УДК 339.9
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Илясова Ю. В.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: ilyasovajuli@mail.ru
В статье проводится анализ механизмов привлечения и поддержки ПИИ, определены позиции стран–лидеров в рейтингах ведения бизнеса (Doing business) и глобальной конкурентоспособности (IMD). Установлено, что инновационность экономики не всегда оказывает влияние на ее способность создавать эффективную бизнес–среду. Проанализированы механизмы привлечения и поддержки ПИИ в реальный сектор, реализующиеся в ряде развитых стран, а также предложены уникальные механизмы стимулирования, применение которых в условиях российской действительности может оказаться эффективным.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, рейтингах ведения бизнеса (Doing business) и глобальной конкурентоспособности, глобальный индекс инноваций, механизм поддержки инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ
Прямые иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики, так как они способствуют повышению производительности, внедрению передовых технологий, созданию новых рабочих мест и улучшению инфраструктуры. Для России, обладающей значительными природными ресурсами и потенциалом для промышленного развития, привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор особенно важно.
В условиях санкционного давления, изменения вектора экономического сотрудничества России, нестабильности на мировых рынках капитала и других внешнеэкономических факторов, Россия сталкивается с необходимостью адаптировать и модернизировать свои механизмы государственной поддержки ПИИ в реальный сектор, чтобы оставаться привлекательной для иностранных инвесторов. Более того, сохранение положительной динамики экономического развития в условиях оттока иностранного капитала ставит вопрос об эффективности привлекаемых ПИИ и системы их государственной поддержки.
В общем виде государственные меры поддержки иностранного капитала представляют собой алгоритм действий государства в отношении иностранного инвестора при выполнении последним определенных условий, формируя тот или иной механизм поддержки. Механизмы государственной поддержки иностранных инвестиций направлены на облегчение и стимулирование иностранных инвестиций в национальную экономику. Анализ научных исследователей отечественных и зарубежных авторов, информационных порталов профильных государственных институтов и агентств по развитию инвестиционного сотрудничества, показал, что большинство механизмов, применяемых по всему миру как развитыми, так и развивающимися странами, можно сгруппировать в несколько основных блоков (направлений), формирующих единую систему государственной поддержки:
- правовая база (законодательство принимающей страны);
- механизмы защиты прав иностранных инвесторов (гарантии, страхование);
- международные инвестиционные соглашения (МИС);
- финансовая поддержка (налоговые, таможенные и финансовые меры поддержки);
- информационная поддержка;
- инфраструктурная поддержка;
- свободные экономические зоны (СЭЗ).
Таким образом, исследование механизмов государственной поддержки прямых иностранных инвестиций в реальный сектор Российской Федерации является актуальным и востребованным как с точки зрения теоретического анализа, так и с точки зрения практического применения полученных результатов для улучшения инвестиционного климата и стимулирования экономического роста в условиях новой экономической действительности.
Исследованием механизмов поддержки иностранных инвестиций посвящены работы таких авторов, как Брэбэнк Д., Бакли П., Данинг Д., Грэм Э., Кругман П., Брэйнард Л., Эвенет С., Бейли Д. В., Шарп У. Ф., Верещагин А. В., Булатов А. С., Зайцев Ю. А., Егоров М. В., Сидоренко Т. С., Кочетков Е. Е., Поздняков К. К., Андрианов А. Ю., Валдайцев С. В., Воробьев П. В., Сергеев И. В., Веретенникова И. И., Шеховцов В. В. и др.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Повышение эффективности или разработка новых механизмов поддержки иностранных инвесторов как на региональном, так и на национальном уровне сопряжены с апробацией успешного опыта отдельных регионов или стран. В 2021 г. на территории России в рамках программы улучшения инвестиционного климата при поддержке Минэкономразвития и Правительства РФ был разработан «Региональный инвестиционный стандарт», основанный на лучшем региональном опыте привлечения бизнеса. Данный стандарт представляет собой список обязательных элементов инвестиционной политики, применение которых приведет к улучшению инвестиционного и делового климата в регионе. По своему существу данный стандарт включает в себя элементы, опыт применения которых в других регионах был признан успешным. Кроме того, региональный стандарт постоянно дополняется и совершенствуется на основании лучших практик применения того или иного инструмента [1].
Аналогичный алгоритм используется и в масштабах страны, при разработке новых механизмов государственной поддержки иностранных инвестиций. Применение успешного опыта привлечения инвестиций другими государствами позволяет снизить финансовые, временные, административные и репутационные издержки при внедрении того иного механизма, поскольку увеличивает вероятность его положительной апробации и внедрения в инвестиционную политику страны. В условиях низкой эффективности привлекаемых ПИИ в реальный сектор РФ, трансформации внутренней инвестиционной среды и изменении вектора внешнего инвестиционного сотрудничества особую актуальность приобретает анализ зарубежного опыта государственной поддержки иностранных инвестиций.
Несмотря на многообразие подходов к привлечению иностранных инвестиций, большинством стран используются схожие механизмы привлечения и поддержки ПИИ. Исследования инвестиционной политики стран Европы, Азии, Ближнего Востока показывают, что несмотря на особенности социально-экономического развития, географии инвестиционных и торговых партнеров, уровня развития экономики, большинство инструментов, применяемых в рамках программ улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала, можно представить в виде следующих групп:
- налоговые стимулы – льготы, вычеты, налоговые амнистии и кредиты, отсрочки/рассрочки при уплате налогов и т. д.;
- дополнительное финансирование инвестиционных проектов – субсидии, дотации, гранты;
- доступные и дешевые заемные средства – беспроцентные кредиты, рассрочки на реализацию инвестиционных проектов, льготные условия кредитования, обеспечение кредитов государством;
- организация специальных территорий с особыми режимами осуществления предпринимательской деятельности – особые экономические зоны, кластеры, хабы, технопарки и промышленные парки.
Как правило, система государственной поддержки иностранного капитала базируется на применении тех или иных вышеперечисленных механизмов. Однако результативность их применения во многом зависит от уровня социально-экономического развития стран, менталитета, степени открытости экономики, подхода к инновациям и НИОКР, системности в функционировании государственных институтов [2].
Одним из индикаторов эффективности функционирования экономики, применяемых мер по улучшению условий предпринимательской деятельности и, следовательно, инвестиционной привлекательности страны, являются международные рейтинги делового и инвестиционного климата. В настоящий момент в международных сравнениях наибольшей популярностью пользуются Рейтинг глобальной конкурентоспособности и Глобальный индекс инноваций.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира (IMD World Competitiveness Ranking) был разработан в 2021 г. по методике европейского Института менеджмента и заменил разработанный Всемирным банком Международный рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business). В отличии от рейтинга ведения бизнеса, который рассчитывался по 10 контрольным индикаторам, характеризующим степень благоприятности условий для ведения бизнеса, рейтинг IMD оценивает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Рейтинг государств в рамках IMD оценивается по 333 критериям, отражающим различные аспекты экономической жизни страны – состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и инфраструктуры. Иными словами, до 2021 г. привлекательность экономик стран мира определялась простотой условий ведения бизнеса, в то время как с 2021 г. она определяется способностью создавать конкурентоспособный и эффективный бизнес. Такой подход полностью удовлетворяет сформированный в данном исследовании запрос на разработку механизмов, направленных на повышение эффективности привлекаемых ПИИ. В таблице 1 рассмотрим позиции стран – мировых лидеров обоих рейтингов в сравнении с Россией в 2018–2023 гг.
Таблица 1. Позиции стран–лидеров в рейтингах ведения бизнеса (Doing business) и глобальной конкурентоспособности (IMD) в 2018–2023 гг.
Страна |
Позиция в рейтинге ведения бизнеса |
Позиция в рейтинге глобальной конкурентоспособности |
||||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|
Новая Зеландия |
1 |
1 |
1 |
20 |
31 |
31 |
Сингапур |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
4 |
Гонконг, Китай |
5 |
4 |
3 |
7 |
5 |
7 |
Дания |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1 |
Республика Корея |
4 |
5 |
5 |
23 |
27 |
28 |
США |
6 |
8 |
6 |
10 |
10 |
9 |
Грузия |
9 |
6 |
7 |
— |
— |
— |
Исландия |
23 |
21 |
26 |
21 |
16 |
16 |
Австрия |
22 |
26 |
27 |
19 |
20 |
24 |
Россия |
35 |
31 |
28 |
45 |
— |
— |
Япония |
34 |
39 |
29 |
31 |
34 |
35 |
Испания |
28 |
30 |
30 |
39 |
36 |
36 |
Источник: составлено автором на основании [3–8].
В качестве базы для определения стран–лидеров и оценки изменения их позиций был выбран последний год публикации рейтинга Doing Business. В 2020 г. лидерами рейтингов стали Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг, Россия заняла 28 место, но в то же время прослеживалась устойчивая положительная динамика. Однако с изменением методики расчета постоянный лидер в лице Новой Зеландии сместился сразу на 20–е место, уступив первую строчку рейтинга Дании. Россия, в свою очередь, в 2021 г. опустилась сразу на 17 позиций, а с 2022 г. перестала участвовать в данном рейтинге в связи с внешнеполитической обстановкой. Оценивая оба рейтинга, несомненными лидерами как в легкости ведения бизнеса, так и в своей способности создавать конкурентный бизнес, являются Дания, Сингапур и Гонконг. Таким образом, механизмы повышения эффективности предпринимательской среды, улучшения делового и инвестиционного климата в данных странах важно принять во внимание при разработке или модернизации собственных инструментов.
Глобальный индекс инноваций (Global Innovation Index или сокращенно GII), разработанный в сотрудничестве бизнес–школы INSEAD, Корнельского университета и Всемирной организации интеллектуальной собственности, оценивает уровень инновационного развития и степень модернизации экономики, что также является важным критерием при оценке инвестиционного климата в стране. Позиция в данном рейтинге определяется совокупным индексом, который основан на таких расчетных показателях (индексах), как наличие институтов, развитие человеческого капитала и науки, развитие инфраструктуры, развитие рынка, развитие бизнеса, развитие технологий и знаний, результаты креативной деятельности. В таблице 2 представлены позиции стран–лидеров рейтинга и России в 2018–2023 гг.
Таблица 2. Позиции стран–лидеров рейтинга и России в Глобальном индексе инноваций в 2018–2023 гг.
Страна/годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Швейцария |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Швеция |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
США |
6 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Великобритания |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Сингапур |
5 |
8 |
8 |
8 |
7 |
5 |
Финляндия |
7 |
6 |
7 |
7 |
9 |
6 |
Нидерланды |
2 |
4 |
5 |
6 |
5 |
7 |
Бразилия |
64 |
66 |
62 |
57 |
54 |
49 |
Катар |
51 |
65 |
70 |
68 |
52 |
50 |
Россия |
46 |
46 |
47 |
45 |
47 |
51 |
Чили |
47 |
51 |
54 |
53 |
50 |
52 |
Сербия |
55 |
57 |
53 |
54 |
55 |
53 |
Источник: составлено автором на основании [9–14].
На протяжении всего исследуемого периода лидерами Глобального индекса инноваций остаются Швейцария, Швеция и США. Россия, в свою очередь, в 2023 году заняла 51 место, опустившись на пять строчек по сравнению с 2018 годом. Относительно лидеров рейтинга важно отметить, что они значительно отличаются от лидеров рейтинга глобальной конкурентоспособности. То есть, согласно приведенным двум рейтингам, инновационность экономики не всегда оказывает влияние на ее способность создавать эффективную бизнес–среду.
Анализируя более детально позиции России в Глобальном индексе инноваций, обратим внимание на изменение позиций страны по основным направлениям данного индекса (таблица 3).
Таблица 3. Позиции России в Глобальном индексе инноваций по компонентам
Компоненты инновационного индекса |
2018 г. |
2023 г. |
Институты |
74 |
110 |
Человеческий капитал и наука |
22 |
26 |
Инфраструктура |
63 |
72 |
Развитие внутреннего рынка |
56 |
56 |
Развитие бизнеса |
33 |
44 |
Развитие технологий и экономики знаний |
47 |
54 |
Развитие креативной деятельности |
72 |
53 |
Источник: составлено автором на основании [15].
По всем направлениям в 2023 г. была зафиксирована утрата позиций в рейтинге, причем наибольшее снижение наблюдается по направлению «Институты», характеризующему наличие и эффективность государственных институтов, содействующих инновационному развитию экономики. Наивысшую позицию среди всех направлений рейтинга Россия в 2023 г. заняла в области развития человеческого капитала и науки.
Хотя приведенные рейтинги отражают тенденции изменения внутреннего делового и инвестиционного климата в большинстве развитых стран, а также позволяют определить передовые страны для перенимания успешного опыта внедрения тех или иных инструментов, возникают сомнения в объективности предоставляемых ими данных.
Среди основных факторов, ставящих под сомнение объективность предоставляемых международными рейтинговыми и исследовательскими институтами данных, можно отметить:
- отсутствие прозрачности в расчетах индексов – методика расчета индексов и статистические данные, применяемые при их расчетах, в целях сохранения коммерческой тайны, остаются закрытыми, в связи с чем возникают сомнения в достоверности предоставляемых данных;
- регулярное изменение методологии расчетов, которые приводят к значительным перестановкам позиций стран в рейтингах при отсутствии каких-либо коренных изменениях во внутренней экономической политике;
- высокая степень влияния на исследовательские институты внешних политических факторов и политики, проводимой страной или объединением стран, где базируются данные институты, что напрямую отражается на качестве сбора, анализа данных и сформированных выводах.
Ярким примером подверженности исследовательских институтов и рейтинговых агентств внешнему влиянию является позиция России в Глобальном рейтинге инноваций в 2023 г. Как отмечает издание «Коммерсант», в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ ставят под сомнение объективность данных, используемых для формирования индекса инноваций и позиции РФ в рейтинге. Сотрудники института отмечают пассивный характер партнерства с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, курирующей составление рейтинга. На фоне введенного западными странами с 2022 г. моратория на взаимодействие с российскими институтами, получение и обработка данных из РФ остается под вопросом [16].
Тем не менее, для анализа успешного зарубежного опыта реализации механизмов государственной поддержки ПИИ проведем анализ инструментов инвестиционной политики, применяемых в некоторых странах, входящих в ТОП–10 или лидирующих в вышеприведенных международных рейтингах. В таблице 4 структурированы основные механизмы привлечения и поддержки ПИИ в реальный сектор ряда стран по состоянию на 2023 г.
Таблица 4. Механизмы привлечения и поддержки ПИИ в реальный сектор, реализующиеся в ряде развитых стран в 2023 г.
Страна и ее позиция в международных рейтингах в 2023 г. |
Применяемые механизмы поддержки ПИИ в реальный сектор |
---|---|
Соединенные Штаты Америки (США) |
— свободные экономические зоны (внешнеторговые зоны, зоны свободного предпринимательства, научные парки (технологические парки); — налоговые льготы (освобождение от «обратных» тарифов, освобождение от пошлин в случае реэкспорта продукции, освобождение от пошлин на отходы, лом и т. п., еженедельная отчетность об отгрузках (в отличие от обычной системы, предполагающей отчетность по каждой отгрузке продукции), отложенные во времени уплаты пошлины и др.; — визовые программы и упрощенная процедура получения вида на жительства; — доступ к государственным субсидиям и грантам; — инфраструктурная поддержка; — содействие профессиональному обучению и занятости; — сотрудничество с исследовательскими и образовательными учреждениями; — добровольное, бесплатное использование механизмов «единого окна». |
Китайская народная республика (КНР) |
— зоны развития (аналог ОЭЗ, разделяются на свободные экономические зоны, зоны высокотехнологичного развития, экономические и технологические зоны развития, зоны приграничного экономического сотрудничества, зоны свободной торговли, зоны всестороннего бондового обслуживания); — налоговые льготы (возврат 40 % налога на прибыль иностранным инвесторам, инвестирующим на срок не менее 5 лет; освобождение от уплаты налога в случае инвестирования более 5 млн долл., по земельному налогу пятилетние налоговые каникулы, а в дальнейшем 50 % от действующей ставки по налогу, большое количество дешевой рабочей силы и др.); — инфраструктурная поддержка; — содействие трансферу технологий и управленческих практик; — проведение инвестиционных и торгово-экономических ярмарок; — финансовые инструменты поддержки (льготные кредиты, страхование инвестиционных рисков, государственные гранты и субсидии в стратегически важных секторах экономики); — добровольное, платное использование механизмов «единого окна». |
Германия IMD – 22, GII – 8 |
— зоны свободной торговли или «свободные порты» (зона свободного контроля первого типа, где не нужно декларировать товары и зона свободного контроля второго типа, где нужно декларировать, чтобы воспользоваться льготами); — государственное финансирование инвестиционных проектов (займы, гранты, гарантии); — ускоренная амортизация; — гранты на инвестиции (размер гранта варьируется от 25 % до 45 % от размера фактических инвестиционных затрат); |
— гранты на НИОКР (ежегодно выделяется до 3,5 % от ВВП); — гранты на найм персонала (программы стимулирования трудовой деятельности); — визовые программы и упрощенная процедура получения вида на жительства; — привлечение в инвестиционные проекты капитала из государственно-частных фондов; — развитие «зеленых» экономических зон, которые привлекают предприятия, занимающиеся возобновляемыми источниками энергии, экологически чистыми технологиями; — инфраструктурная поддержка; — добровольное, платное использование механизмов «единого окна». |
|
Сингапур IMD – 4, GII – 5 |
— зоны свободной торговли (ЗСТ), в которых созданы льготные условия для транзита, перевалки, хранения и переупаковки грузов для последующего реэкспорта, промышленных, научных и бизнес–парков; — налоговые льготы (низкие ставки налогообложения, отсутствие налога на дивиденды и прирост капитала, налоговые каникулы для стартапов и др.); — налоговые вычеты для инвесторов, осуществляющих НИОКР; — налоговые льготы или отмена налогов по доходам нерезидентов, получаемым от инвестиций в депозиты и другие долговые продукты в Сингапуре; — налоговые льготы по роялти нерезидентам и выплатам по лицензионным соглашениям; — субсидии для компаний, внедряющих новые технологии; — инвестиционное резидентство; — налоговое стимулирование перемещения штаб-квартир международных холдингов; — организация инвестиционных конференции и форумов; — инфраструктурная поддержка; — добровольное, платное использование механизмов «единого окна»; — высокий уровень защиты интеллектуальной собственности. |
Швеция IMD – 8, GII – 2 |
— торговые зоны с таможенными складами в портах (склады временного хранения, где товары могут храниться неограниченный период времени без таможенной очистки); — налоговые льготы (пониженные ставки налогов, инвестиционный вычет, налоговые каникулы, льготы на найм иностранных специалистов и др.); — финансовые инструменты поддержки (займы, гранты, субсидии, кредитные гарантии); — дополнительные налоговые вычеты и субсидии для компаний, инвестирующих в «зеленую энергетику» и НИОКР; — инфраструктурная поддержка; — ускоренная амортизацией (позволяет быстрее списывать стоимость основных средств и уменьшать налогооблагаемую базу); — защита прав собственности и контрактов (защита патентов, торговых марок и авторских прав); — добровольное, бесплатное использование механизмов «единого окна». |
Источник: составлено автором на основании [17–20].
Тем не менее, прослеживаются и некоторые уникальные механизмы стимулирования, применение которых в условиях российской действительности может оказаться эффективным. Среди них:
- продвижение государством активного сотрудничества иностранных инвесторов с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями (США);
- освобождение от уплаты налога или налоговые льготы для крупных инвестиционных проектов (Китай);
- развитие «зеленых» экономических зон и привлечение инвестиционных проектов в области возобновляемых источников энергии (Германия);
- налоговое стимулирование перемещения штаб–квартир международных холдингов (Сингапур) – данный механизм также возможно использовать для децентрализации инвестиционных потоков в РФ;
- развитие транзитных, портовых зон свободной торговли (ЗСТ), ориентированных на перевалку, хранение и переупаковку грузов для последующего реэкспорта (Сингапур, Швеция);
- увеличение государственных расходов на НИОКР минимум до 3 % от ВВП.
По последнему пункту стоит отметить, что сами по себе государственные расходы на НИОКР не являются механизмом поддержки иностранных инвестиций, однако являются неотъемлемой частью инвестиционного климата. Финансируя расходы национальных и зарубежных (в пределах территории страны) инвесторов на исследования и разработки, государство стимулирует создание более наукоемкого производства и конкурентоспособной продукции, что увеличивает эффективность и конкурентоспособность на мировых рынках его резидентов. Кроме того, участие в подобных программах позволяет государству ограничивать отток инноваций и сохранять результаты НИОКР на своей территории. Для примера рассмотрим удельный вес государственных расходов на НИОКР в России и крупнейших развитых странах в 2018–2022 гг. (таблица 5)
Таблица 5. Удельный вес государственных расходов на НИОКР в объеме ВВП в 2018–2022 гг., %
Страна/годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Среднее значение, % |
США |
3,01 |
3,17 |
3,47 |
3,46 |
– |
3,28 |
Китай |
2,14 |
2,24 |
2,41 |
2,43 |
2,55 |
2,36 |
Япония |
3,22 |
3,22 |
3,27 |
3,3 |
— |
3,25 |
Германия |
3,11 |
3,17 |
3,13 |
3,14 |
3,13 |
3,14 |
Республика Корея |
4,52 |
4,63 |
4,8 |
4,93 |
– |
4,72 |
Российская Федерация |
0,66 |
0,69 |
0,74 |
0,66 |
0,63 |
0,68 |
Источник: составлено автором на основании [21].
Приведенные в таблице данные демонстрируют существенный разрыв в уровне государственных расходов на НИОКР России и развитых европейских и азиатских стран. В России общий объем внутренних расходов на НИОКР с участием частных средств составляет лишь 1–1,1 % от ВВП, в которых удельный вес бюджетных средств составляет не более 70 %. В результате, общие государственные расходы в среднем не превышают 0,7 %, в то время как в Китае этот показатель составляет 2,36 %, в Германии – 3,14 %, а в Южной Корее (Республика Корея) – 4,72 %. При этом все перечисленные страны являются лидерами по привлечению ПИИ, выпуску технологичной продукции и инновационности экономик.
ВЫВОДЫ
Рассмотренные механизмы поддержки иностранных инвестиций развитых и перспективных мировых экономик, позиции данных стран в международных рейтингах позволяют выделить ряд инструментов, возможных для внедрения в рамках российской системы государственной поддержки ПИИ в реальный сектор. Одновременно с этим, большинство механизмов абсолютно идентичны уже функционирующим на территории РФ за исключением количественных характеристик (размеры льгот, проценты по кредитам, льготные сроки кредитования и т. д.). Таким образом, причина низкой эффективности привлекаемых ПИИ в реальный сектор заключается не столько в отсутствии того или иного механизма государственной поддержки, сколько во внутренних и внешних факторах, влияющих на приток ПИИ, их качество, территориальное и отраслевое распределение и т. д. Выявление подобных факторов и выработка мер по их преодолению являются обязательным условием для совершенствования российской системы привлечения и поддержки ПИИ. Иными словами, разработка программы улучшения механизмов поддержки ПИИ должна строиться, в первую очередь, на устранении негативных факторов, влияющих на приток ПИИ, используя при этом передовой опыт зарубежных стран.
Список литературы
- Региональный инвестиционный стандарт // Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/regionalnyy_investicionnyy_klimat/reginveststandart/
- Димитриев А. В., Илясова Ю. В., Мираньков Д. Б. Международная практика регулирования иностранных инвестиций и возможности ее адаптации в Республике Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 3. С. 62–78.
- Doing Business 2018: A World Bank Group Flagship Report // The World Bank. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf
- Doing Business 2019: A World Bank Group Flagship Report // The World Bank. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf
- Doing Business 2020: A World Bank Group Flagship Report // The World Bank. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/75ea67f9-4bcb-5766-ada6-6963a992d64c/content
- IMD World Competitiveness Booklet 2021 // InvestChile. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investchile.gob.cl/wp-content/uploads/2022/03/imd-world-digital-competitiveness-rankings-2021.pdf
- IMD World Competitiveness Booklet 2022 // InvestChile. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investchile.gob.cl/wp-content/uploads/2022/07/imd-world-competitiveness-booklet-2022.pdf
- IMD World Competitiveness Booklet 2023 // Business School for Management and Leadership Courses. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/wp-content/uploads/2023/06/WCY_Booklet_2023-FINAL.pdf
- Global Innovation Index 2018 // World Intellectual Property Organization. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://tind.wipo.int/record/28174
- Global Innovation Index 2019 // World Intellectual Property Organization. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://tind.wipo.int/record/40245?v=pdf
- Global Innovation Index 2020 // World Intellectual Property Organization. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf
- Global Innovation Index 2021 // World Intellectual Property Organization. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_gii_2021.pdf
- Global Innovation Index 2022 // World Intellectual Property Organization. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2022-en-main-report-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf
- Global Innovation Index 2023 // World Intellectual Property Organization. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-en-main-report-global-innovation-index-2023-16th-edition.pdf
- Глобальный инновационный индекс – 2022: резюме // Блог о глобальных инвестициях. 2022. – [Электронный ресурс]. URL: https://globalstocks.ru/wp-content/uploads/2022/10/wipo-pub-2000-2022-exec-ru-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf
- Инновации со знаком неопределенности // Коммерсантъ. 29.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6250698
- Бизнес–путеводитель по Соединенным Штатам Америки [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. Торговое представительство Российской Федерации в США. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://kamexport41.ru/upload/iblock/25f/Biznes_putevoditel_po_SSHA.pdf
- Бизнес–путеводитель по Федеративной Республике Германия [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://export-69.ru/upload/iblock/c1b/c1b2188fa096526f487b3dca191034c3.pdf
- Ведение бизнеса в Китае 2022: руководство // Дезан Шира и Партнеры. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asiabriefing.com/store/book/introduction-doing-business-china-2022-russian.html
- О состоянии делового и инвестиционного климата в государствах-членах Евразийского экономического союза: доклад // Евразийская экономическая комиссия. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ca0/Doklad-o-delovom-klimate-EAES-19-05-2023-g-docx.pdf
- Ратай Т. В. Наука. Технологии. Инновации: экспресс-информация // Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/759541668.pdf
Статья поступила в редакцию 17.06.2024