Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 3. С. 24‒29.
УДК 005:351/354
Publication Text (PDF)
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Волошина Е. С.1, Намханова М. В.2
1ГАУ «Цифровой Севастополь – МФЦ в городе Севастополе», Севастополь, Российская Федерация e-mail: seva100pol81@mail.ru
2Севастопольский государственный университет, Севастополь, Российская Федерация e-mail: mv_namhanova@bk.ru
В статье приведены результаты реализации пилотного проекта по применению инструментов бережливого производства в процессе предоставления государственных услуг, связанных с рассмотрением документов по формированию земельных участков. Пилотный проект был реализован в течение 12 месяцев в одном из органов исполнительной власти города Севастополя. Авторами характеризован опыт применения карты потока создания ценности, диаграмм Исикава, Ямазуми, матрицы компетенций и др. Выявление и сокращение потерь позволило сократить срок предоставления государственных услуг в три раза, повысить пропускную способность процесса на 67 %, выстроить потоки таким образом, при котором количество в день входящих дел соответствовало количеству дел исходящих.
Ключевые слова: бережливое производство; государственные услуги; инструменты бережливого производства; повышение эффективности предоставления государственных услуг.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время бережливое производство становится одной их ключевых технологий повышения эффективности процессов во многих сферах национальной экономики. Заместитель Секретаря общественной палаты России А. С. Галушка в докладе Президенту Российской Федерации В. В. Путину отмечает, что одним из ключевых, наиболее важных решений по запуску роста экономики является внедрение модели бережливого производства в качестве обязательной для тарифорегулируемых и государственных организаций, компаний, корпораций в качестве основы систематического снижения затрат [1]. Различным аспектам развития бережливого производства в отраслях национальной экономики посвящены исследования Золотовой Л. В., Костычевой А., Литвинова И. Е., Телешевой Н. А. и др. [2, 3, 4, 5]. Общие вопросы внедрения бережливого производства в государственном управлении рассмотрены в трудах Гусельниковой О. Ю., Царенко А. С., Чазовой И. Ю., Дудниковой В. А. [6, 7, 8, 9]. Успешные региональные практики применения инструментов бережливого производства, направленные на повышение эффективности процессов в государственном управлении, приводятся в докладе Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС «Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы»
В настоящее время требуется дальнейший поиск способов трансфера бережливой методологии в сферу государственного управления, масштабирование успешных практик в деятельность региональных органов государственной власти. В связи с вышеизложенным тема исследования, посвященная вопросам внедрения бережливого производства в деятельность органов государственной власти, является актуальной.
Цель исследования: охарактеризовать практические аспекты применения инструментов бережливого производства в государственном управлении на региональном уровне на материалах реализации пилотного проекта в одном из органов исполнительной власти города Севастополя.
Внедрение принципов бережливого управления в государственном секторе позволяет обеспечить своевременное предоставление государственных услуг за счет сокращения потерь путем устранения операций, не приносящих ценности, дублирующих функций и т. д. [6, 7].
Бережливое производство напрямую связано с другими актуальными подходами развития государственного управления. Оптимизация процессов с помощью инструментов бережливого производства является одной из важнейших
составляющих цифровой трансформации государственного управления: «очищенный» от потерь процесс становится основой для его цифровизации [7]. Своевременное и качественное предоставление государственной услуги напрямую влияет на доверие человека к органу власти, позволяет реализовать принципы клиентроцентричного подхода, в котором функции и услуги государства организованы удобным для человека образом, удовлетворяя его потребности и постоянно совершенствуясь на основе клиентского опыта [11].
В статье приведены основные результаты реализации пилотного проекта в одном из органов исполнительной власти города Севастополя по организации процесса предоставления государственных услуг с применением инструментов бережливого производства на примере оказания государственных услуг по формированию земельных участков.
Основным методическим подходом, использованным в процессе исследования, является системный подход к изменению моделей государственного управления в процессе применения инструментов бережливого производства.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Процессы предоставления государственных услуг можно разделить на два больших блока: процессы, требующие человеческого ресурса и процессы, исключающие человеческий ресурс. Государственные услуги, связанные с рассмотрением документов по формированию земельных участков, требуют человеческих ресурсов, т. е. в процессе обязательно участвуют специалисты, которые анализируют документацию и формируют конечный документ – результат государственной услуги.
Процесс предоставления рассматриваемого вида государственных услуг – линейный, состоит в основном из последовательно определенных действий (операций). Применение инструментов бережливого производства в организации позволяет выстроить процесс с минимальными потерями, тем самым повысить сроки их предоставления, а также при необходимости своевременно скорректировать процесс, например, в случае изменения в федеральном или региональном законодательстве.
Проектной группой, в которую входил один из авторов статьи (Волошина Е. С.), было принято решение организовать предоставление государственных услуг посредством открытия пилотного проекта «Повышение эффективности предоставления государственных услуг». Поиск первопричин проблем в процессе предоставления государственных услуг осуществлялся двумя методами: метод «5 Почему», «Диаграмма Исикавы». В результате проведенной работы была составлена Карта потока создания ценности (далее – КПСЦ) текущего состояния процесса, что позволило наглядно увидеть весь процесс в целом, его «узкие» места, дублирующие операции (рисунок 1).
Рисунок 1. Карта потока создания ценности текущего состояния процесса в процессе анализа КПСЦ текущего состояния нами выделены следующие основные потери:
1) излишние операции по пересортировке дел, возврат документов на предыдущие этапы, дублирование функций (действий);
2) ожидания ответа на межведомственные запросы, работа большими партиями;
3) недостаточная пропускная способность операций;
4) ожидания взятия документа в работу по причине крупногабаритной партии (60–200 дел на операции);
5) избыточное согласование;
6) заведение данных по статусу дел в разные системы, при этом отсутствует учет движения дел по процессу;
7) ошибки в документах (брак).
Составленная далее КПСЦ целевого состояния процесса позволила исключить дублирующие операции, а там, где возможно, запустить операции параллельно.
Эксперимент показал, что в результате составления КПСЦ целевого состояния процесса из 25 операций текущего состояния в целевом осталось 10. Размер одной партии сократился с 60 дел до 20–30 дел. Пропускная способность процесса с 60 дел в день возросла до 100 дел.
Важным оперативным показателем (маркером) любого процесса является «незавершенное производство» (НЗП). В предоставлении государственных услуг его можно назвать незавершенные дела (НЗД), то есть дела, которые находятся в процессе на разных стадиях. Превышение данного маркера свидетельствует о сбоях в процессе, необходимости их выявления и устранения.
С помощью «диаграммы Ямазуми» определялась последовательность операций, среднее время каждой из которых рассчитывалось на основе хронометража. Это позволило рассчитать пропускную способность процесса, а также количество сотрудников и ресурсов, необходимых на каждой операции для того, чтобы привести пропускную способность процесса под потребности. В государственных услугах потребностью считают количество дел, которые ежедневно подают граждане на рассмотрение в орган власти.
«Матрица компетенций» показала сильные/слабые компетенции сотрудников, а также время, затрачиваемое сотрудником на основные и дополнительные работы, которые он выполняет в течение дня. Анализ матрицы компетенций позволил разработать направления по управлению человеческими ресурсами, эффективно перераспределить сотрудников по процессу. Было установлено, что сотрудник затрачивал в среднем 50 % рабочего времени на работу по предоставлению государственных услуг, остальное время выполнял иную работу. В итоге реорганизации функциональная модель управления перешла в процессную, что позволило сотрудникам 100 % времени уделять работе по предоставлению государственных услуг.
По итогам проведенной работы сотрудникам был установлен ежедневный нормативный показатель по количеству отрабатываемых дел в день. Показатель закреплялся приказом по ключевым показателям эффективности работы сотрудника, что позволило повысить прозрачность премирования. Нормирование ежедневной выработки дел привело к распределению работ более равномерно, способствовало нормализации рабочего времени сотрудников, исключению постоянных переработок. Кроме того, начала раскрываться квалификация сотрудников. С недостаточно квалифицированными сотрудниками была запланирована работа по повышению квалификации.
Для организации рабочих мест в соответствии с маршрутом движения документации применялась диаграмма «Спагетти». Рабочие места сотрудников выстраивались в соответствии с потоком прохождения документа по процессу, что минимизировало задержки и излишние перемещения документа. В таблице 1 приведено сравнение показателей, полученных по результатам проекта, с целевыми показателями, установленных целями проекта.
Таблица 1
Основные показатели результата проекта повышения эффективности предоставления государственных услуг
Показатели | Начало проекта | Окончание проекта | Целевой показатель |
Средний цикл предоставления услуг | 42–70 дней | 19 дней | 20 дней |
Средний срок возврата документа | 35 дней | 10 дней | 10 дней |
Количество дел в работе | Более 3000 | 723 | 900 (расчетный показатель) |
Источник: рассчитано авторами.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применения инструментов бережливого производства в процессе оказания государственной услуги по рассмотрению документов по формированию земельных участков. Однако положительный результат в деятельности органов власти может быть получен путем комплексного применения всех инструментов бережливого производства: «5С», визуальном контроле работы процесса, стандартизации, непрерывного улучшения и др.
ВЫВОДЫ
По итогам реализации пилотного проекта получены следующие результаты. Выявление и сокращение потерь позволило сократить срок предоставления государственных услуг с 42–70 дней до 20, повысить пропускную способность процесса на 67 %, выстроить потоки таким образом, при котором количество в день входящих дел соответствовало количеству дел исходящих. Количество дел в работе на разных этапах процесса сократилось с более 3000 до 723 дел, при расчетном нормативе незавершенных дел в 900 ед. Средний срок возврата документов снизился с 35 до 10 дней, тем самым был приведен в нормативное состояние. Выстроенный процесс учтен в техническом задании по разработке в 2023 году региональной автоматизированной системы предоставления государственных услуг в органе власти. Дальнейшее развитие внедрения моделей бережливого производства в деятельность органов государственной власти заключается в практическом применении системы «5С», визуальном контроле работы процесса, стандартизации процессов и привлечении сотрудников к процессу непрерывных улучшений.
Список литературы
-
- Александр Галушка направил Президенту РФ предложения по обеспечению роста экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.oprf.ru/news/aleksandr-galushka-napravil-prezidentu-rf-predlozheniya-po-obespecheniyu-rosta-ekonomiki?ysclid=lnu1vgo8ok794659094
- Золотова Л. В., Конюченко О. Н., Уманский С. С. Бережливое производство: содержание понятия // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2). С. 121–129.
- Костычева А. Бережливое производство (Lean manufacturing). 2021. [Электронный ресурс].
- URL: https://www.unisender.com/ru/support/about/glossary/berezhlivoe-proizvodstvo-ego-principy-i-instrumenty/
- Литвинов И. Е., Коркишко А. Н., Чухлатый М. С., Набоков А. В. Бережливое производство как основа для повышения эффективности производства // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). С. 1132–1136.
- Телешева Н. А. Бережливое производство как метод повышения эффективности производства теплоэнергетике // Экономика и социум. 2019. № 1–2 (56). С. 288–297.
- Гусельникова О. Ю. От бережливого производства к бережливому государству: эволюция представлений о бережливом управлении // Инновации и инвестиции. 2022. № 8. [Электронный ресурс].
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-berezhlivogo-proizvodstva-k-berezhlivomu-gosudarstvu-evolyutsiya-predstavleniy-o-berezhlivom-upravlenii/viewer
- Царенко А. С., Гусельникова О. Ю. «Бережливое мышление» в государственном управлении: монография. Москва: Юрайт, 2022. 206 с.
- Чазова И. Ю., Соломенникова C. И. Применение методов бережливого управления в органах государственной власти // Вестник Удмуртского университета. 2021. С. 8 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodov-berezhlivogo-upravleniya-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti/viewer.
- Дудникова В. А. Новые модели функционирования государственного сектора: поиски практик Развитие территорий. 2023. № 1. С. 66–73. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-modeli-funktsionirovaniya-gosudarstvennogo-sektora-poiski-praktika/viewer
- Бережливое управление в госсекторе. Как наладить процессы / Б48 под ред. А. В. Ожаровского, К. А. Ткачевой. Москва: РАНХиГС, 2021. 184 с.
- Клиентоцентричный подход в государственном управлении: Навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А. В. Ожаровского, М. С. Шклярук. Москва: РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. 180 с.
Статья поступила в редакцию 09.11.2023