УДК [332.146.2: 005.591.6]: 378.09
Publication text (PDF):Download
ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ В ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ РЕГИОНОВ
Машьянова Е. Е.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: mahyanovae@mail.ru
В исследовании обосновывается необходимость интеграции ВУЗов в инновационную систему регионов. Рассматриваются подходы к управлению инновационным потенциалом ВУЗа и формы интеграции университетов в региональные инновационные системы. Предлагаются направления успешной интеграции университетов в региональные инновационные системы. Определяются уровни эффективной интеграции университетов в региональную инновационную систему.
Ключевые слова: региональное развитие, региональная инновационная система, ВУЗ, инновационный потенциал высшего учебного заведения, эффективность.
ВВЕДЕННИЕ
Региональное развитие представляет собой комплексный процесс изменения экономической, политической, социальной, культурной и пространственной сфер, что приводит к качественным их изменениям. В социально-экономическом понимании регионы призваны решать ряд конкретных задач: комплексное развитие территорий, участие в научно-техническом и инновационном развитии, содействие развитию малого и среднего бизнеса, развитие рынка труда, повышение уровня жизни населения, улучшение социального климата и т. д. В современной экономике происходит переосмысление традиционных понятий эффективности развития региона, в результате чего вырабатываются новые концепции регионального развития, в том числе и с участием организаций высшего образования, призванных комплексно решать задачи в этом направлении. Как показывают исследования последних лет [2], в решении значительного числа проблем развития общества и в поддержании его социальной стабильности существенная роль принадлежит именно инвестициям в развитие высшего образования, что способствует становлению национальных и региональных инновационных экономик.
Таким образом, становятся актуальными вопросы, связанные с определением доли влияния университетов на региональное развитие, выявлением приоритетных задач при разработке стратегий региона и университета, необходимостью участия ВУЗа в формировании региональной программы развития. В этой связи очень важно понимать, насколько ВУЗы уже интегрированы в стратегию развития региона и как эффективно происходит взаимодействие с региональными программами сотрудничества. Для этого необходимо оценить спектр имеющихся компетенций ВУЗа и найти возможности их расширения. Но главными остаются вопросы качественного и количественного измерения эффективности такой интеграции, определения индикаторов успешности включения университетов в решение стратегических социально-экономических задач регионов.
Вопросами инновационной деятельности, в которой определена роль ВУЗов, занимаются многие научные коллективы и отдельные исследователи: О. С. Гапонова, С. В. Смельцова, Ю. Ю. Чилипенок [2], Д. С. Величенкова [3, 5], Е. А. Белова [4], Н. В. Максимова, З. Е. Шапорова, А. В. Цветцых [6], Ю. П. Куликова [7], Д. С. Терещенко, В. С. Щербаков [8], С. Б. Перцев [9], С. Б. Рудич [10].
Однако данное направление требует дальнейшего изучения и необходимость осмысления возрастающей роли инновационной деятельности ВУЗа в региональном развитии.
Цель статьи – выявление степени комплексного взаимодействия инновационного развития региона и ключевых характеристик инновационной деятельности ВУЗа.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Инновационный потенциал высшего учебного заведения выводит его на новый уровень развития, повышает конкурентные преимущества, создает условия для участия университетов в деятельности социально-экономических и инновационных региональных систем.
В рамках повышения уровня конкурентоспособности региональной экономики необходимо понимать те преимущества, которые дает инновационная деятельность, в связи с чем необходимо выработать новые подходы к «…управлению инновационным потенциалом ВУЗа и рассмотреть формы интеграции университетов региональные инновационные системы» [3].
С целью эффективной интеграции ВУЗов в региональные инновационные системы необходимо, чтобы университеты:
1) представляли собой платформу для трансфера новых технологий от стадии идеи до стадии технологических и промышленных испытаний;
2) оказывали консалтинговые услуги на всех уровнях региональной инновационной системы для всех ее участников;
3) поставляли идеи для малых инновационных предприятий региона;
4) налаживали контакт с представителями производственных мероприятий региона;
5) направляли образовательный процесс в рамки формирования квалифицированных и компетентных кадров, поставляемых на региональный рынок труда.
Эффективность интеграции университетов в региональную инновационную систему возможно определить на двух уровнях: на уровне ВУЗа и на уровне региональной инновационной системы (рис. 1).
Рисунок 1 – Эффективность интеграции университетов в региональную инновационную систему.
Источник: составлено автором.
В условиях экономики знаний инновационное развитие ВУЗа является интегральным результатом системного его взаимодействия с региональными инновационными системами. Формирование в институциональной среде российской образовательной системы оценки инновационного потенциала ВУЗа является предпосылкой ускорения инновационных процессов на уровне региона. Как утверждалось в ранних исследованиях, «…роль современного университета заключается в содействии развития экономики и помощи в создании инновационных продуктов» [11, с. 72].
Проводимые научные исследования отечественных экономистов определили важный результат взаимодействия деятельности ВУЗов с инновационным развитием региона: университет определяется как «…источник непрерывной генерации знаний и технологий, как платформа, на которой можно распространять знания, коммерциализировать научные разработки и извлекать положительный экономический эффект от своей деятельности» [5, с. 45].
Таким образом, образовательные организации региона являются центральным ядром региональной инновационной системы, так как представляют собой платформу создания и полной реализации инноваций. Эти организации в своей деятельности взаимодействуют с представителями бизнеса и власти и поддерживаются инфраструктурными образованиями.
Под образовательными организациями понимаются учреждения, занимающиеся научно-образовательной деятельностью, опытными разработками, а также созданные на их базе малые инновационные предприятия, технопарки, бизнес–инкубаторы и организации, занимающиеся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации уже работающего населения региона. Таким образом, «…потенциальные возможности высших учебных заведений повышают не только качество региональной индустрии в целом, но создают условия для реализации инновационных производств отдельных компаний» [12, с. 57].
Бизнес выполняет функцию стимулирования образовательной среды к обучению новым исследованиям, снабжает образовательные организации коммерческими заказами, создает благоприятные условия для трансфера знаний, обмена опытом, компетентного консультирования, и, в целом, вовлечения бизнеса в деятельность ВУЗов. На основе системы управления инновационной деятельностью предприятий возможно сформировать каналы взаимодействия, отвечающие внешним вызовам рынка при формировании новых технологий и новых инновационных продуктов.
Государственные органы власти различных уровней в рамках региона осуществляют нормативно-правовое ведение взаимодействия образовательных организаций с остальными элементами инновационной системы региона, адаптируясь под условия изменяющейся внешней среды и достижение показателей инновационной активности, а также государственное финансирование разработок и образовательной деятельности.
Поддерживают систему инфраструктурные институты, устанавливающие социально-культурные нормы, содействующие организации инновационной деятельности, оказывающие информационные или организационные услуги участникам регионального инновационного развития.
Аналитические исследования [13] показали, что для эффективного функционирования региональной инновационной системы требуется обязательный источник генерации знаний и инновационных инициатив. И такими платформами для генерации новых идей выступают образовательные и научно-исследовательские организации. Именно ВУЗы выступают центром инновационного, технологического и социального развития регионов, базой для осуществления коммерциализации научных разработок. В табл. 1 наглядно показана значительная роль образовательных организаций высшего образования в выполнении исследовательских разработок в стране.
Таблица 1 Организации, выполняющие исследовательские разработки
Организации |
2000 | 2010 | 2018 | 2019 | 2020 |
Научно-исследовательские организации | 2686 | 1840 | 1574 | 1618 | 1633 |
Конструкторские организации | 318 | 362 | 254 | 255 | 239 |
Проектные и проектно-изыскательские организации | 85 | 36 | 20 | 11 | 12 |
Опытные заводы | 33 | 47 | 49 | 44 | 35 |
Образовательные организации высшего образования | 390 | 517 | 917 | 951 | 969 |
Организации промышленности, имеющие научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения | 284 | 238 | 419 | 450 | 441 |
Прочие | 303 | 452 | 717 | 722 | 846 |
Всего | 4099 | 3492 | 3950 | 4051 | 4175 |
Источник: составлено по данным Российского статистического ежегодника – 2021.
Как видно из таблицы, ВУЗы – вторые по численности организации, в приоритете которых стоят исследовательские разработки и инновационное проектирование.
Согласно данным статистики (рис. 2), доля ВУЗов в числе организаций, осуществляющих инновационную деятельность и разработки, принимает существенное значение (около 23 % от общего числа организаций, осуществляющих инновационную деятельность на территории РФ).
Рисунок 2 – Организации, осуществляющие научную деятельность в 2020 г. Источник: разработано по данным Российского статистического ежегодника – 2021.
Развитая инфраструктура ВУЗа, на базе которой можно построить эффективную региональную инновационную систему, включает в себя создание новых знаний и технологий с последующим трансфером их на рынок, а также обучение компетентных специалистов, реагирующих на необходимость инновационного развития. В случае опоры на инфраструктуру образовательных учреждений инновационная привлекательность региона заметно повышается, поскольку задействовано использование научного и образовательного потенциала в развитии инновационных процессов. Построение сбалансированной инновационной инфраструктуры внутри ВУЗов рассматривается как способ повышения эффективности научно-исследовательской деятельности на основе ее коммерциализации.
На законодательном уровне Федеральным законов № 254–ФЗ установлено, что «инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг» [1].
Поддержка инновационной инфраструктур со стороны государства осуществлялась по следующим этапам (табл. 2).
Таблица 2 Этапы законодательной поддержки инновационной инфраструктуры
Период | Характеристика |
С 2005 по 2008 гг | Создание научных центров и технопарков Федеральным Правительством |
С 2009 по 2011 гг. | Разработка законопроектов, которые направлены на стимулирование развития инновационной инфраструктуры социально-экономических систем |
С 2011 по 2015 гг. | Учреждение федеральных грантов, направленных на развитие эффективных предпринимательских структур в университетах и построение региональных кластеров в области инноваций, Правительством РФ |
С 2021 г. | Приоритет 2030 – поддержка 100 университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. |
Источник: систематизировано автором.
Таким образом, ВУЗы должны и могут принимать участие в решении региональных социально-экономических задач, способствуя комплексному развитию территорий через инновационную и научную деятельность; подготовка предпринимательских кадров дает толчок как развитию рынка труда, так и малого и среднего бизнеса; повышение уровня образования способствует повышению уровня жизни населения региона и, в целом, улучшению социального климата.
ВЫВОДЫ
Проведенные исследования сформировали комплексную характеристику взаимодействия инновационного развития региона и инновационной деятельности ВУЗа.
Анализ современного развития ВУЗов демонстрирует тесную взаимосвязь научно-исследовательских и образовательных организаций с инновационным развитием региона. В современных трендах социально-экономического и инновационного развития экономики региона, основанной на знаниях и опыте научно-технического прогресса, высшие учебные заведения становятся генератором научных разработок и создателем инновационных технологий.
Переход ВУЗов на инновационный путь развития является главным фактором при оценке эффективности реализации своих потенциальных возможностей в современных условиях, согласованных с требованиями региональной экономики. Университетам необходимо разработать такие стратегию и тактику своей деятельности, которые бы способствовали проведению взаимообусловленных действий, направленных на реализацию программы инновационного развития регионов.
Модернизация высших учебных заведений в Российской Федерации должна обеспечивать успешную интеграцию отечественных ВУЗов в региональную инновационную систему. Таким образом, систему высшего образования необходимо рассматривать как отрасль национальной экономики, характеризующуюся сформированным экономико-правовым пространством и влияющую на стратегическое развитие регионов.
Список литературы
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 № 54–ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193/
- 2. Гапонова О. С., Смельцова С. В., Чилипенок Ю. Ю. Интеграция организаций высшего образования для решения зада социально-экономического развития регионов // Экономика региона. 2020. № 16 (4). С. 1147–1160.
- Величенкова Д. С. Формирование взаимодействия инновационного университета и регионального инновационного развития // Kant. 2020. № 3 (36). С.22–29.
- Белова Е. А. Методологические основы оценки эффективности интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему РФ // Вестник университета. 2017. № 5. С.48–55.
- Величенкова Д. С. Обеспечение эффективности региональной инновационной системы на основе интеграции инновационной деятельности университетов: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2020. 214 с.
- Максимова Н. В., Шапорова З. Е., Цветцых А. В. Инновационное развитие ВУЗов как основа повышения качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.kgau.ru/new/all/konferenc/konferenc/2015/g17.pdf
- Куликова Ю. П. Интеграционные формы развития системы высшего образования в рамках модернизации национальной экономики // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Том 12. Выпуск 4. С. 106–117
- Терещенко Д. С., Щербаков В. С. Место и роль ВУЗов в инновационном развитии регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 12. С.165–177.
- Перцев С. Б. Влияние инновационной системы на экономический рост региона [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11156
- Рудич С. Б. Методологи оценки инновационного развития региональных социально-экономических систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 3 (60). С.132–138.
- Никитина М. Г., Машьянова Е. Е. Концепция развития ВУЗов в условиях свободных экономических зон // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 4. С.52–67.
- Машьянова Е. Е., Никитина М. Г., Реутов В. Е. ВУЗы в системе инновационной инфраструктуры региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Т. 7 (73). № 2. С.68–82.
- Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021 692 с.