Финансовые инструменты развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

УДК 338.242.4

Publication Text (PDF)

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ


Вершицкий А. В., Баграмян А. Ю.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: vershitsky@gmail.com


В статье рассматриваются инструменты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) на региональном уровне, с акцентом на Республику Крым. Актуальность темы обусловлена необходимостью стимулирования экономического роста и создания рабочих мест в условиях ограниченных ресурсов и специфических экономических условий региона. Методология исследования включает анализ действующих финансовых механизмов, таких как субсидии, налоговые льготы и программы микрофинансирования, а также их влияние на развитие МСП. В ходе исследования проведен анализ текущей ситуации с финансированием МСП в регионе, выявлены основные проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели. Рассматриваются примеры успешного применения финансовых инструментов, а также рекомендации по улучшению существующих практик. В результате исследования были предложены меры по совершенствованию финансовой поддержки МСП, включая разработку более гибких кредитных программ.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, меры поддержки, региональная политика, льготное кредитование, национальный проект, Республика Крым, государственная поддержка.

Введение

С 90–х годов XX века в России создано 40 федеральных и более 200 региональных институтов развития. При этом отмечались проблемы отсутствия системности, дублирования функций и отсутствия четких критериев оценки [10]. В результате чего потребовалось реформирование институтов развития малого и среднего предпринимательства, что актуализирует вопросы анализа эффективности применения различных институтов развития.

Анализ подходов к исследованию инструментов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) на региональном уровне, позволил выделить ряд ключевых направлений: управленческие меры и механизмы поддержки, необходимые для стимулирования роста МСП (Боброва Е. А., Сотникова Е. А. [3]); государственная финансовая поддержка (Евстегнеева А. Ю. [10]), особенности государственного управления развитием МСП в регионах (Русак И. Н. [15]), совершенствование системы государственного регулирования для учета цифровых трансформаций (Нехайчук Д. В. и соавторы [11], Вершицкий А. В., Вершицкая Н. А. [4]), региональные особенности и меры поддержки для эффективного развития предпринимательской среды (Беляева Е. А. и Харламова А. В. [2, 17]), приоритетные направления государственной поддержки МСП (Глушко Ю. В. [6], Горовец Н. А. [7]).

В результате синтеза результатов, приведенных в анализируемых работах, можно выделить ключевые факторы и ресурсы, необходимые для развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в частности в Республике Крым.

Цель статьи – анализ состояния инструментов развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и разработка предложений по их развитию и совершенствованию

Основной материал

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) представляет собой один из наиболее важных аспектов экономической политики любого региона, включая Республику Крым. МСП не только способствует созданию рабочих мест, но и играет значительную роль в диверсификации экономики, повышении конкурентоспособности региона и становится важным двигателем экономического развития.

Министерство экономического развития Республики Крым обеспечивает реализацию на территории Крыма государственной политики социально-экономического развития, инвестиционной и внешнеэкономической политики, а также государственной политики в сфере развития предпринимательства. В мае 2014 года в рамках национального проекта была принята государственная программа Республики Крым «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» [13], в которой было создано 4 инструмента государственной поддержки предпринимательства, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Инструменты поддержки предпринимательства в Республике Крым

Источник: составлено авторами на основе [13].

Центр «инвестиций и регионального развития оказывает содействие в подборе инвестиционных площадок, предоставляет информацию для реализации инвестиционного проекта, оказывает сопровождение инвестиционного проекта в получении согласований по принципу «одного окна» [12]. В его компетенцию входит анализ инвестиционного рынка, поддержка инвесторов и содействие в разработке законодательных инициатив, направленных на улучшение условий для ведения бизнеса.

Крымский гарантийный фонд формирует систему гарантий и поручительств в обязательствах предпринимателей Крыма по кредитным договорам микрозаймов и лизинга. Кроме этого, существует партнерство с Фондом микрофинансирования Республики Крым, которое позволяет крымским предпринимателям получить поручительство по договору микрозайма в пределах 70 % от суммы микрозайма.

Фонд поддержки предпринимательства Республики Крым является одним из центров «Мой бизнес». Он сосредоточен на оказании помощи малым и средним предприятиям в различных сферах их деятельности. Фонд предоставляет консультационные услуги, обучающие программы и семинары для бизнесменов, а также поддержку в разработке бизнес–планов. Кроме этого, осуществляет информационное сопровождение предпринимателей, что включает в себя помощь в поиске различных источников финансирования и партнеров для бизнеса. Это позволяет создать благоприятные условия для развития и роста предпринимателей в регионе.

Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым повышает доступность заёмных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства; помогает в создании дополнительных рабочих мест; обеспечивает самозанятость населения и реализацию предпринимательских инициатив на территории Республики Крым. Фонд микрофинансирования предлагает различные программы, включая микрозаймы, которые могут быть использованы на расширение производства, модернизацию оборудования и выполнение других инвестиционных проектов. Условия предоставления займов, как правило, являются более гибкими по сравнению с коммерческими банками, что делает этот инструмент особенно востребованным.

Все эти инструменты государственной поддержки предпринимательства в Республике Крым направлены на создание позитивного делового климата и развитие предпринимательской активности, что в конечном итоге способствует экономическому росту и повышения конкурентоспособности крымского полуострова.

Как отмечает Горовец Н. А., «в экономике любой страны с рыночной системой хозяйствования малый и средний бизнес играет важную роль, являясь существенным звеном как с точки зрения доли в ВВП и общей занятости населения, так и с точки зрения приоритетов экономической политики» [7] и Глушко Ю. В. «субъекты малого и среднего предпринимательства являются важной составляющей эффективного функционирования экономики Крыма. Благодаря товарам и услугам, предоставляемым ими, заполняются свободные ниши регионального рынка, конкуренция способствует улучшению качества товаров, субъекты МСП благоприятно влияют на решение вопросов безработицы и качества жизни» [6].

В дополнение к уже упомянутым инициативам Министерство экономического развития Республики Крым активно поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства через три специализированных института.

Первым из них является Южный региональный центр поддержки экспорта, который предоставляет всестороннюю помощь экспортерам и компаниям, ориентированным на международные рынки. Центр предлагает разнообразные программы, включая консультации по вопросам выхода на зарубежные рынки, помощь в оформлении экспортной документации и организацию обучающих семинаров для предпринимателей. Главной целью его работы является не только поддержка текущих экспортеров, но и содействие тем, кто только планирует начать свой путь в международной торговле.

Другим ключевым институтом является Корпорация развития Республики Крым, деятельность которой направлена на создание эффективного взаимодействия между регионом и частными инвесторами. Корпорация активно работает над привлечением инвестиций в экономику Крыма, предоставляя инвесторам информацию о возможностях и условиях для ведения предпринимательства. Сотрудничество Корпорации с Фондом микрофинансирования создает прочную основу для комплексного подхода к развитию предпринимательства в регионе. Основными направлениями их работы являются популяризация доступных финансовых услуг и помощь стартапам, что, в свою очередь, способствует укреплению инвестиционной привлекательности Крыма.

Третий институт, Региональная лизинговая компания, предлагает предпринимателям ряд льготных программ лизинга, позволяющих значительно облегчить процесс приобретения необходимого оборудования. В рамках программ финансируются такие виды техники, как транспортные средства, тяжелая и специализированная техника, а также малые прогулочные и рыболовецкие суда. Это дает возможность местным предпринимателям получить доступ к современным технологиям и улучшать свои производственные возможности, что имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности их бизнеса.

Такое комплексное развитие институциональной структуры поддержки предпринимательства в Крыму в сочетании с активной работой всех институтов создает благоприятные условия для роста и стабилизации малых и средних предприятий, что, безусловно, способствует экономическому процветанию региона в целом.

Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым (далее – Фонд) остаётся одним из ведущих институт поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставляемая финансовая поддержка помогает предпринимателям получать необходимые ресурсы для роста и развития своего предприятия в Крыму, что способствует экономическому развитию региона. На сегодняшний день существует 15 действующих программ кредитования на пополнение оборотных активов и/или вложение в основные фонды, каждая из которых ориентирована на определенную целевую группу, таких как: Моногород приоритет; Самозанятый; Доверие; Выгодный; Максимум; Социальный; Универсальный; Инвестиционный; Приоритет; Юбилейный; ZA–поддержку; Бизнес ЧС; Грант; Рефинансирование; Иные СМСП [5].

Заявку на получение займа в Фонде можно получить через цифровую платформу Корпорации МСП (МСП.РФ) [18]. Помимо этого, следует подчеркнуть, что каждая из программ предоставляется по льготной процентной ставке от 1 до 22 % годовых на срок от 6 до 60 месяцев на сумму от 25 000 рублей до 5 000 000 рублей без комиссии. Помимо этого, микрозаймы предоставляется до 500 000 рублей под поручительство и свыше 500 000 рублей – под залог [14]. В свою очередь, залогом являются автотранспорт, механизированный транспорт, оборудование, коммерческая или жилая недвижимость и земельное участки (кроме сельскохозяйственных).

За годы работы Фонд завоевал доверие и репутацию среди крымских предпринимателей, доказав свою эффективность, как действенный инструмент развития бизнеса. География предоставления микрозаймов охватывает весь полуостров, способствуя развитию бизнеса в различных регионах. Рассмотрим их более подробно в таблице 1.

Таблица 1. Количество выданных микрозаймов Фондом микрофинансирования предпринимательства Республики Крым, шт.

Район 2019 2020 2021 2022 2023
Алушта 4 9 6 9 16
Армянск 3 0 6 3 3
Бахчисарай 0 0 0 1 3
Бахчисарайский р–н 7 18 24 19 22
Белогорск 3 2 1 1 2
Белогорский р–н 6 11 15 9 8
Джанкой 3 7 22 22 23
Джанкойский р–н 13 25 15 15 17
Евпатория 9 25 31 44 30
Керчь 5 18 39 25 26
Кировский р–н 5 16 9 10 10
Красногвардейский р–н 43 77 57 58 53
Красноперекопск 5 4 9 7 6
Красноперекопский р–н 5 4 4 5 3
Ленинский р–н 3 5 10 9 8
Нижнегорский р–н 12 17 10 13 13
Первомайский р–н 12 8 8 10 11
Раздольненский р–н 5 15 11 8 7
Саки 2 1 11 6 15
Сакский р–н 12 18 18 16 22
Симферополь 70 244 266 265 245
Симферопольский р–н 15 54 61 74 73
Советский р–н 7 26 19 14 23
Судак 4 18 17 17 15
Феодосия 5 26 29 25 50
Черноморский р–н 8 13 16 5 11
Ялта 7 31 38 41 39
Итого: 273 692 752 731 754

Источник: составлено авторами на основе документов Фонда.

Из таблицы 1 видно, что наибольшее количество микрозаймов было выдано в 2023 году (754 микрозайма). Заметно выделяется Симферополь, где количество выданных микрозаймов значительно выше, чем в других районах, на втором месте – Красногвардейский район, который также показывает стабильно высокое количество выданных микрозаймов. Помимо этого, стоит отметить, что наблюдается тенденция к росту количества микрозаймов в большинстве районов с 2019 по 2023 годы, предоставляемым крымским предпринимателям что свидетельствует о популяризации доступности финансового инструмента.

Далее рассмотрим на карте Республики Крым (рисунок 2) города и районы Крыма по выдаваемым средствам Фонда. Как видно, финансовая поддержка распространяется по всему полуострову, помогая предпринимателям развивать свой бизнес как в крупных городах, так и в сельской местности.

Рисунок 2. Распределение выдаваемых денежных средств Фонда микрофинансирования по городам и районам Республики Крым

Источник: [7].

К регионам лидерам можно отнести: г. Симферополь – 2 637,40 млн. руб.; Красногвардейский район – 911,46 млн. руб.; Симферопольский район – 560,16 млн. руб.

Кроме этого, Фонд реализует три региональных проекта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  1. «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятым гражданам»: направлен на поддержку самозанятых, включая доступ к образовательным программам и льготным условиям для ведения бизнеса.
  2. «Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса»: предоставляет помощь начинающим предпринимателям, включая субсидии, консультации и доступ к инфраструктуре.
  3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»: помогает уже действующим предприятиям масштабировать свой бизнес, выходить на новые рынки и развивать инновационные проекты.

Рассмотрим реализацию каждого проекта в таблице 2. В 2022 и 2023 годах, исходя из таблицы 2, наблюдается значительное превышение фактического объема выданных микрозаймов по сравнению с планом.

Таблица 2. Целевые показатели Фонда по региональным проектам

Предоставлено микрозаймов 2022 2023
План Факт % исполнения План Факт % исполнения
Самозанятым гражданам обеспечено предоставление микрозаймов по льготной ставке государственными МФО (объем выданных микрозаймов, ежегодно), млн. руб. 4 16,88 422 7,7 20,30 263,64
Начинающим предпринимателям предоставлены льготные финансовые ресурсы в виде микрозаймов государственными МФО (ежегодно) (количество действующих микрозаймов, представленных начинающим предпринимателям), единиц 93 173 186 165 186 112,73
Субъектам МСП обеспечен льготный доступ к заёмным средствам государственных МФО (количество действующих микрозаймов, выданных МФО), единиц 447 1 482 331,1 0,439 1 485 338,27

Источник: составлено авторами на основе документов Фонда

В 2022 году план перевыполнен более чем в 4 раза, а в 2023 году – более чем в 2,6 раза. Это связано с высоким спросом на микрозаймы среди самозанятых и более низкой процентной ставкой, чем предоставляется в банках.

По количеству выданных микрозаймов начинающим предпринимателям в 2022 году план перевыполнен почти вдвое (186 %), а в 2023 году план также перевыполнен, но незначительно (на 12,7 %). Это может указывать на постепенное увеличение доступности микрокредитования для начинающих предпринимателей.

Аналогичная ситуация отмечается в сфере малого и среднего бизнеса, где в 2022 и 2023 годах наблюдается значительное превышение планов по количеству выданных микрозаймов субъектам МСП (более чем в 3 раза), что свидетельствует о высокой востребованности льготного микрокредитования в сегменте МСП по причине увеличения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Рассмотрим показатели эффективности Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым с 2019 по 2023 годы (рис. 3).

Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым демонстрирует положительную динамику по большинству ключевых показателей с 2019 по 2023 год. Существенный рост капитализации и количества выданных микрозаймов подтверждает успешную работу Фонда и его растущую роль в поддержке предпринимательства. Рассмотрим более подробно показатели эффективности в таблице 3.

В свою очередь, значительный рост риска портфеля был вызван усложнением политической ситуации в регионе, что привело к снижению предпринимательской активности и покупательской способности. Средний размер микрозайма увеличился с 2019 по 2023 годы на 20 %. Это свидетельствует о том, что Фонд изменил стратегию и целевую аудиторию (на более крупные проекты).

Рисунок 3. Показатели эффективности работы Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым с 2019 по 2023 годы

Источник: составлено авторами на основе [8].

Таблица 3. Показатели эффективности работы Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым

Показатели 2019 2020 2021 2022 2023 Прирост (%)
Капитализация Фонда, млн. руб. 1 107,1 2 016,7 2 022,6 2 131,2 2 136,2 92,7
Эффективность размещения средств, % 73,9 83,7 99,21 94,11 93,02 26,0
Риск портфеля, % 1,7 1,4 3,34 6,35 6,72 295,3
Средний микрозайм, млн. руб. 1,5 1,95 1,40 1,36 1,80 20

Источник: составлено авторами на основе [16]

На сегодняшний день Фондом микрофинансирования Республики Крым выдано 4 360 микрозаймов на сумму 8 421 316 019 руб. за всё время существования. Далее рассмотрим динамику выданных микрозаймов с 2021 по 2023 годы (табл. 4).

Таблица 4. Динамика выданных микрозаймов Фондом микрофинансирования Республики Крым за 2021–2023 годы

Год Количество выданных микрозаймов Сумма выданных микрозаймов
2021 752 1 562 566 481,00
2022 731 1 533 016 266,00
2023 754 1 359 425 164,00

Источник: составлено авторами на основе [16]

Исходя из таблицы 4 можно сделать следующие выводы:

  • Наблюдается стабильное количество выданных микрозаймов с небольшими колебаниями. В 2022 году отмечается снижение на 2,8 % по сравнению с 2021, а в 2023 году количество выданных микрозаймов восстановилось до 754, что на 3,1 % выше уровня 2022 года. Данная тенденция свидетельствует о стабильной востребованности микрокредитования в Республике Крым.
  • Сумма выданных микрозаймов демонстрирует тенденцию к снижению. В 2022 году сумма выдачи снизилась на 1,9 % по отношению к 2021, а в 2023 году сумма снизилась еще более значительно – на 11,4 % по сравнению с 2022, что может быть связано с некоторыми экономическими факторами, такими как повышение ключевой ставки и инфляция.

Для понимания трендовых изменений можно вычислить среднюю сумму выданного микрозайма в каждый из лет.

  • 2021: 1,562,566,481.00 / 752 ≈ 2,081,623 рублей
  • 2022: 1,533,016,266.00 / 731 ≈ 2,095,962 рублей
  • 2023: 1,359,425,164.00 / 754 ≈ 1,800,402 рублей

Средняя сумма займа увеличилась с 2021 по 2022 на 0,7 %, но значительно снизилась на 13,9% в 2023 по сравнению с 2022 годом. Это говорит о том, что Фонд продолжает поддерживать малый и средний бизнес с помощью микрокредитования, но средний размер кредита не увеличивается. Исходя из представленных данных, динамика выданных микрозаймов в Республике Крым в значительной степени определяется несколькими экономическими факторами. Во–первых, общее снижение суммы выдачи микрозаймов свидетельствует о более осторожном подходе как со стороны заемщиков, так и кредиторов. Существенное увеличение ключевой ставки могло привести к удорожанию заемных ресурсов, что, в свою очередь, сократило возможности предпринимателей для получения больших сумм. Во–вторых, инфляция также сыграла существенную роль, снижая реальную покупательскую способность бизнеса и заставляя его более тщательно планировать свои финансовые запросы. Кроме того, возможно, что в условиях неопределенности экономической ситуации малые и средние предприятия стали более сдержанными в своих инвестиционных решениях.

Не менее важным аспектом является и изменение потребительских предпочтений, где предприниматели выбирают меньшие суммы займов для оптимизации затрат. Таким образом, несмотря на стабильную востребованность микрокредитования, средний размер кредита в 2023 году заметно снизился, что подчеркивает изменения в подходах к финансированию в текущих экономических реалиях.

Далее рассмотрим 2024 год по месяцам в таблице 5.

Таблицы 5. Сведения о сумме и количестве микрозаймов по месяцам 2024 г.

Период Количество Сумма
Январь 46 57 900 000 руб.
Февраль 61 83 147 983 руб.
Март 60 85 890 000 руб.
Апрель 53 95 891 579 руб.
Май 47 96 764 000 руб.
Июнь 49 125 477 000 руб.
Июль 42 95 067 000 руб.
Август 42 83 855 000 руб.
Сентябрь 55 114 259 600 руб.
Октябрь 57 143 090 000 руб.

Источник: составлено авторами на основе [16]

Из таблицы 2 следует, что в течение первых десяти месяцев 2024 года фонд предоставил достаточно стабильное число микрозаймов, колеблясь от 42 до 61 займов в месяц, с наибольшим количеством в феврале (61 займ) и наименьшим в июле и августе (по 42 займа). Это может указывать на сезонные колебания в спросе на микрофинансирование.

Общая сумма выданных микрозаймов показывает увеличивающуюся тенденцию на протяжении года. Наименьшая сумма была выдана в январе (57,9 млн. руб.), в то время как наибольшая сумма была выдана в октябре (143,1 млн. руб.). Это свидетельствует о росте интереса или необходимости в микрокредитовании в течение года.

Важно отметить, что в основном количество займов варьируется, однако сумма микрозаймов в целом возрастает. Например, в июне было выдано 49 займов на сумму 125,5 млн. руб., в то время как в мае за 47 займов была выдана сумма 96,8 млн. руб. Это может указывать на то, что фонд стал выдавать более крупные кредиты в последние месяцы года, что может быть следствием изменения экономической ситуации или потребительских предпочтений.

Причинами такой динамики могут быть:

  • Сезонность бизнеса: спрос на микрофинансирование может колебаться в зависимости от времени года, когда предприниматели активизируют свою деятельность (например, к концу года).
  • Экономическая ситуация: изменения в экономической ситуации, такие как колебания спроса на товары и услуги, могут влиять на необходимость в финансировании.

На основе роста суммы выданных займов к октябрю можно предположить, что последний квартал 2024 года может продолжить эту тенденцию роста, прогнозируя, что экономическая ситуация остаётся благоприятной для инвестиций и развития бизнеса.

Стратегия развития микрокредитной компании «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым» на 2024–2026 годы определяет основные перспективы развития в рамках стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым [9]. Стратегия направлена на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и на приоритеты в реализации основной цели деятельности Фонда – обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых) к льготным финансовым ресурсам по программам Фонда.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько перспективных направлений для развития поддержки предпринимательства в Республике Крым:

  • увеличить объем финансирования Фонда: необходимо привлечь дополнительные финансовые ресурсы из федерального и регионального бюджета. Это позволит увеличить объем выданных микрозаймов и расширить спектр услуг Фонда;
  • увеличить границы (на данный момент до 5 000 000 рублей), выдаваемых денежных средств;
  • упростить процедуры получения финансирования, а именно: введение более простых и прозрачных процедур получения микрозаймов, включая минимизацию бюрократических барьеров и сокращение времени обработки заявок;
  • расширить сотрудничество с другими региональными и федеральными организациям, создав новые программы микрозаймов;
  • разработать курсы и семинары по финансовой грамотности, управлению бизнесом и маркетингу, ориентированных на малые и средние предприятия (МСП). Это поможет предпринимателям лучше понимать свои финансовые возможности и эффективно использовать микрофинансирование;
  • разработать новые программы поддержки предпринимательства узкой направленности;
  • повысить эффективность управления – Фонд может совершенствовать свои системы управления и контроля, чтобы улучшить эффективность использования ресурсов и минимизировать риски;
  • усовершенствовать систему информационного обеспечения предпринимателей, которая включает участие в мероприятиях, касающихся тематики МСП, обмен практиками через платформу Смартека, популяризовать льготные условия через социальные сети;
  • повысить качество консультационных услуг: необходимо разработать новые консультационные программы, направленные на решение конкретных проблем предпринимателей. Это позволит предпринимателям получить более качественную помощь в развитии своего бизнеса.
  • внедрить информационные технологии для упрощения процессов выдачи микрозаймов и предоставления консультаций.

Выводы

Изучение региональных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является актуальной задачей. Малый и средний бизнес играет важную роль в экономическом развитии, повышении конкурентоспособности региона, обеспечении занятости и реализации инновационных идей. Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым играет важную роль в развитии МСП в регионе. Для дальнейшего развития Фонда необходимо проводить политику, направленную на расширение географической зоны деятельности, разработку новых программ, увеличение максимальной суммы микрозайма, повышение эффективности управления и развития партнерских отношений с другими финансовыми институтами. Важной задачей Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым является адаптация своей деятельности к изменяющимся экономическим условиям и требованиям современного бизнеса. Фонд должен быть гибким и оперативно реагировать на изменения в сфере МСП, чтобы обеспечить его устойчивое развитие и вклад в экономический рост Крыма.

Список литературы

  1. Антонов А. В. О развитии малого и среднего предпринимательства в регионах // Вестник РАЕН. 2021. Т. 21. № 1. С. 66–71.
  2. Беляева Е. А. Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства // Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы: Сборник материалов VIII международной научной конференции, Смоленск, 26 мая 2021 года. Смоленск: Смоленский государственный университет, 2021. С. 23–27.
  3. Боброва Е. А., Сотникова Е. А. Развитие малого и среднего бизнеса на региональном уровне: управленческие и финансовые инструменты // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-na-regionalnom-urovne-upravlencheskie-i-finansovye-instrumenty.
  4. Вершицкий А. В., Вершицкая Н. А. Регуляторные технологии (RegTech) как метод усовершенствования нормативно-правового регулирования // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 946–949.
  5. Виды микрозаймов Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: https://mikrofinrk.ru/o-fonde/raskrytie-informaczii/.
  6. Глушко Ю. В. Проблематика и приоритетные направления развития государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018. № 3 (44). С. 184–189.
  7. Горовец Н. А. Влияние государственной поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в Крыму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Том 2 (68). № 1. С. 26–34.
  8. Евстегнеева А. Ю. Государственная финансовая поддержка российского малого и среднего предпринимательства // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. С. 1–13.
  9. Итоги работы за 2023 год Фонда микрофинансирования предпринимательства Республики Крым. [Электронный ресурс]. URL: https://business.rk.gov.ru/funds/fmfprk?ysclid=m2p9rftrff734327186#reiting.
  10. Митрофанова И. В., Иванова Т. Б. Региональные институты развития: состояние и результативность (на примере малого и среднего предпринимательства в регионах Юга России) // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2023. Т. 25. № 3. С. 51–64. DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2023.3.5.
  11. Нехайчук Д. В., Донь Н. И., Тарасенко А. М. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в регионе // Региональные особенности экономического развития в условиях цифровых трансформаций: Сборник научных трудов по результатам всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов, Севастополь, 15–17 февраля 2023 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. С. 40–47.
  12. Об инвестиционной деятельности в Республике Крым [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/file/pub/pub_303244.pdf.
  13. Постановление Совета министров Республики Крым от 27 мая 2014 года № 101 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым на 2014 год» [Электронный ресурс]. URL: https://rk.gov.ru/documents/c605ce4a-d6e0-4c2f-8459-c222207d6c31.
  14. Правила предоставления микрозаймов микрокредитной компании «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым» [Электронный ресурс]. URL: https://mikrofinrk.ru/files/rules.pdf.
  15. Русак И. Н. Особенности государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Современное государственное управление: образование, наука, практика: сборник статей международной научно-практической конференции, Минск, 26 января 2021 года. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2021. С. 148–149.
  16. Сведения о сумме и количестве микрозаймов, выданных за отчётный период [[Электронный ресурс]. URL: https://mikrofinrk.ru/o-fonde/raskrytie-informaczii/.
  17. Харламова А. В. Региональные особенности развития малого и среднего предпринимательства в современных условиях экономики // Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Донецк, 29 октября 2021 года. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2021. С. 848–852.
  18. Цифровая платформа МСП.РФ [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф.

Статья поступила в редакцию 15.11.2024