Направления трансформации внешнеторговой политики стран

© Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 2024 г.

УДК 339.54

Publication Text (PDF)

Направления трансформации внешнеторговой политики стран

Горда А. С.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: alx7777@mail.ru

Установлено, что традиционная парадигма внешнеторговой политики государства, обычно опирающаяся лишь на стандартный инструментарий регулирования экспортных и импортных операций, не соответствует современным геополитическим требованиям стран. Определены направления трансформации внешнеторговой политики стран. Разработана логико-структурная схема трансформации внешнеторговой политики страны в условиях неравномерности глобального экономического развития, которая включает в себя цели и сферы трансформации в контексте глобального экологического и цифрового перехода, а также меры, необходимые для эффективного внедрения этих изменений, с выделением необходимости согласования в рамках ВТО использования политики цифрового неопротекционизма, что важно как для развитых, так и для развивающихся стран в контексте глобальных цифровых трансформаций.

Ключевые слова: международная торговля, глобальная торговля, международная торговая политика, внешнеторговая политика, трансформация, неопротекционизм, цифровизация, цифровая торговля.

Введение

Глобальная экономика переживает целый ряд турбулентных вызовов. Инфляция, которая выше, чем наблюдалась за несколько десятилетий, усиление финансовых проблем во многих регионах мира, последствия пандемии COVID–19 – всё это сильно влияет на прогнозы развития мировой экономической системы. Нормализация монетарной и фискальной политики, обеспечившая беспрецедентную поддержку во время пандемии, охлаждает спрос, поскольку политики стремятся снизить инфляцию до целевого уровня. Но все большая часть экономик замедляется или резко сокращается. Многие страны с низким уровнем дохода сталкиваются с серьезными фискальными трудностями. В то же время обострение геополитических и геоэкономических противоречий повысили вероятность значительных геополитических срывов. Хотя влияние пандемии в большинстве стран смягчилось, ее длительные волны продолжают нарушать экономическую деятельность, особенно в Китае. А волны сильной жары и засухи в Европе, Центральной и Южной Азии свидетельствуют о перспективах негостеприимного будущего, испорченного глобальным изменением климата.

Таким образом, множество негативных факторов обуславливают тот факт, что мировая экономика находится в состоянии широкомасштабного замедления своего развития, поскольку есть риски дальнейшего снижения темпов социально-экономического развития многих стран мира.

В то же время активизация международной конкуренции и углубление международного разделения труда обуславливают необходимость эффективного вовлечения национальных экономик в глобальные торговые потоки. В указанных условиях традиционная парадигма внешнеторговой политики государства, обычно охватывающая лишь стандартный инструментарий регулирования экспортных и импортных операций, не соответствует геополитическим требованиям стран. Особенно актуален этот вопрос для развитых стран мира, поскольку конкуренция за лидерские позиции на мировой арене высока. Дополнительно требуют изменений внешнеторговой политики цифровые трансформации и переход к парадигме устойчивого развития.

Ведущие страны мира, такие как США, Европейский Союз, Китай, Индия, Россия, Япония и другие, понимая роль цифровых технологий, цифровизации, перехода к новой промышленной парадигме с развитием Индустрии 4.0 и технологических сдвигов в экономическом развитии, видят цифровые трансформации как приоритетные, что, в свою очередь, влияет на трансформации и внешнеторговой политики. Развитые страны сосредоточены на защите национальной экономики и защите внутренних производителей: законодательно регулируются экспорт, реэкспорт продукции и технологий из страны; передача продукции и технологий на территории других государств, поддержка европейской цифровой повестки дня является приоритетом внешнеторговой политики ЕС, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить лидирующие позиции ЕС в цифровой торговле и в сфере технологий. Развивающиеся страны направлены на большую интеграцию в глобальные цепочки добавочной стоимости и поставок, что предполагает планомерное повышение уровня открытости экономики как в торговой, так и в инвестиционной сфере.

Теоретико-методические и практические аспекты трансформации внешнеторговой политики стран мира исследованы в трудах таких отечественных ученых, как: Никитина М. Г., Побирченко В. В., Шутаева Е. А. [1], Губкина М. С., Климова В. В.[2], Кутовой В. М. [3], Лихачев М. О. [4], Мамедов Т. Н. [5], Рарова Е. С. [6], Сватеев П. Р. [7], Сидоров Ю. В., Бочков П. В., Блинова Е. А. [8], Урику С. С.[9], Сутырин С. Ф. [12] и многих других. В то же время, несмотря на большое число проведенных исследований и достаточно глубокое изучение разнообразных аспектов данных процессов многими зарубежными и отечественными учеными, актуальными остаются дальнейшие исследования проблемных сторон трансформационных процессов в сфере реализации национальной внешнеторговой политики стран мира.

Целью статьи является определение императивов и перспективных направлений трансформации внешнеторговой политики стран в условиях цифровизации мировой экономической системы.

Основной материал

Теория трансформации получила широкое развитие в различных научных областях и исследовательских школах. Под трансформацией понимаются значительные изменения системного характера в экономической, социальной, политической сферах, которые могут происходить эволюционным и революционным путем. Эволюция – это продолжающийся постепенный непрерывный процесс, обусловленный изменениями в знаниях общества [10], тогда как революционная трансформация, как правило, обусловлена кризисными процессами.

В процессе исследований системной трансформации в государствах с трансформационной экономикой и развивающихся странах исследователи выделяют два основных направления трансформации. Первый предполагает либо эволюционные, либо революционные изменения существующей системы от плановой к рыночной экономике. Второй вариант – это так называемая обратная трансформация: от рыночной обратно к плановой или смешанной экономике с большим государственным вмешательством в экономическую систему. В последнее время процессы обратной трансформации обсуждаются по поводу развития ЕС и его нелиберального поворота в политике [11].

Можно гипотетически предположить четыре сценария трансформации международной торговой системы (рис. 1). Первый сценарий – это эволюция трансформационных процессов в русле дальнейшей гиперглобализации. Второй сценарий будет отражать развитие международной торговой системы при преимущественном влиянии процессов деглобализации (обратная трансформация). С точки зрения цикличности процессов трансформации можно предположить третий сценарий – развитие международной торговой системы при чередовании влияния гиперглобализации и деглобализации. Наконец, четвертый сценарий – революционная трансформация, резкое изменение парадигмы, появление новых явлений в хозяйственной жизнедеятельности, требующих других инструментов глобального управления [12].

При любом из вышеуказанных сценариев трансформации международной торговой системы успешное развитие любой страны в значительной степени зависит от умения организовывать защиту ее национальных экономических интересов. В торгово-экономической сфере – это, прежде всего, защита национального товаропроизводителя и обеспечение его доступа к зарубежным рынкам. Сегодня в мире накоплен богатый опыт защиты внутренних товарных рынков и национальных товаропроизводителей от недобросовестной внешней конкуренции.

Нынешние тенденции в мировой экономике, углубление внешнеэкономических связей, неравномерность развития отдельных стран, модификация товарного производства, относительное выравнивание цен на аналогичные товары в разных странах способствуют интенсивному развитию в глобальной торговой системе более эффективного и гибкого протекционизма, основу которого составляют постоянно модифицирующиеся и усложняющиеся нетарифные методы регулирования.

В современных условиях развития мировой экономики активизация нетарифного протекционизма, прежде всего, вызвана глобальными мотивами, к которым можно отнести существенное снижение уровня тарифных ставок и связывание тарифов в рамках ВТО, глобальный экономический кризис, спровоцировавший увеличение количества случаев применения нетарифных методов и обострение международной конкуренции.

В связи с либерализацией международной торговли в рамках ВТО произошел переход от применения таможенно-тарифного к преимущественно нетарифному регулированию. На глобальном уровне более половины объемов мирового импорта осуществляется беспошлинно. По нулевым ставкам импортируются товары и услуги в Гонконг (Китай), Макао (Китай) и Сингапур.

Таблица 1. Сценарии трансформации международной торговой системы в условиях глобализационных процессов

Сценарий

Тип глобализации

Основные факторы развития

Роль ВТО

Эволюционная трансформация

Гиперглобализация

Расширение глобальных цепочек стоимости, усиление электронной торговли и торговли услугами

ВТО как один из инструментов регулирования наряду с РТС

Обратная трансформация

Деглобализация

Усиление протекционистских мер, образование торговых блоков

Снижение роли ВТО, главенствующая роль РТС

Циклическая трансформация

Чередование гиперглобализации/ деглобализации

Цикличность экономического развития при балансировании внешнеторговой политики между свободной торговлей и протекционизмом

Углубление норм и правил ВТО и РТС

Революционная трансформация

Альтернативная глобализация

Смена парадигмы глобального управления

Ликвидация ВТО и образование новой организации

Составлено автором на основе [12].

С учетом вышеизложенного, с нашей точки зрения, представляется возможным предложить логико-структурную схему трансформации внешнеторговой политики стран в условиях неравномерности глобального экономического развития, которая включает в себя цели и сферы трансформации в контексте глобального экологического и цифрового перехода, а также меры, необходимые для эффективного внедрения этих изменений (рис. 1).

Во–первых, необходима поддержка восстановления и фундаментальной трансформации экономики в соответствии с экологическими и цифровыми целями и глобальными целями устойчивого развития.

В контексте усилий по восстановлению после глобального кризиса COVID–19 и экономического спада в результате обострения геополитических и геоэкономических конфликтов внешнеторговая политика должна продолжать выполнять свою основную функцию содействия обмену товарами и услугами таким образом, чтобы создавать возможности социально-экономического роста. В центре внимания должны находиться преимущества для граждан, работников и бизнеса.

Рисунок 1. Логико-структурная схема трансформации внешнеторговой политики стран в условиях неравномерности глобального экономического развития.

Составлено автором.

Таким образом, внешнеторговая политика должна способствовать трансформации национальных экономик в соответствии с зелеными и цифровыми переходами. В то же время долгосрочная конкурентоспособность, процветание и глобальная позиция стран будут зависеть от способности воспринять и использовать современные вызовы глобального экономического развития, включая цифровую трансформацию. Таким образом, зеленый и цифровой переход должен являться ключевым приоритетом многосторонней и двусторонней внешнеторговой политики.

Во–вторых, необходимо формирование глобальных правил для более устойчивой и справедливой глобализации. Глобальные правила торговли срочно нуждаются в обновлении, чтобы они отражали реалии современной экономической среды и вызовы, с которыми сталкивается мировое сообщество. Трансформация глобализации к более устойчивой и справедливой должна быть движущей силой внешнеторговой политики, отвечающей ожиданиям граждан во всем мире. Национальные торговые политики, прежде всего, стран–лидеров глобального экономического пространства (США, ЕС, Китай, Индия, Россия) должны использовать все имеющиеся в их распоряжении инструменты для поддержания социальной справедливости и экологической устойчивости.

Главным приоритетом для достижения этой цели должна быть эффективная работа по реформированию Всемирной торговой организации и повышению эффективности многосторонней системы управления торговлей. Укрепление стабильности и торговли, основанной на правилах, должно стать центральной опорой для реализации национальных внешнеторговых политик, поскольку только в такой среде торговля может процветать, а международное сотрудничество может развиваться в интересах глобального устойчивого будущего. В то же время необходимо обеспечить, чтобы правила соответствовали текущим экономическим реалиям и были хорошо адаптированы для реагирования на искажение конкуренции и обеспечения равных условий конкурентной борьбы.

В–третьих, необходимо обеспечение возможности стран отстаивать свои интересы и добиваться своих прав, в том числе автономно, там, где это необходимо. Заключение внешнеторговых сделок является важным инструментом для создания экономических возможностей и содействия устойчивости национальной экономики. Имплементация этих соглашений и соблюдение содержащихся в них прав и обязанностей гораздо важнее. Это должно включать в себя обеспечение того, чтобы каждая страна располагала правильными инструментами для защиты работников и бизнеса от недобросовестной конкуренции. Это также предусматривает большие усилия для обеспечения эффективной имплементации и выполнения разделов о устойчивом развитии в торговых соглашениях, чтобы поднять социальные, трудовые и экологические стандарты по всему миру. Укрепляя имплементацию и выполнение своих соглашений, национальная торговая политика создает условия развития, роста и инноваций для бизнеса; обеспечивает создание высококачественных рабочих мест по всему миру. Поддержка многосторонности и открытость к сотрудничеству не противоречит готовности стран действовать эффективно, защищая свои интересы и отстаивая свои права. Страны должны укрепить свой внешнеторговый инструментарий регулирования, если это необходимо, чтобы защитить себя от нечестной торговой практики или других враждебных акций, действуя в соответствии со своими международными обязательствами.

Для достижения трех целей, изложенных выше, предлагается сосредоточиться на трех сферах. Для каждой из этих сфер предлагается ряд основных действий, которые необходимо выполнить.

  1. Модернизация глобальной системы регулирования цифровой торговли.

Регулирование должно осуществляться не только на уровне Всемирной торговой организации для установления правил на торговые ограничения, но и включать в себя жесткую политику защиты персональных данных на наднациональном законодательном уровне.

1.1. Наднациональное урегулирование правил использования персональных данных. Например, в ЕС уже существует Общий регламент защиты данных (GDPR). Это закон ЕС с обязательными правилами относительно того, как организации и компании должны использовать персональные данные безопасным способом. В целом суть GDPR заключается в том, что закон устанавливает обязанности для бизнеса и обеспечивает права для граждан. Компании обновляют или устанавливают свою программу соответствия защиты данных [13].

Другим примером является США, где в штате Калифорния действует California Consumer Privacy Act (CCPA), чья новая редакция вступила в действие с первого февраля 2023 г. Именно Калифорния сделала значительный шаг в инициативе укрепления законодательства по защите персональных данных, чей пример и опыт может быть имплементирован другими странами и на наднациональном уровне.

Китай также устанавливает подобные ограничения, в частности, по примеру европейского Общего регламента защиты данных. С 2021 г. в Китае действует масштабный закон о конфиденциальности данных, направленный на предотвращение сбора компаниями конфиденциальных личных данных клиентов на фоне роста количества интернет–мошенников в стране. Закон оказывает давление, прежде всего, на высокотехнологичные компании, работающие с интернет–платформами и генерирующие личные данные пользователей. Согласно этому закону, любые государственные и частные организации, обрабатывающие личную информацию, должны ограничить сбор таких данных и получить для начала согласие самих пользователей. Однако действие закона не распространяется на само государство: китайская государственная служба безопасности сохранит доступ к части личных данных граждан [14].

1.2. Реформирование ВТО. С момента основания в 1995 году ВТО принесла огромную пользу своим членам. Она обеспечила стабильную и хорошо прогнозируемую торговую среду, способствуя массовому расширению мировой торговли, и в то же время обеспечивая основу для разрешения торговых споров путем судебного разбирательства. Однако сейчас она столкнулась с кризисом, в условиях которого она не может обеспечить результаты переговоров, касающихся вызовов глобальной торговли. Способность организации разрешать торговые споры не работает, а ее систему мониторинга необходимо совершенствовать, чтобы обеспечить прозрачность и предотвратить возникновение всё новых торговых барьеров.

Правила и практику ВТО необходимо обновить и усовершенствовать, чтобы они отражали современные торговые реалии. Это должно основываться на том, что членство в организации имеет общую цель: экономическое восстановление и развитие, экологическая и социальная устойчивость. Модернизация правил и улучшение функционирования ВТО, в том числе через открытые многосторонние соглашения, критически важны для преодоления искажений конкуренции и обеспечения согласованной основы для развития цифровой и устойчивой торговли.

Поскольку доверие к системе, основанной на правилах, в решающей степени зависит от независимой и общепризнанной системы разрешения торговых споров, восстановление системы урегулирования споров имеет решающее значение.

Для реализации указанных сфер, с нашей точки зрения, целесообразно реализовать следующие меры: принятие первого набора реформ ВТО, сосредоточенных на увеличении вклада ВТО в устойчивое развитие; принятие усиленных правил для избегания искажения конкуренции из-за вмешательства государства; работа над восстановлением полноценного функционирования системы урегулирования споров с помощью реформированного Апелляционного органа.

2. Поддержка зеленого перехода путём продвижения ответственных и устойчивых цепей создания стоимости.

Главная задача на следующее десятилетие состоит в том, чтобы инструменты торговли обеспечивали и поддерживали глобальный переход к климатически нейтральной экономике, включая ускорение инвестиций в чистую энергию и содействие развитию цепочек создания стоимости, которые должны быть циклическими, ответственными и устойчивыми. Это включает в себя содействие ответственному деловому поведению и уважению к окружающей среде, правам человека и трудовым стандартам. В то же время это означает создание условий и возможностей для развития производства устойчивых продуктов и услуг.

Необходимо дальнейшее укрепление аспекта устойчивости существующих и будущих сделок. Это усилит соблюдение обязательств по торговле и устойчивому развитию. Примером может служить механизм корректировки границ углерода. Также целесообразно наднациональное согласование по вырубке и деградации лесов. Важным элементом в обеспечении стабильности и ответственности цепей снабжения могут стать меры относительно устойчивого корпоративного управления, включая обязательную надлежащую проверку экологических, человеческих и трудовых прав.

Для реализации указанных сфер целесообразно реализовать следующие меры:

  • продвижение в ВТО инициатив и действий, способствующих поддержанию климата и устойчивости экономики;
  • на наднациональном уровне провести согласование обязательств по климатической нейтральности, укреплению сотрудничества по другим аспектам зеленого соглашения, таких как биоразнообразие, устойчивая продовольственная политика, загрязнение и циркулярная экономика; соблюдение Парижского соглашения как важного элемента в развитии международного сотрудничества;
  • повысить эффективность имплементации и соблюдения разделов об устойчивом развитии в торговых соглашениях;
  • содействовать развитию устойчивых и ответственных цепей создания стоимости через предложение об обязательной надлежащей проверке, включая эффективные действия и механизмы обеспечения соблюдения экологических, человеческих и трудовых прав в странах.

3. Поддержка цифрового перехода и торговли услугами.

Внешнеторговая политика должна способствовать созданию среды, в которой национальные поставщики услуг могут внедрять инновации и развиваться. В качестве приоритета нужно обновить глобальную структуру интернациональных правил.

Цифровая сфера демонстрирует интенсивную глобальную конкуренцию, изменившую глобальные экономические отношения. Страны, где бизнес опирается на цифровые услуги, будут иметь предпосылки для социально-экономического роста. Цифровые данные критически необходимы для многих компаний и являются критически важным компонентом цепей поставок. Цифровые технологии обеспечивают повышение эффективности, необходимое для сохранения конкурентоспособности, но также трансформируют традиционные промышленные сектора, где компаниям нужно будет поддерживать и усиливать свои конкурентные позиции. В то же время цифровая трансформация и появление новых технологий имеют важный аспект безопасности для большинства стран и требуют тщательно выверенного внутреннего и внешнего политического подхода. Последствия новых цифровых технологий, включая искусственный интеллект, необходимо рассматривать глобально с помощью более актуальных глобальных стандартов и правил в цифровой сфере.

ВТО должна установить правила цифровой торговли. После их согласования страны–участницы должны поддерживать дальнейшие многосторонние переговоры в ВТО по либерализации торговли услугами в секторах, выходящих за пределы электронной коммерции. Необходимо согласование в рамках ВТО использования политики цифрового неопротекционизма. Что касается трансграничной передачи данных и запрета требований по локализации данных, важно, чтобы компании могли извлечь выгоду из международного свободного потока данных в полном соответствии с международными и национальными правилами защиты данных и другими целями государственной политики, включая общественную безопасность и общественный порядок.

Для реализации указанных сфер предлагается реализовать следующие меры:

  • расширение регуляторного межгосударственного диалога в стратегических областях цифровой конкурентоспособности. Это потребует предварительного определения приоритетных сфер для регуляторного сотрудничества и более тесного диалога с ведущими странами и международными организациями по стандартизации;
  • развитие более тесного межгосударственного партнерства по цифровой трансформации через меры поддержки отраслевой трансформации в рамках ВТО;
  • разработка стандартов использования протекционистских мер по цифровой торговле и потокам цифровых данных.

Выводы

В результате проведенной оценки внешнеторговой политики развитых стран и определения императивов и направлений трансформации внешнеторговой политики стран была разработана логико-структурная схема трансформации внешнеторговой политики страны в условиях неравномерности глобального экономического развития, которая включает в себя цели и сферы трансформации в контексте глобального экологического и цифрового перехода, а также меры, необходимые для эффективного внедрения этих изменений, с выделением необходимости согласования в рамках ВТО использования политики цифрового неопротекционизма, что важно как для развитых, так и для развивающихся стран в контексте глобальных цифровых трансформаций.

Предложенные направления трансформации внешнеторговой политики сосредоточены на формировании нового типа наднациональной торговой политики, учитывающей существующие направления трансформации глобального экономического развития, а именно глобальных целей устойчивого развития и цифровой трансформации промышленной парадигмы. Особое место в предложенных трансформациях занимает необходимость согласования в рамках ВТО использования политики цифрового неопротекционизма, что важно как для развитых, так и для развивающихся стран.

Список литературы

  1. Геоэкономика. Понятийно-терминологическая система: академический словарь / [М. Г. Никитина, В. В. Побирченко, Е. А. Шутаева, И. Н. Буценко]; под ред. М. Г. Никитиной. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. 287 с.
  2. Губкина М. С., Климова В. В. Внешнеторговая политика страны и ее регулирование // Наука и образование транспорту. 2020. № 1. С. 231–234.
  3. Кутовой В. М. Трансформация внешнеторговой политики на фоне пандемии COVID–19 // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2021. № 3. С. 74–82. – DOI 10.28995/2782-2222-2021-3-74-82.
  4. Лихачев М. О. Оценка потенциала внешнеторговой политики страны как фактора формирования ее торгового и платежного баланса (теоретический аспект) // Экономические науки. 2022. № 212. С. 22–27.
  5. Мамедов Т. Н. Специфика внешнеторговой политики различных групп стран в условиях трансформации мировой экономики // Вопросы региональной экономики. 2023. № 3 (56). С. 225–238.
  6. Рарова Е. С. Анализ направлений внешнеторговой политики в Российской Федерации // Трибуна ученого. 2022. № 1. С. 237–241.
  7. Сватеев П. Р. Внешнеторговая политика и ее тенденции в ведущих странах мира и России // Экономика. Бизнес. Банки. 2020. № 3 (41). С. 62–76.
  8. Сидоров Ю. В., Бочков П. В., Блинова Е. А. Трансформации институциональных условий развития внешнеторговой деятельности стран–участниц ЕАЭС в условиях пандемии COVID–19 // Human Progress. 2022. Т. 8. № 2. С. 12.
  9. Урику С. С. Трансформация современной внешнеторговой политики государств в целях повышения их конкурентоспособности // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020. № 8. С. 68–72.
  10. North D. C. Understanding the process of economic change. Princeton University Press, 2005. 200 p.
  11. Onis Z., Kutlay M. Reverse transformation? Global shifts, the core periphery divide and the future of the EU // Journal of Contemporary European Studies. 2020. Vol. 28. P. 197–215.
  12. Очерки по торговле и торговой политике России: монография / под общей ред. проф. С. Ф. Сутырина. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. 234 с.
  13. GDPR Summary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gdprsummary.com/gdpr-summary/
  14. China’s New Data Law Gives Xi the Power to Shut Down Tech Firms. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-06-10/china-passes-law-to-strengthen-control-over-tech-firms-data

Статья поступила в редакцию 17.06.2024