Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 2. С. 24‒37.
УДК 330.34-026.15
Publication Text (PDF)
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Горда О. С.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: alx2777@mail.ru
В статье определены роль и место креативного сектора экономики в современных условиях социально-экономического развития. Исследована сущность категории «креативная экономика», проанализировано её значение и содержание, а также изучены теоретические подходы зарубежных и отечественных ученых к пониманию сути указанной категории. Проведенные исследования позволили сделать вывод о существовании нескольких подходов к пониманию этого термина, а также привести трактовку креативной экономики как базового элемента новой экономики, в основе которого лежит концепция, характеризующаяся системой специфических отношений между субъектами хозяйствования, которая преобразует знания, умения, информационные, креативные ресурсы в инновации, новые идеи, проекты, решения, экономические и креативные продукты.
Ключевые слова: креативная экономика; креативность; новая экономика; креативный процесс; креативный сектор экономики; инновации; креативная деятельность.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе функционирования мировая экономическая система характеризуется трансформационными процессами и становлением постиндустриальной (новой) экономики, основанной на знаниях, инновациях, интеллектуальных и творческих ресурсах, информационных, коммуникативных и компьютерных технологиях. Такое экономическое развитие приобрело новые признаки и особенности, связанные с изменением факторов производства, управленческих методов и подходов, организации бизнес–процессов, характера связей между субъектами хозяйствования и т. д. На ведущие позиции в современных условиях выходят сферы услуг и инновационная деятельность. Подобные изменения гармонично связаны с глобализационными тенденциями и их успех зависит от уровня знаний, умений, творческих навыков и интеллектуального развития человеческого капитала. При становлении новой экономики большое значение приобретает креативный сектор экономики, способствующий созданию новых качественных рабочих мест, применению новейших технологий, созданию таких креативных товаров и услуг, которые идентифицируют, выделяют и делают более привлекательными города, регионы и даже страны, а следовательно, в целом приводят к повышению конкурентоспособности, росту качества жизни и социально-экономического прогрессу.
В последнее время наблюдается активный интерес к становлению и развитию креативной экономики как со стороны зарубежных, так и отечественных ученых. Основателями указанной концепции считают таких зарубежных исследователей, как Р. Флорида [1], Дж. Хокинс [2], Ч. Лэндри [3]. Среди отечественных ученых,
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И…
занимающихся изучением вопросов, связанных с формированием и развитием креативной экономики, следует выделить таких, как: Амосова А. И., Кузнецова Е. А. [4], Бычкова А. С. [5], Дубина И. Н. [6], Заборцева Т. И., Балязина А. В. [7], Климова И. В., Семеркова Л. Н. [8], Кузнецова Н. В. [9], Никитина М. Г., Побирченко В. В., Шутаева Е. А. [10], Прокофьева Д. А., Шамардина Н. В. [11], Симашенков П. Д. [12], Фёдорова А. В., Заровняева А. И. [13], Шкарина В. С. [14] и др. Несмотря на значительное количество научных работ по этой проблеме, недостаточно внимания уделено выяснению места и роли креативной экономики на фоне глобализационных проявлений и на современном этапе становления новой экономики, а также не до конца раскрытыми остаются вопросы относительно системного подхода к пониманию креативного сектора экономики и выявление особенностей его развития.
Цель статьи состоит в исследовании теоретических основ формирования и развития креативного сектора экономики в условиях становления новой экономики.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Современная мировая экономическая система характеризуется трансформацией индустриальной (традиционной) экономики с ее привязкой к материальным ресурсам
- доминированием материального производства к постиндустриальной (новой) экономике, базой которой являются знания, умения, научные и технические достижения, разработка и внедрение новаций, развитие информационных систем и технологий. Новая экономика – это понятие, появившееся в 90–х годах ХХ века с развитием глобальной сети Интернет, информационных систем и технологий и в широком понимании означает определенный прогресс вследствие изменений и процессов, происходящих в современных условиях хозяйствования. Новая экономика – это логическое направление развития как глобальных, национальных, так и региональных экономико-хозяйственных систем, отвечающее вызовам современности. В основе новой экономики лежат знания, идеи, информация, инновации и технологии, а центральную роль в ней играет человек, личность с идеей, знаниями, талантом, креативностью и т. д. Особенностью новой экономики следует считать ее неиндустриальный характер, центроличностное направление и такие факторы производства, как креативный и интеллектуальный потенциал, интеллектуальные ресурсы.
На фоне функционирования новой экономики появилось понятие «креативная экономика», характеризующее такое направление развития, в центре которого лежат не материальные, а интеллектуальные, творческие ресурсы, человеческий потенциал
- их преобразование, и реализация через создание креативных, оригинальных и неповторимых идей, решений, проектов для получения новых товаров, продуктов, услуг, доходов, успехов, достижения и повышения конкурентоспособности и обретения уникальности.
Также новая экономика тесно связана с инновациями, являющимися ее стержнем, базой, сущностью, ведущей характеристикой, которые дают толчок для социально-экономического развития. Нельзя не признать важность инноваций в современных условиях и их ведущую роль и влияние на функционирование экономики. В экономических исследованиях также часто встречается отдельное понятие «инновационная экономика», под которым в общем смысле понимают экономику, основанную на инновациях, информационных технологиях, позитивном восприятии и готовности к внедрению новых идей, разработок, результатом чего является использование полученной высокотехнологичной продукции во всех секторах и сферах человеческой деятельности, а также положительное влияние на общественное и экономическое развитие.
Одной из базовых составляющих новой экономики выступают знания, продуктивное использование которых способствует социально-экономическому росту и инновационному развитию. В постиндустриальных условиях знания выступают фактором современного развития и являются общественным благом, которое умножается при его использовании. В современных научных исследованиях активно используется категория «экономика знаний», которая определяется в общем понимании как экономика, базирующаяся на знаниях [15]. Таким образом, креативная экономика, инновационная экономика и экономика знаний являются составляющими новой экономики, которые тесно пересекаются друг с другом и образуют ее основу (рис. 1).
Новая экономика
Креативная экономика | ||
Экономика знаний | Инновационная | |
экономика |
Рисунок 1. Основные составляющие новой экономики Составлено автором
- целом под новой экономикой следует понимать экономику, которая имеет постиндустриальный характер и отличается переходом на новые методы ведения бизнеса, принципы управления и факторы производства с применением информационных технологий, инноваций, креативности, знаний, умений и навыков, что приводит к усилению роли нематериальных активов, креативного потенциала, человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов в условиях таких ведущих мировых экономических тенденций, как глобализация и интеграция.
Учитывая вышеизложенное, акцентируем внимание на том, что креативная экономика является составляющей новой экономики, сектором быстрого развития в современных условиях, стратегическим направлением и сферой деятельности, что обеспечивает конкурентоспособность предприятий на основе реализации креативности и преобразовании ее результатов в функционирующие бизнес– проекты, способные осуществлять свою деятельность за счет собственных талантов.
При исследовании сущности креативной экономики, по нашему мнению, следует особое внимание уделить категории «креативность». Изменения в современных экономических системах, в их отношениях и связях на фоне перманентной нестабильности внешней среды все больше требуют умения к ней приспосабливаться, создавать и применять что-то кардинальное новое, используя креативные подходы, решения и технологии. Термин креативность происходит от латинского слова «creato» – творчество, создание. В общем смысле под креативностью следует понимать творческие способности определенного человека, обладающего способностью к восприятию и усвоению новой информации, созданию новаций благодаря нетривиальному мышлению и нетрадиционному подходу для достижения поставленных целей и задач, решения возникающих проблем. Такое понимание креативности приводит к возникновению понятий «креативный человек», «креативный индивид» или «креативная личность», под которыми нужно понимать склонность ко всему новому, способность превращать полученные ресурсы в процессе нестандартного мышления на основе опыта, умений, знаний и интеллекта в оригинальные идеи, решения, подходы и инновации. Именно на этом этапе начинается креативная деятельность, постепенно охватывая все звенья социально-экономических отношений. Зарождение креативного процесса происходит на низовом уровне – в пределах отдельной личности, для которой потребность в реализации сгенерированных идей и получении от них доходов становится катализатором распространения и передачи креативности на следующий уровень – предприятий, а затем на другие – высшие звенья, включая самый высокий уровень – уровень мировой экономической системы, в пределах которой формируются креативные сектора, креативные индустрии, креативная экономика.
Таким образом, креативный процесс, по нашему мнению, имеет несколько уровней:
– первый – это уровень личности или отдельного человека, который можно рассматривать как систему личностных качеств индивида, которая дает возможность генерировать нетривиальные идеи, избегать стандартных приемов логики и мышления, быстро и оригинально достигать поставленной цели, оценивать ситуацию, решать проблемы и принимать решения;
– второй – это деятельность на уровне предприятий (микроуровень): в рамках этого звена предприятия занимаются оформлением креативной идеи или решения и их реализацией, доведением до потребителя с целью получения прибыли или ее приумножения;
– третий – это уровень, на котором функционируют различные формы объединения предприятий (корпоративные, интегрированные структуры, кластеры и т. п.);
– четвертый – уровень города, региона (мезоуровень) – в его пределах происходит аккумулирование креативного процесса и его результатов, что связано с созданием креативных хабов и пространств;
– пятый – уровень государства (макроуровень) – на нем происходит формирование и развитие креативных индустрий и национального креативного сектора в пределах экономической системы определенного государства;
– шестой уровень – уровень мировой экономической системы (мегауровень) – характеризуется формированием глобальной креативной экономики.
Эффективное функционирование экономики, в том числе креативной, зависит от успешной реализации креативного процесса на всех вышеперечисленных уровнях.
Креативная деятельность тесно связана с инновационным процессом, а с точки зрения последовательности реализации можно отметить, что креативность как творческий процесс выступает основой, необходимым элементом, предпосылкой для осуществления инновационной деятельности. Креативность можно описать следующими признаками, основными из которых являются: скорость – количество инноваций и идей, возникающих за определенный период; гибкость – способность к быстрому и адекватному реагированию на изменения, влияющие на процесс решения проблем и оперативного выявления тех лиц, которые смогут их оригинально осуществлять; готовность и возможность переключаться с одной идеи на другую; чувствительность – склонность к необычным вещам, информации, деталям, неопределенности и т. п.; оригинальность – способность вырабатывать новые идеи, реакции, решения, имеющие отличия от стандартных; критичность – умение подвергать сомнению любую информацию, позицию и т. п. и способность вовремя задавать вопросы; рискованность – способность рисковать в процессе создания, внедрения и использования инноваций; интегрированность – способность создавать новые комбинации путем сочетания уже известных составляющих, которые будут выступать в новом альтернативном качестве; результативность – следствие проявления креативности, возможность оценить зависимость результативных показателей деятельности хозяйствующих субъектов от степени нестандартности и необычности идей, проектов, решений и т. п. и успешности их реализации.
Обобщая и систематизируя результаты проведенных исследований, представляется возможным сделать следующие выводы относительно сущностных характеристик креативной экономики:
во–первых, она связана с такими видами и секторами экономической деятельности, в которых большое значение приобретают знания, креативный талант
- критическое мышление как базис для новейших идей и решений;
во–вторых, её суть заключается в приобретении новых форм и масштабов, а также в формировании социально-экономических связей и отношений между субъектами хозяйствования, которые приводят к созданию новых товаров и услуг, новых рабочих мест, генерированию доходов и развитию городов, регионов и целых стран;
в–третьих, она проявляется в реализации практической экономической деятельности на основе новейших технологий, новаций, а также достижений человеческого капитала (творческих разработок, решений, идей, реакций и т. п.);
в–четвертых, она опирается в своем функционировании и развитии на постоянное обновление, расширение, приумножение умений и навыков, на применении информационно-коммуникационных и компьютерных технологий, в связи с чем требует привлечения высококвалифицированного персонала.
Понятие «креативной экономики» появилось в конце ХХ века и начало активно формироваться в начале ХХІ века. В кратком виде генезис категории «креативная экономика» можно представить следующим образом:
– 1998 год – публикация доклада «Проектирование креативной индустрии» Министерством культуры, средств информации и спорта Великобритании, в котором содержалось определение креативной индустрии как способствующей повышению уровня благосостояния и увеличению количества рабочих мест на основе применения
- развития креативности, знаний и умений [16];
– 2000 год – появление дефиниции креативная экономика в журнале «Business Week» в статье «The 21–st century corporation: The Creative Economy», в которой было отмечено, что в XXI веке, крупным компаниям и корпорациям для своей адаптации к условиям новой экономики, необходимо учитывать, что основным фактором ее производства является интеллектуальный капитал [17];
– 2001 год – выход книги Дж. Хоккинса «Креативная экономика», где автор утверждает о появлении новой экономики, которая, изменяя отношения между предпринимательством и творчеством и сочетая их, будет достигать уникальности и эффективности [2].
При этом эксперты Конференции ООН по вопросам торговли и развития под креативной экономикой понимают креативную собственность с потенциалом для роста и развития экономики. А в докладе ЮНЕСКО креативная экономика определяется как один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства не только с точки зрения получения дохода, но и создания новых рабочих мест и увеличения объема экспортных поступлений [18].
Однако следует отметить, что приведенным выше этапам становления и развития креативной экономики предшествовали события, которые смогли произойти только благодаря применению креативности, созданию новых идей и решений, а их реализация коренным образом изменила мировое экономическое и социальное устройство. Среди основных таких событий следует отметить следующие:
– разработка и создание компьютеров, появление которых ознаменовало зарождение информационной эры;
– появление Интернета, что привело к возможности быстро получать нужную информацию, объединять людей и различные социальные группы, сделать мир единым целым и положило начало переходу к глобальной эпохе;
– изобретение, внедрение и активное дальнейшее применение социальных сетей, что способствовало быстрому общению и привело к вхождению человечества в коммуникационную эпоху;
– применение сети Интернет и социальных сетей для коммерческих целей, продвижение с их помощью продуктов, услуг и даже своей личности; зарождение и развитие электронной коммерции и начало цифровой эры.
Всё вышеперечисленное является результатом применения и реализации новых идей, решений, проектов, креативной деятельности, что привело к необходимости
тщательного исследования теоретических и практических аспектов функционирования креативной экономики. В дальнейшем изучением феномена креативной экономики заинтересовались как зарубежные, так и отечественные ученые, которые начали изучать и представлять свои взгляды относительно его понимания. На основе результатов анализа существующих подходов к определению сути категории «креативная экономика» можно сделать следующие выводы:
Во–первых, понятие «креативная экономика» сравнительно новое и молодое, сформированное недавно и находящееся на стадии становления.
Во–вторых, существует достаточно большое количество определений понятия «креативная экономика», что не упрощает, а наоборот усложняет понимание указанного термина.
В–третьих, такое положение вещей говорит о сложности, многогранности и многоаспектности термина «креативная экономика».
В-четвертых, на основе изученного разнообразия трактовок вышеупомянутого термина можно выделить такие подходы к его пониманию (рис. 2).
Составляющая | Система или совокупность |
часть мировой | специфических социально- |
экономики | экономических отношений |
Подходы к трактовке понятия
«креативная экономика»
Новое направление | Драйвер экономического | |
исследований, новая | ||
роста | ||
концепция | ||
Рисунок 2. Подходы к пониманию дефиниции «креативная экономика» Составлено автором на основе [1, 2, 15, 20–23].
По нашему мнению, креативную экономику можно определить как экономику, основанную на применении креатива во всех видах деятельности на основе интеллектуальной собственности как фактора производства для создания креативных благ, материальных и нематериальных креативных активов; которая имеет гибкую модульную структуру индивидуализированного и/или корпоративного характера с
30
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И…
взаимодействием двух основных компонентов: функционального (креативный класс,
креативный сектор, креативные индустрии) и пространственного (креативное
сообщество, креативный кластер, креативный город/регион) с размыванием границ
развития и распространения (рис. 3).
Креативная экономика
Функциональный компонент
Креативный класс Креативный сектор
Креативные индустрии
Пространственный компонент
Креативный кластер Креативное сообщество
Креативные города, регионы
Рисунок 3. Основные компоненты креативной экономики Составлено автором
Креативная экономика – это составляющая новой (постиндустриальной) экономики, в основе которой находится концепция, основанная на совокупности специфических отношений между экономическими субъектами относительно производства, реализации, потребления и распределения, функционирование которой требует творческих ресурсов, знаний, информации для создания новых идей
- ценностей, инноваций, креативной продукции, что обуславливает позитивные социально-экономические сдвиги.
Креативная экономика имеет и ряд других характеристик, например, сфера человеческой деятельности и сектор экономики. Остановимся на некоторых из них подробнее. В основе креативной экономики лежит индивидуальное творчество, опирающееся на индивидуальные знания, навыки, таланты и способности. В отличие от серийного производства при создании креативного продукта затраты труда являются показателем, полностью зависящим от личных качеств производителя– творца, уровня его квалификации, творческого замысла и других факторов. Каждое произведение эксклюзивно, поэтому его оценка либо невозможна, либо довольно субъективна. Такая особенность креативной экономики усложняет оценку ценности продукта и стандартизацию подхода к качеству предлагаемого на рынке товара.
Креативный сектор экономики создает объекты интеллектуальной собственности, среди которых значительный удельный вес составляют
31
ГОРДА О. С.
нематериальные активы, что обуславливает сложность оценки и учета этих активов, оценку их балансовой стоимости, специфику обесценивания, расчета остаточной стоимости и т. д. Например, цена произведений изобразительного искусства определяется не столько себестоимостью расходных материалов, сколько художественной ценностью, имеющей субъективный характер, стоимость таких произведений не обесценивается со временем, а, наоборот, растет. Поэтому экономический подход к оценке их стоимости требует использования специфических операций учета и формирования отчетности.
Эволюция постиндустриальной парадигмы креативной экономики как фактора глобального экономического развития обусловила формирование парадигмы креативной экономики, которая на начальных этапах ограничивалась креативными видами деятельности как внутри креативных индустрий, так и вне их (рис. 4).
Креативный императив | ||||||
Креативная экономика | ||||||
Креативный менеджмент, креативные бизнес–модели, | ||||||
креативизация деятельности, цифровизация, ИКТ | ||||||
Нематериальные Материальные | Высокая самозанятость | |||||
Креативный класс | Толерантность | |||||
Интеллектуальнаясобственность | Креативные блага | Локальные модели | Социальная | |||
креативного | инклюзивность | |||||
развития | Специализированное | |||||
(креативные | образование | |||||
кластеры, города, | Адаптивность | |||||
регионы) | ||||||
Инновационность | ||||||
Конкурентоспособность | ||||||
Креативные индустрии |
Реконфигурация глобальной экономики
Рисунок 4. Основные компоненты креативной экономики Составлено автором
По количеству субъектов хозяйствования среди участников креативной экономики преобладают мини- и микропредприятия, сосуществующие со средними предприятиями и мощными конгломератами. Фактически,основные производители работают на основе самозанятости, хотя возможна занятость и других лиц, связанных с созданием продукта и/или его ресурсной составляющей. Такая особенность
32
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И…
креативной экономики, с одной стороны, является положительным явлением, поскольку способствует продуктивному использованию рабочей силы и творческих способностей трудоспособного населения.
Креативная экономика как системное явление выполняет ряд функций, а ее функционирование основывается на определенных принципах (рис. 5).
Принципы создания креативной среды: | Внешняя среда | |
— универсальность креативности; | ||
- свобода действий;
- формирование рынков и связей для успешной реализации идей
Креативная экономика
Инновации, новые идеи и
Воображение, творческие ресурсы, талант, знания, информация
Принципы КЭ:
- господство интеллектуальных
факторов производства и продуктов над материальными;
- доминирование у всех участников КЭ таких видов активов как интеллектуальные и креативные ресурсы;
- осуществление производственных процессов на основе свободы, эффективности и
целенаправленности обмена творческими ресурсами между субъектами хозяйствования;
– отведение основной роли человеку при разработке системы управления
Функции КЭ:
- повышение
благосостояния общества;
- стимулирование
самоуважения
отдельных людей;
- улучшение
качества жизни
ценности,
капитал,
креативные
товары,
интеллектуаль
ная
собственность
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
менеджмент: креативный, инновационный, инвестиционный,
производственный, социальный
- идентификация и брендирование городов, регионов, стран, что способствует повышению их привлекательности;
- создание новых рабочих мест и повышение их качества;
- использование новейших технологий;
- эффективное использование ресурсов, в том числе природных;
- развитие и повышение конкурентоспособности субъектов ведения бизнеса
Рисунок 5. Креативная экономика как системное явление Составлено автором
33
ГОРДА О. С.
Следует особо подчеркнуть значение креативной экономики в содействии самозанятости лиц с недостатками здоровья, молодежи и лиц т. н. «третьего возраста». Деятельность в сфере креативной экономики как ни один другой вид деятельности стимулирует социальную инклюзию и рост ценности человеческого капитала. В то же время достаточно трудно проанализировать, как эти человеческие ресурсы используются при создании нового креативного продукта, а также оценить производительность труда и эффективность использования талантов и способностей в креативном секторе экономики.
Креативная экономика как системный объект характеризуется такими свойствами, как динамичность, гибкость, адаптивность, открытость. Рассматривая креативную экономику с позиции теории систем, необходимо отметить, что на нее влияет внешняя среда, под действием которой она может со временем изменяться. С нашей точки зрения, следует выделить следующие факторы формирования, роста и развития креативной экономики: человеческий и интеллектуальный потенциал; спрос; уровень доходов потребителей; уровень образования и компетентности; способность создавать инфраструктурные объекты, необходимые для полноценной реализации знаний; творческая деятельность всех субъектов рынка; инновации и инвестиции; технологическая, организационная и институциональная модернизация; наличие соответствующих навыков; высокий уровень развития общественного сектора; эффективное взаимодействие общественных и государственных институтов; наличие крупных коммерческих структур; наличие эффективных заведений высшего образования.
Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие особенности креативной экономики как системного явления: ведущее место новаций в деятельности и сферах, формирующих креативную экономику; характерное инновационное развитие; постоянная необходимость в получении новых знаний, создании идей; существенное развитие информационных и компьютерных технологий; высокий процент неопределенности в функционировании и высокая зависимость от воздействия внешней среды; изменение характера знаний, постоянная потребность в их перманентном продуцировании; переход и применение новых методов ведения бизнес–процессов и принципов управления.
Анализируя практические аспекты развития креативных индустрий в частности
- креативной экономики в целом можно сформулировать основные проблемы её становления и развития в современных российских реалиях: несовершенство нормативно-правового обеспечения; недостаточность, а иногда отсутствие финансовых ресурсов в регионах и городах; отсутствие заинтересованности в осуществлении инноваций в отдельные составляющие креативной экономики – культура, спорт, образование; низкий уровень информированности представителей бизнеса, власти и т. п. относительно перспектив и преимуществ креативной экономики; несовершенство разработанных программ развития креативной экономики; недостаточный уровень бюджетного финансирования развития креативной экономики и ее составляющих; отсутствие применения регионального маркетинга по формированию и развитию креативной экономики.
34
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И…
Вышеупомянутые проблемы требуют решения. Соответственно, для успешного функционирования и развития креативной экономики необходима реализация следующих мер: повышение уровня взаимодействия и доверия между экономическими субъектами, органами власти и населением; ускорение распространения информационных потоков между участниками креативных видов деятельности; обеспечение надлежащих условий для развития личности; выявление и формирование имеющегося креативного потенциала в регионах и городах и оказание помощи в его реализации; поддержка способности и умения как отдельных лиц, так и хозяйствующих субъектов генерировать новые идеи, реализовывать нестандартные проекты и принимать нетривиальные решения.
Практические шаги по преодолению проблем в креативной сфере и реализация предложенных мер по их решению должны позволить достичь определенных положительных результатов: эффективное развитие малого бизнеса креативного сектора; повышение уровня инвестиционной и экономической привлекательности территории, на которой функционируют секторы и виды креативной экономики; повышение качества жизни и квалификации населения, его культурного и образовательного уровня; повышение конкурентоспособности экономических субъектов сектора креативной экономики; эффективное использование природно-ресурсного потенциала территорий.
ВЫВОДЫ
Креативная экономика является одной из базовых составляющих новой экономики, которая в современных условиях находится на стадии становления и сущность которой заключается в применении последних достижений, разработок, инноваций, технологий, креативности в своем функционировании, что сопровождается изменением подходов и принципов организации и управления бизнес–процессами, способствует укреплению и занятию ключевых позиций нематериальных факторов производства.
- современных условиях превалирует парадигма креативной экономики, отражающая новый подход к теоретико-методологическому обоснованию глобального экономического развития на основе всеобъемлющей креативизации экономики, включая: инноватизацию и интеллектуализацию всех видов деятельности, которая выходит за пределы креативного класса, креативного сектора;
доминирование креативных форм коммерциализации интеллектуальной собственности; пространственную организацию в формах креативного сообщества, креативных кластеров и городов; дуальность локального создания и интернационализацию реализации материальных и нематериальных креативных благ; распространение креативных бизнес–моделей и общественно-политических технологий; широкое применение самозанятости и социальной инклюзии.
Применение системного подхода к изучению креативной экономики позволяет сделать вывод, что она представляет собой сложную систему, направленную на реализацию таких целей, как: повышение конкурентоспособности местного бизнеса; повышение качества продукции и услуг; обеспечение занятости населения и повышение её качества; увеличение доходов местных бюджетов; уменьшение уровня
35
ГОРДА О. С.
оттока талантливых и креативных людей с определенной территории; активизацию туристской деятельности. В результате активное и эффективное развития креативных индустрий и креативной экономики в современных реалиях становится неотъемлемой частью и необходимым условием обеспечения высоких темпов социально-экономического развития городов, регионов, стран и повышения качества жизни их населения.
Список литературы
- Florida R. The creative class and economic development. Economic development quarterly. 2014.
Vol. 28. №. 3. Р. 196-205.
- Howkins J. Creative Economy: how people make money from ideas. Penguin Group (USA) J.Howkins Incorporated. Allen Lane. 2001. 263 p.
- Landry C. The creative city: A toolkit for urban innovators. Routledge, 2012. — 352 P.
- Амосова А. И., Кузнецова Е. А. Креативная экономика и ее значение // Бизнес–образование в экономике знаний. 2022. № 2 (22). С. 4–7.
- Бычкова А. С. Траектории развития креативных индустрий в России // Вестник науки. 2022. №8 (53). С. 5–9.
- Дубина И. Н. К вопросу о соотношении понятий «Креативная экономика», «Инновационная экономика» и «Экономика знаний» // КЭ. 2009. № 6. С. 109–116.
- Заборцева Т. И., Балязина А. В. Креативная экономика и креативная география: методологические подходы и практика // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2019. № 2. С. 53–67.
- Климова И. В., Семеркова Л. Н. Влияние креативных индустрий на инновационное развитие территории // Организатор производства. 2022. № 4. С. 83–96.
- Кузнецова Н. В. Новая парадигма современности — креативная экономика // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. № 1. С. 15–37.
- Никитина М. Г., Побирченко В. В., Шутаева Е. А. Креативная экономика в парадигме социо-пространственного развития территорий // Механизмы формирования модели креативного пространственного развития экономики Республики Крым. Симферополь: ИП Корниенко, 2023. С. 9–
21.
- Прокофьева Д. А., Шамардина Н. В. Влияние креативной экономики на современный менеджмент креативных индустрий // Вестник ГУУ. 2020. № 7. С. 120–127.
- Симашенков П. Д. Креативная экономика: панацея или паллиатив? // Концепт. 2022. № 9. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-ekonomika-panatseya-ili-palliativ.
- Фёдорова А. В., Заровняева А. И. Креативная экономика: возможности и проблемы // Индустриальная экономика. 2021. № 5. С. 583–586.
- Шкарина В. С. Креативная экономика: мировой опыт и вызовы для России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2022. № 4. С. 17–30.
- Друкер П. Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. Санкт– Петербург: Вильямс, 2007. 323 с.
- Department for Digital, Culture, Media & Sport (1998). Creative Industries Mapping Document 1998. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998
- Coy P. The Creative Economy (The 21st Century Corporation). Business Week. 2000. 28. №. 3696.
Р. 76.
- Creative Economy Report 2013 by UNESCO. URL: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf.
- Vdovenko N., Deriy J., Seliverstova L., Kurmaiev P. Formation of the information economy: Organizational and financial aspects. International Journal of Supply Chain Management. 2019. Vol. 8, № 4. Pp. 956–961.
- Дубина И. Н. К вопросу о соотношении понятий «Креативная экономика», «Инновационная экономика» и «Экономика знаний». Креативная экономика. 2009. № 6. С. 109–116.
36
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И…
- Каменских М. А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики США и России. Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 20(323). С. 16–20.
- Клоудова Й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы.
[Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/6476828.pdf
23. Геоэкономика.Понятийно-терминологическаясистема: | академическийсловарь/ |
[М. Г. Никитина, В. В. Побирченко, Е. А. Шутаева, И. Н. Буценко]; | под ред. М. Г. Никитиной. |
Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. 287 с. |
Статья поступила в редакцию 09.10.2023
37