Оценка и влияние демографической политики на устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий Республики Крым

10.12.2024 | by Константин Гудилин |

УДК 332.1

Publication Text (PDF)

ОЦЕНКА И ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Сметанко А. В., Богданова Ж. А., Богданов Е. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: smetanko@mail.ru

В статье раскрыта роль сельских территорий в Российской Федерации. Данная роль обусловлена тем, что такие земли занимают более двух третей российской территории, и от их состояния в огромной степени зависит развитие Российской Федерации. Рассмотрены понятия демографической политики. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и влияет на динамику численности населения. Обозначено место Республики Крым в исследуемой проблеме. Сельскому хозяйству в Крыму уделяется особое внимание, поэтому немаловажным вопросом является устойчивое развитие именно сельских территорий. На устойчивое развитие территорий напрямую влияет демография. Поэтому в статье проведена оценка демографической политики и отражено ее влияние на устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий Республики Крым. В ходе анализа было выявлено, что с каждым годом удельный вес сельского населения Республики Крым увеличивается, тем самым уменьшается удельный вес городского населения. Установлено, что численность трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Республики Крым с каждым годом уменьшается. В статье раскрыты вопросы миграции, которые напрямую влияют на демографию как региона, так и страны в целом. По результатам исследования авторами выделены проблемы и приведена их классификация. Проблемы социального характера обозначены тем, что практически отсутствуют перспективы развития молодого поколения, многие села до сих пор не газифицированы, на сельских территориях нет четкого плана по строительству детсадов и школ, нет качественного медицинского обслуживания и т. д. Определено, что экономические проблемы в основном касаются как не хватки финансирования, так и отсутствия высококвалифицированных кадров. Предложены мероприятия для решения этих проблем, которые должны быть осуществлены на государственном и муниципальном уровне.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, демография, демографическая политика, население, трудоспособной население, сельское хозяйство.

Введение

Сельские территории Российской Федерации являются ключевым ресурсом страны, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития экономики страны.

На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся территории расселения. Происходит старение сельского населения, наблюдается снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских поселений в города.

Для того чтобы улучшить ситуацию, направленную на устойчивое развитие сельских территорий, необходимо усилить демографическую политику.

Вопросами изучения в части данного исследования занимались такие авторы, как Разумова М. А., Зайченко А. А. [1], Стрекалова Н. Д., Татарникова М. А., Фролова Н. Н. [2], Паштетский А. В. [6] и многие другие.

Цель научного исследования заключается в оценке демографической политики в Республики Крым и отражения ее влияния на устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий полуострова.

Исходя из поставленной цели, в ходе научного исследования необходимо решить следующие задачи:

– изучить сущность демографической политики, выделить ее объекты и цель;

– раскрыть роль Республики Крым в развитии экономики Российской Федерации;

– рассмотреть отрасль сельского хозяйства и выделить ее приоритетность среди других отраслей Республики Крым;

– проанализировать численность населения Российской Федерации, Южного Федерального округа и Республики Крым;

– провести анализ демографической ситуации в Республике Крым за последние 5 лет.

– выявить проблемы в реализации демографической политики Крыма и предложить пути их решения.

В исследовании были использованы следующие методы:

– Метод дедукции – при изучении основных понятий, которые были использованы в исследовании.

– Метод анализа – при оценке показателей демографической ситуации в Республике Крым.

– Метод сравнения – был использован в анализе показателей численности населения при сравнении данных показателей за исследуемы период.

– Метод синтеза – при обобщении изученного материала и формирования выводов по теме исследования.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

«В настоящее время демографической политике в Российской Федерации уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях управления. Тем не менее демографическая ситуация является одной из острых проблем современного общества. Очевидным является тот факт, что демографический кризис требует от органов власти системных и эффективных мер, результат которых общество сможет увидеть по прошествии определенного количества лет» [1, с. 154].

Объектом демографической политики рассматривается население страны, отдельных регионов, а также отдельных социально-демографических групп.

Цель демографической политики – формирование желательного режима воспроизводства. Для стран с высоким уровнем смертности целью демографической политики может быть достижение определенных уровней ожидаемой продолжительности жизни или снижение детской смертности. Для стран с низким уровнем рождаемости, со стареющим населением – повышение суммарного коэффициента рождаемости или привлечение иммигрантов. Для развитых стран – введение квот на иммиграцию. Для развивающихся стран – снижение темпов роста населения или снижение суммарного коэффициента рождаемости.

В международном праве вопросы демографии контролирует Конвенция Международной организации труда и Концепция Организации Объединенных Наций [2]. В Российской Федерации регулирует вопросы демографической политики Конституция РФ. В ст. 7 указано, что Россия – социальное государство, нацеленное на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан [3]. В законодательную базу, регулирующую демографическую и семейную политику, уровень и качество жизни населения в России, входят также федеральные законы, указы Президента РФ, в том числе Указ от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Данный указ нацелен на сокращение различий в качестве жизни граждан в различных регионах, а также в городах и сельской местности [4].

Республика Крым занимает особое место в развитии Южного федерального округа, поскольку регион обладает сложной укоренившейся отраслевой структурой.

Проведем анализ численности населения Российской федерации, Южного федерального округа и Республики Крым, а также выделим удельный вес численности населения в соотношении с РФ и ЮФО (таблица 1 и рисунок 1).

Таблица 1. Численность населения Республики Крым и его удельный вес относительно РФ и ЮФО за 2018–2022 гг.*

Годы

Российская Федерация в целом (млн. чел.)

Южный ФО

(млн. чел.)

Республика Крым

(млн. чел.)

Человек

Человек

Человек

Удельный вес (РФ)

Удельный вес

(ЮФО)

2018

146,88

16,44

1,91

1,30

11,63

2019

146,78

16,46

1,91

1,30

11,63

2020

146,75

16,47

1,90

1,29

11,56

2021

146,17

16,72

1,93

1,32

11,55

2022

145,56

16,64

1,92

1,32

11,52

*Составлено на основании [5, 9].

По данным таблицы 1 видно, что население Республики Крым составляет 1,9 млн. человек (1 января 2023), что составляет 1,3  % населения Российской Федерации и 11,5  % населения Южного федерального округа.

Также по данным таблицы 1 и рисунка 1 видно, что динамика численности населения имеет условно-положительную динамику. В среднем по Российской федерации за последние 5 лет численность населения составляет 146 млн. чел., хотя за исследуемый период данный показатель уменьшается. Если рассматривать соотношение 2022 года к 2018, то численность населения России уменьшилась на 1,32 млн. человек, что связанно в большей части с демографическим кризисом, на который влияет много факторов, в том числе связанных с экономической ситуацией в стране.

Рисунок 1. Динамика численности населения Российской Федерации, Южного федерального округа и Республики Крым за 2018–2022 гг. (Составлено по данным табл. 1).

Анализируя показатели Южного федерального округа, можно сделать вывод, что за период с 2018 года по 2021 гг. данный показатель численности населения наоборот увеличился на 0,28 млн. чел., а вот в 2022 году он незначительно упал на 0,08 млн. чел. Схожая ситуация наблюдается в Республике Крым, где происходит уменьшение численности населения в 2022 году на 0,01 млн. чел.

После подписания Президентом Российской Федерации Путиным В. В. закона о ратификации договоров о принятии Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав России входит 89 субъектов.

Поэтому немаловажным моментом является то, что по численности населения республика занимает 25–е место среди субъектов РФ, 4–е место среди республик Российской Федерации после БашкортостанаТатарстана и Дагестана.

Территория Крыма составляет 26,1 тыс. км2. Всего в Республике Крым 1019 населённых пунктов, в том числе: 16 городов, 56 поселков городского типа и 947 сел и поселков [6].

Для реализации национальных приоритетов и повышения уровня и качества жизни населения в среднесрочный и долгосрочный периоды в 2016 году была принята Стратегия социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года [7]. Как отмечено в данной стратегии, важный фактор социально-экономического развития страны и её регионов и территориальных подразделений тесно связан с развитием всех отраслей экономики. Правительство Республики Крым определило социально-экономическое развитие территориальных подразделений в качестве приоритетного направления, так как оно занимает ведущее место среди долгосрочных факторов общественного производства, формирующих устойчивое развитие национальной экономики.

Одним из ключевых моментов в данной стратегии является демография. В данном разделе отмечено, что «в 2014 году в Республике Крым изменилась доля городского населения по причине отнесения поселков городского типа к сельским населенным пунктам, в результате данных изменений доля городского населения уменьшилась с 62,7 % (на 1 января 2014 года) до 50,8 % (на 1 января 2016 года), а доля сельского населения возросла с 37,3 % до 49,2 %» [7].

В Стратегии особое внимание уделяется демографии населения, проживающего на сельскохозяйственных территориях: «В некоторых подотраслях сельского хозяйства Республика Крым занимает лидирующие позиции среди российских регионов» [7].

Следует отметить, что агропромышленный комплекс является развивающейся отраслью в Республике Крым. Это обусловлено тем, что около 65 % территорий Крыма занято сельскохозяйственными угодьями.

Как отмечает Паштетский А. В., «сельскохозяйственное производство Республики Крым является важнейшим ресурсом страны, поскольку может внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России. Для этого необходимо обеспечить развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие региональные и общенациональные функции» [8, с. 7].

Следовательно, актуальным вопросом является оценка и влияние демографической политики на устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий Республики Крым.

Основными проблемами демографического развития и занятости населения Республики Крым являются: естественная убыль населения, вызванная высокой смертностью; высокая доля сельского населения по сравнению со среднероссийскими показателями; высокий уровень демографической старости населения Республики Крым; ярко выраженная сезонность рынка труда Республики Крым; более высокая, чем в среднем по Российской Федерации доля занятых в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, и более низкая – в обрабатывающем производстве, оптовой и розничной торговле, строительстве, что может быть обусловлено высокой долей теневой занятости в экономике.

Рассмотрение проблемы начнем с мониторинга изменения удельного веса сельского населения республики в общей численности населения по данным Крымстата с 2000 по 2022 годы (таблица 2).

Таблица 2. Динамика и структура численности населения Республики Крым за 2000–2022 годы*

Годы

Городское и сельское население

Городское население

Сельское население

Человек

Человек

Удельный вес

Человек

Удельный вес

2000

2024056

1258720

62.19 %

765336

37.81 %

2001

2022947

1258342

62.20 %

764605

37.80 %

2002

2009659

1251066

62.25 %

758593

37.75 %

2003

1996372

1243744

62,30 %

752573

37.70 %

2004

1985495

1239215

62.40 %

746280

37,60 %

2005

1975070

1233760

62.47 %

741310

37.53 %

2006

1968379

1230000

62.49 %

738379

37.51 %

2007

1962317

1225676

62.46 %

736641

37.54 %

2008

1958505

1222906

62.44 %

735599

37.56 %

2009

1956550

1221048

62.40 %

735502

37.60 %

2010

1954759

1219159

62.38 %

735600

37.62 %

2011

1954253

1217402

62.29 %

736851

37.71 %

2012

1956422

1218329

62.27 %

738093

37.73 %

2013

1891465

959916

50.75 %

931549

49.25 %

2014

1895915

962161

50.75 %

933754

49.25 %

2015

1907106

968721

50.80 %

938385

49.20 %

2016

1912168

973489

50.91 %

938679

49.09 %

2017

1913731

974788

50.94 %

938943

49.06 %

2018

1911818

974881

50.99 %

936937

49.01 %

2019

1912622

975208

50.99 %

937414

49.01 %

2020

1901578

966232

50.81 %

935346

49.19 %

2021

1931091

974231

50.45 %

956860

49.55 %

2022

1916805

963958

50.29 %

952847

49.71 %

*Составлено и рассчитано авторами на основании [9].

Удельный вес сельского населения в Крыму составлял 37,81 % в 2000 году, незначительно изменяясь до 2012 года включительно. С 2013 года удельный вес сельского населения увеличился до 49,25 % и незначительно колебался в течение последних лет, составив в 2022 году 49, 71 %. По данным Росстата, уровень сельского населения в 2022 году в целом по Российской Федерации составил 25,55 %, то есть практически в 2 раза меньше, чем по Республике Крым (на 94,56 %). Казалось бы, ситуация благоприятная, однако динамика численности работников, непосредственно занятых в АПК, несколько другая.

Далее целесообразно провести анализ соотношения городского и сельского населения в части трудоспособного населения в Республике Крым за последние пять лет (2018–2022 гг.) (таблица 3).

Таблица 3. Соотношение городского и сельского населения (в том числе трудоспособного) в Республике Крым за 2018–2022 гг.

*Составлено и рассчитано авторами на основании [10].

Рисунок 2. Удельный вес городского и сельского населения в Республике Крым за 2018–2022 гг. (Составлено по данным табл. 3)

Проанализировав таблицу 3 и рисунок 2, можно сделать следующие выводы. Так, численность сельского населения за последние пять лет увеличилась на 15910 человек. Увеличился и удельный вес сельского населения: в 2018 году он составлял 49,01 %, в 2022 году – 49,71 %. По сравнению с 2021 годом также произошло увеличение удельного веса на 0,32 %, хотя сама численность населения в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшилась на 14286 человек.

Если рассматривать данный показатель по Российской Федерации в целом, то сельское население составляет 1/3 всего населения, примерно, 25–26 %. Так, по данным Росстата за 2022 год, городское население составляет 75,06 %, а сельское – 25,55 %. Как видно из проведенного анализа, в Республике Крым доля сельского населения составляет почти половину от всего населения Республики (49,71 %).

Динамика среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) в сельском хозяйстве по полному кругу предприятий по видам экономической деятельности за анализируемый период нестабильна.

В 2018 году наблюдалось максимальное количество занятых в сельском хозяйстве – 19332 человека, затем до 2021 года идет ежегодное снижение численности, и только в 2022 году появляется некоторый рост – на 159 человек, или на 0,96 %. Удельный вес среднесписочной численности работников в сельском хозяйстве (2022/2018 годы) уменьшился с 4,6 % до 4,09 %. Небольшое положительное изменение показателя произошло в 2022 году, удельный вес увеличился на 0,03 %.

Численность трудовых ресурсов в сельском хозяйстве республики Крым в 2018 году составляла 100114 человек, а в 2022 году уже 77472 человек, то есть видна отрицательная динамика, произошло уменьшение на 22642 человека, или на 22,62 %. Наблюдается отрицательная динамика удельного веса среднегодовой численности населения, занятых в сельском хозяйстве. В 2018 году он составлял 11,9 %, а в 2022 году снизился до 9,23 %. Аналогичная ситуация и с соотношением 2022 года к 2021 году – та же отрицательная динамика: в 2021 году – 10,08 %, а в 2022 году – 9,23 %.

За последние 5 лет прослеживается положительный прирост (за счет миграции) сельского населения по Республике Крым, но трудоспособного населения становится меньше. Это связано с тем, что в сельскую местность переезжают, в первую очередь, пенсионеры. У людей, вышедших на пенсию, мотив переезда в сельскую местность обычно связан с сокращением доходов и невозможностью вести привычный образ жизни. Оплата жилищно-коммунальных услуг, транспорта, расходы на потребительские товары подталкивают пенсионера к пересмотру места жительства. Огород становится главным дополнительным источником дохода, а излишки произведенной продукции раздаются родственникам или реализуются.

Рассмотрим возрастной состав населения Крыма по данным Крымстата на 1 января 2023 года (таблица 4).

Таблица 4. Анализ возрастного состава населения Республики Крым на 01.01.2023 (человек)*

Возраст (лет)

Все население

Городское население

Сельское население

Итого численность (чел.)

1 916 805

963 958

952 847

младше трудоспособного (чел.):

358 630

175 374

183 256

– удельный вес (младше трудоспособного) (%)

18,71

18,19

19,23

в трудоспособном (мужчины 16–61 лет, женщины 16–56 лет) (чел.):

1 061 117

536 966

524 151

– удельный вес

55,36

55,70

55,01

старше трудоспособного возраста (мужчины 62 года и старше, женщины 57 лет и старше) (чел.):

497 058

251 618

245 440

– удельный вес

25,93

26,10

25,76

*Составлено и рассчитано авторами на основании [10].

Проведя анализ численности населения по возрасту, можно отметить, что трудоспособная его часть составляет 55,36 %, причем особой разницы удельного веса городского и сельского населения не наблюдается –удельный вес трудоспособного городского населения – 55,7 %, сельского – 55,01 %.

Важно отметить, что в удельном весе сельскохозяйственного населения (трудоспособного сельского населения) большая часть составляет трудоспособное население, попадающей в категорию внутренней миграции, что обусловлено отсутствием рабочих мест. Следует отметить, что во внутрирегиональных перемещениях традиционно преобладали направление «село–город», а также перемещение жителей из северных, северо-западных и некоторых центральных регионов полуострова в приморские, что объясняется разным уровнем их социально-экономического развития и наличием вакантных мест для трудоустройства.

Внешняя миграция в основном связана с переселением населения из освобожденных территорий. Многие понимают, что в сельской местности, особенно в пригородных зонах, жилье дешевле и при этом можно найти работу в городе.

Отдельной группой сельскохозяйственного населения являются самозанятые трудоспособный лица, часть которых работает удаленно или имеют регистрацию в других регионах Республики или субъектах Российской Федерации. По данной группе достаточно сложно спрогнозировать обеспеченность лиц рабочими местами.

Рассмотрим валовый продукт Республики Крым в части его формирования с участием сельского населения, а также рассчитаем ВВП на душу сельского населения (таблица 5).

Таблица 5. Валовый внутренний продукт Крыма, приходящийся на сельское население РК за 2019–2021 годы*

 

2019

2020

2021

Динамика

2022/2018 (+/-)

 %

(+/-)

Динамика

2022/2018 (+/-)

 %

(+/-)

Валовой региональный продукт (млн. руб.)

475525,3

517147,3

586497,5

41622

8,75

69350,2

13,41

в том числе (млн. руб.):

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

28620,1

30358,3

43520,9

1738,2

6,07

13162,6

43,36

Удельный вес (%)

6

5,9

7,4

-0,1

-1,67

1,5

25,42

Численность сельского населения (чел.)

935346

956860

952847

21514

2,30

-4013

-0,42

ВВП на душу сельского населения

0,031

0,032

0,046

0,001

3,69

0,014

43,96

*Составлено и рассчитано авторами на основании [11]

Как видно из приведенной таблицы 5:

– ВРП Республики Крым в 2021 по сравнению с 2020 годом вырос на 13,41 %. Если рассматривать в том числе ВРП, приходящийся на сельское хозяйство, то данный показатель по сравнению с 2018 годом в 2021 году вырос почти в два раза, что свидетельствует о росте АПК РК.

– показатель ВВП на душу сельского населения в 2019 и 2020 годах фактически был без изменений, а вот в 2021 году, несмотря на незначительное снижение сельскохозяйственного населения, он увеличился по сравнению с 2019 годом на 43,96 %.

Несмотря на положительную динамику, в РК можно выделить ряд проблем и факторов, требующих оперативного решения со стороны Правительства Республики Крым:

Проблемы социального характера:

  1. Низкий уровень экономической и социальной составляющей – практически отсутствуют перспективы развития для молодого поколения в части их интеллектуального развития (недостаточное количество школ, клубов, дошкольных и школьных образовательных кружков и т. д.).
  2. Многие села до сих пор не газифицированы, что приводит к увеличению стоимости жизни на сельскохозяйственных территориях, а также к экологическим проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды отходами печного отопления. Многие отапливают свои дома за счет электроэнергии, что является достаточно дорого. Хотя газ к многим селам подвели, но местного финансирования не хватает для технического присоединения домохозяйств к магистральной газовой сети.
  3. Отсутствует качественное водоснабжение и водоотведение, что не позволяет эффективно развивать сельскохозяйственные территории, а также обеспечивать здоровый образ жизни населения, проживающего в селе.
  4. Низкий уровень обеспечения рабочих мест в сельских поселениях. Не все трудоспособное население может работать в агропромышленном комплексе, а именно: учителя, воспитатели, медицинские работники, госслужащие и т. д.

Проблемы экономического характера:

  1. В большинстве сельскохозяйственных территорий отсутствуют эффективные формы хозяйствования, позволяющие организовать круглогодичное и/или высокорентабельное производство, что даст возможность населению капитализировать свои доходы или же инвестировать часть сбережений в собственное домохозяйство, улучшение социальных условий, образование и т. д.
  2. Выделяемые Правительством Российской Федерации денежные средства на поддержку сельхозпроизводителей на уровне регионов не находят должного контроля за целевым их использованием, а также последующей оценки эффективности финансовых инвестиций (необходимо не бесцельно выдавать субсидии и осуществлять финансирование, а лишь при условии постоянного мониторинга, направленного на эффективность использования средств, что должно подтверждаться наличием дополнительных рабочих мест, интенсификацией производства, получением новых видов продукции и т. п.).
  3. Небольшое количество бюджетообразующих сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств (холдингов, обществ и т. д.) не позволяют наполнять местные бюджеты (отсутствует доходная часть при наличии высокой доли обязательств по социальным программам и прочим расходам), что приводит к закрытию дошкольных образовательных учреждений, школ, медицинских учреждений, а также учреждений соцкультбыта. Данные обстоятельства приводят к тому, что наблюдается отрицательный естественный прирост населения, а также естественной миграции молодых семей в города или на территории, где сформированы благоприятные социально-экономические условия.
  4. Наблюдается тенденция к уменьшению количества сельских поселений в Республике Крым. На основании переписи населения на 2016 г. было установлено наличие 11 вымерших и 74 исчезающих сел. Для нивелирования рисков, связанных с отрицательной миграцией, требуется целевая программа по развитию инфраструктурных проектов, направленных на восстановление в сельских поселениях учреждений соцкультбыта, производственных мощностей, транспортной и инфраструктурной доступности, а также прочих условий, необходимых для формирования положительной динамики в части естественного прироста населения.

5. Миграция трудоспособного населения в город создает дополнительные проблемы, среди которых следует выделить: загруженность дорог; нехватка мест в дошкольных и образовательных учреждениях; высокая стоимость жилья; социальная напряженность, связанная с демпингом оплаты труда при трудоустройстве на работу и т. д.; нагрузка на инженерную инфраструктуру.

Выводы

Для решения выделенных проблем рекомендуется разработать целевую программу, ориентированную на сохранение существующих сельских поселений в Республике Крым, по ряду направлений:

1) Поддержка семей. Реализация социальных программ и мер поддержки для семей, включая субсидии на детей, льготы по жилью и образованию, может способствовать увеличению рождаемости и укреплению семейных структур.

2) Уровень образования. Развитие образования в сельских районах, включая доступность качественных школ и профессионального обучения, может повысить уровень образования населения и способствовать повышению квалификации. Открыть или восстановить работу средних профессиональных учебных заведений, лицеев, колледжей, для того чтобы сельские школьники после окончания школ могли получать рабочие специальности, которые востребованы в сельской местности.

Также существует элементарная нехватка рабочей силы, прежде всего, рабочих специальностей, которые смогли бы работать в сельской местности, например трактористы, механики и т. д.;

3) Здравоохранение. Улучшение доступности в медицинской помощи, в том числе родовспоможению и детской медицине, что позволит улучшить здоровье матерей и детей, а также снизить коэффициент смертности.

4) Создание рабочих мест. Привлечение инвестиций и развитие экономики сельскохозяйственных районов могут создавать новые рабочие места и предоставлять молодым специалистам возможность оставаться и работать на сельских территориях.

5) Меры по борьбе с миграцией. Разработка программ по противодействию миграции молодежи в города может включать в себя предоставление сельской молодежи специальных образовательных и профессиональных возможностей.

6) Поддержка малых предприятий и фермерских хозяйств. Предоставление финансовой и консультационной поддержки малому и среднему бизнесу в сельской местности, что способствует развитию предпринимательства и созданию рабочих мест.

7) Туризм и развлечения. Развитие туризма и инфраструктуры для активного отдыха может привлечь туристов и создать рабочие места в сельских районах.

8) Привлечение специалистов. Разработка и финансирование программ и мероприятий для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов в сельских районах, что, в свою очередь, позволит укрепить инфраструктуру и качество услуг.

Список литературы

  1. Разумова М. А., Зайченко А. А. О реализации демографической политике в регионе // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 8 С. 154–161 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47324388
  2. Стрекалова Н. Д., Татарникова М. А., Фролова Н. Н. Демографическая политика в контексте устойчивого регионального развития // Креативная экономика. 2022. Том 16. № 1. С. 281–294. doi: 10.18334/ce.16.1.114101
  3. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (редакция от 01.07.2020 г. // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  4. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/.
  5. Численность населения Южный федеральный округ: Статистика по годам 1991–2022 // Численность-населения.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://численность-населения.рф/южный-федеральный-округ.
  6. Административное деление // Правительство Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/structure/1e500681-f176-44df-b8d6-34ce560c849b
  7. О Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года: Закон Республики Крым от 09 января 2017 года № 352–ЗРК/2017 // Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/strategiya_socialno-jekonomicheskogo_razvitiya_respubliki_krym_do_2030_goda/
  8. Паштетский А. В. / Проблемы и перспективы инновационного развития сельских территорий Крыма: коллективная монография // ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма». Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. 252 с.
  9. Население Крыма: численность, состав, динамика // Статистика и показатели: региональные и федеральные [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-kryma-po-dannym-rosstat/
  10. Статистический ежегодник Республики Крым 2022 г. // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс]. URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Статистический %20ежегодник %20Республики %20Крым. %202022.pdf
  11. Краткий статистический сборник РК в цифрах // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс]. URL: https://82.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/РК %20в %20цифрах.pdf

Статья поступила в редакцию 16.09.2024