Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). № 3. С. 3‒4.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: nvelgosh@mail.ru
- представленной на рецензию монографии Зиновьева Ф. В., Дудко В. А. рассматривается развитие кадрового потенциала на примере одной из региональных научных школ, а также практика деятельности научного коллектива не только предшествующих поколений, но и современной практики.
Ключевые слова: Зиновьев Ф. В., Дудко В. А., научная школа, кадровый потенциал.
ВВЕДЕНИЕ
Решение проблем эффективного развития кадрового потенциала в настоящее время представляет особую ценность в контексте высокой неопределённости внешней среды, динамического развития экономики, ускорения технологического прогресса и минимизации рисков в целях повышения конкурентоспособности кадров на всех уровнях управления, а тем более в сфере научной деятельности. Именно поэтому данная проблема является объектом пристального внимания исследователей.
Существует определённая потребность в научной базе: в теории и методологии деятельности научных школ. Но, к сожалению, о научных школах и их положительном опыте рассказывается лишь в историческом плане, а опыт современных школ практически не рассматривается. А если и говорится, то речь идёт лишь о школах, которые сложились в мегаполисах, в крупных ведущих вузах. О школах, действующих длительное время, в том числе успешно функционирующих в настоящее время на региональном уровне, речи практически нет.
- этом отношении представленная монография о развитии кадрового потенциала на примере одной из региональных научных школ представляет интерес, так как в ней рассматривается практика деятельности научного коллектива не только предшествующих поколений, но и современной практики. Авторы по этой теме в течение нескольких лет опубликовали ряд статей, в которых рассмотрены различные аспекты развития кадрового потенциала авторской региональной научной школы, а затем обобщили результаты исследования в представленной монографии.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Потенциал кафедры – это интегральное отображение текущих и будущих возможностей трансформировать наличные ресурсы в эффективную научно-образовательную деятельность и, как следствие, удовлетворять интересы рынка труда
- общества. Потенциал кафедры предопределяет уровень её развития и перспективы деятельности. Жизненный цикл кафедры определяет уровень её развития, а сфера деятельности формирует специфику трудовой культуры. Влияние уровня квалификации сотрудников проявляется в том, насколько возможен творческий подход
3
ВЕЛЬГОШ Н. З.
- инициатива с их стороны. Если персонал не понимает и не принимает целей руководителя, то «прививаемая» культура (профессиональная, организационная, управленческая, педагогическая, правовая, этическая, нравственная) останется только декларируемой, а истинная культура будет иной.
Конкурентоспособность представителей научной школы определяется эффективностью использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Особенно важным является учёт интеллектуальных,инвестиционных,
инновационных, предпринимательских, информационных, управленческих составляющих.
Трудовой потенциал является совокупностью способностей и возможностей персонала обеспечивать эффективную деятельность. Это уровень квалификации преподавателей, их деловые, профессиональные и педагогические способности, состояние здоровья и нравственность. Интеллектуальный потенциал – это совокупность интеллектуальных способностей, творческой активности сотрудников и непрерывного развития человеческого потенциала. Научный потенциал характеризует способность сотрудников вести научные исследования и разработки, направленные на совершенствование образовательного процесса и дифференциацию видов деятельности в соответствии с запросами региона.
-
- монографии эти аспекты нашли своё достойное отражение. Структура изложения подаваемого материала достаточно логична. В ней представлены и теоретические аспекты развития кадрового потенциала, и методические аспекты исследования затронутой проблемы, и практические аспекты формирования потенциала научной школы, его развития и эффективной реализации.
Особую ценность представляют предложенные авторами критерии и показатели оценки эффективности деятельности научной школы в отличие от критериев деятельности кафедры, в которых доминируют критерии образовательного процесса. Критерии оценки деятельности научной школы обычно рассматриваются в рамках кафедры, хотя её деятельность может выходить и за её пределы. Авторы иллюстрируют представленный подход к оценке результативности развития кадрового потенциала, давая конкретный цифровой материал в динамике (базовый потенциал, его развитие и эффективность реализации), на примере авторской научной школы.
ВЫВОДЫ
Таким образом, представленная монография «Развитие кадрового потенциала научной школы» актуальна и будет с интересом воспринята научной общественностью. Вопросы, затронутые авторами, несомненно, важны как для опытных преподавателей, так и молодых исследователей (аспирантов, соискателей ученой степени, а также магистрантов и бакалавров).
Список литературы
- Зиновьев Ф. В., Дудко В. А. Развитие кадрового потенциала научной школы. Симферополь: ИП Бровко. 2022. 160 с.
Статья поступила в редакцию 21.11.2022
4