Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2023. Т. 9 (75). № 3. С. 87‒97.
УДК 796.034.2
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГНОЗНЫХ МОДЕЛЕЙ
Слободянюк Б. В.1, Енченко И. В.1, Слободянюк Т. В.2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт–Петербург, Российская Федерация
2Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Российская Федерация
E-mail: slobodyanyukb@mail.ru
Авторы акцентировали внимание на наличие острой необходимости в изменении управленческих функций предприятий физической культуры и спорта (ФКиС), которые должны быть направлены на реализацию ключевых целей нашей страны в данной области, а именно на вовлечение в сферу ФКиС максимальной численности занимающихся. Научную новизну представляет приведенная авторами данной статьи экспериментальная технология управления ФКиС в Ленинском районе Республики Крым. Ключевые слова: управление, физическая культура, спорт, муниципальное образование, модель, технология.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в отрасли ФКиС существует высокая конкуренция между предприятиями. Данная тенденция заставляет предприятия искать все новые пути эффективного управления. Необходимо постоянно искать новые технологии, новации и т. д. [3]. В данной статье рассматривается экспериментальная технология управления ФКиС на примере муниципального образования Ленинский район Республики Крым. Разработанная программа основывается на программно-целевом подходе, что, в свою очередь, отражает планомерность улучшения ФКиС на муниципальном уровне [1, 2].
В настоящее время в России одним из стратегических направлений является совершенствование и обновление деятельности муниципальных систем управления ФКиС. Управление данной отраслью на уровне муниципальных образований в сложившихся современных условиях имеет свои особенности в управлении системы: вариативность и разнообразие управленческих подходов; функционирование различных систем и подходов в менеджменте; разработка нормативно-правовой базы, а также документов нормативно-правового характера; определение приоритетных источников финансового обеспечения; формирование кадрового потенциала; мероприятия по развитию инфраструктуры в целом.
Все выделенные отличительные особенности в той или иной мере влияют на развитие ФКиС. Сегодня в условиях нестабильной социально-экономической ситуации мы можем рассчитывать лишь на незначительные вложения в отрасль «физическая культура и спорт». В связи с эти возникает потребность в создании и разработке наиболее эффективной системы менеджмента, а также применения разнообразных ресурсов на базе таких принципов как: научность, оптимизация и сбалансированность. Их применение целесообразно на базе системного подхода и глобального применения прогнозирования, без которого невозможно функционирование ни одной организации [4, 6]. Применение данных методов и моделей при управлении и планировании, несомненно, приведет к увеличению эффективности задач и целей, стоящих перед предприятиями отрасли. Как следствие,
В дальнейшем, это будет способствовать повышению уровня научности плановых решений, учитывать обширный перечень выявленных факторов, которые, в свою очередь, будут положительно влиять на процессы правления отраслью. Следовательно, обеспечение многозадачности и вариативности плановых расчетов будут положительно влиять на динамику развития ФКиС в муниципальных образованиях [5].
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Для усовершенствования процесс управленческой деятельности, необходимо использовать технологию стратегического прогнозирования.
Схема реализации программы по улучшению развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым представлена в табл. 1.
Таблица 1
Схема реализации программы по улучшению развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым
№ | Наименование вида (рода) деятельности | Процесс реализации |
1 | Общая характеристика, общие проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы | |
2 | Приоритетные цели муниципальной политики сфере реализации муниципальной программы | |
3 | Структурные элементы муниципальной программы | |
3.1. | Создание условий для обеспечения развития физической культуры и массового спорта для всех категорий населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов | – Комплекс мероприятий для создания условий по развитию физической культуры и спорта – Комплекс мероприятий «Развитие ФКиС» – Комплекс мероприятий «Укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта» |
3.2. | Обеспечение возможностей для проведения мероприятий спортивно-оздоровительной направленности по месту жительства | |
3.3 | Организация и проведение общерайонных мероприятий спортивно-массовой направленности | |
3.4 | Создание условий для подготовки спортивного резерва по видам спорта | – Комплекс мероприятий для создания условий по развитию физической культуры и спорта – Комплекс мероприятий «Укрепление материально-технической базы учреждений ФКиС» |
Как мы уже упоминали выше, разработанная программа основывается на программно-целевом подходе и состоит из следующих положений и комплексов ее реализации:
- общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы;
- приоритеты и цели муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы;
- структура муниципальной программы, включающая большое число элементов;
- механизмы, направленные на реализацию, контроль и мониторинг при реализации всей программы.
Значимыми составляющими, играющими важную роль в воспитании подрастающего поколения, являются физическая культура и физическое воспитание. В свою очередь, они приобщают детей, подростков, студентов и людей старшего возраста к здоровому образу жизни.
В сельских поселениях Ленинского района Республики Крым проводится работа, направленная на стабилизацию развития массовой физической культуры и спорта, сохранение и приумножение всех составляющих ее деятельности.
Стоит определить основные проблемные вопросы отрасли. Прежде всего, это неудовлетворительное состояние содержания и использования имеющейся в населенных пунктах спортивной инфраструктуры. Из-за отсутствия стабильных источников финансирования действующая система спортивных сооружений не соответствует санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.
Общественное мнение и социальная практика в основном игнорируют возможности ФКиС в решении важных социально-экономических проблем. Это привело к значительному ухудшению физического состояния трудоспособной части населения, росту заболеваний, усилению проявлений табакокурения, алкоголизма, наркомании и т. п.
Исходя из вышеуказанного, вытекает острая потребность в определении программных подходов и приоритетных направлений физического воспитания, ФКиС, необходимости формирования, прежде всего, у молодежи, положительного имиджа спортивно-массовой работы, которые бы обеспечивали эффективное функционирование отрасли в современных условиях.
В рамках реализации муниципальной программы планируется решение комплекса задач, направленных на улучшение состояния ФКиС в Ленинском районе.
При определении приоритетов и целей программы опирались на следующее:
‒ Ключевой приоритет муниципального образования Ленинского района Республики Крым в сфере ФКиС – укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличение кадрового потенциала, численности систематически занимающегося населения, увеличение количества детей, подростков и молодежи, занимающихся в физкультурно-спортивных секциях, клубах, спортивных школах и активизировать участие жителей района в спортивно-массовых мероприятиях.
‒ Стратегической целью является увеличение доли граждан, систематически занимающихся ФКиС, к 2030 году до 70,0 %. Промежуточный этап: к 2026 году – 60,5 %.
Также, по нашему мнению, определяющими факторами достижения цели являются: пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование положительного отношения к занятиям ФКиС и формирование устойчивого развития общества и качества жизни населения, создание необходимых условий для поступательного развития сферы ФКиС и т. д.
Структурные элементы муниципальной программы включают в себя ряд подразделов:
• Решение задачи муниципальной программы по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта для всех категорий населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включающий в себя три комплекса: комплекс процессных мероприятий «Создание условий для развития ФКиС»; комплекс процессных мероприятий «Развитие физической культуры и спорта»; комплекс процессных мероприятий «Укрепление материально-технической базы учреждений ФКиС».
• Решение задачи муниципальной программы по обеспечению условий по проведению мероприятий спортивно-оздоровительной направленности по месту жительства. Данный элемент основывается на следующих комплексах: комплекс процессуальных мероприятий по созданию рабочих мест «Инструктор физической культуры по месту жительства»; комплекс процессуальных мероприятий «Развитие физической культуры и спорта».
• Создание условий для проведения мероприятий спортивно-массовой направленности на уровне районов подразумевает следующие действия: комплекс процессных мероприятий «Создание условий для развития физической культуры и спорта»; комплекс процессных мероприятий «Развитие физической культуры и спорта»; комплекс процессных мероприятий «Укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта».
• Решение задачи муниципальной программы по созданию условий для обеспечения подготовки спортивного резерва по видам спорта. Данный подраздел характеризуется следующими комплексами: комплекс процессных мероприятий «Создание условий для развития физической культуры и спорта»; комплекс процессных мероприятий «Создание условий для развития физической культуры и спорта».
Все разделы, подразделы и комплексы, приведенные выше, способствуют планомерному развитию ФКиС и, в свою очередь, при правильной организации программы будут постепенно повышать эффективность развития как самой программы, так и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Предполагалось, что в механизмы реализации, контроля и мониторинга реализации программы будут входить спортивные федерации по видам спорта, развивающимся в районе. Участники программы должны предоставлять информацию о доступных результатах и рисках, возникающих в период ее реализации и развития физической культуры и спорта. Координирующие функции были возложены на Администрацию Ленинского района Республики Крым. Также для более качественной реализации программы необходимо учитывать риски, которые возникают при принятии управленческих решений. К данным рискам можно отнести следующие: финансовые, демографические, административные.
Данные мониторинга служат основой для оценки ситуации развития физической культуры и спорта, а также для реализации программы. В конце календарного года сектором по делам молодежи и спорту предоставляется сводный анализ развития программы за год.
Таблица 2
Сведения о показателях (индикаторах) муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ленинском районе Республики Крым» и их назначения
№ п/п | Показатель (индикатор) (наименование) | Ед. измерения | Значение показателей (индикаторов) | ||||||
Базовый период (2022 г) | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | ||||
1 | Доля граждан, систематически занимающихся физ. культурой и спортом | Плановое значение | % | X | 18,5 | 20,0 | 22,0 | 24,0 | 25,0 |
Фактическое значение | % | 17,47 | X | X | X | X | X | ||
2 | Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физ. культурой и спортом, в общей численности данной категории населения | плановое значение | % | X | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 |
Фактическое значение | % | 0,08 | X | X | X | X | X | ||
3 | Доля муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве муниципальных учреждений в сфере физ. культурой и спорта | Плановое значение | % | X | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Фактическое значение | % | 100 | X | X | X | X | X | ||
4 | Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя единовременной пропускной способности объектов спорта | Плановое значение | % | X | 18,05 | 20,0 | 24,05 | 26,05 | 26,05 |
Фактическое значение | % | 17,42 | X | X | X | X | X |
В табл. 2 представлена прогнозная модель развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым на период 2023‒2027 гг.
Показатель «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» по состоянию на 2022 год составил 17,47 %, и мы прогнозируем, что он будет с каждым годом повышаться примерно на 2−2,5 % в год. Для увеличения показателей по данному индикатору будут проводиться в большем объеме физкультурно-спортивные мероприятия среди всех слоев населения, будут созданы рабочие места для инструкторов физической культуры и спорта по месту жительства, которые, в свою очередь, будут в большей степени привлекать к занятиям физической культуры и спорта жителей района. Предполагается создание спортивных клубов по видам спорта на базе общеобразовательных школ района, которые дадут возможность привлечения детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом. Сектором по делам молодежи и спорту Администрации Ленинского района будет проводиться масштабная агитационная работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом, а также пропаганда здорового образа жизни.
Планируется создать единый информационный центр по пропаганде физической культуры и спорта в муниципальном образовании. Данный центр облегчит работу сектора и предоставит больше возможностей по проведению агитационной работы с населением всех возрастов. Единый информационный центр будет контролировать деятельность по пропаганде физической культуры и спорта и следить за уровнем вовлеченности в сферу физической культуры и спорта.
Фактическое значение показателя «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения», на 2022 год составило 0,08 %. Это говорит о том, что он имеет очень низкое значение по сравнению с другими. Тем не менее, проанализировав деятельность по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, систематически занимающимися физической культурой и спортом, можно утверждать, что на сегодняшний день данный показатель не нуждается в увеличении до 2027 г., так как в районе не созданы условия для занятий спортом данной категорией граждан. В связи с этим приблизительное количество людей, занимающихся физической культурой и спортом, по данному показателю составляет 44 человека.
Что касается показателя «Доля муниципальных учреждений, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве муниципальных учреждений в сфере физической культуры и спорта», загруженность учреждений должна составлять 100 %. Это связано с тем, что будут созданы условия для занятий, увеличится, количество спортивных групп в спортивной школе и тренеров–преподавателей, будут в большей степени проводиться спортивные мероприятия. В рамках разработанной программы предусматривается увеличение кадрового обеспечения физической культуры и спорта в Ленинском районе Республики Крым на 15 %, что должно составить примерно 56 человек вместо 48 на сегодняшний день.
Также не стоит забывать о таком показателе, как «Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта». Для Ленинского района он играет весомое значение, так как район находится на Керченском полуострове, и физкультурно-спортивные сооружения расположены на относительно большом расстоянии друг от друга. В связи с этим мы предполагаем, что проведение большего числа спортивных мероприятий даст возможность постройки новых спортивных площадок в сельских поселениях, что приведет к увеличению численности занимающихся ФКиС. На данный момент наиболее используемые спортивные сооружения находятся в пгт. Ленино, где находится два спортивных стадиона общей численностью посадочных мест 500 человек, в сельском поселении Останино с числом посадочных мест 1 500 человек, и г. Щелкино – стадион с числом посадочных мест 300 человек. Данные спортивные сооружения используются на 50‒70 %, большую часть времени они не используются по назначению.
По нашим прогнозам, к 2027 г. уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, достигнет 26,05 %.
Главная цель представленного исследования заключалась в разработке авторской программы (технологии) развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым. Задачей исследования было проведение эксперимента по внедрению программы в деятельность муниципального образования.
Опытно-экспериментальным путем проводилось исследование по внедрению и апробации разработанной программы, а также выявлению реальных показателей развития на сегодняшний день.
Исследование проводилось в течение пяти месяцев, результаты тестирования были зафиксированы с помощью технической аппаратуры в специально отведенные сроки.
В табл. 3 представлены результаты анализа целевых показателей развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым до внедрения авторской программы. Как видно, лишь по определенным показателям развития физической культуры и спорта наблюдается относительная стабильность. Это говорит о том, что в районе действует муниципальная целевая программа, которая, на наш взгляд, не совсем ориентирована на Ленинский район.
Результаты, полученные при анализе развития ФКиС, выявили текущее состояние физической культуры и спорта в Ленинском районе Республики Крым. Данные представлены в табл. 3.
Таблица 3
Целевые показатели развития физической культуры и спорта в Ленинском районе Республики Крым по итогам проведенного анализа развития физической культуры и спорта на начало эксперимента
№ | Наименование целевого показателя | Значение показателей |
||||
1 | Доля граждан, систематически занимающихся ФКиС (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом), тыс. человек | 9 998 | ||||
2 | Доля лиц с ограниченными возможности здоровья инвалидов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности указанной категории населения, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, количество человек | 44 | ||||
3 | Кадровое обеспечение физической культуры и спорта, количество человек | 48 | ||||
4 | Число учреждений, предприятий и организаций, ведущих работу в области физической культуры и спорта | 67 | ||||
5 | Доля детей и молодежи в возрасте 2–29 лет, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности детей и молодежи, тыс. человек | 6 538 | ||||
6 | Доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30–54 лет, мужчины в возрасте 30–59 лет, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности граждан среднего возраста, тыс. человек | 1 210 | ||||
7 | Доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 55–79 лет, мужчины в возрасте 60–79 лет, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности граждан среднего возраста, тыс. человек | 710 |
Говоря о целевых показателях Ленинского района Республики Крым, можно сказать, что развитие ФКиС в районе протекает планомерно, но нуждается в повышении эффективности управления и целевых показателей до необходимого уровня.
С целью выяснения эффективности авторской технологии развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым был организован и проведен эксперимент, который охватывал период с февраля по май 2022 года.
В ходе внедрения экспериментальной авторской программы полагалось получить более значительное повышение целевых показателей и улучшение развития ФКиС в выбранном муниципалитете за счет подбора и структурированного взаимодействия органов муниципальной власти района. Результаты проведенного эксперимента представлены в табл. 4.
Таблица 4
Целевые показатели развития физической культуры и спорта в Ленинском районе Республики Крым по итогам проведенного анализа развития физической культуры и спорта в конце эксперимента
№ | Наименование целевого показателя | Значение показателей |
1 | Доля граждан, систематически занимающихся ФКиС (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом), тыс. человек | 11 589 |
2 | Доля лиц с ограниченными возможности здоровья инвалидов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности указанной категории населения, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, количество человек | 60 |
3 | Кадровое обеспечение ФКиС, количество человек | 50 |
4 | Число учреждений, предприятий и организаций, ведущих работу в области ФКиС | 67 |
5 | Доля детей и молодежи в возрасте 2‒29 лет, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности детей и молодежи, тыс. человек | 7 780 |
6 | Доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30‒54 лет, мужчины в возрасте 30-59 лет, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности граждан среднего возраста, тыс. человек | 1 400 |
7 | Доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 55‒79 лет, мужчины в возрасте 60‒79 лет, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности граждан среднего возраста, тыс. человек | 1 200 |
ВЫВОДЫ
В результате проведенного эксперимента удалось достичь повышения по всем показателям, кроме показателя «Число учреждений, предприятий и организаций, ведущих деятельность в области ФКиС», так как за небольшой промежуток времени не представляется возможности создания новой физкультурно-спортивной организации. Повышение эффективности управления обосновывается тем, что в разработанную программу включались следующие положения:
- Увеличение числа спортивно-массовых мероприятий;
- Соревнования районного уровня, проводящиеся не только в районном центре, но и в крупных муниципальных образованиях;
- Пропаганда физической культуры и спорта с помощью средств массовой информации;
- условия для занятий физической культурой и спортом лицами с ограниченными возможностями;
- Ежемесячный анализ развития разработанной авторской программы.
Главным вопросом проведенного эксперимента являлось повышение эффективности развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым и разработка специальной прогнозной модели.
По результатам проведенного эксперимента удалось достичь повышения по следующим критериям развития ФКиС:
– показатель № 1 повысился с 9998 до11598 чел.;
– по показателю № 2 происходит прирост с 44 человек до 60 человек;
– по показателю № 3 отмечается незначительный прирост с 48 до 50 человек;
– показатель № 4 остался в неизменном состоянии и насчитывает 67 учреждений и организаций;
– показатель № 5 увеличился с 6 538 до 7 780 чел., что говорит о том, что была активизирована работа с молодежью и физкультурно-спортивными коллективами;
– показатель № 6 увеличился с 1 210 до 1 400 чел. Можно с уверенностью говорить, что активизировалась работа по физической культуре и спорту по месту жительства;
– по показателю № 7 произошел прирост с 710 чел. до 1 200 чел.
Было выявлено, что разработанная нами авторская технология развития ФКиС в Ленинском районе Республики Крым показала высокие результаты по всем приведенным показателям.
Таким образом, правильная организация развития физкультурно-спортивной отрасли в Ленинском районе позволит качественно и планомерно повысить все основные показатели, предусмотренные в федеральной целевой и муниципальной программе.
На администрацию Ленинского района, ложится большая ответственность в плане развития экономической составляющей региона путем повышения его инвестиционной привлекательности, развития сельского хозяйства, постройки новых учреждений, обеспечения квалификационной рабочей силой, экономического использования всех видов ресурсов. Все это позволит повысить привлекательность района для привлечения спонсоров и увеличения масштабов инвестирования в район в различные сферы, в том числе и в сферу ФКиС.
Местное самоуправление должно самостоятельно создавать условия для развития данной отрасли и не рассчитывать на поддержку извне.
В первую очередь, целесообразно проводить кадровую политику путем создания новых рабочих мест, приглашения новых сотрудников. Персонал должен иметь высшее профессиональное образование и в полном объеме владеть информацией по выбранной профессии. Также сотрудники должны проходить курсы повышения квалификации за счет бюджетных средств. Для поддержки к подготовке целевого направления выпускников школ возможно сотрудничество с ведущими вузами страны, что позволит привлечь молодых специалистов.
Вторым по значимости направлением можно назвать поиск новых источников финансирования для постройки новых спортивных сооружений, закупки нового материально-технического оборудования, реконструкции старых спортивных сооружений и т. д. Возможно применение особых льготных условий, снижение налоговых ставок.
Таким образом, разработанная программа развития ФКиС была основана на задачах совершенствования эффективного процесса управленческой деятельности в области физической культуры и спорта на муниципальном уровне.
В программу входили следующие блоки (показатели развития):
– увеличение общей численности населения путем доступности информационного обеспечения;
– увеличение количества спортивных мероприятий и проведение мониторинга деятельности по реализации мероприятий спортивно-оздоровительной направленности по месту жительства;
– открытие рабочих мест для людей, работающих инструкторами по физической культуре и спорту по месту жительства, открытие новых видов спорта на базе детско-юношеской спортивной школы.
Реализация данных мероприятий и их развитие в Ленинском районе Республики Крым, несомненно, благоприятным образом скажется на динамике количества людей, занимающихся ФКиС в целом и на состоянии здоровья и физической активности населения, в частности.
Отметим тот факт, что систематизация и планомерность в управленческой деятельности в сфере ФКиС приведет к повышению качества регулирования процессов управления и развитию всей отрасли в целом в Ленинском районе Республики Крым.
Список литературы
- Братановский С. Н., Вулах М. Г. Система управления физической культурой и спортом: правовые основы организации и деятельности // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 2 (60). С. 110–125.
- Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 495 c.
- Кулакова О. П. Методы прогнозирования. Анализ аддитивной модели // Финансовый менеджмент.2010. № 7. С. 20–22.
- Чернопятов А. М. Модели регионального развития // Научное мнение. 2013. № 10. С.348– 352.
- Чернопятов А. М. Теоретико-экономические модели регионального развития // Ученые записки. 2010. № 10. С. 114–117.
- Чернопятов А. М., Попова В. В. Теория организации: учебное пособие М.: Издательство ООО «Палеотип», 2015. 316 с.
Статья поступила в редакцию 09.11.2023