Совершенствование региональной системы обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым

УДК 338.439.01

Publication Text (PDF)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Вершицкий А. В., Киселева А. А.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: vershitsky@gmail.com

В статье рассматривается общая характеристика продовольственной безопасности региона на примере Республики Крым. Проведен статистический анализ продовольственной самообеспеченности региона, выявлены основные проблемные аспекты в данной сфере. Предложен механизм совершенствования процесса обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, Республика Крым, региональная самообеспеченность, импортозамещение, продовольственное прогнозирование.

Введение

Обеспечение продовольственной безопасности является одной из ключевых задач государственной политики Российской Федерации, основные положения которой отражены в Доктрине продовольственной безопасности РФ [1]. В современных условиях влияния многочисленных геополитических, экономических и экологических факторов проблема обеспечения продовольственной независимости страны приобретает особую актуальность и ставит перед регионами Российской Федерации новые задачи в сфере развития аграрного сектора и производства продуктов питания.

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности на региональном уровне получили довольно широкое освещение, став предметом множества отечественных исследований. Научное сообщество изучает проблемные вопросы продовольственной безопасности регионов с позиции различных аспектов: от развития сельского хозяйства региона и внедрения мер государственного регулирования до адаптации производства в условиях изменения внешних факторов влияния. Так, следует отметить позицию Касымова Д. Х. [2], который, раскрывая роль законодательной базы при формировании национальной продовольственной безопасности государства, акцентирует внимание на необходимости формирования эффективной региональной политики, позволяющей объективно оценить уровень обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации в условиях глобализации. Схожего мнения придерживается Насада А. Ю., рассматривая в своем исследовании проблемные аспекты продовольственной безопасности регионов с позиции отсутствия комплексного законодательного регулирования данной сферы на региональном уровне [3].

Отдельные аспекты исследования уровней продовольственной безопасности, связанные с выявлением проблемных зон в региональной продовольственной политике, а также разработкой мер для их преодоления, стали предметом анализа в работе Артемовой Е. И., Плотниковой Е. В. и Оболенской М. Н. [4]. В свою очередь, Святохо Н. В. [5], исследуя проблемы и перспективы обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым, отмечает, что государственная политика в сфере продовольственной безопасности должна учитывать специфику и потребности конкретного региона с целью формирования действенной системы продовольственной безопасности, способной выполнять свои функции даже в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако несмотря на наличие множества публикаций по многим аспектам обеспечения продовольственной безопасности региона, в настоящее время в отечественной науке отсутствуют комплексные исследования. Республика Крым с её специфическими геополитическими, климатическими и экономическими условиями сталкивается с особыми вызовами в обеспечении продовольственной безопасности. Ввиду ограниченных ресурсов, зависимости от поставок продовольствия из других регионов России, влияния санкционных ограничений, обеспечение устойчивого внутреннего производства и продовольственного самообеспечения требует скоординированной работы всех уровней власти. Несмотря на серьезные проблемы, сельское хозяйство региона имеет значительный потенциал развития и при государственной поддержке может стать ведущим сектором экономики региона [5]. Становится очевидной необходимость разработки и реализации комплексного механизма обеспечения продовольственной безопасности Республики Крым с применением методов долгосрочного планирования, учитывающего как внешние, так и внутренние факторы влияния.

В данной связи целью статьи является разработка направлений совершенствования региональной системы обеспечения продовольственной безопасности посредством обоснования применения прогнозных методов в контексте самообеспеченности территории на основе динамического и структурного анализа статистических данных, в частности, Республики Крым.

Основной материал

В настоящее время вопросы продовольственной безопасности занимают центральное место в повестке дня многих субъектов Российской Федерации, включая Республику Крым. Обеспечение населения качественной и доступной продукцией, переход к импортозамещению, а также стимулирование внутреннего производства являются ключевыми факторами обеспечения стабильности и развития регионов страны.

Анализ ряда научных публикаций позволяет выделить три основных типа регионов в зависимости от уровня продовольственного обеспечения территории: аграрные регионы с благоприятными условиями для сельского хозяйства и преобладанием аграрного сектора; промышленно-аграрные регионы, где сбалансированы условия для сельского хозяйства и промышленности; промышленные регионы, неблагоприятные для развития сельского хозяйства, но с акцентом на промышленное развитие.

Республика Крым, являясь промышленно-аграрным регионом, характеризуется наличием как благоприятного климата и природных ландшафтов, обуславливающих выращивание разнообразных сельскохозяйственных культур и видов продукции, так и различных предприятий пищевой промышленности.

Продовольственная безопасность государства тесно связана с внутренним производством продуктов питания, поэтому экспорт и импорт продовольствия следует рассматривать в контексте неразрывной связи с региональным сельским хозяйством. Так, основная доля в составе экспорта Республики Крым приходится на продовольственные товары и сырье для их производства. По итогам 2023 г. доля государств–участников СНГ, стран Азии и Африки во внешней торговле Республики Крым по продукции АПК возросла на 15 % по сравнению с предыдущим годом и достигла более 80 %. Основными покупателями крымской продукции АПК с наибольшим удельным весом в 2023 году стала Беларусь, доля которой составляет 73 % экспортируемой продукции АПК. В меньших объемах продукция АПК экспортировалась в Абхазию, Армению, Киргизию, Турцию, Узбекистан [6]. Кроме того, по данным Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, в Республике Крым в 2023 г. сертифицировано к экспорту 1 134 тыс. тонн зерновых, в том числе пшеницы – 532 тыс. тонн [7]. Основными направлениями экспорта крымского зерна в 2023 году стали Турция (32 % экспорта), Ливия (16 %) и Израиль (15 %). В меньших объемах зерно экспортировались в Саудовскую Аравию, Сирию, Ливан, Алжир, Беларусь, Пакистан, Казахстан и Узбекистан.

Сфера продовольственной безопасности в современных условиях является ключевым аспектом обеспечения экономической стабильности и социального благополучия населения в регионе. В соответствии с положениями Доктрины [1], основополагающим индикатором оценки продовольственной безопасности является уровень самообеспеченности территории.

Вместе с тем, данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что уровень собственного производства основных социально-значимых групп продовольствия в Республике Крым за последние годы остается недостаточным для полноценного обеспечения потребностей населения региона. Несмотря на потенциал имеющихся ресурсов, сельское хозяйство и промышленное производство в Крыму сталкивается с рядом факторов, затрудняющих увеличение объемов внутреннего производства продовольствия. Подтверждением данных положений является динамика уровня самообеспеченности Республики Крым в сравнении с Краснодарским краем и Южным федеральным округом в целом (рисунок 1) [8].

Анализ самообеспеченности Республики Крым основными социально значимыми продуктами питания свидетельствует о том, что регион в полной мере способен удовлетворить внутренние потребности населения в большей части, но не во всех категориях продовольствия, что создает зависимость от ввоза товаров и увеличивает уязвимость региона перед внешними факторами. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Республики вырабатывают широкий ассортимент продовольственных товаров, за исключением продуктов молочных сгущенных, картофеля переработанного и консервированного, овощей и грибов замороженных, муки рисовой, гречневой, ячневой, сахара, крахмала, дрожжей, какао-порошка.

Рисунок 1. Динамика уровня самообеспеченности Республики Крым, Краснодарского края и Южного ФО основными продуктами питания в 2020–2022 гг., %.

Источник: составлено авторами на основе [6].

Вместе с тем, с начала 2024 года наблюдается снижение объемов производства свинины на 5,7 %, масла сливочного на 14,4 %, муки на 3,5 %, изделий колбасных на 9,7 %, круп на 5,5 % [6]. Исходя из этого, отсутствие или недостаточные объемы собственного производства некоторых видов продовольственных товаров требуют привлечения дополнительных ресурсов для удовлетворения потребностей населения региона.

Следует отметить, что Республика Крым имеет уникальные условия для развития сельского хозяйства и, как следствие, все условия для развития эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности. В отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности сосредоточена пятая часть всех промышленных предприятий республики, в которой занято 28,2 тыс. человек. Однако доля крымских товаропроизводителей составляет около 30 % от общего объема реализуемых товаров. [6].

Нехватка отдельных видов продукции и сезонное увеличение спроса компенсируется поставками из других субъектов Российской Федерации [9]. Основными категориями ввоза остаются социально значимые продукты питания, такие как мясо и рыба, молочная продукция и бакалея, сахар и соль, что усиливает зависимость региона от внешних поставок и создает риски продовольственной безопасности территории.

Так, импорт Республики Крым в основном представлен продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем [6]. Товарная структура основных продовольственных товаров в регионе характеризуется значительной частью ввоза продуктов питания из других регионов России, что создает дополнительные логистические затраты и увеличивает риски поставок продовольствия (рисунок 2).

Рисунок 2. Товарная структура ввоза основных продовольственных товаров в Республику Крым 2021–2023 гг.

Источник: составлено авторами на основе [10].

Динамика товарооборота основных продовольственных товаров в регионе свидетельствует о том, что доля ввоза продовольствия в Республику Крым ежегодно увеличивается, а в некоторых случаях значительно превышает вывоз, подтверждая тот факт, что собственного производства в регионе все еще недостаточно для полного самообеспечения.

Главной же задачей на региональном уровне остается обеспечение производства товарной продукции в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с потенциальными возможностями и потребностями внутреннего и внешнего рынка. В этой связи особое значение приобретает динамика товарных запасов организаций розничной торговли Республики Крым, представленная в таблице 1 [8].

Снижение количества товарных запасов в днях торговли в регионе, с одной стороны, характеризуется высоким уровнем потребления продовольствия в Республике Крым, с другой стороны, может свидетельствовать об отсутствии крупных логистических центров, которые обеспечивают эффективное распределение товаров и управление запасами продовольствия.

Таблица 1. Динамика товарных запасов в организациях розничной торговли Республики Крым 2020–2023 гг.

Товарные запасы

2020

2021

2022

2023

Млн. рублей в фактически действовавших ценах

17285,4

19969,5

21040,8

15780,9

Обеспеченность запасами в днях

торговли

56

49

43

32

Источник: [8]

Все вышеуказанные факторы в совокупности могут создать сложную ситуацию в сфере продовольственной безопасности Республики Крым, в связи с чем возникает необходимость внедрения комплексного механизма долгосрочного планирования и прогнозирования товарооборота для обеспечения потребностей региона. В данной связи согласимся с позицией Клименко А. И. [11], который в своем исследовании приходит к выводу о том, что отсутствие системы прогнозирования продовольственных запасов может привести к усилению продовольственных рисков.

Проводимая региональная антисанкционная политика предполагает, помимо всего прочего, проведение политики импортозамещения, направленной на поддержку отечественных производителей социально значимых товаров (в том числе продовольственных), реализуемой посредством множества механизмов государственной поддержки. Основополагающие шаги в данном направлении сделаны, и для того, чтобы скоординировать дальнейшие действия, необходимо применение механизмов прогнозирования продовольственных запасов, соответствующих современным вызовам.

Одним из инструментов прогнозирования продовольственных запасов регионов на основе динамического и структурного анализа статистических данных может стать разработка календаря потребления региона, который позволит четко определить долю самообеспеченности республики и объемы необходимого ввоза продовольственных товаров. Календарь потребления сможет учитывать сезонность производства и потребления продукции, объемы экспорта и импорта, а также демографические показатели Республики Крым.

В свою очередь, на базе разработки прогнозных балансов продовольственных ресурсов впоследствии можно провести оценку потребности в импорте, динамику уровня самообеспечения, определение фондов потребления и расчет среднедушевого уровня потребления основных продуктов питания [11].

Выводы

Общая характеристика сферы продовольственной безопасности Республики Крым подчеркивает важность комплексного подхода к развитию и совершенствованию продовольственной системы, направленного на обеспечение продовольственной независимости, доступности и качества продуктов питания для населения региона. Для этого необходимо стимулирование развития внутреннего производства, предоставление поддержки местным производителям сельскохозяйственной и пищевой продукции посредством субсидий, льгот налогообложения и других форм государственной поддержки. Кроме того, особое внимание должно быть сконцентрировано на укреплении прямых связей между регионами Российской Федерации для обеспечения поставок продуктов питания без посредников при минимизации логистических затрат. Строительство крупных оптово-логистических центров в данной связи будет способствовать эффективному хранению и распределению продовольственной продукции.

В свою очередь, внедрение прогнозных методов анализа показателей собственного производства и потребления Республики Крым может принести значительные положительные эффекты: во–первых, механизм прогнозирования позволит повысить уровень самообеспеченности региона основными социально значимыми продуктами питания, что укрепит продовольственную безопасность Республики в долгосрочной перспективе; во–вторых, календарь потребления позволит оптимизировать процессы межрегионального товарообмена, что позволит нивелировать внешние продовольственные риски. Наконец, данный инструмент создаст основу для более точного планирования продовольственных запасов и позволит разработать эффективные меры государственной поддержки агропромышленного сектора региона.

Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым остается основополагающим направлением социально-экономического развития региона, требующего комплексного подхода и принятия эффективных мер. Для успешной оптимизации региональной системы обеспечения продовольственной безопасности необходимо скоординированное действие всех заинтересованных сторон, включая правительственные и неправительственные организации, бизнес–сообщество и активное участие местного населения. Развитие внутреннего производства, укрепление логистической инфраструктуры и оптимизация системы поставок и распределения – ключевые факторы на пути к обеспечению устойчивого развития регионов Российской Федерации.

Список литературы

  1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96953/.
  2. Касымов Д. Х. Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности в РФ // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 374–376.
  3. Насада А. Ю. Правовые проблемы определения понятия продовольственной безопасности субъектов РФ и критериев ее достижения // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 232–241.
  4. Артемова Е. И., Плотникова Е. В., Оболенская М. Н. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности России её регионов // Вестник Академии знаний. 2020. № 3 (38). С. 44–49.
  5. Святохо Н. В. Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым: проблемы и перспективы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 4 (49). С. 193–204.
  6. Министерство сельского хозяйства Республики Крым: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://msh.rk.gov.ru/structure/c97e7a6a-a306-46af-9e25-3560d79d2588.
  7. Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки [Электронный ресурс]. URL: https://fczerna.ru/.
  8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204.
  9. Гутникова О. Н Крымский рынок мяса убойных животных и птицы: текущее состояние, прогноз развития // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 4. С. 41‒50.
  10. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57846.
  11. Клименко А. И., Усенко Л. Н., Холодова М. А. Прогнозирование продовольственной безопасности региона в контексте экономической доступности продуктов питания // Мелиорация и гидротехника. 2022. № 1. С. 264–283.

Статья поступила в редакцию 16.09.2024