Направления повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 2. С. 113‒118.

УДК 339.9

Publication Text (PDF)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Туралина А. Г.

Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация E-mail: a.turalina@donnu.ru

Актуальность темы исследования обусловлена обостряющейся необходимостью наращивания конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования на всех уровнях экономического развития каждого государства, как следствие, достижения устойчивого экономического роста в условиях геополитической нестабильности. В статье автором выявлены основные направления и способы достижения конкурентных преимуществ на основе изучения концептуальных основ конкурентоспособности национальной экономики на современном этапе развития мирохозяйственных связей.

Ключевые слова: конкурентоспособность национальной экономики, конкурентные преимущества, устойчивое развитие, экономический рост.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития мировой экономики характеризуется обострением конкуренции государств за финансовые и миграционные потоки, природные и информационные ресурсы, а также за все виды интеллектуальной собственности, которые в современном обществе стали основой экономического роста государств, обеспечивающего конкурентные преимущества на мировой арене.

В настоящее время ядром роста национальной экономики выступает, прежде всего, инновационная политика, направленная на формирование стратегической конкурентоспособности в мировом масштабе путем использования уже имеющегося и создания нового ресурсного обеспечения их инновационного развития в целях занятия выгодных позиций в системе мировых экономических отношений.

На современном этапе активно формируется новый тип экономического роста, сутью которого являются целенаправленно создаваемые государством и национально ориентированным бизнесом системы воспроизводства знаний, качественное их воплощение в инновации, обеспечивающие экономическую и социальную конкурентоспособность государств.

Важность дальнейшего научного поиска в направлении повышения конкурентоспособности экономики определяется необходимостью выработки и обоснования национальной стратегии такого развития, которое было бы нацелено на повышение качества жизни населения средствами инновационного развития и модернизацию социальной сферы.

При этом задача повышения конкурентоспособности российской экономики должна быть основана не только на поиске новых возможностей, занятии свободных существующих ниш, но и разработке принципиально новой системы рыночных отношений, не истощающих природный, материальный и человеческий капитал территорий, а также в перспективе – в создании предпосылок для выравнивания воспроизводственных возможностей на всей территории страны.

Теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ на мировом и национальном рынках зарождались с середины XVIII века. Фундаментальной основой учения выступают научные труда ученых–экономистов с мировым именем, таких как А. Маршалл, В. Парето, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер. Новый виток развития данного направления исследования состоялся в конце XX в. благодаря работам И. Ансоффа, П. Друкера, М. Портера, А. Стрикленда, Дж. Томсона.

Российское научное сообщество обратилось к изучению феномена «конкурентоспособность» благодаря широкому распространению рыночных отношений в 90–е годы ХХ столетия. Основоположниками, которые внесли значительный вклад исследование «конкуренции», стали И. Б. Гурков, А. З. Селезнёв, Р. А. Фатхутдинов, А. И. Агеев и др.

В научных трудах исследованы различные теоретические подходы, направления развития конкурентоспособности. При этом актуальным остается вопрос создания и наращивания конкурентных преимуществ, а также определения степени их влияния на устойчивое развитие национальной экономики как внутри страны, так и на мировой арене.

Теоретической и методологической основой исследования выступают

важнейшие положения экономической теории в области изучения конкурентоспособности, а также фундаментально-прикладные разработки ведущих ученых-экономистов в данной области.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания, системный подход, методы сравнения, анализа, синтеза и визуализации.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

В эпохе развития международных экономических связей проблема обеспечения устойчивой конкурентоспособности национальной экономики становится особо значимой в свете постоянно меняющихся факторов внешней среды. Поэтому необходимо разработать новую фундаментальную концепцию и научно-методическую основу для формирования устойчивых конкурентных преимуществ всех экономических субъектов. Кроме того, эффективность управления такой системой актуализирует вопрос о ее самоорганизации, учитывая рыночные отношения, и стратегической ориентации национальной экономики, которая должна быть обеспечена солидными основами развития и гибким руководством.

Исторически понятие «конкуренция» не имеет однозначного толкования и относится к различным экономическим подходам. Вначале это слово вошло в экономическую теорию из обыденного языка и долгое время не имело явного значения, олицетворяя только соперничество между различными экономическими субъектами. Изначально конкуренция рассматривалась как качество индивида, которое проявлялось в соревновательной настроенности людей, стремящихся к лидерству.

В современном мире понятие конкурентоспособности также не имеет четкого единого определения, но все больше относится к макроэкономике. Оценка конкурентоспособности и конкурентных преимуществ не имеет общего методического подхода, так как требует рассмотрения данных категорий в контексте конкретного объекта исследования. Рассмотрим различные подходы авторов к определению этого понятия (табл. 1).

Таблица 1

Подходы авторов к определению термина «конкурентоспособность»

Автор Определение конкурентоспособности
М. Портер Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами
М. Гельвановский Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [2].
П. Завьялов Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, которые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке [3].
В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг
Н. С. Яшин Включает совокупность, с одной стороны,характеристик самой организации, определяющуюся уровнем использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала, а также потенциала маркетинговых служб, а с другой стороны – внешних социально-экономических и организационных факторов.
Р. А. Фатхутдинов Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [4].

Различия в трактовках связаны, прежде всего, с характеристиками и особенностями сущности экономической категории. В первую очередь, необходимо отметить многоуровневый характер конкурентоспособности, то есть наиболее конкурентоспособный товар повышает конкурентоспособность своей компании, отрасли и страны на мировом рынке.

Иными словами, конкурентоспособность национальной экономики целиком и полностью зависит от конкурентоспособности товаров, в которых она имеет конкурентные преимущества.

Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная связь и взаимозависимость. Например, конкурентоспособность страны и отрасли зависят от способности производителей выпускать конкурентоспособные товары. Однако выпуск такой продукции возможен только при условиях, созданных для предприятий в отрасли и в стране в целом. В свою очередь, объекты на вышестоящих уровнях создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

Тем не менее, понятия конкурентоспособности на различных уровнях имеют принципиальные отличия. Например, конкурентоспособность страны и предприятия имеют разные целевые функции. Кроме того, страны могут отличаться по своим традициям и развитым хозяйственным укладам. Различия в экономическом и геополитическом потенциале также влияют на национальные интересы и стратегии развития.

Конкурентоспособность является универсальным показателем, который применяется в различных сферах жизнедеятельности. Однако она остается экономическим понятием и наиболее правильно применяется к экономическим объектам. В конкурентной экономике можно выделить три уровня конкурентоспособности: микроуровень, мезоуровень и макроуровень.

Микроуровень отражает характеристики конкретных продуктов, предприятий и производства, такие как качество и цена товаров. Мезоуровень связан с отраслями и объединениями предприятий, где фокус на улучшении использования производственных ресурсов. Макроуровень включает в себя народнохозяйственные комплексы, страны и объединения стран, и отражает общее состояние хозяйственных систем и инвестиционный климат.

Конкурентоспособность обладает рядом особенностей. Она требует количественной оценки для поддержания и повышения уровня конкурентоспособности. Также конкурентоспособность имеет свойство многовариантности, она может быть оценена различными субъектами с разными целями. Объектами оценки могут быть продукция, нормативные акты, технология, персонал и многое другое. Конкурентоспособность является относительной и определяется в результате сопоставления с конкурирующими объектами.

Таким образом, конкурентоспособность на разных уровнях взаимосвязана и зависит от различных факторов. Она остается важным показателем в экономической сфере и имеет различные особенности, которые требуют количественной оценки и сопоставления с конкурирующими объектами.

Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо создавать государственные и корпоративные структуры, развивать бизнес, стимулировать предпринимательскую деятельность, объединять фундаментальную науку, прикладные научные исследования с целевой нацеленностью на генерацию инновационных продуктов. Однако развитие научно-технологического и инновационного потенциала невозможно без поддержки государства. В настоящее время решение проблемы может быть найдено только нерыночными методами. В этом случае необходимо сформировать ядро национальной экономики, которое будет базироваться на крупных предприятиях страны. К ним относят ТНК и научно-производственных объединения (холдинги) и финансово-научные группы (ФНПГ). Для достижения поставленной цели необходимо учитывать уникальность российской научной базы, а также научно-технический потенциал страны.

Концепция повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене

Цель: наращивание конкурентных преимуществ. Задачи: качественные – повышение уровня благосостояния и удовлетворенности граждан, рост человеческого потенциала, создание благоприятной

институциональной среды и инфраструктуры; количественные – рост доли экспорта инновационной продукции, уровня потребительских доходов, изменение структуры расходов населения…

Направления

Экономическое развитие:

Поддержка проектов «легкого» импортозамещения, целостных индустрий; обеспечение стабильности налогового режима; достраивание национальных элементов глобальных цепочек добавленной стоимости; повышение восприимчивости компаний к знаниям, технологиям; развитие системы взаимодействияВЫВОДЫ бизнеса с организациями НИОКР и т. п.

Технологическое развитие:

Стимулирование спроса на инновации; развитие креативных, инновационных, промышленных кластеров; запуск региональных программ НИОКР; развитие кадрового потенциала; создание эффективной институциональной среды для инноваций

Социальное и экологическое развитие:

Поддержка академической мобильности; увеличение ресурсного потенциала здравоохранения; расширение среднего класса, обеспеченное развитием образование, создание специализированных рабочих мест и т. п.

Рисунок 1. Концепция повышения конкурентоспособности РФ (сост. автором)

В рамках концепции повышения конкурентных преимуществ национальной экономики как фактора устойчивого развития также определяются не только качественные, но и количественные характеристики. Это позволяет сравнивать базовые данные с результатами после проведения мероприятий. Для каждого критерия вводятся эталонные значения – образцовые результаты, которые считаются «наилучшими» и гармоничными из всех возможных исходов. Установление таких нормативов осуществляется на основе мирового опыта и учитывает особенности функционирования конкретной страны.

Результаты этой работы отражаются на конкурентоспособности страны, определяя ее положительную (соответствующую заданным требованиям стратегии развития) или отрицательную (когда достигается частичное или полное несоответствие) сторону.

ВЫВОДЫ

В России есть потенциал выйти за рамки ресурсной экономики и стать гораздо более разнообразной и развитой страной. Благоприятное географическое положение является ценным активом, которым можно воспользоваться. Высокий уровень образования и сильная исследовательская база России могут стать надежными основами для создания мощных кластеров научно-технического развития. Большой внутренний рынок предоставляет возможности для развития экспорта в областях, где российский спрос является отражением глобальных потребностей. Согласно концепции, необходимо учесть все факторы и расставить приоритеты согласно современных возможностей и будущих стратегических интересов и шаг за шагом следовать по пути наращивания конкурентных преимуществ с учетом экономической и политической безопасности.

Список литературы

  1. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
  2. Гельвановский М., Жековская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67–78
  3. Завьялов П. С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. 1996. № 2. С. 26–30.
  4. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО» Бизнес–школа «Интел– Синтез», 2000. 640 с.
  5. Демьянова О. В., Нуретдинова А. А. Управление компаниями в условиях нестабильной экономической среды // Научное обозрение: теория и практика. 2019. Т. 9. № 11 (67). С. 1630–1637.
  6. Ибрагимов Э. А. Инновация и модернизация как необходимое условие устойчивого экономического развития в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2019. 9 (110). С. 50–53.
  7. Нуреева Р. Р., Шарафутдинов Р. И., Сафиуллин Л. Н. Цифровая конкурентоспособность: институциональные основания конкурентоспособности российской федерации в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 9 (98). С. 91–95.

Статья поступила в редакцию 09.10.2023