Измерение инновационной активности в системе управления организацией

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 1. С. 3‒12.

УДК 338.242

Pubilcation text (PDF)

ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Бармута К. А., Долгов И. А.

Донской государственный технический университет, Ростов–на–Дону, Российская Федерация E-mail: bkarina@mail.ru

В работе исследуется проблематика измерения инновационной активности организации в современных экономических условиях. Актуальность темы определяется повышенной динамикой бизнес–среды и необходимостью генерирования и внедрения новых решений для адаптации организаций к происходящим изменениям. В рамках исследования выявлены основные сложности и ограничения, связанные с оценкой инновационной активности, для принятия релевантных управленческих решений. Для преодоления выявленных ограничений в статье предлагается дополнительно к анализу динамики выбранных количественных показателей применять методику оценки качественных параметров инновационной активности. Данный подход основан на выборе качественных параметров для анализа в соответствии с потребностями организации и их оценкой с использованием математических методов и методов экспертных оценок.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, измерение инновационной активности, управление организацией, управленческие решения, конкурентоспособность.

ВВЕДЕНИЕ

Для обеспечения конкурентоспособности и успешного развития в текущей экономической среде организациям необходимо постоянно адаптироваться к внешним и внутренним изменениям. Современная реальность позиционирует ряд требований к бизнесу, включая гибкость, инновационность, способность эффективно использовать ограниченные ресурсы, быструю обучаемость, позволяющую выстраивать эффективную систему передачи знаний, умение прогнозировать и подстраиваться под будущие изменения рынка [15, 19]. Для достижения такого
уровня развития необходимо постоянно искать новые решения, которые позволят обеспечить конкурентоспособность организации. В настоящее время интерес к исследованию инновационной активности предприятий и показателей ее измерения возрастает не только благодаря тому, что инновации занимают особое место в деятельности современной организации, но и потому, что управление бизнесом в текущих условиях требует регулярной оценки эффективности и корректировки политики для достижения целей дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности [11].

Термин «инновация» происходит от латинского слова innovatio, означающего обновление, и часто воспринимается как производное от другого латинского слова novus, то есть «новизна». Интерес науки к инновациям начал развиваться в 1950–х гг. после появления теории Шумпетера Й., согласно которой инновация играет важнейшую роль в экономическом развитии [6]. Инновация представляет собой сложную и многогранную категорию, которую можно охарактеризовать в широком смысле как любое коммерциализированное нововведение [4, 16]. В узком смысле
инновацию представляют как новый либо усовершенствованный продукт, метод, процесс, услугу. Другой подход связан с пониманием инновации как процесса разработки новых решений, продуктов или услуг [4, 6].

Подобной многоаспектностью характеризуется и понятие инновационной активности, которая основана на способности организации эффективно распределять ресурсы для обеспечения конкурентных преимуществ на основе разработки и внедрения инновационных решений, продуктов и/или процессов [10, 14]. Сложность и неоднозначность понятия инновационной активности, не поддающегося четкому определению, формирует трудности ее измерения, а также связанные с этим ограничения [14]. В литературе дискутируются ограничения, связанные с оценкой инновационной активности предприятия, которые можно представить в виде двух основных групп: сложность подбора показателей анализа инновационной активности и выбор методики, позволяющей измерить данную активность комплексным и синтетическим способом [13, 17].

Целью данной статьи является разработка методики оценки качественных характеристик измерения инновационной активности организации для принятия релевантных управленческих решений в дополнение к измерению инновационной активности на основе количественных показателей. Исследование проведено на основе анализа научных публикаций российских и зарубежных авторов в области оценки инновационной активности. Для выполнения поставленных задач в работе использованы общенаучные методы, включая анализ, обобщение, синтез и пр., а также математические методы и методы экспертных оценок. Предложенная методика позволит преодолеть ряд ограничений в области измерения инновационной активности, связанных с концентрацией на количественных показателях (к примеру, на числе новых продуктов) и/или одной подсистеме (например, на инновационном процессе).

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Инновационные решения являются важной частью управленческой системы современной организации. Инновационная активность компании определяется ее способностью к непрерывному поиску, внедрению и распространению инноваций. Измерение инновационной активности направлено на оценку эффективности реализуемых управленческих решений, выявление проблемных областей и внедрение релевантных корректирующих мероприятий в случае необходимости адаптации деятельности фирмы к новым условиям, потребностям или направлениям развития [12, 15]. Результаты измерения инновационной активности могут использоваться руководством организации для проведения бенчмаркингового анализа, определения места организации в отрасли, идентификации слабых сторон в управлении компанией, выработки и принятия эффективных управленческих решений [2, 8, 11].

В современной литературе ведется дискуссия в поисках методов измерения инновационной активности, позволяющих получить необходимую информацию для выработки эффективных управленческих решений. Некоторые существующие подходы характеризуются ограниченностью оценки, поскольку они основаны на анализе динамики ряда количественных показателей, связанных с определенными результатами инновационной деятельности, и не концентрируются на процессах или ресурсах [9, 13, 18]. Среди показателей оценки в данном случае часто используется число патентов, патентных заявок, научных публикаций, инновационных продуктов или услуг, а также финансовые показатели, на которые инновационная активность оказывает прямое или косвенное воздействие, к примеру, рентабельность инвестиций в инновационные проекты, рентабельность продаж и пр. Результативность также может быть связана с рыночными показателями, включая стоимость инновационного продукта компании по сравнению с ценовыми трендами в отрасли, доля прибыли от реализации новой продукции, индекс удовлетворенности потребителей, среднее время вывода на рынок нового продукта и пр.

В литературе подчеркиваются ограничения и сложности, связанные с эффективным измерением инновационной активности как одного из важнейших элементов системы управления организацией в современной предпринимательской среде [11, 12]. Среди подобных проблем можно отметить применение ограниченного числа параметров, ориентацию на оценку одной из подсистем инновационной деятельности при игнорировании других значимых факторов, концентрацию на результатах, а не на процессах и наоборот. При этом важно подчеркнуть, что развитие предприятий является многогранным качественным явлением, основанным на совокупности разнородных решений, процессов и изменений, которые в настоящее время происходят в условиях высокой динамики и неопределенности. Помимо этого, для выбора и расчета показателей инновационной активности предприятия требуется доступ к различного рода данным, включая финансовую, маркетинговую, кадровую и прочую информацию не только в отношении конкретной фирмы, но и отрасли, в которой она функционирует. Недоступность требуемой информации часто блокирует применение тех или иных методов оценки инновационной активности компаний, в особенности, в контексте сравнения показателей с их основными конкурентами.

Проведенный в работе анализ публикаций российских и зарубежных исследователей позволил определить основные количественные показатели, наиболее часто применяемые организациями для измерения инновационной активности (таблица 1) [3, 5, 7, 12, 18]. Среди основных категорий, объединяющих показатели оценки инновационной активности, выделены финансовые индикаторы, маркетинговая деятельность, персонал, лидерство, а также процессы и результаты.

Анализ современных подходов к оценке инновационной активности организаций свидетельствует о том, что они основаны на применении различных комбинаций ключевых показателей эффективности инновационной деятельности, приведенных в таблице 1 [3, 11, 18]. Можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкиваются организации в попытке измерить инновационную активность с помощью количественных показателей и более эффективно управлять инновациями [11, 17]:

1. Инновационную активность сложно измерить и интерпретировать. Для этой цели в компаниях обычно используются те или иные показатели, однако эффективность их применения для оценки инновационной активности и принятия управленческих решений остается под вопросом.

  1. Выбор желаемых границ значений для ряда показателей и последующая концентрация деятельности компании на стремлении к достижению данных значений, сопровождаемая игнорированием качественных показателей и возможностей их оценки для выявления и устранения слабых сторон в управлении инновационной деятельностью.
  2. Концентрация на применении одного или нескольких основных показателей для оценки и сравнения инновационной активности организации и ее конкурентов.
  3. Концентрация на затратах или результатах, которая приводит к игнорированию не менее важных процессов и эффектов от реализации инновационной деятельности, в особенности, в долгосрочной перспективе.

Таблица 1

Показатели оценки инновационной деятельности организации

Категория Показатели за отчетный период
Финансовые
показатели
— доля расходов на НИОКР в общем объеме затрат организации,- доля расходов на освоение новых технологий в общем объеме затрат организации,

— доля выручки/прибыли от реализации новых товаров и услуг в общей сумме выручки/прибыли организации,

— отношение выручки от реализации новых продуктов и услуг к затратам на НИОКР,

— доля доходов от продуктов и услуг, реализованных в новых потребительских сегментах рынка,

— средний объем инвестиций в инновационные проекты,

— средний объем инвестиций в отклоненные проекты,

— экономия, полученная в результате коммерциализации инновации, — рентабельность инвестиций в инновации (ROI, ROI2, RoPDE),

— затраты на повышение квалификации на одного сотрудника

Маркетинговые
показатели
— прирост числа клиентов в результате коммерциализацииинновации,

— доля клиентов фирмы, которые переходят на продукты или услуги следующего поколения,

— рост доли рынка за счет реализации новых продуктов и услуг, — количество идей, полученных от клиентов,

— количество клиентов организации, участвующих в процессе тестирования и совершенствования продукции,

— индекс удовлетворенности потребителей

Персонал — количество реализованных идей сотрудников,- доля сотрудников, участвующих в инновационном процессе, в общей численности персонала компании,

— доля сотрудников, занятых в НИОКР, в общей численности персонала компании,

— доля сотрудников, генерирующих новые идеи, в общей

численности персонала компании,

Категория Показатели за отчетный период
— доля сотрудников, анализирующих новые идеи, в общейчисленности персонала компании,

— доля подразделений, непрерывно участвующих в инновационном процессе, в общем числе подразделений организации,

— число сотрудников, прошедших повышение квалификации, — текучесть кадров,

— доля сотрудников, принявших участие в научных мероприятиях (симпозиумах, выставках, конференциях), в общей численности персонала компании

Инновационный
процесс
— фактическое время на разработку и внедрение инновационного продукта по сравнению с плановым,- число текущих инновационных проектов,

— доля отклоненных проектов в общем числе проектов компании, — среднее время реализации инновационного проекта

Результаты — количество реализованных продуктовых, процессных,управленческих и иных инноваций,

— доля новых продуктов и услуг в общем портфеле продукции и услуг фирмы,

— количество поданных заявок на патенты,

— число зарегистрированных патентов,

— число научных публикаций сотрудников

Лидерство — число заключенных партнерских соглашений и реализованных с партнерами инновационных проектов,- доля новых решений, реализованных в результате получения идей путем краудсорсинга,

— индекс удовлетворенности персонала,

— время высшего руководства, потраченное на стратегическое планирование в сравнении с временем, потраченным на повседневные действия

Источник: составлено авторами по материалам исследования

Выбор критериев и показателей инновационной активности представляется сложной задачей по различным причинам. Во–первых, условия функционирования организаций в контексте достижения целей инновационной активности ограничиваются рядом внутренних и внешних факторов, включая квалификационный уровень управленческого персонала, уровень технологического развития организации, ее положение на рынке, конкурентоспособность, наличие доступа к источникам финансирования, инновационный климат организации, способность к изменениям и преодолению барьеров развития и др. [1]. Во–вторых, проблема оценки инновационной активности осложняется трудностью измерения интеллектуального капитала, повышенной неопределенностью и уровнем риска реализуемых проектов, потенциально значительным временным разрывом между финансовыми вложениями и ожидаемыми экономическими результатами [14].