Современные факторы и тенденции развития международного туризма

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 1. С. 13‒23.

УДК 339.5

Publication Text (PDF)

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Воронина Т. В., Савенкова И. В., Хедер З.

Южный федеральный университет, Ростов–на–Дону, Российская Федерация E-mail: t.v.voronina@mail.ru

Международный туризм вносит значительный вклад в развитие мировой экономики, международной торговли, реализацию ЦУР ООН, создавая 10,34 % мирового валового продукта, 7 % совокупного объема экспорта товаров и услуг, 28 % международной торговли услугами, генерируя занятость и доход 330 млн человек. Въездной туризм поддерживает экономический рост национальных экономик и их регионов, наиболее зависимых от притока туристов. Цель данного исследования заключается в выявлении факторов, определяющих состояние и тенденции развития международного туризма в постпандемический период, от которых зависит динамика глобальной экономики, ее способность к восстановлению и росту. На основе корреляционно-регрессионного анализа обосновано наличие тесной, а также прямой связи между поступлениями от международного туризма и размером МВП. Прогнозные расчеты показали, что восстановление объемов поступлений от международного туризма после пандемии коронавируса можно ожидать не ранее 2023–2025 гг. В качестве ключевых факторов, определяющих развитие международного туризма в настоящее время, обоснованы медицинский, технологический (цифровизация) и геополитический. Выявлены тенденции международного туризма в постпандемический период, а именно: быстрое восстановление показателей в регионах Ближнего Востока и Европе. Европа лидирует в восстановлении международного туризма, достигнув 81 % от уровня, существовавшего до пандемии. Ближний Восток, Северная и Южная Америка достигли 77 %, 63 %, 66 % от уровней 2019 года, соответственно; Азиатско-Тихоокеанский регион демонстрирует показатели на 83 % ниже уровня 2019 года.

Ключевые слова: международный туризм, индустрия туризма, мировая экономика, международная торговля услугами, мировой валовой продукт, пандемия коронавируса, цифровизация.

ВВЕДЕНИЕ

Международный туризм является важным сектором мировой экономики, который вносит значительный вклад не только в ее развитие, но и в экономику отдельных стран и регионов. Международный туризм развивался высокими темпами до пандемии COVЮ–19. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2019 году экспортные доходы от туризма составили 1,7 трлн долларов США, что эквивалентно

28 % международной торговли услугами и 7 % от общего объема экспорта товаров и
услуг в мире. Совокупный вклад туризма в мировой валовой продукт (МВП) в 2019 году достиг 10,34 % и обеспечил рабочими местами 333 млн работников [1].
Международный туризм чрезвычайно чувствителен к различным изменениям, происходящим на национальном, региональном, глобальном уровнях.

Цель исследования заключается в выявлении факторов, определяющих состояние и тенденции развития международного туризма в постпандемический период, которые в свою очередь будут влиять на динамику глобальной экономики и ее способность к восстановлению и росту.

Исследование базируется на таких общенаучных методах, как анализ и синтез, обобщение, экономико-математический, сравнительный, динамический методы исследования, корреляционно-регрессионный анализ и метод прогнозирования. В данном исследовании авторы разделяют позицию Статистической комиссии ООН и трактуют международный туризм как деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями. С точки зрения теории международной торговли, международный туризм рассматривается как форма международной торговли услугами – «потребление за рубежом» (Consumption Abroad) согласно критериям ВТО (ГАТС). С позиций отраслевого подхода международный туризм/индустрия туризма представляет комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы, которые предоставляют туристические услуги и производят товары туристического спроса. Логическая структура статьи предполагает в первой части обзор научной литературы и мнений зарубежных исследователей о состоянии и направлениях развития международного туризма, вторая часть включает интерпретацию результатов анализа статистических данных, собранных авторами, на основе которых обосновываются современные тенденции развития международного туризма. Источником исходных данных для исследования послужили статистические базы ЮНКТАД и Всемирного банка за период 2000–2021 гг.

Обзор научной литературы за последние 5 лет свидетельствует о наличии большого количества публикаций, посвященных международному туризму. Одни авторы концентрируют внимание на пандемии как главном факторе, определяющем развитие туризма. В связи с чем, проводят параллели с известными миру эпидемиями, например, гриппа или вирусом Эбола [2], другие выделяют воздействие современной пандемии коронавируса [3] на сокращение международных путешествий, загруженность отелей, падение доходов участников рынка [4]. Развитие международного туризма рассматривается во взаимосвязи с трендами развития мировой экономики и задачами, определяемыми целями устойчивого развития ООН до 2030 года (ЦУР), результаты которых должны отразиться на росте благосостояния, экологической устойчивости стран [5]. При этом туризм рассматривается одновременно как условие достижения экономического роста и как объект трансформации. Международный туризм имеет прямое отношение как минимум к 5 из 17 универсальных целей устойчивого развития ООН: цель 3 – хорошее здоровье и благополучие; цель 8 – достойный труд и экономический рост; цель 12 – ответственное потребление и производство; цель 14 и 15 сохранение морских экосистем и экосистем суши. Исследователи отмечают роль международного туризма в обеспечении экономического роста, роста благосостояния, достижении стандартов «зеленой экономики» [6; 7]. При этом обосновывается, что туризм оказывает положительное влияние на экономический рост как для развитых, так и для развивающихся экономик. Однако влияние туризма на сокращение выбросов CO2 снижается гораздо быстрее в развитых странах, чем в развивающихся [8]. Также в научных публикациях уделяется внимание направлениям трансформации международного туризма и сопряженных с ним отраслей, к которым относят: 1) переориентацию туризма под воздействием пандемии корнавируса на страны с более либеральным режимом в отношении санитарных требований [9]; 2) активное использование цифровых технологий для предоставления туристических услуг и анализа туристических потоков с помощью Big Data [10;11]; 3) изменения маркетинга и практики управления отелями с учетом требований экологической ответственности [12].

В научных публикациях акцентируется внимание на факторах повышения устойчивости индустрии туризма: 1) поддержка государства для преодоления последствий пандемии; 2) применение технологических инноваций; 3) ответственное потребление ресурсов. В качестве тенденций развития международного туризма в научных публикациях выделяют: 1) снижение всех показателей туризма в результате пандемии; 2) рост культурного туризма, на который приходится более 39 % туристических прибытий в мире. С культурными аспектами туризма связаны и его новые направления – гастрономический, экотуризм/сельский туризм. При этом сельский туризм признается ключевым инструментом развития сельских районов и сокращения масштабов нищеты в развивающихся странах, поэтому выступает одним из способов достижению ЦУР ООН (цель 8 – достойный труд и экономический рост) для данной группы стран. Таким образом, анализ научных публикаций свидетельствует об их большом количестве и неоднородности содержания. Однако они слабо затрагивают постпандемийный период, современное состояние, факторы и тенденции развития международного туризма.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Международный туризм способствует развитию национальной и глобальной экономики. Доходы от туризма увеличивают национальный валовой продукт и мировой валовой продукт (МВП), мировой экспорт и национальный экспорт, и, таким образом, стимулируют экономический рост и благосостояние населения. При этом въездной туризм представляет альтернативную форму импорта капитала, которая потенциально может поддерживать экономический рост национальных экономик и их регионов, наиболее зависимых от притока туристов. Сопоставляя темпы роста МВП и темпы роста поступлений от международного туризма за период 2000– 2019 гг., можно заметить их синхронное изменение. Так, наибольшее увеличение как в темпах роста МВП, так и в показателе, характеризующем объем поступлений от международного туризма, наблюдалось соответственно в 2003 году: 112,21 % и 208,46 %; в 2004 году: 112,9 и 118,78 %; в 2007 году: 112,76 % и 115,8 %; в 2011 году: 111,22 % и 112,13 % (рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение темпов роста мирового валового продукта (МВП) и темпов роста поступлений от международного туризма за период 2000–2019 гг., %

Источник: рассчитано по данным ЮНКТАД

Так, наибольшее увеличение как в темпах роста МВП, так и в показателе, характеризующем объем поступлений от международного туризма, наблюдалось соответственно в 2003 году: 112,21 % и 208,46 %; в 2004 году: 112,9 и 118,78 %; в 2007 году: 112,76 % и 115,8 %; в 2011 году: 111,22 % и 112,13 %. В остальных годах положительный темп роста варьируется в пределах от 101,58 % (МВП в 2019 %) до 101,61 % (поступления от международного туризма в 2016 году). Снижение темпов роста отмечено в 2001, 2009 и в 2015 годах, то есть в периоды нестабильного развития мировой экономики, обусловленные внешними шоками (кризис и длительная рецессия мировой экономики, осложнение геополитической ситуации, пандемия) и их последствиями (высокая инфляция, волатильность валютных курсов, изменение мировых цен на энергоносители, удорожание расходов на транспорт и проживание, политическая нестабильность). Это свидетельствует о сильной зависимости доходов туристической индустрии от внешних факторов.

Если выходить за рамки периода нашего аналитического исследования на рисунке 1, то необходимо отметить, что 2020 год – год пандемии COVЮ–19 – оказал колоссальное влияние на международный туризм. Так, если в 2018 и 2019 годах доля туризма в МВП составляла 10,4 % и 10,3 % соответственно, то в 2020 и 2021 годах она снизилась до 5,3 % и 6,1 % соответственно вместе с падением МВП. Число рабочих мест в индустрии туризма также имело тенденцию к снижению в постковидный период: в 2018–2019 гг. их количество составляло 319 и 333 млн единиц, а в 2020–2021 гг. – уже 271 и 289 млн единиц.

Для мировой индустрии туризма, как и для любой другой отрасли мировой экономики, 2020 год явился критическим. Однако уже в 2021 году можно отметить тенденцию к ее оздоровлению. Например, в 2019 году по сравнению с предыдущим годом темп роста поступлений от международного туризма составил 103,5 %, в 2020 году как следствие пандемии отмечено снижение на 50,4 %, а в 2021 году – снова рост на 21,7 %.

В контексте данного исследования при помощи корреляционно-регрессионного анализа на основе данных за 2000–2019 гг. была определена мера зависимости объема МВП от размера поступлений от международного туризма. Коэффициент корреляции равен 0,984, что свидетельствует о тесной взаимосвязи результативного и факторного признака. Графически корреляционная зависимость представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Корреляционная зависимость между размером поступлений от международного туризма и размером МВП

Построенное уравнение парной линейной регрессии имеет вид: у= 13383,6+4,2х. О качестве построенной модели свидетельствует результат расчета ошибки аппроксимации, равный 4,51 %, а о его статистической значимости – соотношение Е– критерия Фишера фактического значения с табличным при 5 % уровне значимости (606,9 › 4,41) и сравнение полученных значений г – статистики для параметров уравнения регрессии и коэффициента корреляции с табличным (гaо =5,66›2,101; ta1=24.63›2,101; tr=24,55›2,101). Данные корреляционно-регрессионного анализа позволили произвести расчет среднего коэффициента эластичности, который показал, что, учитывая тесноту взаимосвязи между показателями, с увеличением размеров поступлений от международного туризма на 1 %, размер МВП в среднем возрастает на 22 %, захватывая сопутствующие туризму отрасли.

Построение прогноза поступлений от международного туризма позволяет отметить рост данного показателя в перспективе, что повлечет за собой, как следствие, и рост объема мирового валового продукта. Прогнозные расчеты показали, что объемы поступлений от международного туризма в 2023 году ожидаются в размере 20802,05 млрд долл. США, в 2024 г. – 21808,94 млрд долл. США, в 2025 г. – 23170,94 млрд долл. США, то есть на 11,6 %, 17,06 % и 24,4 % соответственно больше, чем в 2019 году (рисунок 3).

Рисунок 3. Прогноз поступлений от международного туризма на 2023–2025 гг., млрд долл. США

Отметим, что наши выводы относительно временного периода по восстановлению показателей международного туризма до уровня 2019 года совпадает с мнением большинства экспертов UNWTO, которые связывают восстановление показателей развития международного туризма к 2023 году и позже [1]. Учитывая геоэкономическую и геополитическую нестабильность в мире наряду с точечным прогнозом, определим вилку возможных значений прогнозируемого показателя. Полученный прогноз интервальных оценок 2023–2025 гг. показал, что (рис. 3) даже нижние границы прогнозного интервала больше значения 2019 года.

Рассматривая динамику объемов поступлений от международного туризма и ее взаимосвязь с показателями роста мирового валового продукта, нельзя не отметить значительный вклад международного туризма в общий объем мирового экспорта (более 7 %). На рисунке 4 представлены данные, характеризующие размеры долей поступлений от международного туризма в общем объеме мирового экспорта за период 1995–2019 гг., согласно которым значение анализируемого показателя имеет тенденцию снижения с 8,52 % в 1995 году до 5,70 % в 2006 году, а затем роста с 5,75 % в 2012 году до 7,37 % в 2019 году. При этом отметим, что мировой экспорт товаров и услуг на протяжении этого же периода времени имел устойчивую положительную динамику развития, так же как и объемы мирового экспорта услуг, темпы прироста которых варьировали в пределах от +19,67 % в 2007 году до 1,59 % в 2016 году. Уменьшение объемов экспорта услуг в мире наблюдалось только в 2001 и 2015 годах: –10,31 % и –4,52 % соответственно.

Рисунок 4. Доля поступлений от международного туризма в общем объеме мирового экспорта за период 1995–2019 гг., %

Источник: рассчитано по данным ЮНКТАД

Анализируя международный туризм в региональном разрезе, следует отметить, что стабильный рост туристических потоков имеют страны Ближнего Востока (рисунки 5 и 6) как по показателям экспорта, так и импорта.

Рисунок 5. Доля регионов мира в мировом экспорте туристических услуг, % Источник: данные ЮНКТАД

В мировом экспорте путешествий доля Ближневосточного региона возросла за 2005–2021 годы с 5,97 % до 11,2 % в 2021 году, а в импорте с 5,17 % до 9,3 %.

Особенно, рост отмечался в период пандемии и постковидный период – в 2020 и 2021 годах. Напротив, доля азиатского региона стабильно увеличилась с 2005 по 2019 годы

В мировом экспорте туристических услуг с 22,54 % до 31,8 %, а в мировом импорте с 26,1 % до 42,63 %. Однако в 2020 и 2021 годах наблюдалось значительное уменьшение удельного веса региона в мировом экспорте и импорте туристических услуг – до 24,53 % и 40,3 %, соответственно.

Обратная тенденция наблюдается в европейском направлении с показателями экспорта и импорта туристических услуг. Так, если доля европейского региона в мировом экспорте в 2005 году составляла 47,6 %, то в 2019 году – уже 35,69 %. В последующие годы прослеживается рост туристского экспорта, но он не достиг уровня 2005 года. Аналогичная ситуация наблюдается и по европейскому импорту туристических услуг. Доля стран Африки и Южной Америки в мировом импорте и экспорте туристских услуг в период 2005–2021 гг. характеризовалась небольшими значениями и незначительными изменениями (рисунок 5 и 6).

Североамериканский регион в экспорте и импорте туристических услуг демонстрирует нестабильный характер, и его значения на протяжении всего анализируемого периода колеблются в пределах от 13,57 % (в 2021 г.) до 17,7 % (в 2015 г.) и от 8,33 % (в 2020 г.) до 14,25 % (в 2006 г.), соответственно.

Рисунок 6. Доля регионов в мировом импорте туристических услуг, % Источник: данные ЮНКТАД

Число международных прибытий на Ближний Восток увеличилось более чем в 3 раза (+225 %) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, достигнув 77 % от уровня 2019 года. Африка (+166 %), Северная и Южная Америка (+106 %) достигли 63 % и 66 % от уровней 2019 года соответственно. За первые девять месяцев 2022 года число прибытий в Азиатско-Тихоокеанский регион (+230 %) увеличилось более чем в три раза к 2021 году, хотя и осталось на 83 % ниже уровня 2019 года.

Все вышеотмеченное свидетельствует о том, что основными современными факторами развития международного туризма выступает медицинский, геополитический, технологический факторы. Именно отмена или послабление ковидных ограничений способствовали росту международного туризма в Европе и на Ближнем Востоке. И наоборот, периодические вспышки модификаций ковида и длительное закрытие ряда туристических направлений обусловили слабое восстановление туристических потоков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Другим фактором развития международного туризма, активно проявившем себя еще до пандемии, является технологический фактор. Индустрия туризма одна из первых среди отраслей мировой экономики начала применять цифровые технологии. Первоначально эти новации были связаны с онлайн–бронированием авиабилетов и отелей. Кризис COVID–19 дополнительно усилил цифровую трансформацию, потребовав разработку технологий, обеспечивающих бесконтактное взаимодействие участников туристической индустрии на всех этапах путешествия. В этой связи тенденция цифровизации международного туризма означает не только перевод информации в цифровой формат, но и применение искусственного интеллекта, технологии Big Data, диджитал–обслуживания, кардинально меняющие коммуникации между субъектами туристической индустрии, организацию бизнес– процессов, управление услугами в целях повышения их эффективности. О результатах успешного применения цифровых технологий в международном туризме свидетельствуют рост объемов глобального рынка онлайн–путешествий. Если в 2020 году его объем оценивался в 396 млрд долл., то в 2021 году уже 433 млрд долл., а по прогнозам к 2026 году составит примерно 691 млрд долларов. Другим индикатором эффективности внедренных цифровых технологий выступает соотношение долей онлайн и офлайн продаж туристических услуг в мире. В 2021 году 66 % глобальных продаж в сфере туризма и путешествий были осуществлены онлайн, 34 % приходилось на продажи офлайн. По оценкам Statista Mobility Market Outlook, к 2026 году доля онлайн–продаж будет устойчиво увеличиваться до 74 % [1;13]. Основная цель применения цифровых технологий в туризме заключается в том, чтобы сделать путешествие не только качественным, но дешевым и, следовательно, доступным для большинства путешественников, особенно, с ограниченными возможностями, которых в мире насчитывается около 1 млрд человек. Новые направления цифровой трансформация международного туризма позволяют фирмам и организациям, связанным с индустрией туризма, стать более конкурентоспособными и получать значительную прибыль за счет расширения аудитории путешественников. Сами туристы однозначно выигрывают от цифровизации отрасли, так как цифровые технологии позволяют составлять тур с учетом их собственных интересов, потребностей и финансовых возможностей. Таким образом, цифровые технологии не только вносят вклад в показатели развития международного туризма, но обеспечивают реализацию целей устойчивого развития ООН.

Следующим, ключевым фактором, оказывающим влияние на тенденции развития международного туризма, выступает геополитический. Запреты на полеты российских авиакомпаний, изменение авиалогистики, ограничение действия шенгенских виз, закрытие ряда европейских направлений для российских туристов, способствовали переориентации россиян на страны Ближнего Востока, в первую очередь, ОАЭ (где превышение допандемийного уровня составило +3 %) и Турцию (по методологии UNWTO, Турция относится к Европейскому региону). Отчасти этим объясняется быстрое восстановление показателей международного туризма в 2021 и 2022 годах в Ближневосточном и Европейском регионах, что было обосновано выше.

ВЫВОДЫ

Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Международный туризм вносит значительный вклад в развитие мировой экономики, международной торговли, реализацию ЦУР ООН, создавая 10,34 % мирового валового продукта, 7 % совокупного объема экспорта товаров и услуг, 28 % международной торговли услугами, генерируя занятость и доход для более чем 330 млн человек (2019 г.). Значительный вклад туризма в развитие показателей мировой экономики подтверждает и синхронное изменение темпов роста мирового валового продукта и поступления доходов от международного туризма в 2000–2019 годах.
    Снижение темпов роста обоих показателей наблюдалось в периоды нестабильного развития мировой экономики, обусловленные внешними шоками (кризис и длительная рецессия мировой экономики, осложнение геополитической ситуации, пандемия) и их последствиями (высокая инфляция, волатильность валютных курсов, изменение мировых цен на нефть, удорожание транспорта и проживания, политическая нестабильность).
    Результаты корреляционно-регрессионного анализа подтверждают тесную связь между темпами роста мирового валового продукта и доходами от международного туризма, что свидетельствует о том, что международный туризм является одним из факторов восстановления мирового экономического роста и глобального экспорта.
  2. Пандемия COVID–19 негативно повлияла на индустрию туризма в мире: доля туризма в мировом ВВП сократилась с 10,3 % в 2019 г. до 6,1 % в 2021 г.; снизилось число рабочих мест с 333 млн ед. в 2019 г. до 271 млн ед. в 2020 г.
  3. Прогнозные расчеты авторов показали, что восстановление международного туризма можно ожидать в период не ранее 2023–2025 гг.
  4. В период 2005–2019 гг. (до пандемии) наблюдались следующие тенденции в географической структуре международного туризма: стабильный рост долей регионов Ближнего Востока и Азии как в мировом экспорте, так и импорте путешествий; устойчивая тенденция к сокращению доли Европы в мировом экспорте и импорте путешествий; нестабильный характер доли Северной Америки в мировом экспорте и импорте путешествий; небольшие значения и незначительные изменения долей Африканского и Южной Американского регионов.
  5. К ключевым факторам, определяющим развитие международного туризма, в настоящее время относятся: медицинский, технологический и геополитический.
  6. Тенденциями развития международного туризма в постпандемический период являются: быстрое восстановление показателей международного туризма в регионах Ближнего Востока и Европе. Европа лидирует в восстановлении международного туризма, достигнув 81 % от уровня, существовавшего до пандемии. Ближний Восток, Северная и Южная Америка достигли 77 %, 63 %, 66 % от уровней 2019 года, соответственно; Азиатско-Тихоокеанского регион демонстрирует показатели на 83 % ниже уровня 2019 года.

Список литературы

  1. World Tourism Organization (2021), International Tourism Highlights, 2020 Edition, UNWTO, Madrid, DOI: https://doi.org/10.18111/9789284422456
  2. Novelli M., Gussing Burgess L., Jones A., Ritchie B.W. No Ebola…still doomed – The Ebola-induced tourism crisis. Annals of Tourism Research. 2018. № 70. Р. 76–87.
  3. Gursoy D., Chi C.G. Effects of COVID–19 pandemic on hospitality industry: review of the current situations and a research agenda. Journal of Hospitality Marketing and Management. 2020.Vol. 29, Issue 5. P. 527–529.
  4. Zenker S., Kock F. The coronavirus pandemic – A critical discussion of a tourism research agenda.Tourism Management. 2020. 81. Р. 104–164.
  5. Hall C.M. Constructing sustainable tourism development: The 2030 agenda and the managerial ecology of sustainable tourism. Journal of Sustainable Tourism. 2019. Vol. 27 (7). Р. 1044–1060.
  6. Pham N.T., Tučková Z., Chiappetta Jabbour C.J. Greening the hospitality industry: How do green human resource management practices influence organizational citizenship behavior in hotels? A mixed-methods study. Tourism Management. 2019. 72. Р. 386–399.
  7. Comerio N., Strozzi F. Tourism and its economic impact: A literature review using bibliometric tools. Tourism Economics. 2019. Vol. 25. Issue 1, P. 109–131.
  8. Paramati S.R., Alam M.S., Chen C.-F. The Effects of Tourism on Economic Growth and CO2 Emissions: A Comparison between Developed and Developing Economies. Journal of Travel Research. 2017. Vol. 56 (6). Р. 712–724.
  9. Hall C.M., Scott D., Gössling S. Pandemics, transformations and tourism: be careful what you wish for. Tourism Geographies. 2020. Vol. 22 (3). Р. 577–598.
  10. Li J., Xu L. Tang L. Wang S. Li, L. Big data in tourism research: A literature review. Tourism Management. 2018. Vol. 68. Р. 301–323.
  11. Макринова Е. И., Сотник А. П. Хайдаров И. С. Модели и технологии развития туризма в мейнстриме цифровой экономики // Фундаментальные исследования. 2020. № 3. С. 72–77.
  12. Jiang Y., Wen J. Effects of COVID–19 on hotel marketing and management: a perspective article. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2020. Vol.32 (8). Р. 2563–2573.
  13. Amadeus Hospitality Group. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.amadeus-hospitality.com/

Статья поступила в редакцию 14.04.2023