Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 3. С. 15‒23.
УДК 338
Publication Text (PDF)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ:
ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Артюхова И. В., Медведева А. Н.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: ivartuhova@mail.ru
В статье раскрыта сущность цифровой экономики и обоснована необходимость внедрения цифровых технологий в сферу муниципального управления. Рассмотрены основные направления развития цифровой экономики в России (цифровизация административных процессов, системы электронного правительства, анализ данных и прогнозирование, кибербезопасность и защита данных, участие граждан в принятии решений), а также проанализированы динамика и перспективы их изменения.
Ключевые слова: цифровая экономика, муниципальное управление, информационные технологии, информационная безопасность, цифровые проекты, муниципалитет.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровая экономика играет важную роль в развитии страны, в том числе в социально-экономических процессах. Внедрение цифровых технологий значительно ускоряет и упрощает работу всех государственных и муниципальных структур. В первую очередь, это связано с тем, что цифровизация обеспечивает большие возможности для развития системы управления, оказания государственных услуг, создавая новые возможности для взаимодействия населения и хозяйствующих субъектов с государством в результате применения цифровых технологий.
Теоретические аспекты развития муниципального управления в эпоху цифровизации были рассмотрены в научных работах: Д. С. Гавва, Т. М. Резер, У. Крамер, Л. А. Мицкевич, А. Ф. Васильева, А. А. Павлов, А. Ю. Ребрий, Д. А. Аркатов, А. А. Лихтин, Е. Г. Перепечкина.
Информационная база исследования: отчеты исследований аналитических центров и компаний, официальная статистика, материалы научно-практических конференций и научных журналов, информация сети Интернет, учебная литература.
При написании работы были использованы такие методы научного исследования, как: анализ, обобщение, системный анализ, графический и табличный методы.
Целью исследования является анализ муниципального управления в эпоху цифровизации. Для достижения цели необходимо решить следующий ряд задач: рассмотреть сущность цифровой экономики муниципального управления; проанализировать базовые направления развития (цифровизация административных процессов, системы электронного правительства, анализ данных и прогнозирование, кибербезопасность и защита данных, участие граждан в принятии решений); проанализировать динамику и перспективы развития муниципального управления.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
-
- условиях цифровой экономики муниципальное управление является приоритетным направлением государственной политики в сфере развития информационного общества, а также приобретает новые черты и вызовы.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях
- стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» определены задачи, которые необходимо выполнить правительству страны при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Одна из главных задач – это внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу государственного управления.
Цифровизация муниципального управления включает в себя внедрение платформы управления, оказание услуг в онлайн режиме, перевод документооборота в цифровую форму, открытость необходимых данных, а также взаимодействие общества и государства на различных онлайн–платформах.
«Ключевыми показателями до 2024 года являются: активное предоставление государственных и муниципальных услуг в онлайн режиме, по которым действуют 25 цифровых «супер–сервисов» по жизненным ситуациям; 90 % документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений осуществляется в электронном режиме; цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью имеют 60 % граждан» [2].
Цифровой прогресс предоставляет уникальные возможности для оптимизации процессов и повышения эффективности государственного управления на муниципальном уровне. В качестве базовых направлений развития цифровой экономики в муниципальном управлении выделяют следующие:
1. Цифровизация административных процессов.
Цифровизация административных процессов в муниципальном управлении представляет собой значительную перспективу для оптимизации и улучшения работы государственных органов на местном уровне, она позволяет упростить и ускорить выполнение административных процедур.
Можно выделить следующие ключевые особенности административной процедуры оказания услуг в электронной форме [3]:
– прием запросов и документов поставщиком государственной услуги, организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, с
использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры;
– получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
– внутриорганизационное электронное взаимодействие поставщиков услуг, организаций, участвующих в предоставлении услуг;
– получение заявителем результата предоставления государственной услуги в электронной форме.
Использование цифровой экономики в административных процессах муниципального учреждения значительно упрощает его работу, а также оптимизирует процессы.
- Системы электронного правительства (e–Government).
Внедрение e–Government позволяет создать эффективные инструменты взаимодействия между органами власти и гражданами. Электронные платформы для подачи заявлений, мониторинга государственных услуг и онлайн–консультаций снижают временные и финансовые затраты.
Система электронного правительства включает в себя три субиндекса: состояние телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого капитала и электронных государственных сервисов.
«Субиндекс государственных онлайн–сервисов – это оценка доступности получения услуг через официальные каналы. Субиндекс телекоммуникационной инфраструктуры представляет собой среднее арифметическое четырех показателей (в расчете на 100 жителей): количество интернет–пользователей, абонентов мобильной и беспроводной широкополосной связи, а также фиксированного широкополосного доступа. Субиндекс человеческого капитала включает оценку уровня грамотности взрослого населения; коэффициент охвата начальным, средним
- высшим образованием; ожидаемую продолжительность образования и среднюю продолжительность школьного обучения» [4].
Департамент экономического и социального развития ООН раз в два года проводит расчет индекса электронного правительства в РФ (рисунок 1).
0,84 | 0,8244 | |||||
0,82 | 0,8162 | |||||
0,8 | 0,7969 | |||||
0,78 | ||||||
0,76 | ||||||
0,74 | 0,7296 | 0,7215 | ||||
0,72 | ||||||
0,7 | ||||||
0,68 | ||||||
0,66 | ||||||
2014 г. | 2016 г. | 2018 г. | 2020 г. | 2022 г. | ||
Рисунок 1. Индекс развития электронного правительства в РФ, 2014–2022 гг. | ||||||
Источник: составлено авторами на основе [5]. |
Анализируя данные рисунка 1, можно сделать вывод, что наблюдается нестабильная динамика показателя, наибольший рост был в 2020 году. В целом, эксперты ООН отнесли РФ к числу стран с очень высоким уровнем индекса EGDI, которым при этом надо больше внимания уделять улучшению предоставления онлайн–услуг. Отметим, что в апреле 2023 года российское правительство утвердило документ, в соответствии с которым все госуслуги к концу 2023 года будут предоставляться в электронном формате. Как правило, это должно позволить сократить бумажный оборот, сэкономить время и финансы граждан, а также значительно сократить сроки предоставления услуг.
- Анализ данных и прогнозирование.
Цифровая экономика предоставляет доступ к большим объемам данных. Используя методы анализа данных и искусственного интеллекта, муниципалитеты могут принимать более обоснованные решения, основанные на фактических данных и прогнозах.
«Внедрение технологий искусственного интеллекта и робототехники в рассматриваемой сфере целесообразно осуществлять поэтапно, начиная со сфер применения, которые не предполагают принятия критически значимых решений» [6].
- Кибербезопасность и защита данных.
- развитием цифровых технологий становится критически важным обеспечить надежную защиту информации от киберугроз.
Проблема информационной безопасности муниципальной службы достаточно актуальная, поскольку за последнее время появилось достаточно много новых методов по взлому и хакерским атакам, в связи с чем необходимо проанализировать количество утечек данных в муниципальных учреждениях (рисунок 2).
14,00% | ||||||
12,00% | 11,60% | |||||
10,00% | 9,60% | |||||
8,00% | ||||||
6,00% | 5,40% | |||||
4,00% | 3,60% | |||||
2,00% | 2% | |||||
0,00% | ||||||
2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | ||
Рисунок 2. Количество утечек данных в муниципальных учреждениях, 2019– | ||||||
2023 гг., % | ||||||
Источник: составлено авторами на основе [7]. |
Анализ рисунка 2 показывает, что наблюдается положительная динамика – количество утечек данных ежегодно снижается. Исключением является 2021 год, где показатель по сравнению с 2020 годом увеличился на 4,2 %. Для предотвращения утечки данных муниципалитетам необходимо инвестировать в кибербезопасность и разработать стратегии их снижения.
На рисунке 3 представлены наиболее подходящие методы обеспечения информационной безопасности в системе муниципального управления.
Методы обеспечения информационной безопасности в системе муниципального управления
Создание программного обеспечения и технического оборудования, способного составить
конкуренцию передовым странам
Подготовка квалифицированных кадров и создание программ повышения квалификации и
переподготовки государственных служащих
Привлечение частных инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие информационной
безопасности органов государственной власти
Постоянный мониторинг рынка информационных технологий, с целью обнаружения возможных и потенциальных угроз и их ликвидации
Разработка учебных программ по информационной безопасности для обучения населения,
сотрудников госучреждений и государственных служащих
Создание специального отдела или подразделения в государственных и муниципальных
учреждениях, для предотвращения взломов
Рисунок 3. Методы обеспечения информационной безопасности в системе муниципального управления
Источник: составлено авторами на основе [8].
Выбор одного или сочетание нескольких рассмотренных методов позволит в значительной степени улучшить информационную безопасность.
Следует отметить, что «на сегодняшний день система информационной безопасности федерального уровня работает согласно стандартам и нормам, что говорит о её эффективной инфраструктуре и позволяет быстро развиваться. А состояние инфраструктур органов местных властей часто не отвечает предъявленным
- ним требованиям. Исправить данную проблему можно, благодаря совместному взаимодействию органов местной власти. Также в решении данной проблемы могут помочь меры со стороны программно-технического обеспечения, законов и нормативно-правовых актов, а также организационных подходов» [9].
- Участие граждан в принятии решений (e–Participation).
Электронное участие граждан наибольшую популярность набирает на городском уровне, поскольку использование технологий умного города способствует установлению взаимосвязей между гражданским обществом и институтами власти и повышению качества управления современными урбанизированными системами. Следует отметить, что в Российской Федерации, а особенно в более крупных городах, появились механизмы и методы электронного участия граждан, которое базируется на информировании органов власти по вопросам публичной политики.
Электронные платформы могут стать средством для участия граждан в процессах принятия общественных решений. Цифровое голосование, обсуждение проектов и опросы позволяют учитывать мнение общественности.
Согласно исследованиям ученых, были подтверждены теоретические препозиции о потенциальных проблемах электронного участия в российских городах.
Среди данных проблем стоит выделить [10]:
а) недостаточно развитую систему распределения информации по исполнителям;
б) отсутствие существенного межведомственного взаимодействия.
- дальнейшем это приводит к малому количеству и меньшему масштабу решаемых проблем, что лишает мотивации граждан взаимодействовать с органами муниципальной власти в рамках электронных платформ. Кроме того, причиной низкой вовлеченности и доверия властям являются проблемы с прозрачностью процедуры рассмотрения обращений и петиций граждан.
Наиболее известная платформа – это платформа обратной связи (ПОС), которая позволяет гражданам через форму на портале Госуслуг, мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе», а также виджеты на сайтах органов власти субъектов РФ направлять обращения в органы муниципального управления по различному спектру вопросов, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.
«ПОС включает в себя четыре основных компонента: обращения граждан, опросы и голосования по инициативам органов власти и местного самоуправления, инциденты в социальных сетях, подразумевающие поиск проблемных сообщений и реагирование на них органами власти, а также госпаблики, которые предполагают централизованное управление аккаунтами в соцсетях и мессенджерах с возможностью модерации и построения контент плана» [11].
Платформа обратной связи создается в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».
- таблице 1 представлены также еще два наиболее актуальных проекта муниципального управления.
Таблица 1 | |||||||
Цифровые проекты муниципального управления | |||||||
Наименование | Ключевые аспекты реализации проекта | ||||||
«Цифровой | «Задачи проекта: анализ проблем и запросов органов МСУ; | ||||||
муниципалитет» | повышение | уровня | компетенций | муниципальных | |||
служащих; оптимизация процессов взаимодействия органов | |||||||
МСУ с жителями, а также внутренних процессов местной | |||||||
администрации; разработка и внедрение проектов | |||||||
цифровой трансформации в муниципалитете» [12]. | |||||||
«Умный город» | «Проект «Умный город» базируется на 5 ключевых | ||||||
принципах: ориентация на человека, технологичность | |||||||
городской | инфраструктуры, | повышение | качества | ||||
управления городскими ресурсами, комфортная и | |||||||
безопасная среда, акцент на экономической эффективности, | |||||||
в том числе сервисной составляющей городской среды» | |||||||
[13]. |
Источник: составлено авторами на основе [12, 13].
Следует отметить, что реализация данных проектов позволит не только оптимизировать жизненные процессы граждан и улучшить их качество жизни, но и повысить эффективность внедрения цифровых технологий муниципальных служащих на основе информационно-коммуникационных технологий. Также проекты могут стать важнейшим инструментом для построения эффективного взаимодействия между гражданами и органами муниципальной власти.
В этом контексте цифровая экономика предоставляет муниципалитетам новые инструменты и перспективы для более эффективного управления и предоставления услуг населению. Таким образом, проведенный выше анализ позволяет выделить следующие перспективы развития:
1) В условиях цифровой экономики муниципалитеты могут предоставлять гражданам и бизнесу доступ к государственным услугам онлайн. Это позволяет сократить бюрократические процедуры, улучшить доступность услуг и снизить издержки.
- Муниципалитеты могут собирать большое количество данных о своих ресурсах, населении и инфраструктуре. С использованием аналитики данных можно принимать обоснованные решения, оптимизировать бюджеты и предотвращать чрезмерные затраты.
- Внедрение «умных» технологий позволяет муниципалитетам более эффективно управлять городской инфраструктурой, такой как уличное освещение, транспортная система и водоснабжение. Это приводит к экономии ресурсов и улучшению качества жизни жителей.
- Цифровые платформы и приложения могут способствовать активному участию граждан в процессах муниципального управления. Это позволяет собирать обратную связь, предлагать идеи и участвовать в принятии решений, что способствует более демократическому управлению.
Таким образом, обеспечение более качественного муниципального управления возможно с помощью внедрения цифровых инструментов и реализации различных проектов.
ВЫВОДЫ
В условиях цифровой экономики муниципальное управление является приоритетным направлением государственной политики в сфере развития информационного общества, а также приобретает новые аспекты и вызовы.
Цифровая экономика открывает новые возможности для улучшения качества муниципального управления. Однако важно учитывать, что с развитием технологий возрастает необходимость в защите данных и обеспечении прозрачности процессов. Кибератаки и хакерские атаки оказывают значительное влияние на деятельность муниципального управления. Следовательно, потеря или взлом конфиденциальных данных может поставить под угрозу безопасность страны.
В качестве базовых направлений развития цифровой экономики в муниципальном управлении можно выделить: цифровизация административных процессов, системы электронного правительства, анализ данных и прогнозирование, кибербезопасность и защита данных, участие граждан в принятии решений. Их анализ показал, что муниципальное управление имеет все перспективы развития. Однако для успешной реализации этих перспектив необходимо точно планировать и реализовывать цифровые инновации, уделяя внимание вопросам безопасности и прозрачности.
Развитие электронных платформ, налаживание взаимодействия граждан и муниципальных структур, внедрение цифровых инструментов позволит оптимизировать муниципальное управление в Российской Федерации.
Таким образом, эффективное муниципальное управление в цифровой экономике требует комплексного подхода, включающего в себя как внедрение технологий, так
- обеспечение безопасности и участие граждан. Российская Федерация имеет все предпосылки для развития цифровой экономики в муниципальном управлении, однако и существует ряд проблем, которые требует детального рассмотрения и устранения.
Перспективы работы заключаются в том, чтобы более детально рассмотреть каждое направление цифровизации муниципальных учреждений, а также провести анализ поддержки государственных программ для развития цифровой экономики в муниципальном управлении.
Научный интерес представляет определение уровня цифровизации сферы управления в России в сравнении с другими странами, выявление ключевых проблем
- перспектив в данном направлении.
Список литературы
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. (из указа президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-natsionalnyh-tselyah-i-strategicheskih-zadachah-razvitiya-rossiyskoyfederatsii-na-period-do-2024-g-iz-ukaza-prezidenta-rf-ot-7-maya-2018-g
- Гавва Д. С., Резер Т. М. Цифровизация государственного и муниципального управления: механизмы обратной связи // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27–28 апреля 2020 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Том 1. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. С. 266–-270.
- Крамер У., Мицкевич Л. А., Васильева А. Ф. Электронные формы в административном процессе России и Германии // Вестник САНКТ–Петербургского Университета. Право. 2019. Т. 10, № С. 756–780.
- Департамент экономического и социального развития ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/ru/about/who-we-are
- Официальный сайт Коммерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5607129
- Официальный сайт правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/129505/?page=3
- Официальный сайт группы компаний Infowatch. [Электронный ресурс]. URL: https://www.infowatch.ru/
- Павлов А. А. Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (Smartcity) // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 52–56.
- Ребрий А. Ю. Методы обеспечения информационной безопасности // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2020. № 3. С. 46.
- Аркатов Д. А. Проблемы электронного гражданского участия в публичной политике города: случай Санкт–Петербурга // Политическая наука. 2022. № 3. С. 296–316.
- Платформа обратной СВЯЗИ (ПОС). [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1058/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f&utm_r eferrer=https%3a%2f%2faway.vk.com%2f
- Лихтин А. А. Ключевые аспекты реализации проекта «»Цифровой муниципалитет» В Северо-западном институте управления РАНХИГС // Управленческое консультирование. 2022. № 9 (165). С. 163–173.
- Перепечкина Е. Г., Коломина П. В. Организация предоставления муниципальной услуги в цифровом формате как элемент аудита эффективности муниципалитетов // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики: Материалы XII международной научно-практической конференции, Астрахань, 01–30 апреля 2021 года. Астрахань: издательский дом «Астраханский университет», 2021. С. 162–169.
Статья поступила в редакцию 09.11.2023