Развитие корпораций цветной металлургии в России

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 1. С. 86‒100.

УДК 338.34

Publication Text (PDF)

РАЗВИТИЕ КОРПОРАЦИЙ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ В РОССИИ

Палкина Д. С.

Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Российская Федерация E-mail: palkina.darya2014@yandex.ru

В настоящее время происходит активное развитие цветной металлургии в мире и в России. Компании ПАО «Норникель» и ПАО «Русал» являются самыми крупными предприятиями в отрасли цветной металлургии в РФ. За исследуемый период произошло заметное уменьшение производства никеля и рост производства меди, в связи с увеличением спроса медных продуктов и наращивания машиностроения. В статье рассмотрены факторы, которые влияют на производство разных металлов, такие как спрос, цена металла, запасы в рудниках, производственные мощности. Всё больше влияет на производственную и сбытовую политику компаний геополитическая ситуация в мире. Так, принятые Европейским союзом санкционные ограничения вынуждают компании переориентироваться с европейского на азиатский рынок.

Ключевые слова: цветная металлургия, производственные показатели, никель, алюминий, выручка, выпускаемая продукция.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия развития, как активная реализация политики «зеленой» экономики, высокая конкуренция между странами, истощение природно-ресурсного потенциала, создают особую актуальность вопросов использования минерально-сырьевых баз и производства продукции крупными промышленными предприятиями.

Целью работы является определение тенденций развития производственных показателей компаний ПАО «Русал» и ПАО «Норникель», а также влияние внешних факторов на деятельность предприятий.

Научная новизна исследования заключается в обосновании факторов, влияющих на производство и сбыт продукции предприятий цветной металлургии.

На данном этапе экономического развития большинство производителей продукции черной и цветной металлургии нацелены на оптимизацию расходов, за счет снижения уровней потребления сырья, воды, энергии и уменьшения экологической нагрузки от своей деятельности за счет сокращения объемов выбросов загрязняющих веществ и оказания других воздействий на окружающую среду.

За счет увеличения и грамотного распределения производительных сил предприятия показывают рост в добыче и в последующем использовании цветных металлов. Перспективы развития и модернизации металлургической промышленности в значительной степени зависят от возможности формирования у металлургических компаний собственных финансовых источников и привлечения заемных средств. Поэтому важным видится анализ современного состояния и
динамика развития крупных российских предприятий цветной металлургии, которые являются главными налогоплательщиками регионов базирования и градообразующими предприятиями.

В свою очередь важность развития отрасли цветной металлургии в России подтверждает создание Алюминиевой Ассоциации в 2015 году. По мнению представителей Ассоциации: «Алюминиевая отрасль – драйвер национальной экономики» [1].

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Многие отечественные ученые изучают влияние крупных корпораций на развитие регионов базирования, при этом уделяя внимание сырьевой базе и показателям, отражающим производственное развитие предприятий.

Так, Зандер Е. В. и Смирнова Т. А. [2] занимаются изучением влияния промышленных предприятий на региональное развитие и экологические последствия развития сырьевых баз. Авторы рассматривают в своих работах производственные показатели промышленных предприятий и их влияние на экономическое, социальное и экологическое развитие предприятий и регионов базирования.

В своей работе Шабалина Л. В. и Тимко М. В. [3] анализируют развитие и факторы, влияющие на металлургический рынок России. За основу взяты производственные показатели по производству и продаже металлов разных групп. Авторами подчеркнуто, что дальнейшее развитие возможно за счет комплексной модернизации с поддержкой со стороны государства.

Активно изучают промышленные предприятия Ильин В. А., Печенская– Полищук М. А. и Малышев М. К. [4], которые в своих исследованиях рассматривают влияние крупного бизнеса на социально-экономическое развитие регионов базирования. Особое внимание уделено изучению взаимоотношений данных корпораций с бюджетами всех уровней.

Коллектив авторов Шпирук С. Е., Ходяков Е. А., Копыл В. Д. и Торба В. Д. [5] также рассматривают производство, добычу, экспорт и импорт цветных и черных металлов. Так, проанализировано влияние факторов в целом на политику и развитие страны. Они подчеркивают важность внешних факторов как на металлургическую отрасль, так и на развитие экономики страны в целом.

Отдельно изучается, как государство поддерживает предприятия цветной металлургии, делая акцент не только на добычу и производство металлов, но и влияние на финансовую устойчивость предприятий. Так, авторы Панфилова Е. С., Амеличева Д. В. и Семенова Е. Л. [6] делают акцент на российские месторождения, которые в большинстве характеризуются бедностью или труднодоступностью добываемых руд, что заведомо снижает рентабельность добычи, и, следовательно, сказывается на финансовом состоянии предприятия.

Таким образом, изучение крупных предприятий металлургии является актуальной и обсуждаемой темой, а производственные мощности предприятий являются основой многих научных трудов, что подтверждает актуальность данного исследования.

В настоящее время самыми крупными предприятиями цветной металлургии в России являются ПАО «Норникель» и ПАО «Русал». Первая компания является лидером горно-металлургической промышленности в России и в мире. Она является крупнейшим в мире производителем никеля, палладия и обладает наибольшими запасами никелевой руды. ПАО «Русал» в свою очередь является самым большим предприятием по добыче и переработке алюминия в России и занимает лидирующие позиции в мире.

Представленные компании занимают первые места или входят в топ лучших компаний в разных рейтингах. Так, к примеру, ежегодный рейтинг 600 крупнейших компаний России (RAEX–600) представляет топ–10 компаний в разных отраслях [6]. В качестве главного критерия составления рейтинга принят показатель, характеризующий объём реализации продукции (работ, услуг). По данным, представленным в таблице 1, видно, что в общем рейтинге предприятий ПАО «Норникель» и ПАО «Русал» занимают достаточно высокие позиции и находятся на одном уровне с такими компаниями, как «Росатом» (10 место), «Татнефть» (17 место), НЛМК (21 место), «Северсталь» (25 место) и другими. Если же рассматривать субрейтинг по направлению цветная металлургия, то на протяжении 3–х лет (субрейтинги ввели в 2018 году) изучаемые компании занимают 1 и 2 места.

Таблица 1

Рейтинг российских корпораций цветной металлургии в 2020 и 2019 гг.

Название Место по
итогам
2020 года
Место в
рейтинге
RAEX–600 по
итогам 2020
года
Место по
итогам
2019 года
Место в
рейтинге
RAEX–600 по
итогам 2019
года
«Норильский никель»,горно-металлургическая компания 1 11 1 16
«Русал», объединеннаякомпания 2 22 2 23
«УГМК» 3 108 7 306
Nordgold 4 120 4 172
«Русская меднаякомпания» 5 180 5 259
«Корпорация ВСМПО- АВИСМА» 6 183 3 153
«Уралэлектромедь» 7 216 9 323
«Арконик Россия» 8 285 8 321
«Чукотская горно-геологическая

компания»

9 300 10 385
«Среднеуральский медеплавильный завод» 10 357 6 288

Источник: составлено авторами по данным сайта RAEX–rr.com [7, 8]

При рассмотрении рейтинга RAEX–600 за более длительный период можно увидеть, что ПАО «Норникель» и ПАО «Русал» находятся в топ–25 крупнейших компаний в России более 15 лет. На рисунке 1 представлена динамика мест ПАО «Норникель» и ПАО «Русал» в общем рейтинге RAEX–600. Представленные данные показывают, что исследуемые нами предприятия не спускаются ниже 25 места, что говорит о их крепких позициях в рейтинге, а также об их важности для экономики России.

Рисунок 1. Динамика мест ПАО «Норникель» и ПАО «Русал» в общем рейтинге RAEX–600 по предприятиям за 2006–2020 гг.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

«Норильский никель», горно-металлургическая компания «Русал», объединенная компания

22

11

7

9 11 13 15 17 19 21 23

Источник: составлено автором по данным сайта RAEX–rr.com [9]

Проанализируем, какие металлы добывают и какую продукцию поставляют рассматриваемые нами компании.

Так, основными металлами, которые добывает ПАО «Норникель», являются: никель, медь, палладий, платина. Также предприятие производит золото, серебро, иридий, селен, рутений, теллур и серу, они входят в группу попутно добываемых металлов.

Если говорить про выпускаемую продукцию, то компания производит более 25 видов продукции из добываемых ресурсов. Для понимания значимости производимой продукции ПАО «Норникель» видится необходимым рассмотреть структуру и сферы применения производимой продукции из основных металлов [10]:

  1. Никель: полноразмерные катодные листы, резаные катодные листы, брикеты, дробь карбонильная, сульфат никеля, порошок никелевый, гидроксид никеля, гидроксикарбонат никеля. Сферами применения данного металла являются: аккумуляторы, химия, медицина, никелирование, сплавы с медью, хромом, молибденом и железом.
  2. Палладий: палладий в слитках, палладий в порошке. Сферы применения: каталитические нейтрализаторы, электроника, химия, медицина, ювелирные украшения, инвестиции.
  3. Медь: медь катодная. Сферы применения: электропроводники, трубы, антисептик, архитектура и декор.
  4. Платина: платина в слитках, платина в порошке. Сферы применения: катализатор, ювелирные изделия, медицина, химия, нефтепереработка, электроника и приборостроение, производство стекловолокна и оптического стекла, инвестиции.

Таким образом, из никеля производят самое большое количество продукции. Тогда как из остальных металлов основной группы производят по 1–2 продукта. Область применения металлов и продукции, которые производит ПАО «Норникель», самые разнообразные: от металлургии до кормов и удобрений.

Изучая продукцию из попутных цветных металлов, можно увидеть, что из них делают порошок (родий, кобальт, сера, иридий, рутений) и слитки (золото, серебро, теллур). А сферы, где применяются металлы попутной группы, имеют широкий спектр от использования в красках и медицине до авиации и космонавтике.

Далее рассмотрим продукцию, выпускаемую ПАО «Русал». Она отличается от металлов и видов продукции, которую производит ПАО «Норникель». При этом наблюдается большое количество видов выпускаемой продукции (более 40 видов) [11]. Основная часть производимой продукции и их сферы применения представлены в таблице 2.

Таблица 2 Продукция, производимая ПАО «Русал», и сферы ее применения

Продукция Сфера применения
Первичный алюминий
мелкая чушка, Т–образная чушка транспортная, строительная, электротехническая и упаковочная промышленность
Первичные литейные сплавы
чушка, слитки непрерывного литья, Т–образная чушка автомобилестроение, двигатели, строительство
Катанка
электротехническая катанка производство проводов и кабелей, черная металлургия (раскислитель, производство метизных изделий)
Алюминий высокой чистоты
чушка, Т–образные слитки авиационно-космическая отрасль, носителиинформации, конденсаторная фольга
Глинозем и бокситы
металлургический глинозем,неметаллургический глинозем, песок тригидрата оксида алюминия сырье для производства алюминия
Корунд
белый электрокорунд, крупки,шлифзерна, шлифпорошки,

микрошлифпорошки, набивные

массы, сухие бетонные смеси и
огнеупорные бетоны

производство абразивных инструментов,керамической и огнеупорной продукции
Галий
металлургический галлий сырье для химических соединений, оптоволоконные связи и сотовая телефония, светодиоды, медицинские приборы и элементы солнечной батарей
Кремний
металлургический кремний,рафинированный кремний,

микрокремнезем.

производство сплавов, строительных и огнеупорных материалов, химическая и электротехническая промышленность

Источник: составлено автором по официальному сайту ПАО «Русал» [11]

Помимо рассмотренной продукции на предприятии ПАО «Русал» производят:

– низкоуглеродный алюминии «AыOW» (собственная разработка). Он применяется в самых разных сферах: от строительства до упаковки, от автомобилестроения до потребительской электроники;

– цилиндрические слитки для штамповки и экструдирования;

– плоские слитки разных размеров;

– фольга и упаковка;

– колесные диски;

– протекторы разных типов (10 типов).

Так, можно увидеть, что разнообразие в продукции связано с большим производством разных видов протекторов, алюминия разного вида и корунда. Вместе с тем наблюдается большой диапазон областей применения продукции: от автомобилестроения до упаковочных материалов.

В связи с тем, что предприятия добывают разный металл, производится разная продукция. Это, в свою очередь, позволяет занимать компаниям разные ниши на рынках сбыта. В этом также помогает разнообразие в сферах применения реализуемого продукта. Добыча разных ресурсов и производство различных продуктов позволяет компаний минимизировать конкуренцию между собой, что благоприятно сказывается на продажах и выручке с цветных металлов.

Далее рассмотрим количественные показатели предприятий цветной металлургии.

В ПАО «Норникель» добывают разные виды товарных металлов, основными являются тяжелые металлы (никель, медь) и благородные металлы (палладий, платина). Данные цветные металлы составляют основную часть на производстве.

За последние 10 лет наблюдается тенденция к увеличению количества производимой меди (таблица 3). Рост производства наблюдается не только в России, но и во всем мире, так как основным применением меди является изготовка проводов. Также данное увеличение связано с ростом цен на все остальные цветные металлы. Вышесказанное устанавливает тренд на увеличение значение меди в производстве.

Поэтому многие эксперты делают большой акцент на медь. Так, например, эксперт газеты «Коммерсантъ» Евгений Зайнуллин считает, что медь – металл будущего в основном из-за важности в низкоуглеродной экономике. Спрос на металл в ближайшие годы будет опережать предложение. По оценкам Wooё Mackenzie, большая часть потребности в меди будет удовлетворена за счет вторичной переработки.

Уменьшение производства меди в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 16,5 % связано с временной приостановкой работы рудников «Октябрьский» и «Таймырский» по причине пощопления подземными водами.

Таблица 3

Динамика производства товарных тяжелых металлов ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг.

Период Никель, тыс. т Никель, % Медь, тыс. т Медь, % Всего
2012 300,3 45,2 363,8 54,8 664,1
2013 285,3 43,5 371,1 56,5 656,4
2014 274,2 42,7 368,0 57,3 642,3
2015 266,4 41,9 369,4 58,1 635,8
2016 235,7 39,6 360,2 60,4 596,0
2017 217,1 35,1 401,1 64,9 618,2
2018 218,8 31,6 473,7 68,4 692,4
2019 228,7 31,4 499,1 68,6 727,8
2020 235,7 32,6 487,2 67,4 722,9
2021 193,0 32,2 406,8 67,8 599,8
Изменение
2021 г. к 2012 –35,7 –28,9 11,8 23,8 –9,7
г., %

Источник: составлено и рассчитано автором по годовым отчетам ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг. [12]

Снижение производства никеля связано с приостановкой работы рудников. Многие эксперты прогнозируют, что спрос на никель продолжит расти, что позволит ПАО «Норникель» успешно реализовывать производимый ими металл. По оценкам Wood Mackenzie, использование никеля в батареях увеличилось на 900 тыс. тонн за 2021 год. Аналитики ожидают, что аккумуляторы станут основным двигателем спроса на никель в будущие два десятилетия. В Wood Mackenzie оценивают потребность в дополнительном производстве никеля в 1,65 млн тонн в период с 2026 по 2038 год.

Если же говорить про благородные металлы, то спрос на них продолжит активно расти в связи с увеличением их применения в машиностроение. Это связано с введением нового более строгого экологического стандарта для грузового (преимущественного дизельного) транспорта в Европе и Китае. Снижение производства палладия и платины в 2020 и 2021 гг. связано с пандемией и ведеными ограничениями (таблица 4). В 2022 году ПАО «Норникель» ожидает повышение спроса и впоследствии рост производства товарных благородных металлов из-за восстановления автомобильной промышленности от производственных ограничений.

Таблица 4

Динамика производства товарных благородных металлов ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг.

Период Палладий,
тыс.тр.ун.
Палладий, % Платина,
тыс.тр.ун.
Платина, % Всего
2012 2732,0 80,00 683,0 20,00 3415,0
2013 2662,0 80,37 650,0 19,63 3312,0
2014 2752,0 80,61 662,0 19,39 3414,0
2015 2689,0 80,39 656,0 19,61 3345,0
2016 2618,0 80,26 644,0 19,74 3262,0
2017 2780,0 80,58 670,0 19,42 3450,0
2018 2729,0 80,69 653,0 19,31 3382,0
2019 2922,0 80,63 702,0 19,37 3624,0
2020 2826,0 80,26 695,0 19,74 3521,0
2021 2616,0 80,32 641,0 19,68 3257,0
Изменение 2021г. к 2012 г., % –4,2 0,4 –6,1 –1,6 –4,6

Источник: составлено и рассчитано автором по годовым отчетам ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг. [12]

Далее рассмотрим выручку от реализации металлов ПАО «Норникель» (таблица 5). За изучаемый период наблюдаются изменения в структуре выручки. Так, если в 2012 году основным по продажам был никель (42,2 % от выручки), то в 2021 году палладий стал занимать 37,3 % в структуре выручки. Это, в первую очередь, связано с увеличением спроса на палладий в сфере машиностроения и ценами как на никель, так и на палладий.

Таблица 5

Выручка от реализации металлов ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг., млн долл. США

Период Никель Медь Палладий Платина Попутная
продукция
Всего
2012 5223 2871 1722 1028 1305 12366
2013 4355 2721 1935 956 1522 11489
2014 4636 2468 2221 869 1675 11869
2015 3010 1916 1807 631 1178 8542
2016 2625 1839 1888 654 1253 8259
2017 2304 2281 2346 623 1592 9146
2018 3013 2977 3674 596 1410 11670
2019 3388 2877 5043 628 1627 13563
2020 3144 3078 6365 622 2336 15545
2021 3627 3789 6665 685 3086 17852
Изменение 2021 г. к 2012 г., % –30,6 32,0 287,0 –33,4 136,5 44,4

Источник: составлено и рассчитано автором по годовым отчетам ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг. [12]

Обратим внимание на общий рост выручки на 44,4 %, причинами чего стали: — увеличение спроса на фоне восстановления экономики,

— сужение объема предложения за счет закрытия производств в Европе, — введение экологических стандартов у крупных производителей;

— увеличение цены на газ и электричество, которое лежит в основе себестоимости;

— рост биржевых цен на металлы;

— увеличения объемов продаж палладия из накопленных в 2020 году запасов, что компенсировало снижение объема производства.

Вследствие преобладания экспорта продукции рассмотрим роль европейского рынка на производственную политику компании. Поэтому проанализируем структуру поставок продукции по регионам (рис. 3). По статданным за 2012–2021 гг., наблюдается стойкая тенденция поставок продукции на европейский рынок. Доля Европы в структуре держится на уровне от 50 % и выше. В 2020 году наблюдался спад поставок в Европу из-за пандемийных ограничений и сокращения потребления некоторых видов продукции почти на 20 %. Также в 2020 году компания продолжила программу поддержки перспективных применений никеля, в первую очередь, в секторе аккумуляторных батарей. Поэтому началось активное сотрудничество с азиатскими странами, лидерами в производстве электромобилей и аккумуляторов.

Рисунок 2. Структура поставок продукции по регионам в ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг., %

40

20

70

60

50

30

10

0

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Европа Азия Северная и Южная Америка Россия и СНГ

Источник: составлено и рассчитано автором по годовым отчетам ПАО «Норникель» за 2012–2021 гг. [12]

Подводя итог вышесказанному, можно увидеть, что производственная политика ПАО «Норникель» является гибкой и подвержена изменениям. Регулирование данной политики происходит с учетом многих факторов: цены на металлы, геополитическая ситуация в мире, спрос на разные металлы, тренды в производстве и другие факторы.

Далее рассмотри производство цветных металлов компанией ПАО «Русал».

Основными металлами, добываемыми ПАО «Русал», являются алюминий, глинозем, бокситы и нефелиновая руда. При этом компания выделяет в своих данных отдельно фольгу и упаковочную бумагу как важный аспект своей деятельности. Поэтому проанализируем производство данных металлов и продукции (таблица 6). За 2012–2021 гг. количество производимого алюминия уменьшилось на 409 тыс. тонн (9,8 %)

Самое крупное сокращение производства алюминия произошло за 2012–2014 гг. Это произошло в результате реализации ПАО «Русал» программы по рационализации и сокращению алюминиевых мощностей, включающей консервацию плавильных заводов. Благодаря этой программе было приостановлено производство на высокозатратных алюминиевых заводах, которые расположены на западе России. Рост производства алюминия в последующие года объясняется постепенным наращиванием и освоением новых рудников.

За 2012–2021 гг. происходит сокращение добычи и производства нефелиновой руды. Данное снижение произошло за счет снижения производства глинозема на Ачинском глиноземном комбинате и привлечением другого глиноземсодержащего сырья. Резкий рост в 2020 году производства руды связан с графиком горных работ и увеличением потребности в сырье глиноземного производства.

Рост остальных показателей связан с увеличением спроса на данную продукцию и постепенное наращивание производств.

Таблица 6

Производственные показатели ПАО «Русал» за 2012–2021 гг., тыс. тонн

Период Алюминий Фольга и упаковка Глинозём Бокситы Нефелиновая
руда
2012 4173 86,2 7477 12365 4947
2013 3857 89,2 7310 11876 4662
2014 3601 93,6 7253 12108 4396
2015 3603 89,1 7402 12112 4111
2016 3685 84,7 7527 12187 4432
2017 3707 101 7773 11645 4332
2018 3753 89 7774 13847 4294
2019 3757 98 7858 16047 4244
2020 3755 103 8182 14838 4599
2021 3764 109 8304 15031 4390
Изменение
2021 г. к 2012 –9,8 26,4 11,1 21,6 –11,3
г., %

Источник: составлено и рассчитано автором по годовым отчетам ПАО «Русал» за 2009–2021 гг. [13]

Выручка от реализации металлов и продукции является показателем деятельности и развития компании. Изменения, производимые в финансовых и производственных данных, показывают действия руководства предприятия в современных условиях. Ведь на доход от каждого металла влияют как внешние, так и внутренние факторы. Так, в основном на выручку от реализации алюминия влияют средневзвешенная цена реализации алюминия за тонну, цена алюминия на LME и объем реализации алюминия. Вместе с тем дополнительным риском для алюминия может стать устойчиво высокая инфляция, которая может спровоцировать раунд повышения процентных ставок. Это сначала негативно скажется на промышленности, а затем и на спросе на металл. При рассмотрении более длительного периода видна тенденция к росту выручки от всех реализованных металлов и продукции (таблица 7).

Таблица 7 Выручка от реализации продукции ПАО «Русал», млн долл. США

Период Первичный
алюминий и
сплавы
Глинозем
и
бокситы
Фольга и
прочая
алюминиевая
продукция
Прочая
продукция
Всего
2012 9323 552 302 714 10891
2013 8159 567 313 721 9760
2014 7823 612 303 619 9357
2015 7279 595 270 536 8680
2016 6614 622 240 507 7983
2017 8324 769 323 553 9969
2018 8293 975 346 666 10280
2019 8019 668 410 614 9711
2020 7088 534 381 563 8566
2021 9966 612 515 901 11994
Изменение
2021 г. к 2012 6,9 10,9 70,5 26,2 10,1
г., %

Источник: составлено и рассчитано автором по годовым отчетам ПАО «Русал» за 2009–2021 гг. [13]

На выручку влияют покупатели и заказчики металлов и продукции. Поэтому стоит рассмотреть структуру выручки по покупателям ПАО «Русал». Компания поставляет свою продукцию как на внутренний рынок, так и во многие регионы мира. География продаж по укрупненным регионам за 2021 год выглядит следующим образом: Европа – 41 %; Россия и СНГ – 27 %, Азия – 24 %; Америка – 8 %. Так, заметен упор на экспорт продукции, а именно на европейский рынок.

При рассмотрении структуры географии продаж более подробно, а именно по странам (рис. 4), заметна самая большая доля выручки от российских компаний (28,3 %). Анализируя структуру в 2012 и 2021 гг., можно увидеть, что выручка от России стала занимать большую долю только в последние периоды. Это связано с постепенным развитием российского производства из цветных металлов и внешними условиями. Важно отметить, что происходит прирост доли выручки от таких стран, как Китай, США, Турция и снижение продаж в Нидерланды, Германию, Швецию и другие. То есть заметна переориентация продаж с европейского рынка на другие рынки.

6,4%

2,7%

27,2%

2,2%

3,6%

1,3%

3,9%

2,3%

5,6%

2,2%

3,1%

2,6%

7,9%

17,3% 28,3%

19,6%

0,9%

1,6%

4,4% 8,7%

6,2%

2012

6,2%

22,9%

9,2%

2021

3,7%

Россия Нидерланды Турция

США

Япония

Южная Корея Греци

Норвегия Италия

Швеция Германия Китай

Другие страны

Рисунок 3. Структура выручки от внешних покупателей и заказчиков ПАО «Русал» за 2012 и 2021 гг., млн долл. США

Источник: составлено и рассчитано авторами по годовым отчетам ПАО «Русал» за 2009–2021 гг. [13]

Таким образом, можно видеть, что производственная политика ПАО «Русал» делает упор на алюминиевую продукцию. Алюминий, в свою очередь, подвержен конъюнктуре рынка, но при этом растущий спрос на данный металл покрывает риски, связанные с этим.

Необходимо обратить внимание на события, происходящие в 2022 году. Ведь геополитическая ситуация в мире меняется и заставляет менять производственную политику предприятия ПАО «Норникель» и ПАО «Русал». Тем самым данные события показывают, как ситуация в мире влияет на производственные показатели компаний.

Стоит отметить, что «Русал» столкнулся с падением цен на алюминий. Кроме того, ему перестала поставлять глинозем Австралия, и одновременно остановился глиноземный завод «Русала» на Украине – в Николаеве. «Я допускаю, что «Русал» уже сократил свое производство. Если ситуация осложнится, какой-то из заводов этой корпорации может быть остановлен. Я думаю, это будет либо Новокузнецкий алюминиевый завод, либо Кандалакшский алюминиевый завод», – полагает Леонид Хазанов [14]. Данные факты сильно повлияют на производственные и финансовые показатели компании. Они приведут к снижению выручки и сокращению выплат налогов в регионы базирования и инвестиций в собственные социальные, экологические и другие программы.

Стоит упомянуть устойчивость компаний. Так, по мнению эксперта В. Данилова, в данной геополитической ситуации лучше себя чувствует ПАО «Норникель». У компании более низкие издержки и высокая вертикальная интеграция. Однако и в этом случае текущая рентабельность гораздо ниже значений прошлого года [14]. При этом есть предпосылки к уменьшению спроса на российский металл и продукцию со стороны Европы. Это, в свою очередь, грозит снижению финансовых и производственных показателей.

Многие эксперты считают, что цены и котировки на цветные металлы могут в ближайшее время продолжить падение. Это будет происходить, если регуляторы ведущих стран не смогут взять под контроль инфляцию и предотвратить рецессию в 2023 году, которая, в свою очередь, становится все более вероятной [15].

Таким образом, политику крупных промышленных предприятий в санкционных условиях стоит продумывать с особой осторожностью на краткосрочные периоды. Уже можно отметить переориентацию на другие рынка сбыта, что дает как новые возможности, так и угрозы. Например, продумывание новой транспортной логистики, которая может привести к удорожанию продукции. Также не стоит забывать про формирование новых трендов, разработку новых более наукоёмких производств, что требует модернизацию производств на предприятиях. Исследуемые корпорации демонстрируют гибкую производственную политику, которая учитывает вышеизложенные факторы, при этом не забывая про свои стратегические цели и задачи. Всё это позволяет им оставаться на лидирующих позициях в своей отрасли.

ВЫВОДЫ

На современном этапе развития спрос на цветные металлы растет, так как сферы, где их используют, имеют тенденции к развитию и расширению. Так, изучаемые предприятия производят разные цветные металлы, занимая различные ниши на рынках сбыта. Благодаря этому у компаний отсутствует прямая конкуренция между собой. Также за счет этого происходит замена высокозатратных мощностей на более современные и экологичные технологии.

На предприятия цветной металлургии оказывают сильное влияние внешние факторы, такие как: природно-климатические условия, цены на металлы, спрос на продукцию цветной металлургии, геополитическая ситуация в мире, распределение добывающих и перерабатывающих мощностей в мире и т. д. Поэтому компании оставляют запасы металлов для сдерживания спроса и повышения цен на металлы.

За изучаемый период заметна смена производства металлов, например, выросло производство меди на 12 %, при сокращении производства никеля на 36 %. Резкое сокращение произошло из-за временного прекращения работы рудников. Но наблюдалось постепенное снижение производства, что связано с большим спросом на медь из-за наращивания необходимости медной проволоки и развития машиностроения.

Вследствие нестабильной геополитической ситуации в мире происходит смещение географии продаж у ПАО «Норникель» и ПАО «Русал». Наблюдается активизация сотрудничества с азиатскими странами и успешная работа Алюминиевой Ассоциации, что приводит к постепенной замене европейского рынка на российский и азиатский рынок сбыта.

В итоге можно отметить, что ПАО «Норникель» и ПАО «Русал» имеют гибкую производственную политику. Это позволяет им своевременно реагировать на геополитическую ситуацию в мире. Помимо этого их политика определяет тренды для менее масштабных компаний, что в целом имеет свою роль в экономике страны.
Более подробное изучение влияния внешних факторов на производственную политику имеет актуальный характер, так как от производства зависят все остальные аспекты деятельности компаний.

На следующих этапах планируется проведение углубленного исследования влияния производственных показателей на регионы базирования в целях повышения эффективности работы компаний и социально-экономического развития регионов базирования. Это служит перспективой для дальнейшего исследования взаимодействия государства и крупных корпораций.

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № FMGZ-2022–0012 «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды».

Список литературы

  1. Российская газета «В алюминиевой отрасли разработали стратегию для семи секторов промышленности». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/11/26/v-aliuminievoj-otrasli-razrabotali­strategiiu-dlia-semi-sektorov-promyshlennosti.html
  2. Зандер Е. В., Смирнова Т. А. Формирование сырьевой независимости алюминиевой промышленности России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 6. С. 2–8.
  3. Шабалина Л. В., Тимко М. В. К вопросу о развитии российского металлургического рынка // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2018. № 4. С. 213–220.
  4. Шпирук С. Е., Ходяков Е. А., Копыл В. Д., Торба В. Д. Современные тенденции и проблемы развития горно-металлургического комплекса // Modern Economy Success. 2020. № 4. С. 263–268. EDN WGBYBX.
  5. Ильин В. А., Печенская–Полищук М. А., Малышев М. К. Государство и крупные корпорации черной металлургии: тенденции и особенности 20–летнего взаимодействия. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2021. 186 с.
  6. Амеличева Д. В., Панфилова Е. С., Семенова Е. А. Эффективность деятельности компаний цветной металлургии Уральского региона и влияние на нее мер государственной поддержки // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор–2021): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 25 мая 2021 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2021. С. 104–109.
  7. 10 крупнейших компаний в цветной металлургии из рейтинга RAEX–600 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://RAEXrr.com/country/RAEX
    600/rating_of_largest_metallurgical_companies
  8. 10 крупнейших компаний в цветной металлургии из рейтинга RAEX–600 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://RAEXa.ru/rankingtable/topcompanies/2020/tab12
  9. Рейтинг 600 крупнейших компаний России. [Электронный ресурс]. URL: https://RAEXa.ru/ratings/expert400
  10. Официальный сайт ПАО «Норникель». [Электронный ресурс]. URL: https://www.nornickel.ru/
  11. Официальный сайт ПАО «Русал». [Электронный ресурс]. URL: https://rusal.ru/investors/kpi/
  12. Годовые отчеты ПАО «Норникель». [Электронный ресурс]. URL:
    https://www.nornickel.ru/investors/reports-and-results/annual-reports/
  13. Годовые отчеты ПАО «Русал». [Электронный ресурс]. URL: https://rusal.ru/investors/financial­stat/annual-reports/
  14. Страх остудил металлы. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/expert/2022/28/strakh­ostudil-metally/
  15. Алюминий из прошлого. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5424615

Статья поступила в редакцию 14.04.2023