Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). № 3. С. 98‒109.
УДК 336.231.5
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь E-mail: rubezhmaria@tut.by
- данной статье рассмотрены существующие подходы по уточнению категории «экономическая безопасность» с определением теоретических характеристик этой категории на основе анализа мнений разных исследователей. С позиций места и роли государственного бюджета для экономической безопасности проведен анализ взаимозависимости основных социально-экономических показателей развития Республики Беларусь и налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета за последние 7 лет.
Ключевые слова: экономическая безопасность, подходы и трактовки экономической безопасности, государственный бюджет, объем промышленного производства, инвестиции, экономически активное население, уровень безработицы, налоговые доходы государственного бюджета, неналоговые доходы государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
Особенности экономической безопасности рассматриваются в историческом контексте, когда в условиях мировых войн, экономических кризисов данная категория подлежит тщательному изучению и, как правило, корректировке. Также в страновом срезе можно выделить группы государств, у которых различаются подходы к данной категории: ряд стран рассматривает экономическую безопасность
- позиции финансовой безопасности домашних хозяйств и экономически эффективного реального сектора экономики (США, Англия), другие с позиции доступности ресурсов, инфраструктуры по доставке ресурсов (Япония), третьи – с позиции защиты от угроз извне и от крупных ТНК (Китай), четвертые собрали в себя разные угрозы в различных направлениях государственной экономической политики (Россия). Также экономическую безопасность можно рассматривать и применительно к разным объектам, а объекты можно структурировать в трехмерной плоскости: по горизонтали, вертикали. То есть экономическую безопасность мы можем рассмотреть применительно к государству, к предприятию, к домашнему хозяйству; к политическим, административным решениям; к отраслям экономики; к отдельным инструментам государственного регулирования каждой отдельной сферы национальной экономики.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Попытаемся обобщить все подходы и структурировать их с точки зрения места и роли государственной собственности в обеспечении экономической безопасности.
Теория реализма (реалистическая теория). Карр в своем исследовании «Двадцать лет кризиса» в 1939 считает, что отсутствие безопасности в мире вызвано
98
ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…
различным уровнем наличия ресурсов и характером государственных структур: конфликтующими идеологиями и жаждой власти отдельных лидеров [1]. Теория реализма рассматривает национальную безопасность в контексте того, что государство должно реагировать на межгосударственную агрессию, угрозы насилия со стороны враждебных государств в борьбе за недостающие ресурсы, чтобы сохранить безопасность своих границ, доступность ресурсов и безопасность людей.
Теория либерализма. Экономический либерализм основан на принципах личной свободы, частной собственности и ограниченного вмешательства государства. Классический либерализм подчеркивал свободу от государственного регулирования. С точки зрения экономической безопасности, эта теория показывала, что экономической безопасности можно добиться, используя экономические методы (косвенно). Каждый человек, преследующий свои собственные интересы, служит интересам общества. Силы свободной конкурентной рыночной экономики будут управлять производством, обменом и распределением таким образом, который не сможет улучшить ни одно правительство. Но это не значит, что нет национальной безопасности, иначе все государства со свободным рынком были бы поглощены. Экономическая безопасность в контексте либерализма, по мнению А. Моравчика, должна заключаться в соблюдении государством правил международных организаций. Таким образом, в условиях либеральной экономики роль правительства ограничивается защитой прав собственности, обеспечением соблюдения контрактов, реализующих производство общественных благ, и поддержанием внутренней и внешней безопасности [2].
Камералистско-леворадикальная концепция. Эту концепцию выделяет в своем исследовании Ю. В. Латов, обращая внимание на то, что представители этой концепции рассматривают государство и национальную безопасность в целом, то есть национальные интересы в противовес интересам других стран. Так, Фридрих Лист доказывает, что свободная торговля выгодна только развитым странам и ухудшает конкурентное положение стран экономически отсталых. Роль государства в рамках экономической безопасности заключается в защите экономики от дешевых импортных товаров (прежде всего, через высокие таможенные пошлины на ввозимые из-за рубежа товары) и поддержке национальных производителей.
Следующие теории связаны с поиском угроз экономической безопасности не только вне, но и внутри самого государства, национальной экономики.
Кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз (со второй трети ХХ в.). Внутренняя угроза: «провалы» рынка нестабильность экономического роста, безработица, инфляция. Для защиты от этих угроз предусматривается государственное регулирование производства, занятости и денежного обращения
Теория конструктивизма. Такой подход предполагает, что национальная безопасность должна рассматриваться как социально сконструированный феномен,
99
РЯБОВА С. С., РУБЕЖ М. Г.
при котором угрозы возникают из-за социальных аспектов (таких как идентичность, нормы и культура), а не определяться в терминах некоего абстрактного набора критериев безопасности. Если рассмотреть работу Matt McDonald [3], в которой он анализирует конструктивизм, то можно отметить, что конструктивистский подход
- национальной безопасности – это договоренности и правила органов управления. Институциональная концепция защиты от административных барьеров (с
конца ХХ в.). Внутренняя угроза: «провалы» государства – административные барьеры, рентоискательство. Здесь в качестве инструмента снижения угроз выступают снижение регистрационных процедур и платежей, борьба с бюрократизмом и коррупцией.
Критическая теория. Критическая теория появилась в послевоенные годы и была направлена на изучение причин, по которым для разных субъектов угрозы безопасности имеют разный приоритет. В рамках этой теории выделяются 2 направления: валийская школа и копенгагенская школа.
Копенгагенская школа рассматривает безопасность как социальное явление [4],
- ее представители вводят понятие «секьюритизация». Процесс секьюритизации состоит из трех отдельных этапов:
- Создание угрозы (т. е. проблемы или события, такого как изменение климата) перед защищаемым объектом (т. е. государством или группой состояний) (эта фаза называется «речевым актом»).
- Начало особых/чрезвычайных действий в попытке обезопасить и защитить защищаемый объект от экзистенциальной угрозы.
- Восприятие речевого акта одной или несколькими аудиториями. Одной из основных проблем, связанных с этим процессом, особенно на третьем этапе, является отсутствие контроля, который в конечном счете имеет субъект секьюритизации над тем, как аудитория получает и впоследствии обрабатывает или интерпретирует речь.
В рамках этого подхода Барри Бьюзен, Оле Вевера и Яапа де Вильде предложили рассматривать в рамках понятия «безопасность» такие категории, как «социетальная безопасность» [5], «экологическая безопасность» и «экономическая безопасность».
Характерной чертой Копенгагенской школы стал термин «социетальная безопасность» (societal security), обозначающий «способность общества сохранять свою сущность в изменяющихся условиях и при возможных или явных угрозах». Термин «социетальная безопасность» был введен в научный оборот в 1980–х – 1990–х гг. представителями копенгагенской Барри Бузеном (B. Busen) и Оле Ваэвером (О. Waever) [6].
В своей книге «Люди, государства и страх», впервые опубликованной в 1983 г., Б. Бузен утверждал, что в современных условиях экономическая безопасность государства не сводится исключительно к проблемам конкурентоспособности, замедления экономического роста и снижения уровня благосостояния населения, она распространяется на новые объекты в политической, экологической и общественной сферах, активно влияющих на преобразование государственной
100
ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…
экономики. В качестве основных угроз социетальной направленности для европейских стран им рассматривались процессы миграции и взаимосвязанные с ними явления модификации структуры общества, распространение болезней, расширение влияния организованной преступности в сфере экономики». [7]. Таким образом, категория «экономическая безопасность» включила в себя и взаимосвязь экономической безопасности государства с экологическими, демографическими, миграционными, социальными факторами, характеризующими ситуацию в обществе.
Рассмотрим определения термина «экономическая безопасность», предложенные различными авторами. В области исследований экономической безопасности сложилось несколько концептуальных подходов к определению сущности данного термина [7]. Первый подход, отраженный в трудах Л. И. Абалкина, А. Д. Архипова, А. Е. Городецкого, предполагает определение экономической безопасности через самостоятельность экономической системы в обеспечении устойчивого социально-экономическое развития страны [8]. Авторы второго подхода, представителями которого являются С. Ю. Глазьев и В. А. Сенчагов, основываются на том, что экономическая безопасность страны эквивалентна состоянию экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов. Третий подход, отраженный в основном в работах В. Л. Тамбовцева, предполагает, что экономическая безопасность представляет собой совокупности свойств состояния производственной подсистемы, которые обеспечивают возможность достижения целей всей системы [8].
-
- своей статье «Концептуальные подходы к пониманию и обеспечению национальной экономической безопасности: научные теории и государственные стратегии» Н. В. Цейковец приходит к выводу, что термин «экономическая безопасность» является сравнительно новым понятием, которое официально было введено 17 декабря 1985 г. на 40–й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, когда была принята резолюция «Международная экономическая безопасность» [9]. В резолюции отмечаются различные подходы к международной экономической безопасности: как к международной стабильности, так и к международному экономическому сотрудничеству. В резолюции ООН понятие «международная экономическая безопасность» рассматривается с позиции:
- разных угроз и причин, их формирующих;
- политики, институтов и инструментов, которые регулируют международные отношения в таких областях, как международная торговля, сырьевые товары, услуги, наука и техника, валютно-финансовые отношения, капитал и рабочая сила;
- международных институтов и международных экономических режимов, например, механизмов торговли в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), финансирования развития по линии Всемирного банка, а также финансового сотрудничества в рамках Международного валютного фонда (МВФ);
- места, роли и функционирования транснациональных корпораций, финансовых рынков и рынков капитала в мировой экономике в условиях, когда
101
РЯБОВА С. С., РУБЕЖ М. Г.
производство и распределение приобретают все более глобальный характер; проблемам, порождаемым использованием экономической мощи в качестве инструмента внешней политики, и возможностям ослабления или устранения пагубных последствий такой практики.
Таким образом, можно отметить, что в 1985 году было исследовано определение «международная экономическая безопасность», и если отбросить международный аспект, то можно отметить, что экономическая безопасность рассматривалась в контексте следующих подходов: системный подход (состояние стабильности экономической системы и ее взаимодействие с внешней средой); причинно-следственный подход (угрозы экономической безопасности и причины их формирующие); институциональный подход (институты, регулирующие отношения в таких областях, как международная торговля, сырьевые товары, услуги, наука и техника, валютно-финансовые отношения, капитал и рабочая сила); макроэкономический подход (экономическая безопасность отдельных рынков: ресурсного, финансового, производственного); микроэкономический подход (экономическая безопасность с позиции места и роли отдельных предприятий, корпораций).
Кроме того, можно выделить индикативный подход. В работе «Региональная экономическая безопасность в контексте стабильности бюджетной системы» [10] Ефремова Л. А., Лазарева Г. И., Русецкая Е. А., Молчан А. С., Ануфриева А. П. рассматривают экономическую безопасность в контексте стабильности бюджета и анализируют следующие индикаторы: ВРП, годовая инфляция, уровень безработицы, баланс бюджета, доля собственных доходов бюджета в общем объеме доходов, пропорция долга и собственных доходов бюджета. Индикаторы и угрозы экономической безопасности рассматривались в ряде работ российских ученых [11–14]
Все данные, проанализированные выше, позволяют сгруппировать характеристики экономической безопасности следующим образом.
По уровню экономического развития государства: безопасность инвестиционная, безопасность промышленная, безопасность научная и техническая, безопасность зарубежных связей и сотрудничества, финансовая безопасность, энергетическая безопасность, инфраструктурная безопасность.
По уровню социальных стандартов: продовольственная безопасность, демографическая безопасность, социальная безопасность, безопасность закона.
По видам внутренних угроз: сокращение рабочих мест, сокращение масштаба производства, сокращение ВВП, структурные и технологические экономические угрозы, теневая экономика, кризис банковской и финансовой системы в целом, дестабилизация национальной валюты.
По видам внешних угроз: экономическое давление со стороны внешних контрагентов, санкции, экономическая блокада, зависимость промышленности от внешних партнеров, энергетическая зависимость, дестабилизация финансовой системы государства.
102
ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…
Если посмотреть на эти индикаторы экономической безопасности с точки зрения модели причины – следствия, то воспользуемся известной диаграммой Исикава (выделены далеко не все причины, но наиболее значимые для бюджетной системы региона) (рисунок 1):
Рисунок 1. Индикаторы экономической безопасности для бюджетной системы региона
Источник: составлено авторами
По мнению академика С. Ю. Глазьева, экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономики и производительных сил общества, при котором возможно самостоятельное обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны, поддержание необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции [15].
Академик В. К. Сенчагов в своей работе «О сущности и основах стратегии экономической безопасности России» [16] говорит о том, что экономическая безопасность государства наступает тогда, когда «экономические и властные институты способны обеспечивать гарантированную защиту национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [16]. Таким образом, экономическая безопасность является совокупностью таких характеристик, как защищенность национальных интересов, способность институтов власти создавать механизмы развития отечественной экономики и поддержания социально-политической стабильности общества.
- свою очередь, В. Паньков, рассматривая категорию экономической безопасности, придерживается «позиции устойчивости и акцентирует внимание на
103
РЯБОВА С. С., РУБЕЖ М. Г.
поддержании конкретных характеристик функционирования экономической системы при наличии неблагоприятных факторов» [17]. Если придерживаться вышеизложенной позиции, то экономическую безопасность можно представить в виде такого состояния экономической системы, при котором данная система устойчива к влиянию внутренней и внешней среды, факторы которых при определенных условиях нарушают ее нормальное функционирование, разрушая систему изнутри, и становятся угрозой существования мегасистемы (государства).
Академик Л. И. Абалкин представляет экономическую безопасность в качестве совокупности условий и факторов, которые обеспечивают независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, ее способность к постоянному обновлению и совершенствованию [18].
Что подразумевается под «нормальным состоянием экономической системы», равно как и под «состоянием устойчивости национальной экономики», «самостоятельным обеспечением устойчивого социально-экономического развития страны», «защитой национальных интересов», «социально направленным развитием страны в целом», «обеспечением достаточности оборонного потенциала даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»?
Все эти состояния системы достижимы при одном условии – наличия достаточного финансового обеспечения национальной экономики. Финансовое обеспечение национальной экономики определяется балансом государственного бюджета, а, соответственно, достаточно доходной частью и рациональным распределением расходной части. Поэтому «бюджет, масштаб и структура его расходов занимает определяющую роль в обеспечении национальной экономической безопасности и нейтрализации угроз национальным интересам государства в области экономики» [19].
Основными национальными интересами в экономической сфере в Республике Беларусь являются [20]:
- «экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, устойчивого инновационного развития, инвестиций в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;
- сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной систем;
- обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов;
- достижение уровня энергетической безопасности, достаточного для нейтрализации внешней зависимости от поступления энергоносителей;
- поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности;
- трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов».
104
ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…
-
-
- соответствии с Законом «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь» векторами внутренней политики по развитию реального сектора экономики являются:
- создание условий для эффективного использования национального научного
-
- производственно-технического потенциала и ресурсов;
- содействие обновлению промышленно-производственных фондов на основе материало- и энергосберегающих, а также экологически чистых, безотходных технологий;
- созданиеусловийдляускоренногоразвитияприоритетных
конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
-
- проведение государственной аграрной политики, обеспечивающей стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса;
- создание условий для реконструкции и модернизации инфраструктуры транспортных систем и коммуникаций с учетом потребностей общества и национальной экономики, развития региональных транспортно-коммуникационных систем» [21].
Национальные интересы декомпозируются и отражаются в направлениях внутренней и внешней политики государства, а далее в стратегиях развития и программных документах государства. Так, в соответствии с Указом Президента от 29.06.2021 № 292 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы» укрепление экономического потенциала государства реализуется через «ускоренное развитие высокотехнологичных производств, производственных мощностей на основе местных сырьевых ресурсов. Ставка будет сделана на увеличение глубины переработки сельскохозяйственного сырья, льна, кожи, древесины, торфа и других местных ресурсов» [22].
Всего в промышленном комплексе запланировано к реализации 26 новых проектов с использованием местного сырья на сумму около 2 млрд рублей. Это одно из направлений, предусмотренных программой.
По всем направлениям экономической политики с учетом национальных экономических интересов разработаны государственные программы, которые отражены в Законе о государственном бюджете на очередной год. Так, в Законе «О государственном бюджете Республики Беларусь на 2022 год» [23] отражены 58 программ. Среди них научно-технические, исследовательские программы, а также программы в экономической сфере и др. Всего насчитывается 38 программ и подпрограмм, связанных с расходами государственного бюджета по разделу «национальная экономика». Общая сумма расходов государственного бюджета на программы и подпрограммы по разделу «Национальная экономика» составляет 2098168259,00 белорусских рублей или 7 % от общего объема расходов государственного бюджета.
105
РЯБОВА С. С., РУБЕЖ М. Г.
Однако, как мы рассмотрели выше, экономическое развитие, экономическая безопасность заключаются не только в устойчивости финансовой и экономической систем в целом, но и в устойчивости и развитии социальной системы. Это означает, что экономическая безопасность должна включать в себя и социальные направления расходования средств государственного бюджета для обеспечения стабильности всей экономической системы в целом.
- связи с этим доля государственных программ в ВВП с учетом расходов на социальную сферу (без ФСЗН) составит 27 %.
Расходы государственного бюджета важны и с точки зрения реализации крупных стратегических проектов. Так, рассмотрим инвестора, который хотел бы инвестировать деньги в крупный проект. Перед ним есть несколько вариантов, среди которых и стратегические проекты, связанные с развитием важных отраслей и достижением национальных экономических интересов страны, а также проекты с относительно быстрой окупаемостью (к примеру, строительство торгового центра). Рассмотрим характеристики этих проектов (таблица 1):
Таблица 1. Инвестиционные проекты и сроки их окупаемости
№ | Проект | Срок окупаемости | |
1 | Строительство торгового центра | 1-2 года | |
2 | Строительство завода по выпуску стекла | 3,5 года | |
3 | Строительство ГЭС | 5-7 лет | |
4 | Строительство Агротехнопарка | 7,3 года | |
5 | Строительство убойного цеха и логистического центра | 5 | лет |
6 | Строительство фермы по выращиванию осетровых рыб | 3 | года |
Источник: информация взята из Базы данных крупнейших инвестиционных проектов в промышленном строительстве государств–членов евразийского экономического союза на период 2017–2021 гг. [24].
Выбор инвестора здесь очевиден. Торговые центры окупаются намного быстрее, чем важные, возможно, стратегически значимые, порой даже градообразующие, проекты. Во всем этом важную роль играет государственный бюджет, его доходная часть.
Доходная часть государственного бюджета состоит из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Решить задачу количественной оценки влияния экономических показателей, отражающих работу реального сектора экономики государства, на доходную часть государственного бюджета, можно при помощи применения методов статистического моделирования в рамках корреляционного и регрессионного анализа.
- экономико-статистических исследованиях показатели, характеризующие эти явления, могут быть либо связаны корреляционной зависимостью, либо быть независимыми. Корреляционной связью называют частный случай статистической связи, состоящий в том, что разным значениям одной переменной соответствуют разные средние значения другой.
Цель корреляционного анализа – качественно оценить статистическую связь между двумя или более взаимодействующими явлениями.
106
ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…
Основной предпосылкой применения корреляционного анализа является необходимость подчинения совокупности значений всех факторных (х1, х2,…хk) и результативного (у) признаков k–мерному нормальному закону распределения или близость к нему. Если объем исследуемой совокупности достаточно большой (n>50), то нормальность распределения может быть подтверждена на основе расчета и анализа критериев Пирсона, Ястремского, Боярского, Колмогорова, чисел Вастергарда и т. д. Если n<50, то закон распределения исходных данных определяется на базе построения и визуального анализа поля корреляции. Данный подход и будет нами использован.
Для определения степени тесноты связи между признаками рассчитывают коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции принимает значения от –1 до 1. Выражая степень связи, коэффициент позволяет определить тесноту связи по своему значению.
Если |R| ≥ 0,6, то между признаками существует достаточно сильная связь. Если же |R| ≤ 0,3, то это говорит о слабой связи. В случае если R = 1, то связь прямая, если R = –1 – обратная.
Коэффициент корреляции позволяет определить направление дальнейшего исследования. Если установлено, что связь сильная, то для получения прогнозов определяют уравнение регрессии, которое выражает статистическую связь аналитически.
Целью построения таких математических моделей является выявление закономерностей и зависимостей, позволяющих использовать полученные математические модели для получения краткосрочных и среднесрочных прогнозов [25].
Рассмотрим с помощью корреляционного анализа, какие факторы в наибольшей степени влияют на доходную часть государственного бюджета, в частности, на налоговые доходы. На примере данных Национального статистического комитета Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь получили следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2. Показатели корреляционного анализа
Показатель Коэффициент корреляции
Корреляция налоговых доходов и объема промышленного 0,837330651 производства
Корреляция налоговых доходов и инвестиций в основной 0,871709188 капитал
Корреляция налоговых доходов и чистой прибыли в 0,743566784 экономике
Корреляция налоговых доходов и оборота внешней торговли 0,802193337
Корреляция налоговых доходов и чистой прибыли 0,717308319 организаций
Источник: собственная разработка авторов
107
РЯБОВА С. С., РУБЕЖ М. Г.
Коэффициент корреляции от 0,8 до 1,00 свидетельствует о тесной связи между двумя показателями.
ВЫВОДЫ
Таким образом, экономическая безопасность государства напрямую будет зависеть от эффективной работы реального сектора экономики, от прибыли субъектов хозяйствования, от объема промышленного производства, от инвестиций в основной капитал и т. д.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по заказу Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ) № договора Г22-003 от 04.05.2022 г. на тему «Управление государственными активами в системе обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь»
Список литературы
1. Carr E. The Twenty Years’ Crisis [Электронный ресурс]. URL:
https://link.springer.com/book/9780333963753
-
- Moravchk A. Liberalism and International relations theory [Электронный ресурс]. URL: https://www.princeton.edu/~amoravcs/library/liberalism_working.pdf
- Matt McDonald Constructivisms: An Introduction [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/330273227
- Romaniuk Scott. 2018. Copenhagen School. In The SAGE Encyclopedia of Surveillance, Security, and Privacy, edited by Bruce A. Arrigo. Thousand Oaks: Sage Publications. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/328232795_Copenhagen_School
- Buzan Barry, Ole Waever & Jaap de Wilde. 1998. Security: A New Framework for Analysis. London: Lynne Rienner Publishers. As of 29 October 2019: [Электронный ресурс]. URL: https://www.rienner.com/title/Security_A_New_Framework_for_Analysis
- Социетальная безопасность [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB %D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1% 81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
- Старикова О. В. Теоретико-методологические основыэкономической безопасности
региональной экономической системы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionalnoy-ekonomicheskoy-sistemy#
-
- Lesnyakova E. N. Mechanism of realization of national security of modern Russia, economic aspect
- Services sector: innovations and quality. 2012. № 8. P. 36–51.
- Резолюция ООН по международной экономической безопасности [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/63732/files/A_44_217_E_1989_56-RU.pdf
- Ефремова Л. А. Региональная экономическая безопасность в контексте стабильности
бюджетной системы [Электронный ресурс]. URL:
https://www.researchgate.net/publication/327546853_Regional_Economic_Security_in_the_Context_of_Budg et_System_Stability
-
- Lazareva G. I., Yefremova L A. Outcomes, tasks and prognosis of budget policies of Krasnodar Krai
- Scientific Practical Journal. Economics and Management: Problems and Solutions. 2018. № 5 (76). P. 23–30.
- Molchan A. S., Saenko S. V. Economic security of the state: modern condition, threats and thresholds
- Scientific Works of KubSTU, 2016. № 2. P. 113–124.
- Senchagov V. K., Ivanov E. A. The structure of the mechanism of modern monitoring of economic security in Russia // Moscow: Institute of Economics of RAS. Centre of Financial Research. 2015. P. 24–31. [Электронный ресурс]. URL: http://inecon.org/docs/Senchagov_Ivanov.pdf
108
ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…
- Yelizarova V. V. The place and role of financial security in the system of providing regional economic security // Economics, Statistics and Information Technologies. 2015. № 2. P. 45–48
- Глазьев С. Ю. Экономическая безопасность как синоним конкурентоспособности
Евразийского союза. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.eijournal.ru/jour/article/view/150?locale=ru_RU
- Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России
[Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35067158
- Паньков В. Глобализация экономики: вызовы и ответы Германии [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/106/652/1226/05Globalization.doc
- Селиванов А. И. Экономическая безопасность России: теоретический и практический
ренессанс системного подхода [Электронный ресурс]. URL: https://financetp.fa.ru/jour/article/download/338/265#:~:text=%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0% BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%BC.,5%5D.
19. Сенчагов В. К., Гельвановский М. И., Губин Б. В., Иванов Е. А., Караваева И. В.,
Колпакова И. А., Лев М. Ю., Обухов О. И., Павлов В. И., Рогова О. Л. Роль и оценка финансово-ценовых факторов, обеспечивающих экономическую безопасность при формировании бюджета РФ. Москва, 2016
- Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://www.mil.by/ru/military_policy/basic/koncep/#:~:text=8.,%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0 %BD%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0 %B0%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0 %B4%D0%B0%D0%BD.
- Закон «Об основных направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь направлениями внутренней политики» от 14 ноября 2005 г. № 60–З (в ред. от 4 июня 2015 г.).
- Указ Президента от 29.06.2021 № 292 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы»
- Закон о республиканском бюджете на 2022 год от 31 декабря 2021 г. № 142–З.
- База данных крупнейших инвестиционных проектов в промышленном строительстве государств–членов евразийского экономического союза на период 2017–2021 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/SiteAssets/investproekty_2017-2021.pdf
- Вильчинская О. В., Тарханова Л. А. Корреляционно-регрессионный анализ в оценке взаимосвязи показателей социально-экономического развития муниципальных образований // Пространство экономики. 2010. № 3–2. С. 148–158.
Статья поступила в редакцию 21.11.2022
109