Современные факторы и тенденции развития международного туризма

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 1. С. 13‒23.

УДК 339.5

Publication Text (PDF)

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Воронина Т. В., Савенкова И. В., Хедер З.

Южный федеральный университет, Ростов–на–Дону, Российская Федерация E-mail: t.v.voronina@mail.ru

Международный туризм вносит значительный вклад в развитие мировой экономики, международной торговли, реализацию ЦУР ООН, создавая 10,34 % мирового валового продукта, 7 % совокупного объема экспорта товаров и услуг, 28 % международной торговли услугами, генерируя занятость и доход 330 млн человек. Въездной туризм поддерживает экономический рост национальных экономик и их регионов, наиболее зависимых от притока туристов. Цель данного исследования заключается в выявлении факторов, определяющих состояние и тенденции развития международного туризма в постпандемический период, от которых зависит динамика глобальной экономики, ее способность к восстановлению и росту. На основе корреляционно-регрессионного анализа обосновано наличие тесной, а также прямой связи между поступлениями от международного туризма и размером МВП. Прогнозные расчеты показали, что восстановление объемов поступлений от международного туризма после пандемии коронавируса можно ожидать не ранее 2023–2025 гг. В качестве ключевых факторов, определяющих развитие международного туризма в настоящее время, обоснованы медицинский, технологический (цифровизация) и геополитический. Выявлены тенденции международного туризма в постпандемический период, а именно: быстрое восстановление показателей в регионах Ближнего Востока и Европе. Европа лидирует в восстановлении международного туризма, достигнув 81 % от уровня, существовавшего до пандемии. Ближний Восток, Северная и Южная Америка достигли 77 %, 63 %, 66 % от уровней 2019 года, соответственно; Азиатско-Тихоокеанский регион демонстрирует показатели на 83 % ниже уровня 2019 года.

Ключевые слова: международный туризм, индустрия туризма, мировая экономика, международная торговля услугами, мировой валовой продукт, пандемия коронавируса, цифровизация.

ВВЕДЕНИЕ

Международный туризм является важным сектором мировой экономики, который вносит значительный вклад не только в ее развитие, но и в экономику отдельных стран и регионов. Международный туризм развивался высокими темпами до пандемии COVЮ–19. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2019 году экспортные доходы от туризма составили 1,7 трлн долларов США, что эквивалентно

28 % международной торговли услугами и 7 % от общего объема экспорта товаров и
услуг в мире. Совокупный вклад туризма в мировой валовой продукт (МВП) в 2019 году достиг 10,34 % и обеспечил рабочими местами 333 млн работников [1].
Международный туризм чрезвычайно чувствителен к различным изменениям, происходящим на национальном, региональном, глобальном уровнях.

Цель исследования заключается в выявлении факторов, определяющих состояние и тенденции развития международного туризма в постпандемический период, которые в свою очередь будут влиять на динамику глобальной экономики и ее способность к восстановлению и росту.

Исследование базируется на таких общенаучных методах, как анализ и синтез, обобщение, экономико-математический, сравнительный, динамический методы исследования, корреляционно-регрессионный анализ и метод прогнозирования. В данном исследовании авторы разделяют позицию Статистической комиссии ООН и трактуют международный туризм как деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями. С точки зрения теории международной торговли, международный туризм рассматривается как форма международной торговли услугами – «потребление за рубежом» (Consumption Abroad) согласно критериям ВТО (ГАТС). С позиций отраслевого подхода международный туризм/индустрия туризма представляет комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы, которые предоставляют туристические услуги и производят товары туристического спроса. Логическая структура статьи предполагает в первой части обзор научной литературы и мнений зарубежных исследователей о состоянии и направлениях развития международного туризма, вторая часть включает интерпретацию результатов анализа статистических данных, собранных авторами, на основе которых обосновываются современные тенденции развития международного туризма. Источником исходных данных для исследования послужили статистические базы ЮНКТАД и Всемирного банка за период 2000–2021 гг.

Обзор научной литературы за последние 5 лет свидетельствует о наличии большого количества публикаций, посвященных международному туризму. Одни авторы концентрируют внимание на пандемии как главном факторе, определяющем развитие туризма. В связи с чем, проводят параллели с известными миру эпидемиями, например, гриппа или вирусом Эбола [2], другие выделяют воздействие современной пандемии коронавируса [3] на сокращение международных путешествий, загруженность отелей, падение доходов участников рынка [4]. Развитие международного туризма рассматривается во взаимосвязи с трендами развития мировой экономики и задачами, определяемыми целями устойчивого развития ООН до 2030 года (ЦУР), результаты которых должны отразиться на росте благосостояния, экологической устойчивости стран [5]. При этом туризм рассматривается одновременно как условие достижения экономического роста и как объект трансформации. Международный туризм имеет прямое отношение как минимум к 5 из 17 универсальных целей устойчивого развития ООН: цель 3 – хорошее здоровье и благополучие; цель 8 – достойный труд и экономический рост; цель 12 – ответственное потребление и производство; цель 14 и 15 сохранение морских экосистем и экосистем суши. Исследователи отмечают роль международного туризма в обеспечении экономического роста, роста благосостояния, достижении стандартов «зеленой экономики» [6; 7]. При этом обосновывается, что туризм оказывает положительное влияние на экономический рост как для развитых, так и для развивающихся экономик. Однако влияние туризма на сокращение выбросов CO2 снижается гораздо быстрее в развитых странах, чем в развивающихся [8]. Также в научных публикациях уделяется внимание направлениям трансформации международного туризма и сопряженных с ним отраслей, к которым относят: 1) переориентацию туризма под воздействием пандемии корнавируса на страны с более либеральным режимом в отношении санитарных требований [9]; 2) активное использование цифровых технологий для предоставления туристических услуг и анализа туристических потоков с помощью Big Data [10;11]; 3) изменения маркетинга и практики управления отелями с учетом требований экологической ответственности [12].

В научных публикациях акцентируется внимание на факторах повышения устойчивости индустрии туризма: 1) поддержка государства для преодоления последствий пандемии; 2) применение технологических инноваций; 3) ответственное потребление ресурсов. В качестве тенденций развития международного туризма в научных публикациях выделяют: 1) снижение всех показателей туризма в результате пандемии; 2) рост культурного туризма, на который приходится более 39 % туристических прибытий в мире. С культурными аспектами туризма связаны и его новые направления – гастрономический, экотуризм/сельский туризм. При этом сельский туризм признается ключевым инструментом развития сельских районов и сокращения масштабов нищеты в развивающихся странах, поэтому выступает одним из способов достижению ЦУР ООН (цель 8 – достойный труд и экономический рост) для данной группы стран. Таким образом, анализ научных публикаций свидетельствует об их большом количестве и неоднородности содержания. Однако они слабо затрагивают постпандемийный период, современное состояние, факторы и тенденции развития международного туризма.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Международный туризм способствует развитию национальной и глобальной экономики. Доходы от туризма увеличивают национальный валовой продукт и мировой валовой продукт (МВП), мировой экспорт и национальный экспорт, и, таким образом, стимулируют экономический рост и благосостояние населения. При этом въездной туризм представляет альтернативную форму импорта капитала, которая потенциально может поддерживать экономический рост национальных экономик и их регионов, наиболее зависимых от притока туристов. Сопоставляя темпы роста МВП и темпы роста поступлений от международного туризма за период 2000– 2019 гг., можно заметить их синхронное изменение. Так, наибольшее увеличение как в темпах роста МВП, так и в показателе, характеризующем объем поступлений от международного туризма, наблюдалось соответственно в 2003 году: 112,21 % и 208,46 %; в 2004 году: 112,9 и 118,78 %; в 2007 году: 112,76 % и 115,8 %; в 2011 году: 111,22 % и 112,13 % (рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение темпов роста мирового валового продукта (МВП) и темпов роста поступлений от международного туризма за период 2000–2019 гг., %

Источник: рассчитано по данным ЮНКТАД

Так, наибольшее увеличение как в темпах роста МВП, так и в показателе, характеризующем объем поступлений от международного туризма, наблюдалось соответственно в 2003 году: 112,21 % и 208,46 %; в 2004 году: 112,9 и 118,78 %; в 2007 году: 112,76 % и 115,8 %; в 2011 году: 111,22 % и 112,13 %. В остальных годах положительный темп роста варьируется в пределах от 101,58 % (МВП в 2019 %) до 101,61 % (поступления от международного туризма в 2016 году). Снижение темпов роста отмечено в 2001, 2009 и в 2015 годах, то есть в периоды нестабильного развития мировой экономики, обусловленные внешними шоками (кризис и длительная рецессия мировой экономики, осложнение геополитической ситуации, пандемия) и их последствиями (высокая инфляция, волатильность валютных курсов, изменение мировых цен на энергоносители, удорожание расходов на транспорт и проживание, политическая нестабильность). Это свидетельствует о сильной зависимости доходов туристической индустрии от внешних факторов.

Если выходить за рамки периода нашего аналитического исследования на рисунке 1, то необходимо отметить, что 2020 год – год пандемии COVЮ–19 – оказал колоссальное влияние на международный туризм. Так, если в 2018 и 2019 годах доля туризма в МВП составляла 10,4 % и 10,3 % соответственно, то в 2020 и 2021 годах она снизилась до 5,3 % и 6,1 % соответственно вместе с падением МВП. Число рабочих мест в индустрии туризма также имело тенденцию к снижению в постковидный период: в 2018–2019 гг. их количество составляло 319 и 333 млн единиц, а в 2020–2021 гг. – уже 271 и 289 млн единиц.

Для мировой индустрии туризма, как и для любой другой отрасли мировой экономики, 2020 год явился критическим. Однако уже в 2021 году можно отметить тенденцию к ее оздоровлению. Например, в 2019 году по сравнению с предыдущим годом темп роста поступлений от международного туризма составил 103,5 %, в 2020 году как следствие пандемии отмечено снижение на 50,4 %, а в 2021 году – снова рост на 21,7 %.

В контексте данного исследования при помощи корреляционно-регрессионного анализа на основе данных за 2000–2019 гг. была определена мера зависимости объема МВП от размера поступлений от международного туризма. Коэффициент корреляции равен 0,984, что свидетельствует о тесной взаимосвязи результативного и факторного признака. Графически корреляционная зависимость представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Корреляционная зависимость между размером поступлений от международного туризма и размером МВП

Построенное уравнение парной линейной регрессии имеет вид: у= 13383,6+4,2х. О качестве построенной модели свидетельствует результат расчета ошибки аппроксимации, равный 4,51 %, а о его статистической значимости – соотношение Е– критерия Фишера фактического значения с табличным при 5 % уровне значимости (606,9 › 4,41) и сравнение полученных значений г – статистики для параметров уравнения регрессии и коэффициента корреляции с табличным (гaо =5,66›2,101; ta1=24.63›2,101; tr=24,55›2,101). Данные корреляционно-регрессионного анализа позволили произвести расчет среднего коэффициента эластичности, который показал, что, учитывая тесноту взаимосвязи между показателями, с увеличением размеров поступлений от международного туризма на 1 %, размер МВП в среднем возрастает на 22 %, захватывая сопутствующие туризму отрасли.

Построение прогноза поступлений от международного туризма позволяет отметить рост данного показателя в перспективе, что повлечет за собой, как следствие, и рост объема мирового валового продукта. Прогнозные расчеты показали, что объемы поступлений от международного туризма в 2023 году ожидаются в размере 20802,05 млрд долл. США, в 2024 г. – 21808,94 млрд долл. США, в 2025 г. – 23170,94 млрд долл. США, то есть на 11,6 %, 17,06 % и 24,4 % соответственно больше, чем в 2019 году (рисунок 3).

Рисунок 3. Прогноз поступлений от международного туризма на 2023–2025 гг., млрд долл. США

Отметим, что наши выводы относительно временного периода по восстановлению показателей международного туризма до уровня 2019 года совпадает с мнением большинства экспертов UNWTO, которые связывают восстановление показателей развития международного туризма к 2023 году и позже [1]. Учитывая геоэкономическую и геополитическую нестабильность в мире наряду с точечным прогнозом, определим вилку возможных значений прогнозируемого

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6