Интеграция вузов в инновационную систему регионов

УДК [332.146.2: 005.591.6]: 378.09

Publication text (PDF):Download

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ В ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ РЕГИОНОВ

Машьянова Е. Е.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: mahyanovae@mail.ru

В исследовании обосновывается необходимость интеграции ВУЗов в инновационную систему регионов. Рассматриваются подходы к управлению инновационным потенциалом ВУЗа и формы интеграции университетов в региональные инновационные системы. Предлагаются направления успешной интеграции университетов в региональные инновационные системы. Определяются уровни эффективной интеграции университетов в региональную инновационную систему.

Ключевые слова: региональное развитие, региональная инновационная система, ВУЗ, инновационный потенциал высшего учебного заведения, эффективность.

ВВЕДЕННИЕ

Региональное развитие представляет собой комплексный процесс изменения экономической, политической, социальной, культурной и пространственной сфер, что приводит к качественным их изменениям. В социально-экономическом понимании регионы призваны решать ряд конкретных задач: комплексное развитие территорий, участие в научно-техническом и инновационном развитии, содействие развитию малого и среднего бизнеса, развитие рынка труда, повышение уровня жизни населения, улучшение социального климата и т. д. В современной экономике происходит переосмысление традиционных понятий эффективности развития региона, в результате чего вырабатываются новые концепции регионального развития, в том числе и с участием организаций высшего образования, призванных комплексно решать задачи в этом направлении. Как показывают исследования последних лет [2], в решении значительного числа проблем развития общества и в поддержании его социальной стабильности существенная роль принадлежит именно инвестициям в развитие высшего образования, что способствует становлению национальных и региональных инновационных экономик.

Таким образом, становятся актуальными вопросы, связанные с определением доли влияния университетов на региональное развитие, выявлением приоритетных задач при разработке стратегий региона и университета, необходимостью участия ВУЗа в формировании региональной программы развития. В этой связи очень важно понимать, насколько ВУЗы уже интегрированы в стратегию развития региона и как эффективно происходит взаимодействие с региональными программами сотрудничества. Для этого необходимо оценить спектр имеющихся компетенций ВУЗа и найти возможности их расширения. Но главными остаются вопросы качественного и количественного измерения эффективности такой интеграции, определения индикаторов успешности включения университетов в решение стратегических социально-экономических задач регионов.

Вопросами инновационной деятельности, в которой определена роль ВУЗов, занимаются многие научные коллективы и отдельные исследователи: О. С. Гапонова, С. В. Смельцова, Ю. Ю. Чилипенок [2], Д. С. Величенкова [3, 5], Е. А. Белова [4], Н. В. Максимова, З. Е. Шапорова, А. В. Цветцых [6], Ю. П. Куликова [7], Д. С. Терещенко, В. С. Щербаков [8], С. Б. Перцев [9], С. Б. Рудич [10].

Однако данное направление требует дальнейшего изучения и необходимость осмысления возрастающей роли инновационной деятельности ВУЗа в региональном развитии.

Цель статьи – выявление степени комплексного взаимодействия инновационного развития региона и ключевых характеристик инновационной деятельности ВУЗа.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Инновационный потенциал высшего учебного заведения выводит его на новый уровень развития, повышает конкурентные преимущества, создает условия для участия университетов в деятельности социально-экономических и инновационных региональных систем.

В рамках повышения уровня конкурентоспособности региональной экономики необходимо понимать те преимущества, которые дает инновационная деятельность, в связи с чем необходимо выработать новые подходы к «…управлению инновационным потенциалом ВУЗа и рассмотреть формы интеграции университетов региональные инновационные системы» [3].

С целью эффективной интеграции ВУЗов в региональные инновационные системы необходимо, чтобы университеты:

1) представляли собой платформу для трансфера новых технологий от стадии идеи до стадии технологических и промышленных испытаний;

2) оказывали консалтинговые услуги на всех уровнях региональной инновационной системы для всех ее участников;

3) поставляли идеи для малых инновационных предприятий региона;

4) налаживали контакт с представителями производственных мероприятий региона;

5) направляли образовательный процесс в рамки формирования квалифицированных и компетентных кадров, поставляемых на региональный рынок труда.

Эффективность интеграции университетов в региональную инновационную систему возможно определить на двух уровнях: на уровне ВУЗа и на уровне региональной инновационной системы (рис. 1).

Рисунок 1 – Эффективность интеграции университетов в региональную инновационную систему.

Источник: составлено автором.

В условиях экономики знаний инновационное развитие ВУЗа является интегральным результатом системного его взаимодействия с региональными инновационными системами. Формирование в институциональной среде российской образовательной системы оценки инновационного потенциала ВУЗа является предпосылкой ускорения инновационных процессов на уровне региона. Как утверждалось в ранних исследованиях, «…роль современного университета заключается в содействии развития экономики и помощи в создании инновационных продуктов» [11, с. 72].

Проводимые научные исследования отечественных экономистов определили важный результат взаимодействия деятельности ВУЗов с инновационным развитием региона: университет определяется как «…источник непрерывной генерации знаний и технологий, как платформа, на которой можно распространять знания, коммерциализировать научные разработки и извлекать положительный экономический эффект от своей деятельности» [5, с. 45].

Таким образом, образовательные организации региона являются центральным ядром региональной инновационной системы, так как представляют собой платформу создания и полной реализации инноваций. Эти организации в своей деятельности взаимодействуют с представителями бизнеса и власти и поддерживаются инфраструктурными образованиями.

Под образовательными организациями понимаются учреждения, занимающиеся научно-образовательной деятельностью, опытными разработками, а также созданные на их базе малые инновационные предприятия, технопарки, бизнес–инкубаторы и организации, занимающиеся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации уже работающего населения региона. Таким образом, «…потенциальные возможности высших учебных заведений повышают не только качество региональной индустрии в целом, но создают условия для реализации инновационных производств отдельных компаний» [12, с. 57].

Бизнес выполняет функцию стимулирования образовательной среды к обучению новым исследованиям, снабжает образовательные организации коммерческими заказами, создает благоприятные условия для трансфера знаний, обмена опытом, компетентного консультирования, и, в целом, вовлечения бизнеса в деятельность ВУЗов. На основе системы управления инновационной деятельностью предприятий возможно сформировать каналы взаимодействия, отвечающие внешним вызовам рынка при формировании новых технологий и новых инновационных продуктов.

Государственные органы власти различных уровней в рамках региона осуществляют нормативно-правовое ведение взаимодействия образовательных организаций с остальными элементами инновационной системы региона, адаптируясь под условия изменяющейся внешней среды и достижение показателей инновационной активности, а также государственное финансирование разработок и образовательной деятельности.

Поддерживают систему инфраструктурные институты, устанавливающие социально-культурные нормы, содействующие организации инновационной деятельности, оказывающие информационные или организационные услуги участникам регионального инновационного развития.

Аналитические исследования [13] показали, что для эффективного функционирования региональной инновационной системы требуется обязательный источник генерации знаний и инновационных инициатив. И такими платформами для генерации новых идей выступают образовательные и научно-исследовательские организации. Именно ВУЗы выступают центром инновационного, технологического и социального развития регионов, базой для осуществления коммерциализации научных разработок. В табл. 1 наглядно показана значительная роль образовательных организаций высшего образования в выполнении исследовательских разработок в стране.

Таблица 1 Организации, выполняющие исследовательские разработки

Организации

2000 2010 2018 2019 2020
Научно-исследовательские организации 2686 1840 1574 1618 1633
Конструкторские организации 318 362 254 255 239
Проектные и проектно-изыскательские организации 85 36 20 11 12
Опытные заводы 33 47 49 44 35
Образовательные организации высшего образования 390 517 917 951 969
Организации промышленности, имеющие научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения 284 238 419 450 441
Прочие 303 452 717 722 846
Всего 4099 3492 3950 4051 4175

Источник: составлено по данным Российского статистического ежегодника – 2021.

Как видно из таблицы, ВУЗы – вторые по численности организации, в приоритете которых стоят исследовательские разработки и инновационное проектирование.

Согласно данным статистики (рис. 2), доля ВУЗов в числе организаций, осуществляющих инновационную деятельность и разработки, принимает существенное значение (около 23 % от общего числа организаций, осуществляющих инновационную деятельность на территории РФ).

Рисунок 2 – Организации, осуществляющие научную деятельность в 2020 г. Источник: разработано по данным Российского статистического ежегодника – 2021.

Развитая инфраструктура ВУЗа, на базе которой можно построить эффективную региональную инновационную систему, включает в себя создание новых знаний и технологий с последующим трансфером их на рынок, а также обучение компетентных специалистов, реагирующих на необходимость инновационного развития. В случае опоры на инфраструктуру образовательных учреждений инновационная привлекательность региона заметно повышается, поскольку задействовано использование научного и образовательного потенциала в развитии инновационных процессов. Построение сбалансированной инновационной инфраструктуры внутри ВУЗов рассматривается как способ повышения эффективности научно-исследовательской деятельности на основе ее коммерциализации.

На законодательном уровне Федеральным законов № 254–ФЗ установлено, что «инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг» [1].

Поддержка инновационной инфраструктур со стороны государства осуществлялась по следующим этапам (табл. 2).

Таблица 2 Этапы законодательной поддержки инновационной инфраструктуры

Период Характеристика
С 2005 по 2008 гг Создание научных центров и технопарков Федеральным Правительством
С 2009 по 2011 гг. Разработка законопроектов, которые направлены на стимулирование развития инновационной инфраструктуры социально-экономических систем
С 2011 по 2015 гг. Учреждение федеральных грантов, направленных на развитие эффективных предпринимательских структур в университетах и построение региональных кластеров в области инноваций, Правительством РФ
С 2021 г. Приоритет 2030 – поддержка 100 университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу.

Источник: систематизировано автором.

Таким образом, ВУЗы должны и могут принимать участие в решении региональных социально-экономических задач, способствуя комплексному развитию территорий через инновационную и научную деятельность; подготовка предпринимательских кадров дает толчок как развитию рынка труда, так и малого и среднего бизнеса; повышение уровня образования способствует повышению уровня жизни населения региона и, в целом, улучшению социального климата.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования сформировали комплексную характеристику взаимодействия инновационного развития региона и инновационной деятельности ВУЗа.

Анализ современного развития ВУЗов демонстрирует тесную взаимосвязь научно-исследовательских и образовательных организаций с инновационным развитием региона. В современных трендах социально-экономического и инновационного развития экономики региона, основанной на знаниях и опыте научно-технического прогресса, высшие учебные заведения становятся генератором научных разработок и создателем инновационных технологий.

Переход ВУЗов на инновационный путь развития является главным фактором при оценке эффективности реализации своих потенциальных возможностей в современных условиях, согласованных с требованиями региональной экономики. Университетам необходимо разработать такие стратегию и тактику своей деятельности, которые бы способствовали проведению взаимообусловленных действий, направленных на реализацию программы инновационного развития регионов.

Модернизация высших учебных заведений в Российской Федерации должна обеспечивать успешную интеграцию отечественных ВУЗов в региональную инновационную систему. Таким образом, систему высшего образования необходимо рассматривать как отрасль национальной экономики, характеризующуюся сформированным экономико-правовым пространством и влияющую на стратегическое развитие регионов.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 № 54–ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193/
  2. 2. Гапонова О. С., Смельцова С. В., Чилипенок Ю. Ю. Интеграция организаций высшего образования для решения зада социально-экономического развития регионов // Экономика региона. 2020. № 16 (4). С. 1147–1160.
  3. Величенкова Д. С. Формирование взаимодействия инновационного университета и регионального инновационного развития // Kant. 2020. № 3 (36). С.22–29.
  4. Белова Е. А. Методологические основы оценки эффективности интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему РФ // Вестник университета. 2017. № 5. С.48–55.
  5. Величенкова Д. С. Обеспечение эффективности региональной инновационной системы на основе интеграции инновационной деятельности университетов: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2020. 214 с.
  6. Максимова Н. В., Шапорова З. Е., Цветцых А. В. Инновационное развитие ВУЗов как основа повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.kgau.ru/new/all/konferenc/konferenc/2015/g17.pdf
  7. Куликова Ю. П. Интеграционные формы развития системы высшего образования в рамках модернизации национальной экономики // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Том 12. Выпуск 4. С. 106–117
  8. Терещенко Д. С., Щербаков В. С. Место и роль ВУЗов в инновационном развитии регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 12. С.165–177.
  9. Перцев С. Б. Влияние инновационной системы на экономический рост региона [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11156
  10. Рудич С. Б. Методологи оценки инновационного развития региональных социально-экономических систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 3 (60). С.132–138.
  11. Никитина М. Г., Машьянова Е. Е. Концепция развития ВУЗов в условиях свободных экономических зон // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 4. С.52–67.
  12. Машьянова Е. Е., Никитина М. Г., Реутов В. Е. ВУЗы в системе инновационной инфраструктуры региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 2. С.68–82.
  13. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021 692 с.