Муниципальное управление в эпоху цифровизации: вызовы и перспективы


Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 3. С. 15‒23.

УДК 338

Publication Text (PDF)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ:

ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Артюхова И. В., Медведева А. Н.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: ivartuhova@mail.ru

В статье раскрыта сущность цифровой экономики и обоснована необходимость внедрения цифровых технологий в сферу муниципального управления. Рассмотрены основные направления развития цифровой экономики в России (цифровизация административных процессов, системы электронного правительства, анализ данных и прогнозирование, кибербезопасность и защита данных, участие граждан в принятии решений), а также проанализированы динамика и перспективы их изменения.

Ключевые слова: цифровая экономика, муниципальное управление, информационные технологии, информационная безопасность, цифровые проекты, муниципалитет.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровая экономика играет важную роль в развитии страны, в том числе в социально-экономических процессах. Внедрение цифровых технологий значительно ускоряет и упрощает работу всех государственных и муниципальных структур. В первую очередь, это связано с тем, что цифровизация обеспечивает большие возможности для развития системы управления, оказания государственных услуг, создавая новые возможности для взаимодействия населения и хозяйствующих субъектов с государством в результате применения цифровых технологий.

Теоретические аспекты развития муниципального управления в эпоху цифровизации были рассмотрены в научных работах: Д. С. Гавва, Т. М. Резер, У. Крамер, Л. А. Мицкевич, А. Ф. Васильева, А. А. Павлов, А. Ю. Ребрий, Д. А. Аркатов, А. А. Лихтин, Е. Г. Перепечкина.

Информационная база исследования: отчеты исследований аналитических центров и компаний, официальная статистика, материалы научно-практических конференций и научных журналов, информация сети Интернет, учебная литература.

При написании работы были использованы такие методы научного исследования, как: анализ, обобщение, системный анализ, графический и табличный методы.

Целью исследования является анализ муниципального управления в эпоху цифровизации. Для достижения цели необходимо решить следующий ряд задач: рассмотреть сущность цифровой экономики муниципального управления; проанализировать базовые направления развития (цифровизация административных процессов, системы электронного правительства, анализ данных и прогнозирование, кибербезопасность и защита данных, участие граждан в принятии решений); проанализировать динамику и перспективы развития муниципального управления.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

    • условиях цифровой экономики муниципальное управление является приоритетным направлением государственной политики в сфере развития информационного общества, а также приобретает новые черты и вызовы.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях

  • стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» определены задачи, которые необходимо выполнить правительству страны при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Одна из главных задач – это внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу государственного управления.

Цифровизация муниципального управления включает в себя внедрение платформы управления, оказание услуг в онлайн режиме, перевод документооборота в цифровую форму, открытость необходимых данных, а также взаимодействие общества и государства на различных онлайн–платформах.

«Ключевыми показателями до 2024 года являются: активное предоставление государственных и муниципальных услуг в онлайн режиме, по которым действуют 25 цифровых «супер–сервисов» по жизненным ситуациям; 90 % документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений осуществляется в электронном режиме; цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью имеют 60 % граждан» [2].

Цифровой прогресс предоставляет уникальные возможности для оптимизации процессов и повышения эффективности государственного управления на муниципальном уровне. В качестве базовых направлений развития цифровой экономики в муниципальном управлении выделяют следующие:

1. Цифровизация административных процессов.

Цифровизация административных процессов в муниципальном управлении представляет собой значительную перспективу для оптимизации и улучшения работы государственных органов на местном уровне, она позволяет упростить и ускорить выполнение административных процедур.

Можно выделить следующие ключевые особенности административной процедуры оказания услуг в электронной форме [3]:

– прием запросов и документов поставщиком государственной услуги, организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, с

использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;

– получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

– внутриорганизационное электронное взаимодействие поставщиков услуг, организаций, участвующих в предоставлении услуг;

– получение заявителем результата предоставления государственной услуги в электронной форме.

Использование цифровой экономики в административных процессах муниципального учреждения значительно упрощает его работу, а также оптимизирует процессы.

  1. Системы электронного правительства (e–Government).

Внедрение e–Government позволяет создать эффективные инструменты взаимодействия между органами власти и гражданами. Электронные платформы для подачи заявлений, мониторинга государственных услуг и онлайн–консультаций снижают временные и финансовые затраты.

Система электронного правительства включает в себя три субиндекса: состояние телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого капитала и электронных государственных сервисов.

«Субиндекс государственных онлайн–сервисов – это оценка доступности получения услуг через официальные каналы. Субиндекс телекоммуникационной инфраструктуры представляет собой среднее арифметическое четырех показателей (в расчете на 100 жителей): количество интернет–пользователей, абонентов мобильной и беспроводной широкополосной связи, а также фиксированного широкополосного доступа. Субиндекс человеческого капитала включает оценку уровня грамотности взрослого населения; коэффициент охвата начальным, средним

  • высшим образованием; ожидаемую продолжительность образования и среднюю продолжительность школьного обучения» [4].

Департамент экономического и социального развития ООН раз в два года проводит расчет индекса электронного правительства в РФ (рисунок 1).

0,84 0,8244
0,82 0,8162
0,8 0,7969
0,78
0,76
0,74 0,7296 0,7215
0,72
0,7
0,68
0,66
2014 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г. 2022 г.
Рисунок 1. Индекс развития электронного правительства в РФ, 2014–2022 гг.
Источник: составлено авторами на основе [5].

Анализируя данные рисунка 1, можно сделать вывод, что наблюдается нестабильная динамика показателя, наибольший рост был в 2020 году. В целом, эксперты ООН отнесли РФ к числу стран с очень высоким уровнем индекса EGDI, которым при этом надо больше внимания уделять улучшению предоставления онлайн–услуг. Отметим, что в апреле 2023 года российское правительство утвердило документ, в соответствии с которым все госуслуги к концу 2023 года будут предоставляться в электронном формате. Как правило, это должно позволить сократить бумажный оборот, сэкономить время и финансы граждан, а также значительно сократить сроки предоставления услуг.

  1. Анализ данных и прогнозирование.

Цифровая экономика предоставляет доступ к большим объемам данных. Используя методы анализа данных и искусственного интеллекта, муниципалитеты могут принимать более обоснованные решения, основанные на фактических данных и прогнозах.

«Внедрение технологий искусственного интеллекта и робототехники в рассматриваемой сфере целесообразно осуществлять поэтапно, начиная со сфер применения, которые не предполагают принятия критически значимых решений» [6].

  1. Кибербезопасность и защита данных.
  • развитием цифровых технологий становится критически важным обеспечить надежную защиту информации от киберугроз.

Проблема информационной безопасности муниципальной службы достаточно актуальная, поскольку за последнее время появилось достаточно много новых методов по взлому и хакерским атакам, в связи с чем необходимо проанализировать количество утечек данных в муниципальных учреждениях (рисунок 2).

14,00%
12,00% 11,60%
10,00% 9,60%
8,00%
6,00% 5,40%
4,00% 3,60%
2,00% 2%
0,00%
2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
Рисунок 2. Количество утечек данных в муниципальных учреждениях, 2019–
2023 гг., %
Источник: составлено авторами на основе [7].

Анализ рисунка 2 показывает, что наблюдается положительная динамика – количество утечек данных ежегодно снижается. Исключением является 2021 год, где показатель по сравнению с 2020 годом увеличился на 4,2 %. Для предотвращения утечки данных муниципалитетам необходимо инвестировать в кибербезопасность и разработать стратегии их снижения.

На рисунке 3 представлены наиболее подходящие методы обеспечения информационной безопасности в системе муниципального управления.

Методы обеспечения информационной безопасности в системе муниципального управления

Создание программного обеспечения и технического оборудования, способного составить

конкуренцию передовым странам

Подготовка квалифицированных кадров и создание программ повышения квалификации и

переподготовки государственных служащих

Привлечение частных инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие информационной

безопасности органов государственной власти

Постоянный мониторинг рынка информационных технологий, с целью обнаружения возможных и потенциальных угроз и их ликвидации

Разработка учебных программ по информационной безопасности для обучения населения,

сотрудников госучреждений и государственных служащих

Создание специального отдела или подразделения в государственных и муниципальных

учреждениях, для предотвращения взломов

Рисунок 3. Методы обеспечения информационной безопасности в системе муниципального управления

Источник: составлено авторами на основе [8].

Выбор одного или сочетание нескольких рассмотренных методов позволит в значительной степени улучшить информационную безопасность.

Следует отметить, что «на сегодняшний день система информационной безопасности федерального уровня работает согласно стандартам и нормам, что говорит о её эффективной инфраструктуре и позволяет быстро развиваться. А состояние инфраструктур органов местных властей часто не отвечает предъявленным

  • ним требованиям. Исправить данную проблему можно, благодаря совместному взаимодействию органов местной власти. Также в решении данной проблемы могут помочь меры со стороны программно-технического обеспечения, законов и нормативно-правовых актов, а также организационных подходов» [9].
    1. Участие граждан в принятии решений (e–Participation).

Электронное участие граждан наибольшую популярность набирает на городском уровне, поскольку использование технологий умного города способствует установлению взаимосвязей между гражданским обществом и институтами власти и повышению качества управления современными урбанизированными системами. Следует отметить, что в Российской Федерации, а особенно в более крупных городах, появились механизмы и методы электронного участия граждан, которое базируется на информировании органов власти по вопросам публичной политики.

Электронные платформы могут стать средством для участия граждан в процессах принятия общественных решений. Цифровое голосование, обсуждение проектов и опросы позволяют учитывать мнение общественности.

Согласно исследованиям ученых, были подтверждены теоретические препозиции о потенциальных проблемах электронного участия в российских городах.

Среди данных проблем стоит выделить [10]:

а) недостаточно развитую систему распределения информации по исполнителям;

б) отсутствие существенного межведомственного взаимодействия.

  • дальнейшем это приводит к малому количеству и меньшему масштабу решаемых проблем, что лишает мотивации граждан взаимодействовать с органами муниципальной власти в рамках электронных платформ. Кроме того, причиной низкой вовлеченности и доверия властям являются проблемы с прозрачностью процедуры рассмотрения обращений и петиций граждан.

Наиболее известная платформа – это платформа обратной связи (ПОС), которая позволяет гражданам через форму на портале Госуслуг, мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе», а также виджеты на сайтах органов власти субъектов РФ направлять обращения в органы муниципального управления по различному спектру вопросов, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.

«ПОС включает в себя четыре основных компонента: обращения граждан, опросы и голосования по инициативам органов власти и местного самоуправления, инциденты в социальных сетях, подразумевающие поиск проблемных сообщений и реагирование на них органами власти, а также госпаблики, которые предполагают централизованное управление аккаунтами в соцсетях и мессенджерах с возможностью модерации и построения контент плана» [11].

Платформа обратной связи создается в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».

  • таблице 1 представлены также еще два наиболее актуальных проекта муниципального управления.
Таблица 1
Цифровые проекты муниципального управления
Наименование Ключевые аспекты реализации проекта
«Цифровой «Задачи проекта: анализ проблем и запросов органов МСУ;
муниципалитет» повышение уровня компетенций муниципальных
служащих; оптимизация процессов взаимодействия органов
МСУ с жителями, а также внутренних процессов местной
администрации; разработка и внедрение проектов
цифровой трансформации в муниципалитете» [12].
«Умный город» «Проект «Умный город» базируется на 5 ключевых
принципах: ориентация на человека, технологичность
городской инфраструктуры, повышение качества
управления городскими ресурсами, комфортная и
безопасная среда, акцент на экономической эффективности,
в том числе сервисной составляющей городской среды»
[13].

Источник: составлено авторами на основе [12, 13].

Следует отметить, что реализация данных проектов позволит не только оптимизировать жизненные процессы граждан и улучшить их качество жизни, но и повысить эффективность внедрения цифровых технологий муниципальных служащих на основе информационно-коммуникационных технологий. Также проекты могут стать важнейшим инструментом для построения эффективного взаимодействия между гражданами и органами муниципальной власти.

В этом контексте цифровая экономика предоставляет муниципалитетам новые инструменты и перспективы для более эффективного управления и предоставления услуг населению. Таким образом, проведенный выше анализ позволяет выделить следующие перспективы развития:

1) В условиях цифровой экономики муниципалитеты могут предоставлять гражданам и бизнесу доступ к государственным услугам онлайн. Это позволяет сократить бюрократические процедуры, улучшить доступность услуг и снизить издержки.

  1. Муниципалитеты могут собирать большое количество данных о своих ресурсах, населении и инфраструктуре. С использованием аналитики данных можно принимать обоснованные решения, оптимизировать бюджеты и предотвращать чрезмерные затраты.
  2. Внедрение «умных» технологий позволяет муниципалитетам более эффективно управлять городской инфраструктурой, такой как уличное освещение, транспортная система и водоснабжение. Это приводит к экономии ресурсов и улучшению качества жизни жителей.
  3. Цифровые платформы и приложения могут способствовать активному участию граждан в процессах муниципального управления. Это позволяет собирать обратную связь, предлагать идеи и участвовать в принятии решений, что способствует более демократическому управлению.

Таким образом, обеспечение более качественного муниципального управления возможно с помощью внедрения цифровых инструментов и реализации различных проектов.

ВЫВОДЫ

В условиях цифровой экономики муниципальное управление является приоритетным направлением государственной политики в сфере развития информационного общества, а также приобретает новые аспекты и вызовы.

Цифровая экономика открывает новые возможности для улучшения качества муниципального управления. Однако важно учитывать, что с развитием технологий возрастает необходимость в защите данных и обеспечении прозрачности процессов. Кибератаки и хакерские атаки оказывают значительное влияние на деятельность муниципального управления. Следовательно, потеря или взлом конфиденциальных данных может поставить под угрозу безопасность страны.

В качестве базовых направлений развития цифровой экономики в муниципальном управлении можно выделить: цифровизация административных процессов, системы электронного правительства, анализ данных и прогнозирование, кибербезопасность и защита данных, участие граждан в принятии решений. Их анализ показал, что муниципальное управление имеет все перспективы развития. Однако для успешной реализации этих перспектив необходимо точно планировать и реализовывать цифровые инновации, уделяя внимание вопросам безопасности и прозрачности.

Развитие электронных платформ, налаживание взаимодействия граждан и муниципальных структур, внедрение цифровых инструментов позволит оптимизировать муниципальное управление в Российской Федерации.

Таким образом, эффективное муниципальное управление в цифровой экономике требует комплексного подхода, включающего в себя как внедрение технологий, так

  • обеспечение безопасности и участие граждан. Российская Федерация имеет все предпосылки для развития цифровой экономики в муниципальном управлении, однако и существует ряд проблем, которые требует детального рассмотрения и устранения.

Перспективы работы заключаются в том, чтобы более детально рассмотреть каждое направление цифровизации муниципальных учреждений, а также провести анализ поддержки государственных программ для развития цифровой экономики в муниципальном управлении.

Научный интерес представляет определение уровня цифровизации сферы управления в России в сравнении с другими странами, выявление ключевых проблем

  • перспектив в данном направлении.

Список литературы

  1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. (из указа президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-natsionalnyh-tselyah-i-strategicheskih-zadachah-razvitiya-rossiyskoyfederatsii-na-period-do-2024-g-iz-ukaza-prezidenta-rf-ot-7-maya-2018-g
  2. Гавва Д. С., Резер Т. М. Цифровизация государственного и муниципального управления: механизмы обратной связи // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27–28 апреля 2020 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Том 1. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. С. 266–-270.
  3. Крамер У., Мицкевич Л. А., Васильева А. Ф. Электронные формы в административном процессе России и Германии // Вестник САНКТ–Петербургского Университета. Право. 2019. Т. 10, № С. 756–780.
  4. Департамент экономического и социального развития ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/ru/about/who-we-are
  5. Официальный сайт Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5607129
  6. Официальный сайт правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/129505/?page=3
  7. Официальный сайт группы компаний Infowatch. [Электронный ресурс]. URL: https://www.infowatch.ru/
  8. Павлов А. А. Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (Smartcity) // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 52–56.
  9. Ребрий А. Ю. Методы обеспечения информационной безопасности // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2020. № 3. С. 46.
  10. Аркатов Д. А. Проблемы электронного гражданского участия в публичной политике города: случай Санкт–Петербурга // Политическая наука. 2022. № 3. С. 296–316.
  11. Платформа обратной СВЯЗИ (ПОС). [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1058/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f&utm_r eferrer=https%3a%2f%2faway.vk.com%2f
  12. Лихтин А. А. Ключевые аспекты реализации проекта «»Цифровой муниципалитет» В Северо-западном институте управления РАНХИГС // Управленческое консультирование. 2022. № 9 (165). С. 163–173.
  13. Перепечкина Е. Г., Коломина П. В. Организация предоставления муниципальной услуги в цифровом формате как элемент аудита эффективности муниципалитетов // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики: Материалы XII международной научно-практической конференции, Астрахань, 01–30 апреля 2021 года. Астрахань: издательский дом «Астраханский университет», 2021. С. 162–169.

Статья поступила в редакцию 09.11.2023