СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). № 3. С. 13‒27.

УДК 332:[334.012.82]:330.30

Горда О. С., Горда А. С.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: alx2777@mail.ru

Обоснованы стратегические приоритеты регулирования пространственной организации бизнеса в регионе, которая на основе согласования деятельности регуляторных органов, формализованных норм государственной региональной политики и перспектив развития национальной пространственной политики должна быть направлена на создание рамочных условий гармонизации взаимоотношений субъектов бизнеса и государства посредством форм, методов, рычагов организационно-управленческого, нормативно-правового и финансово-экономического влияния административных органов управления (государственных, региональных, местных) в сфере экономического развития для достижения максимальных региональных социально-экономических эффектов от пространственной интеграции бизнеса.

Ключевые слова: интеграция, пространственная организация бизнеса, пространственная интеграция бизнеса, социально-экономическое развитие региона, стимулирование пространственной интеграции бизнеса, политика пространственной организации бизнеса.

ВВЕДЕНИЕ

    • условиях новейших трендов сетевизации, кластеризации, интеллектуализации
  • цифровизации общественно-экономических процессов пространственная интеграция бизнеса (ПИБ) является одним из основным факторов обеспечения конкурентоспособности региона. Пространственная интеграция, базирующаяся на объединении производственных, интеллектуальных и финансовых ресурсов для инновационного и инфраструктурного развития, способствует повышению самодостаточности территориальных общин через локализацию деловой активности, формированию «точек роста» и инновационному лидерству, развитию межрегионального и внутрирегионального сотрудничества, формированию мощных производственных центров, повышению капитализации бизнеса и региона, росту их конкурентного статуса в целом.

ПИБ через сетевые и кластерные формы взаимодействия позволяет объединить усилия бизнес–структур, научно-образовательных учреждений, государственных структур, экспертных кругов, общественных организаций и других участников, что приводит как к достижению взаимовыгодных пространственных эффектов

(мультипликативного, инфраструктурного, инновационного, финансового, управленческого и т. д.), так и к формированию мощных интегрированных объединений с высоким экономическим потенциалом. Поэтому исследование стратегических приоритетов регулирования пространственной интеграции бизнеса для обеспечения социально-экономического развития региона, безусловно, является актуальной и своевременной задачей.

Вопросы пространственной организации экономики и пространственной оптимизации размещения отдельных видов экономической деятельности

13

ГОРДА О. С., ГОРДА А. С.

рассматривались в исследованиях ряда ученых: А. Леш, Й. Тюнен, В. Изард, П. Хаггет, В. Лаунхардт, П. Кругман, М. Фуджита, М. Портер, М. Кастельс и др. Среди отечественных ученых, изучавших вопросы пространственного развития и обоснования действенных организационно-институциональных и экономических механизмов регулирования пространственной интеграции бизнеса, следует отметить таких исследователей, как: Амирова Э. А. [1], Белоусова С. В. [2], Булатова З. А. [3], Бухвальд Е. М. [4], Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С., Косенкова Ю. Ю. [5], Гурович А. М. [6, 7], Чистов И. В. [7], Домнина И. Н. [8], Зоидов К. Х., Урунов А. А., Омарова З. К., Усманов Д. И. [9], Коваленко Е. Г., Полушкина Т. М. [10], Котов А. В. [11], Краснопольский Б. Х. [12], Молчанов И. Н. [13], Царенко И. В., Урасова А. А., Баландин Д. А. [14], Никитина М. Г. [15, 16], Побирченко В. В., Шутаева Е. А., Мираньков Д. Б. [15], Кузнецов М. М. [16] и др. Однако анализ публикаций сквозь призму современных вызовов регионального развития позволяет говорить о недостаточности системных исследований потенциала пространственной интеграции бизнеса в контексте влияния на социально-экономическое развитие региона. Также необходимы дальнейшие исследования теоретических и практических аспектов разработки стратегических приоритетов регулирования пространственной организации бизнеса в регионе.

Целью статьи является углубление теоретико-методических основ развития пространственной интеграции бизнеса и обоснование стратегических приоритетов регулирования пространственной организации бизнеса в регионе.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Информатизация и глобализация мирового экономического пространства в современных условиях задает качественно новый вектор интегрированного развития национальных и региональных общественно-экономических систем. Субъекты бизнеса рассматривают пространственно-экономическую интеграцию как инструмент снижения конъюнктурных и финансовых рисков, способ диверсификации операционной деятельности и наращивания уровня контроля над целевыми рынками сырья и сбыта, а также как возможность получения синергетических и мультипликативных эффектов от интеграции. Регионы, в свою очередь, как ключевые игроки на макроэкономической арене, рассматривают формирование и развитие интеграционных процессов в бизнесе в качестве движущей силы, стимула социально-экономического развития региона, повышения конкурентного статуса его территории и, как следствие, роста уровня благосостояния населения.

Постепенное размывание четких географических координат и административных барьеров локализации деловой активности вносит в повестку дня вопросы разработки новой модели (концепции) политики регулирования процессов пространственной организации бизнеса. Такая концепция на основе учета интересов всех контрагентов процессов пространственной организации бизнеса (ПОБ) должна заключаться в формировании взаимовыгодной модели согласования целей, принципов, методов и инструментов регулирования, управления и стимулирования

14

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ…

процессов развития бизнеса в региональных системах с целью достижения

максимальных пространственно-экономических, социальных, бюджетных, инновационных и других эффектов. В частности, эффекты от пространственной интеграции бизнеса, достижению которых способствует политика пространственной организации бизнеса, находят свое «физическое» выражение в таких контрольных показателях, как:

    • рост объемов бюджетных отчислений от существующих интегрирующихся хозяйственных субъектов или субъектов начинающих совместную деятельность в рамках новообразованной интегрированной формы пространственной организации бизнеса;
    • расширение возможностей финансирования социальных региональных программ и проектов на основе прироста бюджетных поступлений;
    • рост уровня делового доверия, этики и корпоративной культуры интегрированных структур и их более тесное привлечение к формированию регионального и межрегионального экономического диалога;
    • повышение уровня инновационности производств и ускорение процессов освоения новых и прогрессивных видов техники и технологий;
    • рост общего уровня прибыльности бизнеса в регионе в результате укрупнения
  • интеграции производственных и финансовых бизнес–процессов;
    • улучшение конкурентного статуса и международной узнаваемости региона в глобальном экономическом пространстве.

Достижение синергетического эффекта от формирования новой модели (концепции) политики регулирования процессов пространственной организации бизнеса возможно при эффективном взаимодействии всех компонентных

составляющих: информационно-инфраструктурной, организационно-

управленческой и финансово-экономической.

Информационно-инфраструктурная составляющая политики пространственной организации бизнеса призвана осуществлять операционное, аналитическое, функциональное и информационное сопровождение процессов пространственной организации (интеграции) бизнеса через сеть целевых сервисов сопровождения предпринимательской деятельности и инфраструктуры поддержки предпринимательства как на региональном, так и на национальном и международном уровне (рис. 1.).

Информационно-инфраструктурная составляющая политики пространственной организации бизнеса предполагает необходимость функционирования института продвижения пространственной организации бизнеса. Такие задачи могут выполнять существующие или вновь созданные отделы в рамках функциональных обязанностей органов регионального управления и местного самоуправления (отделы инноваций, инвестиций экономических департаментов), или соответствующие функции могут быть возложены на институции поддержки бизнеса (отраслевые ассоциации предпринимателей, агентства развития, торгово-промышленные палаты и т. п.).

Среди ключевых задач института продвижения пространственной организации бизнеса, в первую очередь, следует выделить:

  • исследование актуального состояния развития предпринимательства и количественно-качественных составляющих экономического развития;
  • обеспечение информационного доступа перспективных субъектов бизнеса к

15

ГОРДА О. С., ГОРДА А. С.

инвестиционным, инновационным, кадровым ресурсам для интеграции;

  • позиционирование среди потенциальных инвесторов привлекательных сторон пространственной интеграции бизнеса;
  • сведение в формат двусторонних переговоров субъектов бизнеса на форумах, деловых встречах, тематических заседаниях.

Рисунок 1. Информационно-инфраструктурная составляющая политики пространственной организации бизнеса.

Составлено авторами.

Организационно-управленческая составляющая политики пространственной организации бизнеса включает систему законодательных, исполнительных и партнерских органов, институций и субъектно-объектных взаимодействий по

16

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ…

организации и регуляторному управлению процессами пространственной организации бизнеса (рис. 2.).

Рисунок 2. Организационно-управленческая составляющая политики пространственной организации бизнеса.

Составлено авторами.

17

ГОРДА О. С., ГОРДА А. С.

Синтез составляющих политики пространственной организации бизнеса на основе надлежащего институционального обеспечения и учета возможностей местного самоуправления позволяет обеспечить эффективное развитие национальной экономики на основе новой пространственной платформы организации экономической деятельности. Пространственная платформа организации экономической деятельности за счет сетевых эффектов должна способствовать достижению следующих стратегических целей:

    • формирование новых точек экономического роста, активизация местных бизнес–инициатив и инновационности в организации деловой активности в регионе;
    • усиление межрегионального, международного экономического сотрудничества и развития здоровой и конкурентной бизнес–среды;
    • выравнивание региональных социально-экономических диспропорций;
    • наращивание экономического и социального потенциала существующих и вновь объединенных территориальных общин;
    • рост уровня прибыльности бизнеса и трудовых доходов граждан в регионе;
    • создание условий для ускоренного социально-экономического развития и роста социальных стандартов и качества жизни;
    • обеспечение социально-экологической устойчивости локальных общественных систем в пределах единого национального социально-экономического пространства.

Главной целью политики пространственной организации бизнеса является создание рамочных условий гармонизации взаимоотношений субъектов бизнеса и

государства посредством форм, методов, рычагов организационно-управленческого, нормативно-правового и финансово-экономического влияния административных органов управления (государственных, региональных, местных)

  • сфере экономического развития для достижения максимальных региональных социально-экономических эффектов пространственной организации (интеграции) бизнеса. Таким образом, достижение цели пространственной политики организации бизнеса предполагает, в конечном итоге, обеспечение нового качества экономического роста регионов, что проявляется в:

1) ускорении развития высокотехнологичных, инновационных, высококонкурентных производств товаров и услуг в регионах и их подключение к мировым финансово-экономическим потокам;

2) интенсификации взаимосвязей в предпринимательской среде и достижении положительной динамики интегрированного социально-экономического развития территорий на основе передачи импульсов развития периферийным локалитетам и формирование в них новых центров деловой активности и потенциалов экономического роста;

3) достижении высоких стандартов качества жизни и благосостояния населения на основе роста трудовых доходов и доходности бизнеса.

Политика пространственной организации бизнеса призвана, прежде всего, следовать критерию единства экономического пространства как в территориальном, институциональном, так и метафизическом понимании (как

18

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ…

сферы существования интеграционных процессов), что предполагает соблюдение таких принципов, как:

1) согласованности и институциональной однородности: политика пространственной организации бизнеса в контексте урегулирования процессов формирования и развития различных пространственных форм организации бизнеса

функционирует в едином политико-правовом поле действующего административно-территориального устройства страны и находится в институционном единстве с государственной региональной, социально-экономической, инновационной, градостроительной, промышленной и другой касающейся развития бизнеса политикой, а также согласуется с действующими региональными, местными стратегиями развития, региональными программами, планами и схемами пространственного планирования и формирования среды жизнедеятельности;

  1. интегрированности и взаимосвязи: политика пространственной организации бизнеса формируется на основе взаимосвязей между субъектами и объектами, институтами регионального, национального и международного уровня, функционирующих в условиях интегрированного внутреннего рынка на основе свободного перемещения товаров, услуг, финансовых и интеллектуальных капиталов между различными территориями внутри страны;
  2. комплексность и пространственное равновесие: политика пространственной организации бизнеса на основе сдерживающих и стимулирующих инструментов развития различных форм пространственной организации бизнеса руководствуется основами пространственно-сбалансированного развития, что предполагает распределение центров экономического влияния и плотности (интенсивности)

экономических потоков развития бизнеса на внутрирегиональном, межрегиональном и национальном уровнях в целях преодоления фрагментарности социально-экономического развития регионов и достижения оптимальных пространственных пропорций развития территорий в соответствии с их ресурсным потенциалом;

  1. инновационности и полицентризма: политика пространственной организации бизнеса направлена на ускоренное инновационное развитие перспективных видов экономической деятельности в рамках форм пространственной организации бизнеса и передачу инновационных импульсов развития на периферийные территории и сферы жизнедеятельности с целью формирования полицентрической модели конкурентоспособности территорий и качественной социокультурной и предпринимательской среды.
  2. сотрудничество и синергия управления: политика пространственной организации бизнеса базируется на механизме сотрудничества системы институтов организации и управления процессами интеграции бизнеса и достижения на основе сетевых взаимосвязей синергетических эффектов для всех участников.

Регуляторная политика в сфере пространственной организации бизнеса, особенно его интеграционных форм, должна фокусироваться на решении следующих ключевых блоков тактических задач:

− поддержкаформпространственнойорганизациибизнеса,

19

ГОРДА О. С., ГОРДА А. С.

функционирующих в сегменте перспективных видов экономической деятельности,

  • направленных на производство товаров и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости;
    • формирование современной инфраструктуры поддержки и сопровождения предпринимательства, а также формирование благоприятной среды делового общения;
    • установление режима полного содействия развитию инновационного бизнеса в вопросах регистрации, налогового администрирования, выделения земельных участков;
    • трансформация структуры экономики городов и регионов в пользу бюджетообразующих, инновационных сфер, которые наиболее качественно и системно способны использовать имеющийся человеческий и инвестиционный потенциал региона;
    • поддержание сбалансированного использования территории региона;
    • контроль соблюдения социальных стандартов качества жизни населения региона.

Превалирование того или иного типа регуляторной политики пространственной организации бизнеса находится в прямой зависимости от целей

  • форм интеграции деловой активности. В частности, мировая и национальная практика интеграции бизнеса подтверждают, что в подавляющем большинстве случаев крупный бизнес посредством поглощений и слияний интегрируется в такие интегрированные формы пространственной организации бизнеса, как мощные транснациональные корпорации, партнерства и стратегические альянсы. Малый и средний бизнес интегрирует личные материальные и нематериальные активы в пространственные формы организации бизнеса кластерного типа. Интеграция малого, крупного и среднего бизнеса реализуется в формате торговых сетей, аутсорсинга и франчайзинга.

Интеграция бизнеса в различные формы пространственной организации бизнеса обуславливается конкретными целями и коммерческими ожиданиями, которые бизнес предполагает получить от того или иного типа и формы интеграции. В частности, желание получить больший контроль на рынках сырья, продукции или сбыта обуславливает желание субъектов деловой активности интегрироваться и укрупняться в крупные интегрированные формы пространственной организации бизнеса. Такие формы, как правило, приводят к усилению таких процессов, как процессы олигополизации или монополизации экономического пространства. Эти процессы в краткосрочной перспективе несут определенные положительные эффекты как для региона (возрастают налоговые поступления, социальная ответственность бизнеса, узнаваемость региона, динамика и объемы инвестиционной деятельности), так и для бизнеса (растут масштабы деловой активности, повышается уровень капитализации компаний, растут позиции бизнеса в деловых рейтингах, увеличивается прибыльность, устойчивость и рыночное присутствие бизнеса в турбулентном экономическом пространстве). Однако в более отдаленной перспективе формирование пространственных интегрированных структур такого типа приводит к весомым деструктивным тенденциям в

20

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ…

региональной экономической системе, проявляющимся в структурно-динамических диспропорциях развития региональной экономики, в формировании барьеров для свободной конкурентной борьбы и, как следствие, в потере имиджа и конкурентного статуса региона как потенциальной площадки для иностранного и внутреннего инвестирования.

Таким образом, государственная и региональная управленческая вертикаль в ответ на вышеупомянутый формат существующей или потенциальной пространственной интеграции бизнеса должна выработать инструментарий сдерживающей политики пространственной организации бизнеса, призванной не допустить формирования или расширенного развития интеграционных структур, направленных на экспансию и контроль над рынками сырья или сбыта готовой продукции.

Инициатива формирования таких пространственных форм интеграции бизнеса, как формы зонального или ареального типа (СЭЗ, индустриальные парки и т. д.), как известно, в первую очередь, принадлежит региональным органам власти. Именно они заинтересованы в создании площадок деловой активности в стратегически важных и территориально выгодных для региона местах. Поскольку формирование указанных форм пространственной организации бизнеса не предполагает исключительно рыночных стимулов самоорганизации, для эффективного развития последних необходимо создать режим наибольшего протекционизма и содействия. Следовательно, управленческие органы региональной власти должны реализовывать протекционистскую политику пространственной организации бизнеса, предусматривающую применение механизмов и инструментов стимулирования и поощрения субъектов бизнеса вливаться в соответствующую форму пространственной интеграции.

  • наиболее динамичным формам пространственной организации бизнеса в регионе относятся кластеры. Их функционирование синергетически влияет не только на участников таких интеграционных образований, но и создает предпосылки для достижения мультипликативного эффекта для регионов локализации их деятельности.

Как правило, кластеры образуются вокруг ведущей отрасли (или конкретного

хозяйствующего субъекта), выполняющей в кластере ведущую системообразующую функцию. В связи с тем, что основой формирования кластера является добровольное согласие и инициатива входящих в него субъектов, то к задачам регуляторного механизма стимулирующей политики пространственной организации бизнеса входит поиск гибких инструментов поощрения представителей местной бизнес–среды к формированию и развитию экономических кластеров как наиболее эффективной на сегодняшний день формы пространственной организации бизнеса, а также поиск форм и методов интенсификации деловых бизнес–взаимодействий.

    • нашей точки зрения, можно выделить по крайней мере четыре типа регулирования пространственной организации бизнеса – сдерживающее, превентивное, протекционистское и стимулирующее, отличающиеся как целями и инструментами, так и фокус–группами объектов реализации политики (табл. 1).

21

ГОРДА О. С., ГОРДА А. С.

Таблица 1. Концептуальные подходы к регулированию пространственной организации бизнеса

Получение Получение Получение
Целевая контроля над производственно- Получение синергетических
функция рынками сырья и финансовых выгод инфраструктурных импульсов для
интеграции продукции для и минимизация преимуществ инновационного
сбыта издержек развития
Формы ПОБ Концерны, ТНК, финансово- Индустриальные Кластеры
синдикаты и т. п. промышленные парки, свободные
группы, холдинги, экономические зоны и
стратегические т. п.
альянсы и т. д.
Эффекты Рост контрольной Рост масштабов Совместное Интенсификация
пространственной доли бизнеса на деловой активности; использование деловых контактов
интеграции для сырьевых и реализация крупных инфраструктурного и партнерских
бизнеса товарных рынках; инвестиционных потенциала, связей;
повышение уровня проектов; возможность перекрестное
капитализации; софинансирование налаживания стимулирование
рост рыночного инвестиционных инновационного инновационного
присутствия стратегий; бизнеса на более развития смежных
бизнеса в реализация выгодных условиях, видов деловой
экономическом оптимизационных чем у конкурентов; активности
пространстве моделей получение налоговых
производства и и таможенных
маркетинга преференций
Эффекты Рост бюджетных Оживление Рост финансово- Рост уровня
пространственной отчислений, динамики и рост экономической инновационности и
интеграции для усиление объемов самодостаточности креативности
места узнаваемости инвестиционной территориальных региона; рост
локализации региона в мировом деятельности; общин; повышение конкурентного
интеграционного экономическом реализация крупных уровня занятости статуса территорий
образования пространстве. инвестиционных населения путем и его
(региона) Углубление проектов; рост создания новых инновационно-
структурно- занятости и рабочих мест; производственного
динамических платежеспособности ревитализация потенциала;
диспропорций населения региона; старопромышленных уплотнение
региональной рост бюджетных районов; деловых связей в
экономики; отчислений декомпозиция регионе; развитие и
возникновение экономического рост
барьеров для пространства региона самоидентификации
свободной и формирование бизнес–среды
конкурентной новых точек региона;
борьбы, экономического роста активизация
олигополизация и партнерских
монополизация отношений между
региональных бизнесом и властью
рынков
Тип Сдерживающее Превентивное Протекционистское Стимулирующее
регулирования
Цели Недопущение Создание рамочных Создание режима Стимулирование и
регуляторного формирования или условий конкурентных продвижение
механизма расширенного прозрачности и преимуществ и интеграционных
развития честности ведения и институционное взаимодействий
интеграционных интеграции бизнеса сопровождение
структур, (сделок слияния развития площадок
направленных на капиталов, деловой активности в
экспансию и биржевого стратегически важных
контроль на рынках поглощения, для региона местах и
сырья и сбыта офшорного поощрение бизнеса к
готовой продукции инвестирования) локализации деловой
активности в них

Составлено авторами

22

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ…

Достижение целей регуляторной деятельности по пространственной организации бизнеса становится возможным посредством активизации инструментов

и механизмов финансово-экономического сопровождения политики пространственного развития: инструментов механизма управления, инструментов финансово-экономического механизма и инструментов регуляторного механизма (рис. 3).

Рисунок 3. Финансово-экономическая составляющая политики пространственной организации бизнеса.

Составлено авторами.

23

ГОРДА О. С., ГОРДА А. С.

Использование тех или иных специфических инструментов прямого и косвенного регуляторного воздействия зависит от тактических и стратегических целей политики пространственной организации бизнеса на каждом конкретном этапе

  • реализации, а также отражает специфику влияния политики пространственной организации бизнеса на совокупность форм пространственной организации (интеграции) бизнеса соответственно к сдерживающим, превентивным, протекционистским или стимулирующим потребностям регулирования их деятельности. В современных условиях все большую актуальность приобретает использование косвенных методов воздействия регуляторного механизма.

При формировании и реализации политики пространственной организации бизнеса в круг компетенций регуляторных институций национального уровня (министерства, госслужбы и т. п.) следует отнести задачи по устранению и предупреждению возникновения административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов; урегулированию деятельности по определению категорий и процедур получения льгот для различных объектов экономической деятельности в сфере налогообложения и государственной помощи; формированию стратегии реализации вариативных подходов к региональной экономической, инновационной и индустриальной политике; внедрению мер по наращиванию национального экспортного потенциала, защите и продвижению интересов отечественного производителя на международной арене, а также интенсификации межрегионального и международного товарооборота; проведению грамотных антимонопольных мер и контрольных действий в процессах интеграции крупного бизнеса; разработке программ и общегосударственных мер по продвижению процессов кластеризации, индустриализации и интеграции национального экономического пространства.

    • компетенциям и задачам регуляторных институтов регионального уровня (экономические департаменты, отделы инвестиций, инфраструктуры и т. п.) в сфере политики пространственной организации бизнеса следует отнести:

− анализ и оценка экономического и предпринимательского потенциала региона на предмет поиска и формирования перечня возможных пространственных вариантов и объектов бизнеса, имеющих высокий потенциал кластеризации и интеграции с целью достижения регионального синергетического эффекта;

− формирование и реализация механизмов стимулирования и продвижения рыночными методами (частичные или полные каникулы от местных налогов и сборов, политика содействия в вопросах землеотвода и землепользования) процессов объединений субъектов предпринимательства в интеграционные формы пространственной организации бизнеса;

− продвижение инвестиционного и интеграционного экономического потенциала региона на внутринациональном и особенно международном уровне с целью привлечения опыта и капиталов внутренних и внешних инвесторов в существующие и перспективные формы пространственной организации бизнеса;

− формирование положительного делового имиджа региона и наращивание его конкурентного статуса на международной арене посредством активного участия в мировых и проведения внутренних деловых форумов, круглых столов и т. п.;

24

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ…

    • проведение информационных кампаний по освещению положительного опыта интеграции и организации бизнеса в регионе с помощью профессионального маркетингового и логистического инструментария;
    • формирование внутрирегиональной «дорожной карты» сотрудничества бизнеса, региональной власти и научно-образовательной среды по подготовке качественных профессиональных кадров для индустриального, сервисного и управленческого сегмента экономики региона;
    • проведение мониторинга и информационно-аналитического сопровождения процессов пространственной организации бизнеса.

Таким образом, преследуя интересы сбалансированного пространственного развития страны в контексте формирования и реализации политики пространственной организации бизнеса, необходимо сформировать целостную

систему организационно-управленческого, финансово-экономического и информационно-инфраструктурного сопровождения процессов пространственной организации бизнеса с целью достижения максимальных синергетических эффектов

  • социального потенциала существующих и новых территориальных центров деловой активности и конкурентоспособности, что предусматривает действия в следующих направлениях:

1. Институционально утвердить правовой статус и регуляторные инструменты новых форм пространственной организации бизнеса, таких как кластерные, сетевые

  • виртуальные формы пространственной организации бизнеса.
  1. Создать систему индикаторов статистического учета, анализа и мониторинга процессов пространственной организации бизнеса и их влияния на социально-экономическое развитие на национальном и региональном уровне.
  2. Провести системный анализ социально-экономического потенциала и состояния развития предпринимательской среды территориальных общин с целью выявления текущих и перспективных тенденций пространственной интеграции и кластеризации бизнеса.
  3. Интенсифицировать и институционально нормировать международное, межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество в направлении продвижения процессов пространственной интеграции бизнеса.
  4. Содействоватьразвитиюэлементовинфраструктурыподдержки

предпринимательства, в частности бизнес–центров, логистических и информационно-аналитических сервисов, бизнес–инкубаторов, консалтинговых, аудиторских и совещательных центров.

  1. Стимулировать развитие существующих и активно формировать новые

формы пространственной организации бизнеса кластерного типа, специализирующихся в отраслях и сферах комплексного использования местного сырья, природных ресурсов, а также привлекающих значительные доли трудоспособного населения в регионе.

  1. Ввести в регуляторный инструментарий управленческого механизма интеграционными процессами институциональные элементы содействия

трансграничному сотрудничеству (трансграничные центры содействия пространственной интеграции, агентства иностранного инвестирования и т. п.) и

25

ГОРДА О. С., ГОРДА А. С.

управленческие элементы транснационального (трансграничного, трансрегионального) менеджмента, предусматривающего деятельность по страхованию валютных, операционных, трудовых рисков бизнес–деятельности, а также соблюдение норм и защиту интересов интернациональных контрагентов.

  1. Интенсифицировать инвестиционные мероприятия по привлечению и

наращиванию объемов внутреннего инвестирования, повышению конкурентоспособности национального производителя и росту платежеспособности населения в целях придания нового импульса развитию перспективных экспортоориентированных и импортозамещающих производств на инновационной основе.

  1. Разработать на государственном уровне концепцию политики пространственной организации бизнеса как иерархической составляющей концепции пространственного развития России в рамках государственной региональной политики с ее четкой привязкой и согласованием с существующими регуляторными механизмами сферы градостроительства, экономического развития, инновационного развития, развития предпринимательства и т. д.
  2. Синхронизировать регуляторные механизмы и управленческую деятельность в сфере социального, экономического и пространственного развития на всех уровнях государственной управленческой вертикали – от государственного до локального (местного) уровня.

ВЫВОДЫ

Целью регулирования пространственной интеграции бизнеса является формирование взаимовыгодной модели согласования целей всех контрагентов экономических интеграционных процессов, принципов, методов и инструментов регулирования, управления и стимулирования процессов развития бизнеса в региональных системах для достижения максимальных пространственно-экономических, социальных, бюджетных, инновационных эффектов. В работе выделены четыре типа регулирования пространственной организации бизнеса: сдерживающее, превентивное, протекционистское и стимулирующее, отличающиеся как целями и инструментами, так и фокус–группами объектов реализации политики.

Политика пространственной организации бизнеса в краткосрочной перспективе должна руководствоваться целями обеспечения развития регионов за счет мобилизации их эндогенного потенциала предпринимательства, а в средне- и долгосрочной перспективе необходимо осуществить решительные действия по модернизации экономики на качественно новых моделях инновационного развития и подключения национального бизнеса к мировым потокам капитала и технологий через интеграционные формы пространственной организации бизнеса. Результативная деятельность форм пространственной организации бизнеса синергетически отразится на социально-экономическом развитии регионов, а также будет способствовать сохранению и приумножению их человеческого и финансового капитала.

Предложенные в работе составляющие системы информационно-

26

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ…

инфраструктурного, организационно-управленческого и финансово-экономического обеспечения политики пространственной организации бизнеса на основе определенных стратегических направлений, тактических целей, а также компетенций

  • задач регуляторных институтов регионального и национального уровня будут способствовать достижению цели формирования нового качества экономического роста и сбалансированного социально-экономического развития регионов и территориальных общин на основе рационального использования местных экономических ресурсов и конкурентных преимуществ пространственной интеграции.

Список литературы

  1. Амирова Э. А. Концептуальные основы государственной политики пространственного развития Российской Федерации // РППЭ. 2021. № 8 (130). С. 78–82.
  2. Белоусова С. В. Налоговые льготы как важнейший инструмент регулирования пространственного развития // Вестник НГУЭУ. 2018. № 4. С. 95–114.
  3. Булатова З. А. Пространственное развитие как предмет правового регулирования // Образование и право. 2022. № 2. С. 162–166.
  4. Бухвальд Е. М. Управление пространственным развитием российской экономики: цели и инструменты // Управленец. 2020. № 6. С. 2–14.
  5. Гончаренко Л. И., Адвокатова А. С., Косенкова Ю. Ю. Специальные налоговые режимы как инструменты пространственного экономического развития в новых условиях // Экономика. Налоги.

Право. 2021. № 6. С. 127–139.

  1. Гурович А. М. Проблемные аспекты пространственного развития государства: подходы и направления // Индустриальная экономика. 2021. № 2. С. 16–19.
  2. Гурович А. М., Чистов И. В. Роль финансовой политики в системе государственного регулирования пространственного развития регионов // Индустриальная экономика. 2021. № 3. С. 73–76
  3. Домнина И. Н. «Геостратегическая территория» как форма пространственного регулирования экономики // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 6. С. 126–141.
  4. Зоидов К. Х., Урунов А. А., Омарова З. К., Усманов Д. И. Регулирование пространственного развития и активизация процессов экономической интеграции: методологические аспекты оценки уровня качества единого экономического пространства // РППЭ. 2020. № 5 (115). С. 5–20.

10. Коваленко Е. Г., Полушкина Т. М. Концептуальные подходы к государственному регулированию пространственного развития России // Вестник НГИЭИ. 2019. № 4 (95). С. 14–27.

  1. Котов А. В. Варианты пространственного развития России в контексте межрегиональных взаимодействий // Проблемы прогнозирования. 2021. № 3. С. 135–144.
  2. Краснопольский Б. Х. Эволюционно-синергетический подход к оценке влияния государственного регулирования на развитие пространственно-хозяйственных образований // Регионалистика. 2021. № 5. С. 64–76.
  3. Молчанов И. Н. Регулирование развития и пространственного освоения территорий Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 6. С. 29–40.
  4. Царенко И. В., Урасова А. А., Баландин Д. А. Экономическая трансформация пространства региона на основе оборота трудовых ресурсов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 1. С. 216–229.
  5. Территория и общественное развитие: когнитивный анализ в геоэкономическом контексте: монография / М. Г. Никитина, В. В. Побирченко, Е. А. Шутаева, Д. Б. Мираньков; под науч. ред. М. Г. Никитиной. Симферополь: «КФУ им. В. И. Вернадского», 2018. 262 с.

16. Никитина М. Г., Кузнецов М. М. Воспроизводственный аспект в исследовании пространственно-временной организации хозяйства и жизнедеятельности населения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021. № 3 (56). С. 138–145.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

27