Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 3. С. 68‒73.
УДК 338.2
Publication Text (PDF)
О РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНИЯ СЕКТОРОМ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Морозова И. А., Дмитриев А. С.
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация E-mail: alexey-dmitriev-vstu@yandex.ru
В статье анализируется уровень влияния социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в социальной среде посредством анализа ряда показателей их деятельности. В частности, исследуется динамика численности граждан, пользующихся услугами субъектов некоммерческого сектора экономики и получающих помощь с их стороны в различных формах. Уровень вовлечённости населения непосредственно в работу некоммерческих организаций оценивается через показатели численности работников и добровольцев СОНКО. По результатам проведенного анализа делается вывод о необходимости проведения масштабной просветительской работы, направленной на повышение степени осведомленности общества о сущности социально ориентированных некоммерческих организаций и осуществляемой ими деятельности. Помимо этого, предлагается существенная трансформация системы управления деятельностью СОНКО, ориентированная на возрастание ролей государства, общества и бизнеса в ряде процессов менеджмента.
Ключевые слова: некоммерческие организации, социальные услуги, благотворительность, волонтерство, управление.
ВВЕДЕНИЕ
Субъекты некоммерческого сектора экономики традиционно принимают активное участие в процессах функционирования социальной среды. Они выполняют множество важных функций, включая оказание благотворного воздействия на решение социальных проблем, недопущение конфликтов между различными общественными группами, формирование институтов гражданского общества и многое другое. В периоды, когда наблюдается рост социальной напряжённости, значимость деятельности некоммерческих организаций для общества многократно возрастает.
В последние годы мы столкнулись с множеством глобальных проблем, среди которых пандемия коронавирусной инфекции и ее последствия, масштабные геополитические сдвиги, фактический крах прежнего мирового порядка. Все эти явления отразились не только на экономической и политической жизни нашей (и далеко не только) страны, но и непосредственно затронули социальную среду. Соответственно, возросла потребность в применении инструментов воздействия на ситуацию с целью обеспечения социальной защиты и поддержки граждан. В этой связи вопросы оптимизации управления деятельностью некоммерческих организаций (в особенности, социально ориентированных), обретают сегодня высокую актуальность.
Исследования в области деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в России ведутся довольно активно. Работы одних исследователей (например, А. Д. Пилипенко [9], В. В. Ковалёва и О. В. Богдановой [4], Ж. М. Водолазовой [2]) обращены к роли СОНКО в процессе развития институтов гражданского общества. Другие авторы (М. В. Хомутов [10], А. В. Жабина [3]) анализируют эффекты деятельности социально ориентированных организаций в конкретных сферах общественной жизни. В большом количестве представлены исследования, посвященные общим вопросам функционирования субъектов третичного сектора (Е. В. Кравченко и А. А. Суховеева [5], Э. Н. Кроливецкий и К. В. Лосев [6]). Вместе с тем, в научно-практической литературе в недостаточной степени освещается проблематика оптимизации системы управления сектором СОНКО с целью повышения эффективности деятельности его субъектов. Тогда как достижение подобной цели в настоящее время является условием роста социального благополучия.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Важнейшим показателем эффективности деятельности субъектов третичного сектора является численность лиц, удовлетворивших с их помощью собственные потребности в социально значимых областях: образовании, здравоохранении и др. Рассмотрим пятилетнюю динамику численности граждан, воспользовавшихся услугами СОНКО (таблица 1).
Таблица 1
Динамика численности граждан, получивших услуги социально ориентированных некоммерческих организаций в период 2018–2022 гг., тысяч
человек
Категория услуг | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2022 в |
% к 2018 | ||||||
Всего | 60377,4 | 66289,3 | 50170,2 | 70813,7 | 78810,9 | 130,5 |
В сфере образования | 16220,7 | 18277,0 | 14083,7 | 21339,1 | 22833,9 | 140,8 |
В сфере | 15203,3 | 15632,1 | 12456,0 | 13753,1 | 12836,9 | 84,4 |
здравоохранения | ||||||
В сфере культуры и кинематографа | 13885,0 | 16747,8 | 10080,4 | 18401,2 | 23377,7 | 168,4 |
В сфере спорта | 6654,7 | 6951,0 | 4549,9 | 7898,0 | 6909,5 | 103,8 |
В сфере социальной политики | 8413,6 | 8681,4 | 9000,2 | 9422,3 | 12852,8 | 152,8 |
Источник: составлено авторами по материалам [1].
Согласно представленным данным, общая численность получателей услуг социально ориентированных некоммерческих организаций в период 2018–2022 гг. возросла практически на треть (30,5 %). Наибольший рост как в относительном, так и в абсолютном выражении наблюдался по услугам в сфере культуры и кинематографа – за 5 лет число их пользователей выросло на 9892,1 тысячи человек или 68,4 %. Кроме того, существенный вклад в общий показатель прироста внесли образовательные услуги, которыми в 2022 году воспользовались на 6613,2 тысячи или 40,8 % больше граждан, чем в 2018. Восходящая динамика наблюдалась также по услугам в сфере социальной политики и спорта. В то же время ощутимо снизилось количество потребителей услуг социально ориентированных некоммерческих организаций в области здравоохранения – на 2366,4 тысяч единиц или 16,6 %. Из особенностей динамического ряда можно отметить снижение практически всех представленных показателей (исключая число получивших услуги в сфере социальной политики) в 2020 году. Этот период, ознаменованный наиболее активной фазой распространения коронавирусной инфекции, наложил серьезный отпечаток на некоммерческий сектор российской экономики, что будет подтверждено и дальнейшими данными.
Важнейшие функции социально ориентированных некоммерческих организаций не ограничиваются оказанием услуг. Специфика деятельности обязывает их помогать гражданам, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, путем предоставления благотворительной помощи в различных формах, а также посредством юридической поддержки. По показателям охвата населения помощью СОНКО можно судить об их реальных возможностях, а также влиянии в обществе. Рассмотрим динамический ряд численности получателей помощи в различных формах (таблица 2).
Таблица 2
Динамика численности граждан, получивших помощь социально ориентированных некоммерческих организаций в период 2018–2022 гг., тысяч человек
Форма помощи | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2022 в % |
к 2018 | ||||||
Юридическая, на | 2874,1 | 2389,1 | 2413,8 | 1987,9 | 2093,4 | 72,8 |
льготной или | ||||||
безвозмездной основе | ||||||
Благотворительная, в | 6897,6 | 7161,9 | 9131,8 | 6825,2 | 9833,5 | 142,6 |
натуральной форме | ||||||
Благотворительная, в | 1937,5 | 1778,8 | 1195,8 | 2106,5 | 2284,2 | 117,9 |
денежной форме |
Источник: составлено авторами по материалам [1].
Опираясь на данные таблицы, отметим, что общее количество людей, получивших помощь СОНКО, за 5 лет выросло на 21,4 %. Драйвером роста показателя стали случаи предоставления благотворительной помощи в натуральной форме, количество которых выросло за период на 42,6 %. Их динамика характеризуется интересной особенностью: в 2020 году, в период резкого снижения общей активности СОНКО, наблюдался значительный рост данного показателя. Авторы связывают этот факт с обострением социальных проблем в период пандемии с ростом потребности наименее защищённых групп населения в помощи. К слову, количество получивших благотворительную помощь в денежной форме в 2020 году серьезно (на 32,8 %) снизилось относительно прошлого года – сказалось ухудшение финансового положения социально ориентированных НКО. Количество получивших юридическую помощь на льготной или безвозмездной основе, в свою очередь, снизилось в последние 5 лет и в 2022 году достигло 72,2 % от своей величины в 2018.
-
- степени вовлечённости населения в процессы, связанные с функционированием социально ориентированных некоммерческих организаций, можно судить по показателям численности сотрудников СОНКО и добровольцев, принимающих участие в реализации их проектов. Соответствующие данные отражены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика численности штатных сотрудников, внешних совместителей и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций в период 2018–2022 гг., тысяч человек
Участники деятельности | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2022 в |
СОНКО | % к 2018 | |||||
Сотрудники, без внешних совместителей | 421,2 | 415,9 | 374,4 | 377,5 | 373,3 | 88,7 |
Внешние совместители | 67,4 | 65,0 | 57,4 | 58,1 | 54,8 | 81,3 |
Волонтёры | 2937,3 | 4056,7 | 3429,1 | 3848,5 | 3927,7 | 133,7 |
Источник: составлено авторами по материалам [1].
Несмотря на позитивную динамику показателей числа потребителей услуг социально ориентированных некоммерческих организаций и получателей помощи с их стороны, количество сотрудников СОНКО (включая внешних совместителей) снижается. Этот факт свидетельствует о снижении привлекательности субъектов некоммерческого сектора как работодателей. В 2018 году количество работников было максимальным в периоде, в 2019 несколько сократилось – на 1,3 % в случае с обычными сотрудниками и на 3,6 % – в случае с внешними совместителями. Однако наиболее болезненным для социально ориентированных некоммерческих организаций стал пандемийный 2020 год, когда вышеуказанные показатели сократились относительно 2019 года на 10,0 % и 11,7 % соответственно. Кроме того, снизилась и численность волонтеров, занятых в работе СОНКО – на 15,5 %. Следует отметить, что в условиях локдауна число действующих социально ориентированных некоммерческих организаций снизилось до 128,7 тысяч единиц со 146,5 тысяч в 2019 году (–12,1 %). Несоразмерность снижения числа действующих организаций и их работников указывает на то, что в 2020 году прекращали свое функционирование главным образом СОНКО с численностью персонала ниже среднего значения. Как правило, это были небольшие организации, испытывающие острую нехватку финансовых и имущественных ресурсов. Общая дестабилизация экономико-социальной обстановки окончательно лишила их возможности продолжения деятельности. В 2021 году количество работников и внешних совместителей незначительно возросло – на 0,8 % и 1,2 % против уровня 2020 г. соответственно. Количество добровольцев увеличилось более значительно – на 12,2 % (несмотря на рост, показатель не достиг уровня доковидного 2019 года). Их число продолжило расти и в 2022 году – на 2,1 % относительно предыдущего периода; в то же время число сотрудников вновь уменьшилось, оказавшись даже ниже величины 2020 года.
Таким образом, можно констатировать, что в современной России возникла своя модель некоммерческого сектора экономики. В ее рамках социально ориентированные НКО не воспринимаются как выразители общественного мнения и индикаторы социальных проблем, хотя классическая трактовка «третичного сектора» предполагает именно такое их восприятие обществом и государством. Соответственно, их совокупность не является сколь-нибудь значимой социально-политической силой – и, в первую очередь, из-за непризнания ее таковой непосредственно гражданами. При этом, как и положено «классическим» некоммерческим организациям, российские СОНКО осуществляют социально полезную деятельность, однако возрастанию ее масштабов препятствует слабая поддержка со стороны населения (обусловленная недостаточным уровнем осведомленности о сущности СОНКО как социально-экономических субъектов и об осуществляемой ими деятельности). В рамках существующей модели социальная функция деятельности некоммерческих организаций становится основной; соответственно, требуется разработка и реализация мер по максимизации эффективности ее осуществления.
По мнению авторов, в сложившихся экономических и социально-политических условиях наиболее перспективным способом повышения эффективности управления деятельностью СОНКО является обеспечение участия в управленческих процессах представителей государства, общества и бизнеса. Это возможно при условии создания специальной организации – интегратора, способного осуществлять общее руководство деятельностью подотчетных социально ориентированных организаций [7]. Ключевые направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций могут определяться выборным органом управления
интегрирующей организации, состоящим из представителей органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно населения, субъектов бизнеса и руководства самих СОНКО. Кроме того, в целях снижения нагрузки на персонал социально ориентированных некоммерческих организаций интегратору могут быть переданы функции по формированию и предоставлению в территориальные органы Росстата их статистической отчётности, осуществлению аудита эффективности реализуемых проектов, проведению маркетинговых мероприятий. Формирование вышестоящей организации приведет к частичной утрате хозяйственной самостоятельности социально ориентированных НКО, что может негативно отразиться на уровне мотивации их представителей при реализации тех или иных проектов. Однако ожидаемый социальный эффект предлагаемых мер превышает риски, связанные с вышеуказанным обстоятельством.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в ходе анализа возможностей развития управления функционированием СОНКО были рассмотрены перспективы создания интегрирующей организации, способной принять на себя ряд полномочий в области стратегического и тактического планирования деятельности данных организаций. Комплекс мер, связанный с осуществлением подобных трансформаций, снизит хозяйственную самостоятельность некоммерческих организаций и создаст новые правила отбора проектов для реализации. При этом он будет способствовать притоку дополнительных финансовых ресурсов для реализации социально значимых мероприятий и улучшению репутации субъектов некоммерческого сектора в обществе. Следовательно, социальный эффект деятельности СОНКО также будет возрастать.
Список литературы
- Витрина статистических данных Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://showdata.gks.ru/finder/
- Водолазова Ж. М. Управление развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления гражданского общества // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7 (161). С. 44–48.
- Жабина А. В. Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии этнокультуры // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2016. № 4–С. 106–109.
- Ковалев В. В., Богданова О. В. Перспективы развития социально ориентированных некоммерческих организаций как субъектов гражданского общества // Гуманитарий Юга России. 2018. 7. № 6. С. 121–127.
- Кравченко Е. В., Суховеева А. А. Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2020. Т. 1. № 3. С. 121–134.
- Кроливецкий Э. Н., Лосев К. В. Стратегическое планирование развития социально ориентированных некоммерческих образовательных организаций // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 1. С. 144–147.
- Морозова И., Дмитриев А. Оптимизация управления обеспечением социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Общество и экономика. 2023. № 7. С. 47–55.
- Панчихина О. Ю., Ахметьянова Р. А. Взаимодействие органов местного самоуправления и социально-ориентированных некоммерческих организаций: состояние, вызовы и потенциал развития // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2020. № 3 (48). С. 52–59.
- Пилипенко А. Д. Перспективы возрастания роли социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в развитии российского гражданского общества // Россия и современный мир. 2021. № 4 (113). С. 228–243.
- Хомутов М. В. Развитие механизмов участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений // Юристъ–Правоведъ. 2021. № 2 (97). С. 69–73.
Статья поступила в редакцию 09.11.2023