н. Имидж российских вузов в мировом образовательном пространстве // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 12.
  25. Соловьева Л. В., Соловьева В. И. Необходимость транзитивных изменений рынка образовательных услуг в условиях глобализации // Экономика и управление: инновационное решение проблем: материалы междунар. науч-практ. конф, (2–5 апреля 2019 г.): В 3 ч. Белгород: Издательство БУКЭП, 2019. Ч. 2. С. 46–55.
  26. Соловьева Л. В., Соловьева В. И. Влияние институциональных факторов собственности на развитие рынка образовательных услуг // Вестник СГСЭУ «Саратовского социально-экономического института РЭУ имени Г. В. Плеханова». 2020. № 2 (81). С. 33–36.
  27. Токарь Е. В., Гашо И. А., Тедеева Р. А. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность предприятия» // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 2 (81). С. 100–110.

Статья поступила в редакцию 09.10.2023