Современные тенденции инновационного развития Российской Федерации

06.11.2024 | by Константин Гудилин |

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 1. С. 24‒38.

УДК 001.895

Publication Text (PDF)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Димитриев А. В., Илясова Ю. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: alex.dim.95@gmail.com

В статье рассматривается понятие «инновации» как экономического явления, приводится классификация инноваций, а также проводится оценка состояния инновационного развития России и, в частности, Республики Крым по основным показателям инновационного развития – уровень инновационного развития (по международной методологии), затраты на инновационную деятельность, а также общий объем и удельный вес инновационных товаров и услуг. Анализ инновационного развития России проводится как в региональном (на уровне федеральных округов), так и в отраслевом (по видам экономической деятельности) разрезе.

Ключевые слова: инновации, понятие «инноваций», показатели инновационной деятельности, объем инновационных товаров и услуг, удельный вес инновационных товаров и услуг.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последних десяти лет в стратегических государственных и региональных программах развития, а также в научном сообществе все большую популярность приобретают понятия «инновации» и «инновационное развитие».

Основной государственной программой в данной области стала принятая в 2011 году
«Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года», разработанная в рамках «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года». Актуальность инноваций в современной экономике определяется несколькими факторами. Во–первых, это необходимость модернизации производства, выхода на новые рынки, переход из категории «развивающихся» стран в «развитые». Во–вторых, инновационные отрасли экономики выступает источником потенциально более маржинального, т. е. прибыльного продукта, что приводит к росту инвестиционной привлекательности национальной экономики. В–третьих, особенно актуально для России в условиях конфронтации с западными странами,
введенными ими ограничениями на экспорт высокотехнологичных товаров в Россию, инновации выступают одним из ключевых факторов экономического суверенитета, стабильности и роста российской экономики.

Таким образом, конкурентоспособность национальной экономики во многом определяется уровнем ее «инновационности», который, в свою очередь, характеризуется рядом показателей инновационной деятельности предприятий на территории страны.

Целью данного исследования является анализ ключевых показателей и оценка инновационного развития российской экономики. Показатели инновационного развития включают в себя международные рейтинги и индексы (глобальный индекс инноваций), показатели, рассчитанные на основе международной утвержденной методологии (уровень инновационной активности согласно Руководству Осло), а также основные качественные и количественные показатели инновационной деятельности: затраты на инновации, объем и удельный вес инновационных продуктов. Источником статистических данных являются отчеты Федеральной службы государственной статистики.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Термин «инновация» (от лат. novation) означает какое-либо обновление. Приставка in (лат.) – действовать «в направлении». Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127–ФЗ (ред. от 07.10.2022 г.) определяет инновации как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [12].

В научный лексикон данный термин впервые ввел Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития». Ученый дал определение инновации как изменение (новые комбинации) производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом, с целью внедрения и использования новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форма организации производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форм организации производства (реорганизация с целью монополизации) [9].

Вместе с этим Шумпетер выделил пять видов изменений, которые можно характеризовать как «инновации»:

  1. Внедрение нового продукта или нового уровня качества продукта, ранее не известного потребителю;
  2. Внедрение новых методов производства, основывающихся на результатах научных открытий или новых способов коммерческого использования продукта или сырья;
  3. Открытие нового рынка;
  4. Открытие/овладение новым источником сырья;
  5. Реорганизация отрасли, в частности, создание монополий.

В научном сообществе выделяют две модели инновационного процесса – процесса преобразования научного знания в инновацию. Согласно первой модели, основанной на гипотезе «технологического толчка», основой инноваций выступают фундаментальные исследования, воплощающиеся в прикладных разработках. Соответственно, чем больше исследований, тем больше инноваций. Согласно второй модели, основанной на гипотезе «рыночного спроса», инновации возникают в ходе исследований рынка и обнаружения потребностей потенциальных потребителей. Таким образом, инновация возникает как ответ на рыночный спрос.

Продукт/услуга/процесс признаются инновационными, когда им присущи следующие свойства:

1. Научно-техническая новизна;

  1. Производственная применимость, т. е. воплощение научно-технической новизны в конечный продукт, который возможно воспроизвести;
  2. Коммерческая реализуемость, т. е. способность продукта удовлетворять потребности потребителей и приносить прибыль производителю [6].

По большому счету, перечисленные свойства инновационного продукта представляют собой последовательные этапы его реализации. Инновационный продукт, не приносящий прибыль или не удовлетворяющий потребности определенной группы потребителей, каким бы инновационным он ни был, не может существовать в современной рыночной экономике. Вместе с тем, инновация не может быть полезна, другими словами, существовать, пока не воплощена в конечном продукте.

Важно различать понятия «новация» и «инновация». Инновация отличается от новшества (новации) тем, что новый продукт выходит на рынок, принимается рынком и в дальнейшем будет иметь коммерческую ценность. Следовательно, инновация (нововведение) означает практическое применение данного новшества, которая должна приносить прибыль [10].

Существуют различные подходы к классификации инноваций. Наиболее фундаментальные подходы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация инноваций

Признак
классификации
Виды
1 По технологическим параметрам объектов инновационных изменений
  • продуктовые (получение принципиально новых товаров и услуг, использование новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих);
  • процессные (применение новых технологий, новых методов
    организации хозяйстве).
2 Пo научно-технической значимости
  • базисные (новые, революционные продукты/услуги/процессы,
    радикально изменяющие структуру потребления, создающие новые рынки и отрасли);
  • улучшающие (направлены на модификацию базисных инноваций);
  • псевдоинновации (незначительные изменения, направленные на частичное улучшение устаревших продуктов/услуг/процессов).
3 По месту инновации в системе
  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и
    использовании материалов, оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
4 По глубине производимых изменений
  • модифицирующие (ведут к незначительным улучшениям в областях конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла);
  • улучшающие (обеспечивают значительные преимущества и
    улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах);
  • радикальные (базируются на фундаментально новых технологиях и подходах, которые позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции, но новым способом, резко превосходящим старый);
  • интегрирующие (используют комбинацию первых трех классов инноваций).

Источник: составлено авторами по данным [2, 10]

Таким образом, понятие «инновация» можно кратко охарактеризовать как результат научной деятельности, воплощенный в ценный для общества продукт (материальный или не материальный).

Оценкой инновационного развития стран занимаются многочисленные международные организации и институты, а также внутренние статистические и аналитические службы. В данном исследовании анализ инновационного развития России проводится на основе данных международных институтов (Глобальный индекс инноваций), а также на основе внутренних статистических данных по основным показателям инновационного развития России, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (Росстат).

Глобальный индекс инноваций (Global Innovation Index) – международный индикатор инновационной активности в стране, с 2007 года ежегодно рассчитываемый Международной школой бизнеса INSEAD. Данный индекс рассчитывается на основании ряда показателей, включающих количественные показатели (официальная статистика, отчеты международных организаций), композитные показатели (индексы международных институтов и организаций), а также опросные данные. Все показатели разделены на «входящие» и «выходящие». К первой группе относят предпосылки и факторы инновационного развития, такие как образование, инфраструктура, бизнес–среда, развитие человеческого капитала и т. д. Ко второй группе относят результаты инновационной деятельности, отражающиеся в создании и распространении знаний, результаты творческой и креативной деятельности. Итоговое значение индекса инноваций представляет собой среднее значение показателей обеих групп – «входа» и «выхода» [7]. В таблице 2 отражена динамика положения России в Глобальном инновационном рейтинге в 2012–2022 гг.

Таблица 2 Положение России в глобальном рейтинге инноваций в 2012-2022 гг.

Наименование
рейтинга
Год
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Глобальный индексинноваций (Globalinnovation index) 51 62 49 48 43 45 46 46 47 45 47

Источник: составлено авторами на основании [3]

При расчете Глобального индекса инноваций Российская Федерация относится ко второй группе стран – с уровнем дохода (ВВП на душу населения) выше среднего. В своей группе в 2022 году Россия заняла 7–е место из 36, в то время как в общем рейтинге находится на 47–м месте, потеряв за год 2 позиции. В целом положение России в данном рейтинге за последние пять лет находится в «коридоре» 45–47 место. При этом стоит отметить, что с 2013 по 2016 гг. наблюдалась ежегодная положительная динамика, при которой Россия с 62–го места в рейтинге переместилась на 43–е.

Институт статистических исследований и экономики знаний при НИУ «ВШЭ», отдельно анализируя динамику показателей, участвующих в расчете Глобального индекса инноваций, отмечают положительную тенденцию показателей развития человеческого капитала и ресурсной базы науки (27–е место против 29–го в 2021 году), также значительно увеличились показатели развития внутреннего рынка (48–е место против 61–го) и развитие креативной деятельности (48–е место против 56–го). Однако отмечается и отрицательная динамика по показателям, отражающим институциональные условия (89–е место против 67–го), а также показателям масштабов и использования результатов научно-технической и инновационной деятельности [1].

На основании оценки динамики общего индекса инновационного развития и входящих в него показателей можно отметить наличие благоприятных условий для создания инноваций (внутренний рынок, креативность, человеческий капитал и наука), но при этом ухудшение условий для непосредственного внедрения инноваций. Снижение показателей развития институциональной среды как условий для внедрения инноваций – серьезный индикатор наличия проблем в данной области, поскольку само понятие «инноваций» предполагает производственную применимость и коммерческую реализуемость – то есть инновация должна быть отражена в конечном продукте, удовлетворяющем потребности той или иной группы потребителей и приносящем прибыль производителю.

Кроме международных рейтингов анализ и оценка инновационной активности в России проводится и по количественным показателем. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) выделяет основные показатели инновационной деятельности, куда входят уровень инновационной активности организаций, затраты на инновационную деятельность, а также объем и удельный вес инновационных товаров и услуг. Рассмотрим динамику основных показателей инновационной активности в России в 2012–2021 гг.

Согласно данным таблицы 3, уровень инновационной активности организаций в России в 2021 году составил 11,9 %, что является одним из наиболее высоких значений за последние 10 лет. Однако, при анализе инновационной активности организацией в динамике видно, что в 2017 году произошел значительный рост данного показателя с 8,4 % до 14,6 %, что, вероятнее всего, связано с изменением методики его расчета. До 2016 года уровень инновационной активности организаций имел отрицательную динамику. Та же тенденция продолжилась и в 2017–2019 гг. Однако последние 2 года отмечаются ростом данного показателя.

Ежегодный рост отмечается по показателям затрат организаций на инновационную деятельность и общего объема реализованных инновационных товаров и услуг. В 2021 году затраты на инновационную деятельность составили 2,4 трлн рублей, в то время как в 2016 году сумма затрат составила 1,3 трлн рублей, а в 2012 – 0,9 трлн рублей. Одновременно с этим в 2021-м году объем инновационных товаров и услуг составил 6 трлн рублей, что на более чем на 10 % превышает показатели предыдущего года и вдвое выше уровня 2012 г.