УДК 338.242.4
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Вершицкий А. В., Баграмян А. Ю.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: vershitsky@gmail.com
В статье рассматриваются инструменты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) на региональном уровне, с акцентом на Республику Крым. Актуальность темы обусловлена необходимостью стимулирования экономического роста и создания рабочих мест в условиях ограниченных ресурсов и специфических экономических условий региона. Методология исследования включает анализ действующих финансовых механизмов, таких как субсидии, налоговые льготы и программы микрофинансирования, а также их влияние на развитие МСП. В ходе исследования проведен анализ текущей ситуации с финансированием МСП в регионе, выявлены основные проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели. Рассматриваются примеры успешного применения финансовых инструментов, а также рекомендации по улучшению существующих практик. В результате исследования были предложены меры по совершенствованию финансовой поддержки МСП, включая разработку более гибких кредитных программ.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, меры поддержки, региональная политика, льготное кредитование, национальный проект, Республика Крым, государственная поддержка.
Введение
С 90–х годов XX века в России создано 40 федеральных и более 200 региональных институтов развития. При этом отмечались проблемы отсутствия системности, дублирования функций и отсутствия четких критериев оценки [10]. В результате чего потребовалось реформирование институтов развития малого и среднего предпринимательства, что актуализирует вопросы анализа эффективности применения различных институтов развития.
Анализ подходов к исследованию инструментов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) на региональном уровне, позволил выделить ряд ключевых направлений: управленческие меры и механизмы поддержки, необходимые для стимулирования роста МСП (Боброва Е. А., Сотникова Е. А. [3]); государственная финансовая поддержка (Евстегнеева А. Ю. [10]), особенности государственного управления развитием МСП в регионах (Русак И. Н. [15]), совершенствование системы государственного регулирования для учета цифровых трансформаций (Нехайчук Д. В. и соавторы [11], Вершицкий А. В., Вершицкая Н. А. [4]), региональные особенности и меры поддержки для эффективного развития предпринимательской среды (Беляева Е. А. и Харламова А. В. [2, 17]), приоритетные направления государственной поддержки МСП (Глушко Ю. В. [6], Горовец Н. А. [7]).
В результате синтеза результатов, приведенных в анализируемых работах, можно выделить ключевые факторы и ресурсы, необходимые для развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в частности в Республике Крым.
Цель статьи – анализ состояния инструментов развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и разработка предложений по их развитию и совершенствованию
Основной материал
Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) представляет собой один из наиболее важных аспектов экономической политики любого региона, включая Республику Крым. МСП не только способствует созданию рабочих мест, но и играет значительную роль в диверсификации экономики, повышении конкурентоспособности региона и становится важным двигателем экономического развития.
Министерство экономического развития Республики Крым обеспечивает реализацию на территории Крыма государственной политики социально-экономического развития, инвестиционной и внешнеэкономической политики, а также государственной политики в сфере развития предпринимательства. В мае 2014 года в рамках национального проекта была принята государственная программа Республики Крым «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» [13], в которой было создано 4 инструмента государственной поддержки предпринимательства, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Инструменты поддержки предпринимательства в Республике Крым
Источник: составлено авторами на основе [13].
Центр «инвестиций и регионального развития оказывает содействие в подборе инвестиционных площадок, предоставляет информацию для реализации инвестиционного проекта, оказывает сопровождение инвестиционного проекта в получении согласований по принципу «одного окна» [12]. В его компетенцию входит анализ инвестиционного рынка, поддержка инвесторов и содействие в разработке законодательных инициатив, направленных на улучшение условий для ведения бизнеса.
Крымский гарантийный фонд формирует систему гарантий и поручительств в обязательствах предпринимателей Крыма по кредитным договорам микрозаймов и лизинга. Кроме этого, существует партнерство с Фондом микрофинансирования Республики Крым, которое позволяет крымским предпринимателям получить поручительство по договору микрозайма в пределах 70 % от суммы микрозайма.
Фонд поддержки предпринимательства Республики Крым является одним из центров «Мой бизнес». Он сосредоточен на оказании помощи малым и средним предприятиям в различных сферах их деятельности. Фонд предоставляет консультационные услуги, обучающие программы и семинары для бизнесменов, а также поддержку в разработке бизнес–планов. Кроме этого, осуществляет информационное сопровождение предпринимателей, что включает в себя помощь в поиске различных источников финансирования и партнеров для бизнеса. Это позволяет создать благоприятные условия для развития и роста предпринимателей в регионе.
Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым повышает доступность заёмных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства; помогает в создании дополнительных рабочих мест; обеспечивает самозанятость населения и реализацию предпринимательских инициатив на территории Республики Крым. Фонд микрофинансирования предлагает различные программы, включая микрозаймы, которые могут быть использованы на расширение производства, модернизацию оборудования и выполнение других инвестиционных проектов. Условия предоставления займов, как правило, являются более гибкими по сравнению с коммерческими банками, что делает этот инструмент особенно востребованным.
Все эти инструменты государственной поддержки предпринимательства в Республике Крым направлены на создание позитивного делового климата и развитие предпринимательской активности, что в конечном итоге способствует экономическому росту и повышения конкурентоспособности крымского полуострова.
Как отмечает Горовец Н. А., «в экономике любой страны с рыночной системой хозяйствования малый и средний бизнес играет важную роль, являясь существенным звеном как с точки зрения доли в ВВП и общей занятости населения, так и с точки зрения приоритетов экономической политики» [7] и Глушко Ю. В. «субъекты малого и среднего предпринимательства являются важной составляющей эффективного функционирования экономики Крыма. Благодаря товарам и услугам, предоставляемым ими, заполняются свободные ниши регионального рынка, конкуренция способствует улучшению качества товаров, субъекты МСП благоприятно влияют на решение вопросов безработицы и качества жизни» [6].
В дополнение к уже упомянутым инициативам Министерство экономического развития Республики Крым активно поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства через три специализированных института.
Первым из них является Южный региональный центр поддержки экспорта, который предоставляет всестороннюю помощь экспортерам и компаниям, ориентированным на международные рынки. Центр предлагает разнообразные программы, включая консультации по вопросам выхода на зарубежные рынки, помощь в оформлении экспортной документации и организацию обучающих семинаров для предпринимателей. Главной целью его работы является не только поддержка текущих экспортеров, но и содействие тем, кто только планирует начать свой путь в международной торговле.
Другим ключевым институтом является Корпорация развития Республики Крым, деятельность которой направлена на создание эффективного взаимодействия между регионом и частными инвесторами. Корпорация активно работает над привлечением инвестиций в экономику Крыма, предоставляя инвесторам информацию о возможностях и условиях для ведения предпринимательства. Сотрудничество Корпорации с Фондом микрофинансирования создает прочную основу для комплексного подхода к развитию предпринимательства в регионе. Основными направлениями их работы являются популяризация доступных финансовых услуг и помощь стартапам, что, в свою очередь, способствует укреплению инвестиционной привлекательности Крыма.
Третий институт, Региональная лизинговая компания, предлагает предпринимателям ряд льготных программ лизинга, позволяющих значительно облегчить процесс приобретения необходимого оборудования. В рамках программ финансируются такие виды техники, как транспортные средства, тяжелая и специализированная техника, а также малые прогулочные и рыболовецкие суда. Это дает возможность местным предпринимателям получить доступ к современным технологиям и улучшать свои производственные возможности, что имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности их бизнеса.
Такое комплексное развитие институциональной структуры поддержки предпринимательства в Крыму в сочетании с активной работой всех институтов создает благоприятные условия для роста и стабилизации малых и средних предприятий, что, безусловно, способствует экономическому процветанию региона в целом.
Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым (далее – Фонд) остаётся одним из ведущих институт поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставляемая финансовая поддержка помогает предпринимателям получать необходимые ресурсы для роста и развития своего предприятия в Крыму, что способствует экономическому развитию региона. На сегодняшний день существует 15 действующих программ кредитования на пополнение оборотных активов и/или вложение в основные фонды, каждая из которых ориентирована на определенную целевую группу, таких как: Моногород приоритет; Самозанятый; Доверие; Выгодный; Максимум; Социальный; Универсальный; Инвестиционный; Приоритет; Юбилейный; ZA–поддержку; Бизнес ЧС; Грант; Рефинансирование; Иные СМСП [5].
Заявку на получение займа в Фонде можно получить через цифровую платформу Корпорации МСП (МСП.РФ) [18]. Помимо этого, следует подчеркнуть, что каждая из программ предоставляется по льготной процентной ставке от 1 до 22 % годовых на срок от 6 до 60 месяцев на сумму от 25 000 рублей до 5 000 000 рублей без комиссии. Помимо этого, микрозаймы предоставляется до 500 000 рублей под поручительство и свыше 500 000 рублей – под залог [14]. В свою очередь, залогом являются автотранспорт, механизированный транспорт, оборудование, коммерческая или жилая недвижимость и земельное участки (кроме сельскохозяйственных).
За годы работы Фонд завоевал доверие и репутацию среди крымских предпринимателей, доказав свою эффективность, как действенный инструмент развития бизнеса. География предоставления микрозаймов охватывает весь полуостров, способствуя развитию бизнеса в различных регионах. Рассмотрим их более подробно в таблице 1.
Таблица 1. Количество выданных микрозаймов Фондом микрофинансирования предпринимательства Республики Крым, шт.
Район | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Алушта | 4 | 9 | 6 | 9 | 16 |
Армянск | 3 | 0 | 6 | 3 | 3 |
Бахчисарай | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Бахчисарайский р–н | 7 | 18 | 24 | 19 | 22 |
Белогорск | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Белогорский р–н | 6 | 11 | 15 | 9 | 8 |
Джанкой | 3 | 7 | 22 | 22 | 23 |
Джанкойский р–н | 13 | 25 | 15 | 15 | 17 |
Евпатория | 9 | 25 | 31 | 44 | 30 |
Керчь | 5 | 18 | 39 | 25 | 26 |
Кировский р–н | 5 | 16 | 9 | 10 | 10 |
Красногвардейский р–н | 43 | 77 | 57 | 58 | 53 |
Красноперекопск | 5 | 4 | 9 | 7 | 6 |
Красноперекопский р–н | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 |
Ленинский р–н | 3 | 5 | 10 | 9 | 8 |
Нижнегорский р–н | 12 | 17 | 10 | 13 | 13 |
Первомайский р–н | 12 | 8 | 8 | 10 | 11 |
Раздольненский р–н | 5 | 15 | 11 | 8 | 7 |
Саки | 2 | 1 | 11 | 6 | 15 |
Сакский р–н | 12 | 18 | 18 | 16 | 22 |
Симферополь | 70 | 244 | 266 | 265 | 245 |
Симферопольский р–н | 15 | 54 | 61 | 74 | 73 |
Советский р–н | 7 | 26 | 19 | 14 | 23 |
Судак | 4 | 18 | 17 | 17 | 15 |
Феодосия | 5 | 26 | 29 | 25 | 50 |
Черноморский р–н | 8 | 13 | 16 | 5 | 11 |
Ялта | 7 | 31 | 38 | 41 | 39 |
Итого: | 273 | 692 | 752 | 731 | 754 |
Источник: составлено авторами на основе документов Фонда.
Из таблицы 1 видно, что наибольшее количество микрозаймов было выдано в 2023 году (754 микрозайма). Заметно выделяется Симферополь, где количество выданных микрозаймов значительно выше, чем в других районах, на втором месте – Красногвардейский район, который также показывает стабильно высокое количество выданных микрозаймов. Помимо этого, стоит отметить, что наблюдается тенденция к росту количества микрозаймов в большинстве районов с 2019 по 2023 годы, предоставляемым крымским предпринимателям что свидетельствует о популяризации доступности финансового инструмента.
Далее рассмотрим на карте Республики Крым (рисунок 2) города и районы Крыма по выдаваемым средствам Фонда. Как видно, финансовая поддержка распространяется по всему полуострову, помогая предпринимателям развивать свой бизнес как в крупных городах, так и в сельской местности.
Рисунок 2. Распределение выдаваемых денежных средств Фонда микрофинансирования по городам и районам Республики Крым
Источник: [7].
К регионам лидерам можно отнести: г. Симферополь – 2 637,40 млн. руб.; Красногвардейский район – 911,46 млн. руб.; Симферопольский район – 560,16 млн. руб.
Кроме этого, Фонд реализует три региональных проекта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятым гражданам»: направлен на поддержку самозанятых, включая доступ к образовательным программам и льготным условиям для ведения бизнеса.
- «Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса»: предоставляет помощь начинающим предпринимателям, включая субсидии, консультации и доступ к инфраструктуре.
- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»: помогает уже действующим предприятиям масштабировать свой бизнес, выходить на новые рынки и развивать инновационные проекты.
Рассмотрим реализацию каждого проекта в таблице 2. В 2022 и 2023 годах, исходя из таблицы 2, наблюдается значительное превышение фактического объема выданных микрозаймов по сравнению с планом.
Таблица 2. Целевые показатели Фонда по региональным проектам
Предоставлено микрозаймов | 2022 | 2023 | ||||
План | Факт | % исполнения | План | Факт | % исполнения | |
Самозанятым гражданам обеспечено предоставление микрозаймов по льготной ставке государственными МФО (объем выданных микрозаймов, ежегодно), млн. руб. | 4 | 16,88 | 422 | 7,7 | 20,30 | 263,64 |
Начинающим предпринимателям предоставлены льготные финансовые ресурсы в виде микрозаймов государственными МФО (ежегодно) (количество действующих микрозаймов, представленных начинающим предпринимателям), единиц | 93 | 173 | 186 | 165 | 186 | 112,73 |
Субъектам МСП обеспечен льготный доступ к заёмным средствам государственных МФО (количество действующих микрозаймов, выданных МФО), единиц | 447 | 1 482 | 331,1 | 0,439 | 1 485 | 338,27 |
Источник: составлено авторами на основе документов Фонда
В 2022 году план перевыполнен более чем в 4 раза, а в 2023 году – более чем в 2,6 раза. Это связано с высоким спросом на микрозаймы среди самозанятых и более низкой процентной ставкой, чем предоставляется в банках.
По количеству выданных микрозаймов начинающим предпринимателям в 2022 году план перевыполнен почти вдвое (186 %), а в 2023 году план также перевыполнен, но незначительно (на 12,7 %). Это может указывать на постепенное увеличение доступности микрокредитования для начинающих предпринимателей.
Аналогичная ситуация отмечается в сфере малого и среднего бизнеса, где в 2022 и 2023 годах наблюдается значительное превышение планов по количеству выданных микрозаймов субъектам МСП (более чем в 3 раза), что свидетельствует о высокой востребованности льготного микрокредитования в сегменте МСП по причине увеличения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Рассмотрим показатели эффективности Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым с 2019 по 2023 годы (рис. 3).
Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым демонстрирует положительную динамику по большинству ключевых показателей с 2019 по 2023 год. Существенный рост капитализации и количества выданных микрозаймов подтверждает успешную работу Фонда и его растущую роль в поддержке предпринимательства. Рассмотрим более подробно показатели эффективности в таблице 3.
В свою очередь, значительный рост риска портфеля был вызван усложнением политической ситуации в регионе, что привело к снижению предпринимательской активности и покупательской способности. Средний размер микрозайма увеличился с 2019 по 2023 годы на 20 %. Это свидетельствует о том, что Фонд изменил стратегию и целевую аудиторию (на более крупные проекты).
Рисунок 3. Показатели эффективности работы Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым с 2019 по 2023 годы
Источник: составлено авторами на основе [8].
Таблица 3. Показатели эффективности работы Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | Прирост (%) |
Капитализация Фонда, млн. руб. | 1 107,1 | 2 016,7 | 2 022,6 | 2 131,2 | 2 136,2 | 92,7 |
Эффективность размещения средств, % | 73,9 | 83,7 | 99,21 | 94,11 | 93,02 | 26,0 |
Риск портфеля, % | 1,7 | 1,4 | 3,34 | 6,35 | 6,72 | 295,3 |
Средний микрозайм, млн. руб. | 1,5 | 1,95 | 1,40 | 1,36 | 1,80 | 20 |
Источник: составлено авторами на основе [16]
На сегодняшний день Фондом микрофинансирования Республики Крым выдано 4 360 микрозаймов на сумму 8 421 316 019 руб. за всё время существования. Далее рассмотрим динамику выданных микрозаймов с 2021 по 2023 годы (табл. 4).
Таблица 4. Динамика выданных микрозаймов Фондом микрофинансирования Республики Крым за 2021–2023 годы
Год | Количество выданных микрозаймов | Сумма выданных микрозаймов |
2021 | 752 | 1 562 566 481,00 |
2022 | 731 | 1 533 016 266,00 |
2023 | 754 | 1 359 425 164,00 |
Источник: составлено авторами на основе [16]
Исходя из таблицы 4 можно сделать следующие выводы:
- Наблюдается стабильное количество выданных микрозаймов с небольшими колебаниями. В 2022 году отмечается снижение на 2,8 % по сравнению с 2021, а в 2023 году количество выданных микрозаймов восстановилось до 754, что на 3,1 % выше уровня 2022 года. Данная тенденция свидетельствует о стабильной востребованности микрокредитования в Республике Крым.
- Сумма выданных микрозаймов демонстрирует тенденцию к снижению. В 2022 году сумма выдачи снизилась на 1,9 % по отношению к 2021, а в 2023 году сумма снизилась еще более значительно – на 11,4 % по сравнению с 2022, что может быть связано с некоторыми экономическими факторами, такими как повышение ключевой ставки и инфляция.
Для понимания трендовых изменений можно вычислить среднюю сумму выданного микрозайма в каждый из лет.
- 2021: 1,562,566,481.00 / 752 ≈ 2,081,623 рублей
- 2022: 1,533,016,266.00 / 731 ≈ 2,095,962 рублей
- 2023: 1,359,425,164.00 / 754 ≈ 1,800,402 рублей
Средняя сумма займа увеличилась с 2021 по 2022 на 0,7 %, но значительно снизилась на 13,9% в 2023 по сравнению с 2022 годом. Это говорит о том, что Фонд продолжает поддерживать малый и средний бизнес с помощью микрокредитования, но средний размер кредита не увеличивается. Исходя из представленных данных, динамика выданных микрозаймов в Республике Крым в значительной степени определяется несколькими экономическими факторами. Во–первых, общее снижение суммы выдачи микрозаймов свидетельствует о более осторожном подходе как со стороны заемщиков, так и кредиторов. Существенное увеличение ключевой ставки могло привести к удорожанию заемных ресурсов, что, в свою очередь, сократило возможности предпринимателей для получения больших сумм. Во–вторых, инфляция также сыграла существенную роль, снижая реальную покупательскую способность бизнеса и заставляя его более тщательно планировать свои финансовые запросы. Кроме того, возможно, что в условиях неопределенности экономической ситуации малые и средние предприятия стали более сдержанными в своих инвестиционных решениях.
Не менее важным аспектом является и изменение потребительских предпочтений, где предприниматели выбирают меньшие суммы займов для оптимизации затрат. Таким образом, несмотря на стабильную востребованность микрокредитования, средний размер кредита в 2023 году заметно снизился, что подчеркивает изменения в подходах к финансированию в текущих экономических реалиях.
Далее рассмотрим 2024 год по месяцам в таблице 5.
Таблицы 5. Сведения о сумме и количестве микрозаймов по месяцам 2024 г.
Период | Количество | Сумма |
Январь | 46 | 57 900 000 руб. |
Февраль | 61 | 83 147 983 руб. |
Март | 60 | 85 890 000 руб. |
Апрель | 53 | 95 891 579 руб. |
Май | 47 | 96 764 000 руб. |
Июнь | 49 | 125 477 000 руб. |
Июль | 42 | 95 067 000 руб. |
Август | 42 | 83 855 000 руб. |
Сентябрь | 55 | 114 259 600 руб. |
Октябрь | 57 | 143 090 000 руб. |
Источник: составлено авторами на основе [16]
Из таблицы 2 следует, что в течение первых десяти месяцев 2024 года фонд предоставил достаточно стабильное число микрозаймов, колеблясь от 42 до 61 займов в месяц, с наибольшим количеством в феврале (61 займ) и наименьшим в июле и августе (по 42 займа). Это может указывать на сезонные колебания в спросе на микрофинансирование.
Общая сумма выданных микрозаймов показывает увеличивающуюся тенденцию на протяжении года. Наименьшая сумма была выдана в январе (57,9 млн. руб.), в то время как наибольшая сумма была выдана в октябре (143,1 млн. руб.). Это свидетельствует о росте интереса или необходимости в микрокредитовании в течение года.
Важно отметить, что в основном количество займов варьируется, однако сумма микрозаймов в целом возрастает. Например, в июне было выдано 49 займов на сумму 125,5 млн. руб., в то время как в мае за 47 займов была выдана сумма 96,8 млн. руб. Это может указывать на то, что фонд стал выдавать более крупные кредиты в последние месяцы года, что может быть следствием изменения экономической ситуации или потребительских предпочтений.
Причинами такой динамики могут быть:
- Сезонность бизнеса: спрос на микрофинансирование может колебаться в зависимости от времени года, когда предприниматели активизируют свою деятельность (например, к концу года).
- Экономическая ситуация: изменения в экономической ситуации, такие как колебания спроса на товары и услуги, могут влиять на необходимость в финансировании.
На основе роста суммы выданных займов к октябрю можно предположить, что последний квартал 2024 года может продолжить эту тенденцию роста, прогнозируя, что экономическая ситуация остаётся благоприятной для инвестиций и развития бизнеса.
Стратегия развития микрокредитной компании «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым» на 2024–2026 годы определяет основные перспективы развития в рамках стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым [9]. Стратегия направлена на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и на приоритеты в реализации основной цели деятельности Фонда – обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых) к льготным финансовым ресурсам по программам Фонда.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько перспективных направлений для развития поддержки предпринимательства в Республике Крым:
- увеличить объем финансирования Фонда: необходимо привлечь дополнительные финансовые ресурсы из федерального и регионального бюджета. Это позволит увеличить объем выданных микрозаймов и расширить спектр услуг Фонда;
- увеличить границы (на данный момент до 5 000 000 рублей), выдаваемых денежных средств;
- упростить процедуры получения финансирования, а именно: введение более простых и прозрачных процедур получения микрозаймов, включая минимизацию бюрократических барьеров и сокращение времени обработки заявок;
- расширить сотрудничество с другими региональными и федеральными организациям, создав новые программы микрозаймов;
- разработать курсы и семинары по финансовой грамотности, управлению бизнесом и маркетингу, ориентированных на малые и средние предприятия (МСП). Это поможет предпринимателям лучше понимать свои финансовые возможности и эффективно использовать микрофинансирование;
- разработать новые программы поддержки предпринимательства узкой направленности;
- повысить эффективность управления – Фонд может совершенствовать свои системы управления и контроля, чтобы улучшить эффективность использования ресурсов и минимизировать риски;
- усовершенствовать систему информационного обеспечения предпринимателей, которая включает участие в мероприятиях, касающихся тематики МСП, обмен практиками через платформу Смартека, популяризовать льготные условия через социальные сети;
- повысить качество консультационных услуг: необходимо разработать новые консультационные программы, направленные на решение конкретных проблем предпринимателей. Это позволит предпринимателям получить более качественную помощь в развитии своего бизнеса.
- внедрить информационные технологии для упрощения процессов выдачи микрозаймов и предоставления консультаций.
Выводы
Изучение региональных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является актуальной задачей. Малый и средний бизнес играет важную роль в экономическом развитии, повышении конкурентоспособности региона, обеспечении занятости и реализации инновационных идей. Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым играет важную роль в развитии МСП в регионе. Для дальнейшего развития Фонда необходимо проводить политику, направленную на расширение географической зоны деятельности, разработку новых программ, увеличение максимальной суммы микрозайма, повышение эффективности управления и развития партнерских отношений с другими финансовыми институтами. Важной задачей Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым является адаптация своей деятельности к изменяющимся экономическим условиям и требованиям современного бизнеса. Фонд должен быть гибким и оперативно реагировать на изменения в сфере МСП, чтобы обеспечить его устойчивое развитие и вклад в экономический рост Крыма.
Список литературы
- Антонов А. В. О развитии малого и среднего предпринимательства в регионах // Вестник РАЕН. 2021. Т. 21. № 1. С. 66–71.
- Беляева Е. А. Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства // Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы: Сборник материалов VIII международной научной конференции, Смоленск, 26 мая 2021 года. Смоленск: Смоленский государственный университет, 2021. С. 23–27.
- Боброва Е. А., Сотникова Е. А. Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне: управленческие и финансовые инструменты // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-na-regionalnom-urovne-upravlencheskie-i-finansovye-instrumenty.
- Вершицкий А. В., Вершицкая Н. А. Регуляторные технологии (RegTech) как метод усовершенствования нормативно-правового регулирования // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 946–949.
- Виды микрозаймов Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: https://mikrofinrk.ru/o-fonde/raskrytie-informaczii/.
- Глушко Ю. В. Проблематика и приоритетные направления развития государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018. № 3 (44). С. 184–189.
- Горовец Н. А. Влияние государственной поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в Крыму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Том 2 (68). № 1. С. 26–34.
- Евстегнеева А. Ю. Государственная финансовая поддержка российского малого и среднего предпринимательства // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. С. 1–13.
- Итоги работы за 2023 год Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://business.rk.gov.ru/funds/fmfprk?ysclid=m2p9rftrff734327186#reiting.
- Митрофанова И. В., Иванова Т. Б. Региональные институты развития: состояние и результативность (на примере малого и среднего предпринимательства в регионах Юга России) // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2023. Т. 25. № 3. С. 51–64. DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.3.5.
- Нехайчук Д. В., Донь Н. И., Тарасенко А. М. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в регионе // Региональные особенности экономического развития в условиях цифровых трансформаций: Сборник научных трудов по результатам всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов, Севастополь, 15–17 февраля 2023 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. С. 40–47.
- Об инвестиционной деятельности в Республике Крым [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/file/pub/pub_303244.pdf.
- Постановление Совета министров Республики Крым от 27 мая 2014 года № 101 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год» [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/documents/c605ce4a-d6e0-4c2f-8459-c222207d6c31.
- Правила предоставления микрозаймов микрокредитной компании «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым» [Электронный ресурс]. URL: https://mikrofinrk.ru/files/rules.pdf.
- Русак И. Н. Особенности государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Современное государственное управление: образование, наука, практика: сборник статей международной научно-практической конференции, Минск, 26 января 2021 года. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2021. С. 148–149.
- Сведения о сумме и количестве микрозаймов, выданных за отчётный период [[Электронный ресурс]. URL: https://mikrofinrk.ru/o-fonde/raskrytie-informaczii/.
- Харламова А. В. Региональные особенности развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях экономики // Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Донецк, 29 октября 2021 года. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. С. 848–852.
- Цифровая платформа МСП.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф.
Статья поступила в редакцию 15.11.2024