Теоретические и практические аспекты процессов социализация экономики


Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 4. С. 25‒31.

УДК 339.9

Publication Text (PDF)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Гафарова К. Э.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

e-mail: karina_gafarova@mail.ru

Статья посвящена комплексному исследованию теоретических и практических аспектов осуществления процессов социализации в условиях глобализации экономики. Раскрыта экономическая природа и определено содержание процессов социализации экономики. Исследованы процессы социализации экономики в разрезе их основных составляющих элементов, уровней, движущих сил и механизма реализации.

Ключевые слова: социальные услуги, социальная сфера, социализация экономики, процессы социализации, социализация глобальной экономики, социальные стандарты.

ВВЕДЕНИЕ

Понимание требований общества к развитию социальной сферы, логике становления национальной модели и ее организации требует изучения места этой сферы в процессах социализации, в частности, социализации экономики. Отметим, что в системе экономических целей любого общества условно можно выделить две группы. Первая группа – цели, связанные с приближением к границе производственных возможностей общества (современная неоклассическая традиция формализует условия полного использования производственного потенциала по параметрам «Парето-оптимума»). Вторая группа – цели, связанные с приближением распределительной эффективности, то есть к такому распределению ограниченных благ между участниками общественного производства, которое будет отвечать как требованиям экономической эффективности общественного воспроизводства, так и морально-этическим принципам, социально обусловленным приоритетам, общечеловеческим ценностям.

Попытки формализации требований к параметрам эффективного социального распределения, которые отражают как индивидуальные предпочтения всех членов общества, так и их коллективные решения (в частности, относительно пропорций распределения ресурсного потенциала между производством благ частного и общественного потребления и т.п.) выполняются в основном с помощью научного инструментария теории общего равновесия (работы В. Парето, Л. Вальраса, Ж. Дебре, К. Эрроу и других), теории общественного благополучия (А. Пигу, К. Виксель, Дж. Хикс и другие) и общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок и т.п.).

Каждый раз, когда научное исследование рассматривает проблемы превращения производственного потенциала в благополучие широких слоев населения, возникает вопрос не только о том, как производить больше благ, приближая при этом структуру производства к структуре платежеспособных потребностей, но и об удовлетворении тех потребностей, которые не формируют рыночный спрос и удовлетворение которых, не может обеспечивать прибыль. Такое исследование привлекает внимание к процессам социализации экономики и требует дальнейшего исследования роли социализации экономики на всех уровнях его развития.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Теоретические основы осмысления процессов социализации, их необходимости и обусловленности логикой развития экономических систем, можно видеть как в трудах классиков (например, критика законов о бедных Д. Рикардо, оценка условий, при которых расширение производства сопровождается повышением уровня потребления широких слоев населения в трудах Дж. Миля); в работах К. Маркса (в частности, противоречие между частнокапиталистическим способом присвоения благ и необходимостью более равномерного распределения); в трудах представителей германской исторической школы, в теориях всеобщего равновесия и общественного благополучия, в теории общественного выбора и т.д. Исследования современного этапа социализации связывают с работами представителей

многочисленных институциональных направлений экономических исследований, а именно с работами Д. Белла, М. Кастельса, К. Поланьи, В. Иноземцева и многих других.

В работах отечественных исследователей, социализация интерпретируется как процесс наполнения частнокапиталистической экономики качественно новыми элементами, обеспечивающими согласование общественных и частных интересов на основе: «переориентации экономики с экономических критериев развития на критерии человеческого развития» [4, с. 262], «научно-технологического развития экономики» [2, с. 81], «борьбы с проблемой преодоления бедности» [5, с. 4], «развития человеческого капитала» [7, с. 7], «социального партнерства, экономического, политического и социальной солидарности» [3, с. 4]. Ряд ученых придерживаются мнения, что приоритетным направлением регулирования процессов гуманизации экономической системы должно стать усиление тенденций социально направленного экономического развития через координирование целей хозяйствующих субъектов, реализацию мер, направленных на создание благоприятных условий для развития человека и характеристик трудового капитала [1].

Современная система управления социализацией экономики представляет собой сложный механизм, в котором определяющая роль отводится государству, которое может как стимулировать, так и замедлять процесс становления эффективных

собственников через соответствующие инструменты государственного регулирования [8]. Так, воздействие на экономические отношения возможно только путем использования комплекса децентрализованных социально значимых инструментов, связанных с определением единых социальных ценностей, стимулированием гражданской активности и социальной ответственности, повышением ценностных мотиваций экономического развития и др. С ростом требований к эффективности хозяйственной деятельности и уровню жизни общества возникает необходимость в своевременном мониторинге факторов улучшения жизнедеятельности населения для активного на них воздействия.

Обобщая все подходы к интерпретации сущности социализации экономики, можно сделать вывод, что социализация экономики представляет собой обобщение сложных процессов, происходящих в сфере экономического, социального, политического, идеологического взаимодействия, отражающего формирование таких пропорций распределения ресурсов и доходов, таких институтов, правил и норм взаимодействия экономических субъектов, которые постепенно наполняют экономику качественно новыми элементами, обеспечивающими согласование общественных и частных интересов на основе улучшения благосостояния широких слоев населения.

Выделяют также такие составляющие экономической социализации как социализация производительных сил, хозяйственного механизма и экономических отношений (рис.1).

Социализация человека

Социализация науки

средств труда Социализация

Социализация

организации

производства

Социализация

разделения труда

Экономическая социализация как социализация производительных сил, сил,

хозяйственного механизма и экономических отношений

Рисунок 1 — Составляющие элементы экономической социализации Источник: составлено автором

  • составе производительных сил выделяют социализацию человека (формирование качественно новых черт человека — работника и человека — владельца); социализацию науки (формирование масштабной сферы научных исследований, направленных на потребности широких слоев населения); социализацию средств труда (обновление концепции создания средств труда: от средств максимизации производительности к средствам реализации и развития способностей человека за сохранение его здоровья и трудового потенциала, предотвращение опасностей и продление трудовой жизни); социализацию организации производства (переход к концепциям организации и мотивации труда, демократизация принятия управленческих решений, отказ от жесткого контроля в пользу гармонизации производственных отношений как залога добросовестного отношения работников к своим обязанностям); социализацию разделения труда (обогащение содержания труда).

Иногда выделяют определение социализации на макроуровне (как характеристики общественных процессов) и на микроуровне (как характеристики изменения моделей поведения человека). Например, социализация экономики на макроуровне толкуется как обобществление процессов производства распределения и потребления, а на микроуровне – как тенденция, а впоследствии и закономерность, согласно которой под влиянием потребностей производства значительно ускоряется процесс усвоения и использования основными хозяйствующими субъектами (в своих интересах) специфической системы знаний, норм, ценностей, необходимых для успешного функционирования народного хозяйства. Оба определения раскрывают два аспекта тех же процессов: формирование определенных общественных пропорций распределения ресурсов и доходов, правил и норм социального взаимодействия неразрывно связано с изменениями моделей хозяйственного поведения субъектов экономических отношений.

Для целей объяснения обновления роли процессов социализации экономики, можно представить такие процессы социализации в единстве трех главных «потоков» (рис. 2).

Расширение экономических функций и изменение идеологии государственного регулирования экономики

Социализация межгруппового взаимодействия внутри организаций, регионов, отраслей, на уровне общества

Качественные изменения черт человека как участника производства, адаптация к новым требованиям общественного производства

ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Рисунок 2 – Потоки процессов социализации

Источник: составлено автором

Первый – расширение экономических функций и изменение идеологии государственного регулирования экономики.

Второй – социализация межгруппового взаимодействия внутри организаций, регионов, отраслей, на уровне общества. В экономической сфере она выражается, в основном, в изменении установок и, соответственно, позиций сторон добровольных (рыночных) соглашений, которые отказываются от максимальной реализации частных экономических интересов при жесткой конфронтации с интересами контрагентов в пользу самоограничения собственных интересов и потребностей при гармонизации интересов всех участников сделки. Это преобразует сферу рыночных трансакций (в первую очередь на рынках ресурсов, труда, капитала, информации) из механизма реализации давления на контрагентов в механизм гармоничного согласования интересов, а принципы индивидуалистического эгоизма замещаются принципами социальной солидарности и партнерства. В сфере культурно — идеологической это отражается в качественных радикальных изменениях интенсивности информационного обмена и коммуникативной нагрузки на человека, в кардинальных изменениях факторов влияния на его поведение со стороны общества.

Третий – качественные изменения черт человека как участника производства, адаптация к новым требованиям общественного производства и новой роли, новых возможностей, получаемых обладателями высокой квалификации, уникальных знаний и умений, больших коммуникативных способностей. Это сопровождается качественными изменениями системы мотивации к труду, ростом роли нематериальных мотивов, усложнением потребностей и новыми чертами работников, новыми моделями поведения, процедурами принятия решений и процедурами их информационного обеспечения. Как следствие, изменяется система отношений между участниками публичного производства, меняется система ролей между участниками хозяйственной деятельности.

Понимание специфического места трансформации процессов социализации экономики в трех вышеприведенных потоках позволяет определить общественные требования к развитию этой сферы. Практически модель социализации экономической системы и, соответственно, совокупность общественных требований к социальной сфере определяется специфическим способом сочетания трех приведенных выше потоков, каждый из которых выступает и как результат, и как причина изменений двух других и новых качеств общественной жизни. Общее видение обусловленности национальной модели обеспечения населения социальными процессами может быть представлено следующим образом.

Развитие отраслевых рынков, их глобализация, обуславливает динамичный рост требований к эффективности комбинирования и использования ресурсов производства, повышение общественно необходимой степени результативности хозяйственной деятельности. Такое повышение само по себе не определяет необходимости улучшения условий жизни подавляющего большинства людей и, соответственно, изменения требований к параметрам функционирования и

ресурсного обеспечения социальной сферы. Поддержание конкурентоспособности на уровне отдельного центра производства и в масштабах отрасли может обеспечиваться и без качественных изменений в пропорциях общественного распределения.

Лишь рост динамичности социальной среды, восприятие национальным бизнесом стратегии высокой инновационной активности, превращение инноваций в неотъемлемую составляющую хозяйственной деятельности, требующую постоянного обновления содержания трудовых функций подавляющей массы исполнителей, прочно связывает конкурентоспособность компаний с двумя характеристиками привлечения человеческого фактора производства. Во-первых, с высоким профессионально-квалификационным уровнем (отсюда – повышение требований к образовательному уровню, мотивированности, коммуникативности, добросовестности и самостоятельности работника, соответственно – готовность бизнеса воспринимать новые стандарты финансирования социальной сферы). Во-вторых, с мотивацией на принципиально новых началах, что предполагает отказ от жесткого контроля за выполнением четко формализованных трудовых функций в пользу превращения наемного работника в полноценного участника бизнеса, предоставления ему возможности и преимущества, которые ранее были присущи только владельцу материальных условий производства или предпринимателю.

Поэтому масштабы и темпы расширения постиндустриального сектора, быстрота восприятия бизнесом адекватных этому этапу развития стандартов и правил построения отношений с наемными работниками становятся первым, определяющим фактором объемов ресурсов, выделяемых коммерческим сектором на финансирование социальной сферы. По типу реакции на вызов глобальной конкуренции отдельные отрасли национальных хозяйств и национальные экономические системы разделяются по принципиальной характеристике, которая в значительной степени определяет путь дальнейшего развития страны и должна учитываться для оценки роли процессов социализации экономики в период трансформации глобальной экономики.

ВЫВОДЫ

Одним из ключевых компонентов современных мирохозяйственных трансформаций является социализация экономики, которая проявляется, прежде всего, в усилении интеграции личностных и общественных начал в процессе производства, его социальной переориентации, в росте масштабов социальных инвестиций и рынка социальных услуг, а также в перенесении человека в центр социально — экономического развития. В институциональном плане этот процесс отражает формирование таких правил и норм взаимодействия экономических субъектов, которые превращают экономику в инструмент улучшения благосостояния широких слоев населения. Можно говорить о прямой связи между приближенностью реальных процессов в экономике к уровням социально-экономического развития страны.

В существующих сегодня подходах к определению сущности социализации экономики она трактуется преимущественно как рост в производственных процессах роли социального компонента и усиление социальных функций государства на национальном уровне. Однако в условиях глобализации социализация расширяет механизмы своего действия и реализуется на трех уровнях: макроуровне (из-за обобществления процессов производства, распределения и потребления благ), микроуровне (из-за роста объемов удовлетворения социальных потребностей непосредственно на рабочем месте) и индивидуальном уровне (из-за наращивания индивидуумом личного ресурса). Именно эти три уровня социализации формируют сегодня систему оптимизации общеобщественных пропорций распределения ресурсов и доходов, а также определяют правила и нормы социального взаимодействия субъектов экономических отношений.

Список литературы

  1. Биглова, Г. Ф. Бикметов, Л. Ю., Герасимова, Л. А. и др. Социализация экономики как фактор социального развития региона: монография / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф., акад. АН РБ Ф.С. Файзуллина. – Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2019. – 298 с.
  2. Биглова, Г. Ф. Социализация и инновационность экономики: качественная взаимосвязь / Г. Ф. Биглова, Г. Я. Житкевич // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология. Экономические науки. Юридические науки. – 2019. – № 7. – С. 80–85.
  3. Бодрунов С.Д. Социализация экономики: приоритеты современного развития России/ С.Д. Бодрунов// Экономическое возрождение России. – 2022. — №4(74). – С.5-8.
  4. Быченко, Ю. Г. Социализация экономики в России: проблемы и перспективы / Ю. Г. Быченко, В. Логинова // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2009. – Т. 1. – № 1 (37). – С. 262–272.
  5. Пунанова, Т. И. Перспективы социализации экономики России / Т. И. Пунанова // Управление социально-экономическими системами. – 2019. –№ 2. – С. 4–8.
  6. Сауткина, В. А. Возрождение солидарной экономики: попытка реализации утопии или реальная мотивация к развитию? / В. А. Сауткина // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 1. – С. 88–96.
  7. Сергеев С.М. Социализация экономики: основные показатели и критерии в рамках программно-целевого подхода /С. М. Сергеев// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -2022. -№ 4 (72).- С.6-13.
  8. Тонышева, Л. Л., Трофимова, Ю. В. Регулирование развития социально-ориентированной экономики региона: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 170 с.

Статья поступила в редакцию 25.12.2023