УДК 330.341; 316.47
ДОВЕРИЕ И РЕПУТАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Кравченко Л. А., Троян И. А., Реутова В. В.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: kravchenko_L.A@mail.ru
Проанализированы и углублены теоретические основы взаимосвязи доверия, репутации и их влияния на социально-экономические показатели, исходя из положений теорий микро- и макроэффективности. Отмечается, что и доверие, и репутация представляют собой многоуровневые системы, включающие экономические субъекты, регионы и государство. Рассмотрена концепция доверия как одного из нематериальных ресурсов, который может быть использован государством для достижения экономических, социально значимых и общественно необходимых результатов. Авторами системно проанализированы факторы и уровни доверия экономических агентов. На основе исследования подходов к пониманию репутационного капитала раскрыта его сущность, определена роль в экономике. Подчеркнуто ключевое значение доверия и репутационного капитала в условиях цифровой трансформации и особенностей репутационной экономики. На основе диалектического метода познания обосновано, что в современных условиях результаты социально-экономического развития определяются высоким уровнем доверия и положительной репутацией.
Ключевые слова: доверие, репутация, экономические субъекты, деловая репутация, репутационный капитал, социально-экономическое развитие.
ВВЕДЕНИЕ
Глобализационные вызовы объективно обусловили формирование нового международного порядка как кардинальной перестройки всей системы международных отношений. Это вызывает смену императивов в современной экономической теории и социально-экономической политике. Основы действенности государственного регулирования связаны со способностью обеспечивать стратегические ориентиры социально-экономического развития с учетом национальных интересов, соблюдением определенных приоритетов, уменьшением вероятности потенциальных рисков, присущих рыночной экономике. Взвешенная экономическая политика предусматривает выбор оптимального инструментария регулирования, способного обеспечить достижение поставленных целей и необходимые результаты. Для этого должны быть учтены среда, в которой осуществляется политика, ее субъект, наличие ресурсов и возможностей. Несмотря на положительные тенденции российской экономики, все еще остро ощущается необходимость исследования ключевых факторов ее развития, поскольку при наличии множества соответствующих теорий и концепций до сих пор не решены важнейшие проблемы определения условий достижения устойчивого экономического роста. При этом следует учитывать, что эффект эндогенного развития достигается на основе высокого уровня доверия в обществе.
Доверие широко рассматривается в научных исследованиях в разных сферах: в межличностных отношениях, в бизнесе, в государственном управлении. К числу широко осуждаемых тем также относится проблема репутации в контексте ее сохранения и укрепления как в обществе, так и в отдельных секторах экономики. Понятия доверия и репутации имеют много определений в соответствии с категориальным аппаратом различных наук. Их исследование имеет междисциплинарный характер, и они часто рассматриваются в политических, социологических, педагогических, юридических и экономических науках [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Эта тенденция вполне объяснима, так как междисциплинарный подход позволяет интегрировать концептуальные и методологические основы в различных областях знаний, что часто связано с определенными сложностями с точки зрения реализации в конкретных сферах практической деятельности, соотносимости рассматриваемых концепций и теорий, их объяснения и верификации [6].
При этом необходимо отметить недостаточность изученности как теоретических, так и прикладных аспектов исследования доверия. По данному вопросу еще нет единого мнения, а содержание терминов в их взаимосвязи не получило однозначного определения. Кроме того, в экономической научной литературе доверие во взаимосвязи с репутацией исследовано фрагментарно. Считаем, что недостаточно внимания уделено и практическим аспектам влияния доверия и репутации на социально-экономическое развития Российской Федерации на микро-, мезо- и макроуровнях.
Объективность развития экономики России и ее регионов, а также сложность и недостаточная изученность проблем доверия и репутации обуславливают продолжение научных исследований, поскольку на этой основе раскрывается не только содержание данных понятий, но и строится стратегия государственного управления с учетом специфических функций в выполнении задач социально-экономического развития.
Целью статьи является развитие теоретических основ и практической составляющей доверия и репутации как факторов социально-экономического развития.
основной материал
В современных условиях все большее значение получает развитие социальной сферы, корректирующей провалы рынка и смягчающей присущий ему дефицит справедливости. Это заставляет по-новому рассматривать роль социальных факторов, которые уже невозможно считать экзогенной переменной и абстрагироваться от них при изложении экономической теории. Современные экономические воззрения и теории все чаще обращаются к субъективным факторам развития экономики, теоретики и практики новых школ выстраивают свои научные исследования, основываясь и/или прибегая к выявлению социальных, психологических особенностей экономических субъектов, факторов, оказывающих влияние на индивидуальное поведение покупателей и продавцов, предпринимателей и других акторов на рынке.
Ранее разработано множество теорий экономического роста, повышения уровня благосостояния и качества жизни. Однако теории не всегда раскрывали ожидаемые результаты из-за игнорирования экономического поведения. Поведенческие модели, рассматривающие человеческое поведение, приобрели важное значение в последние годы. Было замечено, что эмоции и мысли играют ключевую роль в создании различных экономических решений. Одним из факторов, влияющих на эти решения, также является доверие.
Феномен доверия формируется как результат реализации когнитивных моделей социальной реальности, которые могут совпадать с основными компонентами, такими как взгляд на национальные интересы, потребности локальных групп, цели и приоритетные задачи, общность интересов, ориентиры и критерии эффективности взаимодействия с точки зрения взаимных затрат и выгод. Современные исследователи среди новых факторов экономического роста называют также социальный капитал, понимая под ним такие явления, как доверие, правила сотрудничества, голосование, участие в референдумах, а также совместная деятельность в различных группах [7]. Доверие является результатом мобилизации социального капитала как совокупности актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием прочных разветвленных связей, которые в той или иной степени являются институциональными отношениями взаимного признания. Доверие определяется отношениями, поддерживаемыми существующими в конкретном обществе рынками и культурой на основе состояния ожидания взаимного обмена ресурсами [8]. Действительно, именно доверие становится базой формирования и развития социального капитала. Например, если рассматривать предпринимательскую сферу, то институт доверия играет важное значение, так как создает и повышает уровень ответственности людей в организации, тем самым способствует развитию профессиональной компетентности [3].
«Категория доверия характеризует, в первую очередь, общественные отношения, воплощающие в себе генезис формирования отношений между экономическими субъектами относительно реализации взаимных между ними обязательств и соблюдения соответствующих правил поведения, сформировавшихся в результате утверждения в течение длительного исторического периода формализованных и неформализованных институтов» [4]. Доверие – многомерное понятие, которое включает в себя доверие к государству, рыночным институтам, а также охватывает межличностное доверие – сеть общих норм и поведения, известную как социальный капитал. Этот последний и более широкий аспект доверия существенно влияет на различные экономические области, включая финансы, инновации, структуры организаций и рынки труда. Таким образом, доверие на микроуровне формируется не только под влиянием непосредственного опыта организации, но и в зависимости от среды, в которой она функционирует. «Формирование и рост доверия являются сложным социально-экономическим процессом, который зависит от совокупности таких факторов: деловой репутации организации; качества изготавливаемой продукции или оказываемых услуг; профессиональной привлекательности кадрового состава; информационной открытости организации; общности целей и согласованности интересов с потенциальным партнером; имеющегося опыта взаимодействия экономических субъектов; отсутствии сорванных контрактов; доходности, финансовой надежности организации на рынке» [2].
Одним из факторов формирования доверия к новым контрагентам является репутация. И в данном контексте, если доверие следует рассматривать как ожидание от какого-либо действия или взаимодействия, то репутация формируется на прошлом опыте и результатах действий и взаимодействий субъектов. Таким образом, репутация становится проекцией создания института доверия в будущем. «Репутация в этом смысле является инструментом обеспечения доверия условиях неопределенности, что подтверждает важность механизмов ее оценки и учета» [9].
Репутацию возможно рассматривать как некую форму общественного мнения либо относительно объективную оценку этим обществом личных характеристик, прошлых результатов деятельности конкретного индивида, группы лиц, организации и института. В экономической теории говорят о деловой репутации, если имеют ввиду субъекта экономической деятельности. «Экономическая направленность определения «деловая репутация» характеризуется тем, что данный вид нематериального актива организации оказывает прямое влияние на стоимость организации, будучи конкурентным преимуществом в процессе осуществления экономической деятельности» [10].
В деловой среде также говорят о так называемом репутационном капитале как суммарной положительной оценке бизнеса партнёрами, конкурентами, клиентами, государством. Ученые под репутационным капиталом понимают «нематериальный институциональный ресурс (актив) экономического агента, обеспечивающий его конкурентные преимущества на рынке посредством генерации разнообразных сигналов для потребителей, характеризующих его качественно-количественные параметры развития и обеспечивающий производительность организации» [5]. За последнее десятилетие репутация стала таким же ценным товаром, как человеческий, интеллектуальный и инвестиционный капитал.
Репутационный капитал следует рассматривать как один из факторов производства, поскольку данный вид капитала следует воспринимать как результат деятельности самой организации, которая обеспечивает надлежащее качество товаров и услуг, отвечает спросу на рынке и в целом формирует свою положительную репутацию. «Репутационный капитал – это результат восприятия, знания и доверия к действиям фирмы в рыночных условиях, который вырастает из ее репутации, социальной ответственности, отношений потребительской лояльности и внутрифирменных отношений персонала» [11]. Также его определяют как общую сумму стоимости всех корпоративных нематериальных элементов, которые включают бизнес–процедуры, бренды и торговые марки, благотворительность, этические характеристики, качество и безопасность товаров и услуг, устойчивость развития. Этот термин, в первую очередь, представляет доверие к компании и ее лидерам и ценность их бренда как корпоративного, так и личного. В данном контексте репутационный капитал следует рассматривать как стоимость бренда организации и доверие, которое она завоевала у своих клиентов, инвесторов и общественности, что может повлиять на ее результаты деятельности и обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества. «Подобно другим формам капитала возможна взаимная конвертация репутационного капитала в другие его формы – финансовый, материальный, социальный. Так, хорошая деловая репутация обеспечивает компании конкурентные преимущества, такие как приток клиентов, их лояльность, и, как следствие, способствует увеличению получаемой ею прибыли. Это является примером конвертации репутационного капитала в финансовый капитал. Формирование репутационного капитала требует определенных затрат, однако они могут быть эффективными инвестициями, приносящими доход. Социально ответственная компания получает важные преимущества и на рынке труда как работодатель, привлекая высокопрофессиональных специалистов, обеспечивая лояльность персонала компаний. Так как репутация может способствовать развитию доверия со стороны клиентов, установлению долговременных связей с ними, в данном случае наблюдается преобразование репутационного капитала в социальный капитал, то есть в систему доверительных связей между организацией и сообществом клиентов и/или потребителей» [12].
Репутационный капитал развивается посредством последовательных действий, общения и способности соответствовать или превосходить ожидания заинтересованных сторон. Он является одним из важнейших аспектов любого бизнеса и наиболее трудно поддается количественной оценке, однако являясь нематериальным ресурсом, он все же измерим. Прослеживая его взаимосвязь с репутацией как суммы ожиданий общества от возможных действий или поведения субъекта, формируется и основа для его оценки с помощью опросов, оценки бренда и анализа настроений в социальных сетях. Существуют три метода измерения репутации и уровня доверия:
- опросы, в которых респонденты сообщают о своем субъективном доверии к различным субъектам, институтам. Например, радиус социального доверия можно измерить, попросив респондентов оценить степень их доверия к различным категориям лиц, начиная с близких (например, семья) и расширяя до более далеких (например, незнакомцы);
- эксперименты, в которых доверие выводится из поведения участников [13];
- наблюдательное использование переменных и прокси, связанных с доверием [14].
Следует отметить, что измерение репутации и доверия – всего лишь инструментарий, который впоследствии позволяет обнаружить закономерности и зависимости экономики от трансформации репутационного капитала, в том числе и на региональном уровне [15]. И в этом контексте необходимо эффективное управление, которое подразумевает регулярный мониторинг и стратегическую коммуникацию для усиления позитивного восприятия и смягчения негативного. Доверие является ключевым фактором и международной привлекательности, о чем свидетельствуют Индекс легкости ведения бизнеса Всемирного банка, Отчеты о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума или Индекс восприятия коррупции. Доверие особенно важно для стран, которые хотят расширить свое участие в глобальных цепочках создания стоимости, поскольку оно имеет решающее значение для роста и расширения сложных отраслей с многочисленными межфирменными отношениями. Таким образом, исследование вопросов доверия и репутации формирует тройственность принципов, охватывающих стратегии влияния на поведение индивидов и деятельность организаций, на экономику в регионах и государственное управление в целом [16].
Репутационный капитал как нематериальный актив организации является краеугольным камнем ее устойчивого развития. Этот актив, часто называемый деловой репутацией фирмы, строится на нескольких основополагающих элементах, которые в совокупности способствуют ее общей устойчивости:
1. Надежность, в основе которой лежит доверие, оказываемое акционерами. Это доверие зарабатывается посредством последовательных действий, которые соответствуют заявленным ценностям и обещаниям.
2. Прозрачность – открытость в операциях и процессах принятия решений еще больше укрепляет это доверие. Такие компании, как Patagonia, которые предоставляют подробную информацию о своих цепочках поставок и деловой практике, являются примером прозрачности, позволяя заинтересованным сторонам увидеть приверженность компании этическим практикам.
3. Отзывчивость – способность реагировать и адаптироваться к потребностям заинтересованных сторон и изменениям рынка.
4. Последовательность – поддержание установленных правил и единого опыта во всех вопросах. Например, McDonald’s создал себе мировую репутацию, гарантируя, что клиенты могут ожидать одинакового качества и обслуживания в любом из своих филиалов по всему миру.
5. Социальная ответственность – участие в социально ответственной деятельности. Организация TOMS Shoes «One for One», в рамках которой за каждую проданную пару обуви жертвуется одна пара обуви, является ярким примером того, как корпоративная социальная ответственность может быть интегрирована в бизнес–модель для создания положительной репутации.
6. Инновации. Постоянные инновации позволяют компании оставаться актуальной и прогрессивной в глазах заинтересованных сторон. Регулярное внедрение компанией Apple новых технологий и усовершенствований в ее линейке продуктов является свидетельством ценности инноваций в создании и поддержании прочной репутации.
Эти элементы при эффективном управлении и согласовании со стратегическими целями организации формируют основу, на которой строится надежная репутация. Они служат не только для привлечения клиентов, инвесторов и сотрудников, но и для обеспечения буфера против потенциальных кризисов или негативной рекламы. Доверие имеет решающее значение для роста и расширения сложных отраслей с множественными межфирменными отношениями. Государственная политика, направленная на содействие общему доверию, будет иметь существенные экономические последствия и для развития организаций.
Организации с высоким уровнем репутации могут рассчитывать на весомое поддерживающее поведение со стороны потребителей – 78 % хотят покупать их продукцию, 70 % стремятся в них работать, а 64 % готовы оказать поддержку во время кризиса, 53 % потребителей убеждены, что топ–10 компаний, являющихся репутационными лидерами, явно выделяются из бизнес–организаций. Среди драйверов, формирующих репутацию, важную роль играют качество продуктов и услуг, инновации, управление, результативность, лидерство и корпоративное гражданство. Особенную важность для организаций представляет образ ответственного корпоративного работодателя. Бизнесу необходимо учесть в своем развитии несколько важных правил: кризис – это не только необходимость поиска путей выживания, но и возможность повышения корпоративной репутации; чтобы стать репутационным лидером, следует прилагать больше усилий, так как репутация – это нестатичное понятие. Согласно результатам исследований, стоимость современной компании на 80–85 % формируется за счет нематериальных активов, самым ценным из которых является корпоративная репутация [17]. Все, от отзывов до индивидуальности бренда, может создать репутационный капитал, и все это сводится к одному слову: доверие. Чем больше доверия к субъекту, тем больше его репутационный капитал. Положительная репутация позволяет лучше контролировать свои цены, добиться признания в отрасли и лидерства. Организации с сильным репутационным капиталом могут преодолеть кризис легче и быстрее, чем иные с отрицательной репутацией.
Исследования влияния доверия на экономический рост различаются не только с точки зрения используемых методов, но и в зависимости от предполагаемых каналов влияния. Известно, что экономический рост характеризуется как количественным, так и качественным изменением. И именно этот аспект экономического роста является основным в экономическом развитии, что особенно важно в современных условиях. Системные исследования доказывают высокую степень корреляции между обобщенным показателем доверия в обществе и уровнем ВВП на душу населения [18].
В текущих российских реалиях, когда из-за санкций организации стараются запастись критически важными компонентами, чрезвычайно важная задача – привлечение средств в экономику. Сегодня дефицит кадров появился как результат трансформаций в поведенческих установках и предпочтениях. После того как в 2020 г. многие ушли на дистанционный формат работы, потом неожиданно оказалось, что выходы оттуда разные. Кто-то решил остаться на «удаленке», кто-то вдруг обнаружил, что может работать сразу на три фирмы, кто-то решил создать собственный бизнес, а кто-то занялся креативной деятельностью. Все это существенно изменило ситуацию на рынке труда. И если ранее рынок труда был за работодателем, теперь он – за работником. Ученые утверждают, что для экономического развития России важны три составляющие: длинный взгляд (властей, бизнеса, населения), договороспособность и доверие большинству. Договороспособность – это условие жизни в стране, где есть разные культурные полюсы. Очень важный момент – это понимание того, что мы разные, но при этом должны быть настроены на договоренности, не презирать компромиссы [19]. Доверие большинству – это на данный момент самый сильный фактор, который влияет на уровень ВВП на душу населения. «Действия контрагентов становятся наблюдаемыми друг для друга. Недобросовестное поведение человека по отношению к одному из контрагентов может привести к потере репутации, снижению его рейтинга, что будет уменьшать возможность взаимовыгодного взаимодействия в дальнейшем» [20].
Исследования французских экономистов показали, что если бы в России уровень доверия был такой же, как в Швеции, то ВВП был бы на 69 % больше. Согласно исследованиям, уровень доверия сегодня в России низкий – около 25 %, но при этом велик его потенциал. Индекс доверия в российской экономике для юридических лиц выше, чем для физических лиц, однако для организаций он более подвержен колебаниям вследствие реакции на происходящие события как в экономической деятельности, так и в других сферах. Ученые полагают, что использование категории «доверия» для анализа различных форм влияния на экономику возможно через призму анализа его двух форм или ядер. «Закрытое доверие, которое дает некоторые экономические результаты, например, для жизни одного города, селения, но не дает положительных результатов для страны в целом. Второй вид доверия – доверие большинству. Оно дает очень большой экономический эффект – значительный рост в масштабах страны. Основная задача для России сейчас – найти возможность объединения усилий обоих ядер» [19]. В современных условиях «семье доверяют 82 % людей, но при определенных условиях готовы были бы 97 %. Соседям доверяют 21 %, но готовы были бы доверять 76 %. Людям, с которыми лично знакомы, доверяют 27 %, но готовы доверять 88 %. И даже впервые встреченным людям сейчас доверяют всего 2 %, но готовы доверять до 30 %» [21].
На степень доверия влияют различные условия, в том числе и Интернет, в котором есть анонимность, специальный язык. Доверие к тому или иному сообществу или отдельному его члену зависит от репутации. Хотя цифровая репутация является частью репутационной экономики, в основном контролируется гораздо более влиятельными и, возможно, сложными факторами – наличие значимой корпоративной цели, статус предпочтительного работодателя, управление конфиденциальностью данных и другие ключевые мировые тенденции репутации – именно они определяют уровень доверия в новых условиях. Концептуальный подход к обеспечению действенности института доверия в условиях цифровизации основывается на совокупности системообразующих факторов формирования и укрепления доверия, таких как: безопасность данных; платформенных систем; удобство и культура платформенного взаимодействия и др. В условиях цифровой трансформации и распространения шеринговых платформ меняются и определяющие доверие факторы на различных уровнях (рис. 1).
Рисунок 1. Доверие во взаимодействии субъектов экономики.
В современную цифровую эпоху присутствие продавца в Интернете является важнейшим компонентом его репутации. Профили в социальных сетях, рекомендации и онлайн–обзоры часто являются первыми точками контакта для потенциальных клиентов. К каким-то советам индивиды прислушиваются, а какие-то игнорируют, и зависит их поведение от оценки репутации советчика. Довериться чужому мнению, проигнорировать или защитить себя от его поведения – в конечном счете, каждый решает сам. Специалисты по продажам должны помнить о своем цифровом следе, обращая внимание на то, чтобы их онлайн–личность соответствовала ценностям, профессионализму их взаимодействия в реальном мире.
Современный мир входит в эпоху так называемой репутационной экономики, определяемой как среда, в которой бренды строятся на основе того, как их воспринимают в сети, и обещаний, которые они дают в реальной жизни. Это рынок, где к профессионалам относятся как к продуктам, оценивают, комментируют и судят на основе репутации. Положительные взаимодействия с брендом будут означать новые возможности, а отрицательные – публично ухудшат репутацию бренда. Изучение репутационного ландшафта одной организации с целью минимизации рисков является недостаточным. Это также даст возможность сформировать определенный отраслевой коэффициент репутации. Репутационная экономика демонстрирует рост фриланса и цифровых профессий, в ней ключевая роль отводится репутации субъекта и доверия к нему в контексте цифровой трансформации работы со знаниями. Цифровые технологии не просто посредничают в производственных и организационных процессах, открывая новые способы удовлетворения спроса и предложения, но фактически способствуют распространению культурных концепций деятельности и ценностей, которые обещают стать новым стандартом отрасли.
выводы
В настоящее время необходимы результативные технологии создания репутации России в условиях изменения мирового экономического порядка. Важными факторами, обеспечивающими экономическое развитие, являются не только материальные ресурсы, но и нематериальные, к которым относятся доверие и репутация. Исследование доверия имеет междисциплинарное значение, поскольку проблематика доверия находится на стыке нескольких наук – политической, экономической, социологической, психологической, юридической, государственного управления. При этом для каждой из них доверие выступает базовой концепцией, безусловной предпосылкой функционирования общественных институтов, рыночных отношений. Уровень доверия и репутации имеют не только отдельные организации, отрасли, регионы, но и страна в целом. В создании репутационного капитала государства непосредственно участвует каждый политический, социальный и экономический институт, от качества функционирования которых зависит формирование репутации страны. Таким образом, репутация выступает фактором формирования доверия, а деловая репутация способствует удержанию уже имеющихся партнеров и привлечению новых и значительно влияет на долгосрочное развитие. Ключевое значение сегодня приобретают лидерство, инновационность, гибкость и адаптивность, корпоративная этика, соблюдение принципов открытости при решении социальных вопросов. Следовательно, для повышения деловой репутации страны необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для развития человеческих ресурсов. Успешная реализация социально-экономической политики должна соответствовать социальным, психологическим, технологическим, политическим требованиям современного общества, при этом доверие и репутация выступают драйверами экономического развития.
Список литературы
- Гришин О. Е., Морозова В. В. Репутационный капитал современной России: проблемы формирования и реализации // Проблемы постсоветского пространства. 2015. № (3). С. 84–95. [Электронный ресурс]. URL: https://www.postsovietarea.com/jour/article/view/49
- Пашук Н. Р., Белоглазова В. А., Варкулевич Т. В. Деловая репутация субъектов социального предпринимательства как фактор доверия региональных акторов // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Том 13. № 3. С. 721–732. [Электронный ресурс]. URL: https://1economic.ru/lib/117353
- Почебут Л. Г., Чикер В. А., Захарова М. С. Доверие и репутация как компоненты когнитивного социального капитала организации // Социальная и экономическая психология. 2018. Том 3. № 4 (12). С. 150–177.
- Реутов В. Е., Кравченко Л. А., Гиндес Е. Г. Доверие как институциональный фактор качества государственного управления экономикой // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2019. № 2 (64). С. 191–196.
- Стуканова С. С., Стуканова И. П. Феномен доверия в системе высшего образования // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 93–102. EDN: SOPFEM DOI: 10.24151/2409-1073-2023-1-93-102
- Сафиуллин М. Р., Груничев А. С., Ельшин Л. А., Курбангалиева Д. Л. Факторный анализ влияния репутационного капитала на экономическую динамику региона // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 7. С. 1989–2004. doi: 10.18334/epp.10.7.110654
- Апатова Н. В. Экономическое развитие и экономический рост: основные ориентиры в цифровой экономике // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 3. С. 3–14.
- Князев Ю. К. Объективные и субъективные факторы в современной экономике // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 1. С. 127–140. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-1.9
- Яковлев А. А., Ткаченко А. В., Емельянова М. К., Балаева О. Н. Репутация и доверие в российской системе госзакупок // Journal of Institutional Studies. 2022. № 14 (1). P. 89–107. DOI:10.17835/2076-6297.2022.14.1.089-107
- Белоглазова В. А., Варкулевич Т. В., Шилова А. Ю. Деловая репутация как экономическая категория: современные подходы и особенности для российских субъектов хозяйствования // Креативная экономика. 2023. Том 17. № 12. С. 4567–4588. doi: 10.18334/ce.17.12.119866
- Репутационный капитал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finansi24.ru/reputazkapital.htm
- Сарбаа Л. Н., Коньков А. Т. Репутационный капитал организации как социальная концепция // Ученые записки Сахалинского государственного университета. 2020. № 15–16. С. 47–50 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44779227
- Edward L. Glaeser, David I. Laibson, José A. Scheinkman, Christine L. Soutter, Measuring Trust, The Quarterly Journal of Economics, Volume 115, Issue 3, August 2000, Pages 811–846, https://doi.org/10.1162/003355300554926
- Kucher, Marcel, and Lorenz Götte. «Trust Me. An Empirical Analysis of Taxpayer Honesty» FinanzArchiv // Public Finance Analysis, vol. 55, № 3, 1998, pp. 429–441. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/40912847.
- Розанова Н. Н. Репутационный капитал власти как ресурс регионального развития // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. № 3 (22). С. 63–68
- Макеева Е. Ю., Ивашковская И. В., Ружанская Л. С., Попов К. А. Взаимосвязь социально-экономического развития регионов и корпоративных рейтингов российских компаний // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 1. С. 86–102. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-1-7
- 2021 Global RepTrak 100. Глобальные лидеры репутации. [Электронный ресурс]. URL: https://reputationcapital.blog/2021/04/2021-global-reptrak-100-globalnye-lidery-reputacii
- Авдеева Д. А. Роль доверия в экономике //Социодиггер. 2021. Том 2. Выпуск 1–2 (7). С. 41–43. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-doveriya-v-ekonomike
- Правило трех Д: профессор МГУ раскрыл уникальную формулу процветания России. [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/economics/pravilo-treh-d-professor-mgu-raskryl-unikalnuyu-formulu-procvetaniya-rossii/
- Никишина Е. Н. Доверие и шеринговые платформы // Вестник Московского университета. 2020. Серия 6: Экономика, № 4. С. 71–83. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43898757
- Культурные коды экономики: можно ли доверять большинству людей в стране. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/450665-kul-turnye-kody-ekonomiki-mozno-li-doverat-bol-sinstvu-ludej-v-strane
Статья поступила в редакцию 16.09.2024