Роль и место Франции в системе политических и экономических связей Индии

УДК 339.9

Publication text (PDF):Download

РОЛЬ И МЕСТО ФРАНЦИИ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИНДИИ

Секачева А. Б.

Дипломатическая Академия Министерства Иностранных Дел Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

E-mail: aline_ph@rambler.ru

В статье проанализированы особенности двусторонних экономических и политических связей между двумя странами и отмечено, что их потенциал позволяет расширять взаимодействие по многим направлениям, в том числе и в сфере цифровизации. Выявлено, что проблемными аспектами экономического сотрудничества, кроме географической удаленности, являются невысокие объемы экспорта и импорта, низкий уровень взаимных инвестиций, узкая номенклатура торгуемых товаров. Кроме того, специфической проблемой в отношениях с Индией для Франции является то обстоятельство, что во взаимном торгово-экономическом сотрудничестве она уступает первенство ведущей стране–члену ЕС – Германии. Частично она компенсирует это обстоятельство активизацией военно-технического сотрудничества, но коррупционные скандалы и ужесточение конкуренции на индийском рынке не позволяют ей в полной мере реализовать имеющийся в этой сфере потенциал. Из европейских стран, находящихся вне ЕС, Индия в наибольшей степени ориентирована на англо-саксонские страны – США и Великобританию.

Вместе с тем в статье определено, что потенциал для углубления отношений между Францией и Индией весьма значительный. Этому способствует и общий подход ко многим проблемам мировой политики и экономики. Как Франция, так и Индия стремятся проводить суверенную внешнюю политику и не зависеть от какого-либо одного центра силы. Эти две страны готовы реализовать собственную экономическую программу развития высоких технологий, особенно в области цифровизации, а также атомной энергетики и космоса. Данный фактор необходимо учитывать России, поскольку она в советский период истории являлась одним из ее основных партнеров и в определенной степени продолжает оставаться таковым в настоящее время.

Ключевые слова: Индия, Франция, сотрудничество, торгово-экономические связи, высокие технологии

ВВЕДЕНИЕ

Франция занимает особое место в системе политических и экономических связей Индии. Длительное время некоторая часть территории этой страны была французской колонией, и это обстоятельство имеет как положительные, так и отрицательные последствия для франко-индийского сотрудничества. В настоящее время Франция и Индия сотрудничают по многим направлениям. Во внешнеторговой политике придается особое значение укреплению и развитию имеющегося потенциала обоих государств. Исторические предпосылки взаимоотношений Франции с Индией, а также современная обстановка в мировой экономике определяют объективную необходимость в научном исследовании роли и места Франции во внешнеэкономических и политических связях Индии.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

  1. Исторические аспекты двусторонних отношений Франции и Индии и их влияние на внешнюю политику этих стран.

Индийская цивилизация является одной из древнейших в мире. Длительное время Франция являлась метрополией для отдельных областей Индийского полуострова, и в настоящее время одна из бывших ее территорий – Пудучерри – является популярным направлением французского туризма в Индии. Тем не менее, политика французских властей по ее колонизации была не слишком удачной ввиду того, что она проиграла борьбу с Великобританией, и основная часть территории этой страны перешла под протекторат Лондона.

Одной из причин такого положения было то обстоятельство, что Франция стала последней из великих европейских держав Европы XVII в., которая установила торговые отношения с Индией. Это произошло примерно через 60 лет после основания английской и голландской Ост–Индских компаний (в 1600 и 1602 гг. соответственно). Поскольку эти компании сразу после своего создания начали активно колонизировать территорию Индостана, учреждая сеть торговых постов, то французских властей было мало шансов победить их в конкурентной борьбе. Это объясняется тем, что до середины XVIII в. цели европейских государств в Индии «были не столько политическим, сколько чисто коммерческими». Затем в течение примерно полувека торговую фазу колонизации сменила острая военно-политическая борьба за доминирование на полуострове между Францией и Великобританией. Так, территория Пондишери несколько раз переходила под протекторат то одной, то другой стороны. [1]

После окончания эпохи наполеоновских войн к 1817 г. состоялось окончательное урегулирование территориальных вопросов, связанных с французскими владениями в Индии. У Франции осталось всего пять небольших и отдаленных друг от друга областей (Пондичерри, Карайкал, Янаон, Маэ и Чанданнагар), общая численность населения которых в середине ХХ в. составляла около 300 тыс. чел. Тем не менее, метрополия поддерживала устойчивые отношения с данными анклавами, особенно в сфере торговли. После получения Индией независимости в 1947 г. и установления с ней дипломатических отношений Франция к 1954 г. передала ей эти территории. [2] Окончательный договор о передаче их под полную юрисдикцию индийской стороны был подписан в 1956 г., но ратифицирован французским парламентом только в мае 1962 г. [3]

Необходимо отметить, что французское присутствие в Индии не оставило в этой стране такого негативного наследия, как британское владычество. Данный факт способствует развитию двустороннего сотрудничества между странами как на политическом уровне, так и сфере экономики. Но для Нью–Дели в настоящее время оно осложняется тем, что его геополитическое положение более неустойчивое, чем у Франции, вследствие напряженных отношений с Пакистаном и Китаем. Хотя с конца ХХ в. экономика Индии демонстрирует относительно высокие темпы роста, в частности, наблюдается ускоренного развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ядерного потенциала, страна находится в нестабильной с точки зрения национальной безопасности среде. Она сталкивается с потенциальными угрозами различного характера и находится между крупными ядерными державами – Китаем, Россией и Пакистаном, интересы которых не всегда совпадают. Кроме того, вследствие пандемии коронавируса ее основные торговые партнеры находятся в кризисе, а ведущиеся в государственных банках реформы могут не принести желаемого результата. [4] Но эти проблемы во многом обусловлены глобальными факторами и отнюдь не умаляют того факта, что влияние Индии в мире значительно выросло.

Укрепление позиций Индии в мировой политике и экономике понимают США, и поэтому в противоборстве с КНР они пытаются привлечь ее на свою сторону. Во «Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности США», принятом в этой стране в марте 2021 г., на первое место с точки зрения приоритетности ее национальных интересов поставлен Индо-Тихоокеанский регион. В данном руководстве указано, что главной задачей для Соединенных Штатов в международном сотрудничестве является углубление партнерства с Индией. [5] На практике это проявилось в том, что формирующийся антикитайский блок QUAD (США, Япония, Австралия, Индия), с точки зрения бывшего премьер–министра Австралии К. Радда, «заставил Пекин прийти к выводу, что это объединение представляет собой один из самых серьезных вызовов китайским региональным амбициям на предстоящие годы». Кроме указанной «четверки» в данное объединение США пытаются привлечь Новую Зеландию, Южную Корею и Вьетнам в рамках переговоров о торговле, технологиях и безопасности цепочки товарных поставок («Quad Plus») [6].

Но не только США, но и другие развитые страны, в том числе и Франция, заинтересованы в установлении тесных политических и экономических отношений с Нью–Дели. С начала 1990-х гг. до сегодняшнего дня состоялось десять визитов премьер–министров Индии во Францию и семь – президентов Франции в Нью–Дели, что способствовало налаживанию взаимовыгодных связей в самых различных областях. В 1998 г. между этими странами было заключено соглашение о стратегическом партнерстве. В развитие положений данного документа впоследствии были подписаны Конвенция об избежании двойного налогообложения, Меморандумы о взаимопонимании по сотрудничеству в области туризма, о взаимопонимании по интеллектуальной собственности и Соглашение об освобождении от социального обеспечения и ряд других. Как отмечается в документах посольства Индии в Париже, «серия визитов на высоком уровне в торгово-экономической сфере отражает растущий интерес правительств обеих стран к расширению торговли между странами». [7]

Стремление Франции укрепить сотрудничество с Индией выразилось и в том, что она была единственной западной страной из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, которая хотя и осудила Индию за создание ядерного оружия в 1998 г., но в то же время не ввела против нее экономические санкции, как большинство других государств. Необходимо отметить, что хотя Франция является членом ЕС и блока НАТО, а также активно участвует в неформальном объединение западных стран G–7, она всегда стремилась со времен президентства генерала Ш. де Голля проводить независимую внешнюю политику.

Как следствие, в марте 2018 г. президент Э. Макрон во время своего визита в Индию заявил, что Франция должна стать лучшим партнером Индии в Европе, ее воротами на европейский континент. Обе стороны также подписали ряд торговых и военных соглашений в области кораблестроения и авиации, охраны окружающей среды, развития климатического партнерства, туризма, культуры и др. В ходе этого визита Макрон стремился расширить двустороннее сотрудничество и получить выгоду от выхода из ЕС исторического партнера Индии – Великобритании.

Для Индии такой подход Франции крайне важен и актуален, поскольку ее тесные отношения с США, по мнению многих индийских исследователей, грозят ей международной изоляцией. Так, бывший советник премьер–министра Индии по национальной безопасности М. К. Нараянан утверждает, что в большей части Азии существует представление о том, что в настоящее время Нью–Дели «готов пожертвовать своей стратегической автономией в пользу отношений с США» [8]. Между тем, Индия является участницей многих международных организаций и форумов: G–20, БРИКС, ШОС и ряда других, в работе которых принимают активное участие Россия и Китай. Таким образом, в настоящее время перед Индией стоит выбор – будет ли она в дальнейшем ориентироваться на США, или участвовать в создании полицентричной модели мирового устройства совместно с другими ведущими державами.

  1. Современное состояние экономики Индии и роль внешнеэкономических связей в ее развитии.

В настоящее время Индия является одной из крупнейших держав Южной Азии

– одного из самых быстроразвивающихся регионов мира. Страна имеет выгодное геополитическое и геоэкономическое положение и занимает 7–е место в мире по площади территории (примерно 3,3 млн кв. км.). По численности населения она находится на втором месте после Китая, что определяет ее особое положение в мировой экономике и политике.

Вместе с тем, невзирая на весомые экономические успехи в последние десятилетия, Индия относится к группе развивающихся стран и по основным макроэкономическим показателям уступает развитым государствам, в том числе и Франции. Вместе с тем, это обстоятельство не помешало ей занять в 2020 г. 5–е место по объему ВВП (по обменному курсу) и 3–е – по объему ВВП по ППС [9]. В структуре национальной экономики доля сельского хозяйства, в котором занято 2/3 населения, составляла, по данным ЦРУ США, 15,4 %, промышленности – 23 % и сферы услуг – 61,5 % [10].

Таблица 1 Основные макроэкономические показатели Индии и Франции в 2019–2021 гг.

Показатель/страна Индия Франция
Население (млн чел.) 1 млрд 366, 4 (2020) 67,4 (2020)
Плотность населения (чел./кв. км) 416 123
Количество мигрантов(% от населения) 0,38 % 12,4 % (2019)
Количество смертей от COVID–19 на млн жителей 326 (2020) 1719 (2020)
ВВП 2, 3 трлн евро (2020) 2, 3 трлн евро (2020)
ВВП на душу населения 1694 евро (2020) 33 960 евро (2020)
Общий долг (объем и % от ВВП) 2,2 трлн евро — 89,56 % (2020) 2, 7 трлн евро –115,7 % (2020)
Дефицит государственного бюджета (% от ВВП) 12,3 % (2020) 9,2 % (2020)
Расходы на оборону(% от государственного бюджета) 8,8 % (2019) 3,3 % (2019)
Рейтинг конкурентоспособности ВЭФ 68 (2019) 15 место (2019)
Уровень безработицы 12 % (2020) 7,9 % (июль 2021)
Средняя заработная плата Около 90 долл. 38 188 евро (2020)
Учетная ставка ЦБ 4,0 % 0 % (2017)
Максимальная ставка налогов (%) 42,7 % 55, 6 % (2020)
Экспорт 231,8 млрд евро (2020) 427 млрд евро (2020)
Экспортная квота (% от ВВП) 10,5 % 18,5 %
Импорт 325,6 млрд евро (2020) 509,6 млрд евро (2020)
Импортная квота (% от ВВП) 14,1 % 22,1 %

Источник: Составлено автором по Comparez l’économie des pays: Inde vs France.

URL: https://fr.countryeconomy.com/pays/comparer/inde/france

Как следует из таблицы 1, отдельные макроэкономические показатели двух стран примерно одинаковы (ВВП по обменному курсу, внешний долг и его доля в ВВП, максимальная налоговая ставка и др.), но по некоторым из них существует значительное различие. Так, например, объем внешнеторгового оборота у Индии примерно в два раза меньше, чем у Франции. Нельзя не отметить, что численность населения Индии примерно в 20 раз превышает аналогичный показатель у Франции, что при одинаковом показателе ВВП свидетельствует о крайней бедности этой страны и значительной социально-экономической дифференциации. В Докладе о мировом неравенстве Парижской школы экономики за 2018 г. подсчитано, что 10 % населения Индии в 2016 г. получили 55 % национального дохода по сравнению с 37 % населения в Европе [11]. Даже высокие темпы экономического роста не могут компенсировать это отставание. В 2000–2017 гг. среднегодовой рост ВВП Индии составлял 7,1 %, и он за этот период увеличился в 3,3 раза. В 2014–2016 гг. этот показатель превышал аналогичный у Китая [12], но увеличение доходов на душу населения было значительно меньше – 5,4 %. При этом новые рабочие места почти не создавались, и это происходило на фоне роста численности населения: за период 2011–2015 гг. доля занятых на рынке труда сократилась с 55,4 % до 52,4 % [13].

Для сравнения у Франции в 2018–2020 гг. динамика экономического роста была намного ниже [14]. Резкое снижение темпов экономического роста в обеих странах в 2020 г. (таблица 2) вызвано пандемией COVID–19. Особенно тяжелое положение сложилось в Индии в первом полугодии 2021 г. – только в мае число заразившихся коронавирусом ежедневно превышало 400 тыс. человек. Резкий прирост заражений наблюдается в Бангалоре, где расположено много офисов глобальных банков [15]. В целом, это оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность отдельных регионов этой страны.

Таблица 2 Темпы экономического роста Индии и Франции в 2018–2020 гг.

Год Индия Франция
2018 6,5 % 1,8 %
2019 4,0 % 1,5 %
2020 –8,0% –8,1%

Источник: Индия: Экономический рост. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/India/ Франция: Экономический рост. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/France/ (дата обращения 20.11.2021)

 

Поэтому, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), Индия является лидером по количеству запретов, принятых в связи с распространением COVID–19, – на нее приходится 40 % всех введенных в мире противовирусных мер [16]. Это не может не отражаться на тенденциях и перспективах торгово-экономического сотрудничества между Индией и Францией.

    1. Состояние и особенности франко-индийского торгово-экономического сотрудничества.

По данным ВТО, в 2019 г. Индия занимала 20–е место в мире по объему экспорта и 10–е – по импорту. Вплоть до пандемии коронавируса внешнеторговый оборот этот страны постоянно возрастал.

Таблица 3

Внешняя торговля Индии с 2010 по 2020 г. (млрд долл.)
Год Экспорт Импорт Сальдо
2010 201.1 327.0 –125.9
2011 299.4 461.4 –162.0
2012 298.4 500.4 –202.0
2013 313.2 467.5 –154.3
2014 318.2 462.9 –144.7
2015 310.3 447.9 –137.6
2016 262.3 381 –118.7
2017 275.8 384.3 –108.5
2018 303.52 465.58 –162.05
2019 330.07 514.07 –184
2020 314.31 467.19 –152.88

Источник: Внешняя торговля Индии. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Foreign_trade_of_India (дата обращения 05.12.2021)

 

Как следует из таблицы 3, для внешнеторговых связей Индии характерно постоянное превышение импорта над экспортом, что является следствием недостаточного количества определенных видов природных ресурсов, особенно традиционных энергоносителей. Поэтому отрицательное сальдо ее внешней торговли, как правило, увеличивалось в периоды роста стоимости нефти. При этом Индия всегда рассматривала свою внешнюю торговлю через призму укрепления государственного суверенитета, и поэтому ее развитие было направлено, в первую очередь, на создание базовых отраслей промышленности, а в последние десятилетия – на ее инновационный сектор. В связи с этим обстоятельством роль государства в регулировании внешнеторговых отношений является весьма высокой – оно поощряет импортозамещение в экономике и обеспечивает защиту от конкуренции со стороны иностранных товаров.

Невзирая на рост глобальной нестабильности и внутренние проблемы в этой стране, развитые государства заинтересованы в развитии отношений с Индией. Так, например, Евросоюз является ее крупнейшим торговым партнером и вторым по величине направлением индийского экспорта. Только за последнее десятилетие товарооборот между ним и Индией увеличился на 72 %. В 2020 г. Индия заняла 11–е место среди других стран по объему экспорта товаров из ЕС – 1,7 %, и такое же по импорту в Союз – 1,9 %. Среди государств–членов данного интеграционного объединения Германия была одновременно ее крупнейшим импортером и экспортером. В целом, экспорт ЕС в Индию в 2020 г. достиг 33 млрд евро, а импорт – 32,2 млрд евро. Впервые за прошедшее десятилетие внешнеторговое сальдо в 2019 и 2020 гг. стало положительным для Индии (1,4 и 0,8 млрд евро соответственно). Наибольшее положительное сальдо было зафиксировано в Германии (3,65 млрд евро), за которой следуют Франция (1,79 млрд евро) и Бельгия (0,59 млрд евро) [17]. По оценке министерства торговли Индии, к профициту привело замедление темпов спада экспорта и значительное снижение импорта [18].

Вместе с тем, объему торговли с Индией ЕС уступает многим странам.

Таблица 4

Ведущие торговые партнеры Индии в 2020 г.

Страны Экспорт в Индию (доля в общем объеме и стоимость) Импорт из Индии (доля в общем объеме и стоимость)
США 17,9 % – 49 млрд долл. 7,23 % – 26 млрд долл.
КНР 6,89 % – 19 млрд долл. 15,9 % – 58 млрд долл.
Гонконг 3,46 % – 9,53 млрд долл. 3,96 % – 14,5 млрд долл.
ОАЭ 6,51 % – 17,9 млрд долл. 6,49 % – 23 млрд долл.

Источник: Ежегодная статистика международной торговли по странам. URL: https://trendeconomy.com/data/h2/India/TOTAL (дата обращения 10.12.2021)

На первом месте в торговле с Индией среди ее европейских партнеров находится Германия – ее экспорт составил 10,7 млрд евро в 2020 г. Второе место с большим отрывом занимает Франция – 5,7 млрд евро. Необходимо отметить, что эти две страны после выхода Великобритании из ЕС лидируют в его экономике – доля Германии в ВВП ЕС составляет 19,49 %, а Франции – 13,46 % [11, c. 256].

Объем торговли между Францией и Индией в последнее десятилетие оставался сравнительно небольшим и не превышал 11 млрд евро. Сальдо внешнеторгового баланса на протяжении этого периода являлось положительным для Индии.

Таблица 5 Товарооборот между Францией и Индией (млрд евро)

 Год Экспорт Индии во Францию Экспорт Франции в Индию Объем

товарооборота

Сальдо для Индии В % к прошлому году
2010 4,130 2,900 7,030 +1,227 +30.83 %
2011 4,696 2,769 7,465 +1,927 +6.23 %
2012 4,656 3,256 7,912 +1,400 +5.98 %
2013 4,440 2,713 7,153 +1,727 -9.59 %
2014 5,216 2,704 7,920 +2,502 +10.70 %
2015 5,218 2,703 8,548 +2,196 +7.91 %
2016 4,669 3,910 8,580 +759 +0.37 %
2017 5,351 5,344 10,695 +700 +24.60 %
2018 5,993 5,529 11,522 +463 +7,61
2019 6,238 5,358 11,596 +880 +0,54
2020 4,809 4,235 9,045 +574 –21,99

Источник: India-France Economic and Commercial Relations. URL: https://www.eoiparis.gov.in/page/indo-french-economic-relations/ (дата обращения 15.12.2021)

Как следует из таблицы 5, в 2020 г., по индийским данным, двусторонний товарооборот между этими странами составил 9,04 млрд евро, сократившись на 22 % по сравнению с прошлым годом. Экспорт Индии во Францию составил 4,8 млрд евро, что на 23 % меньше, чем в 2019 г. Импорт ее также сократился на 21 % до – 4,23 млрд евро. Необходимо отметить, что данные европейских и индийских статистических служб часто не совпадают между собой вследствие использования различных методик подсчета.

Особенностью двусторонней торговли является устойчивая тенденция изменения номенклатуры поставляемых индийских товаров в сторону увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Главными экспортными товарами Индии во Францию являются нефтяные масла; мобильные телефоны; фармацевтика; ветровые генераторы; одежда; алмазы и ювелирные изделия и т. д.

Основные группы французских экспортных товаров в Индию включают: самолеты и другие летательные аппараты; турбореактивные двигатели; компьютерные системы; вакцины (кроме вакцин против коронавируса) и другие лекарственные средства; стальной прокат; техническое оборудование различного назначения и комплектующие к ним.

В экспорте Франции в большей степени, чем у индийских поставок, представлена наукоемкая продукция, поскольку научно-технический уровень ее экономики выше. Так, наукоемкость ВВП Франции в 2018 г., по данным ЮНЕСКО, составила 2,2 % (в ЕС 2,03 %), а Индии – всего 0,7 % [11, c.250, 604].

Следует констатировать, что существующий уровень торговых отношений не соответствует экономическому потенциалу двух стран, поэтому они прилагают много усилий для расширения спектра торгуемых товаров. При этом в наибольшей степени Нью–Дели заинтересован в притоке прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Франции, особенно в высокотехнологичные сферы экономики.

    1. Состояние и перспективы франко-индийского инвестиционного и технологического сотрудничества.

Евросоюз, одним из основных членов которого выступает Франция, входит в число ведущих иностранных инвесторов в Индии, и его доля в притоке иностранных инвестиций за последнее десятилетие увеличилась более чем в два раза. Примерно 6 тыс. европейских компаний, работающих в Индии, создали 1,7 млн прямых и 5 млн косвенных рабочих мест. В свою очередь, в последние годы наблюдается динамичный рост инвестиций из Индии в ЕС [19].

Франция как вторая ведущая страна ЕС является важным инвестиционным партнером в обеспечении притока ПИИ в Индию и в настоящее время по этому показателю занимает 11–е место среди других государств–инвесторов. Совокупный объем французских инвестиций с апреля 2000 г. по март 2021 г. достиг 9,83 млрд долл., что составляет 1,86 % от общего притока ПИИ в Индию. Их основная доля приходится на сектор услуг (19,06 %), на втором месте находится производство цемента и гипсовых изделий (9,96 %), далее идут воздушный транспорт, том числе авиаперевозки (8,06 %), нефть и природный газ (7,63 %), электрооборудование (5,7 %). В Индии осуществляют деятельность более 1000 французских предприятий, том числе около 50–70 малых и средних предприятий (МСП) работают в машиностроительном и фармацевтическом секторах ее экономики. Большинство крупных корпораций имеют в Индии свои дочерние компании.

Французские компании представлены в широком спектре секторов индийской экономики: сфере услуг, фармацевтической и химической промышленности; аэрокосмической отрасли и автомобилестроении, агропромышленном комплексе, электронике, строительной механике и др. По оценкам посольства Франции в Индии, во французских компаниях в Индии занято около 300 тыс. чел., а их совокупный оборот составляет более 20 млрд долл. С другой стороны, по данным «Ежегодного отчета деловой Франции за 2020 год», в Пятой республике создано около 200 дочерних компаний индийских компаний, в которых работают более 6000 человек [7]. То есть присутствие Франции в Индии гораздо более ощутимо, чем наоборот, что объясняется ее более высоким инвестиционным и научно-техническим потенциалом.

Особое значение для Индии, как уже отмечалось выше, имеют высокие технологии, и она прилагает значительные усилия для их развития, что и подтверждают статистические данные. Так, доля иностранных инвестиций в их общем объеме в 2000–2020 гг. составляла: в секторе финансовых, банковских и страховых услуг – 17,5 %, в информационно-коммуникационных технологиях – 9,6 %, телекоммуникациях – 7,9 %. Таким образом, государство создает благоприятные условия для инвестирования в наиболее перспективные сектора национальной экономики, благодаря чему Индия стала одним из ведущих производителей ИКТ–продукции. В 2019 г. доходы от ее продажи составили 177 млрд долл., а к 2025 г., по прогнозам, они достигнут 350 млрд Кроме того, эта отрасль является крупнейшим экспортером: общая выручка от экспорта ИКТ–услуг за 2019/2020 финансовый год составила 135 млрд долл. [20].

В целом, государственная политика, в частности, инициируемая руководством страны кампания «Сделано в Индии», стимулирует как отечественные, так и иностранные фирмы производить товары на территории Индии. Но здесь возникают определенные сложности. Хотя приток ПИИ вырос с 2014 г., но многонациональные корпорации (МНК) в последующем репатриировали около 27 % их объема. Из оставшихся инвестиций только 26 % были направлены в производственный сектор, а основная часть – в сектор услуг, и при этом всего только 2 % из них ушли в «зеленую» энергетику [11, c. 610]. И это несмотря на то, что Индия является одним их инициаторов ускоренного развития солнечной энергетики.

Учитывая сложное геополитическое положение страны, для Индии особенно важным является укрепление сотрудничества с Францией в военно-промышленной сфере по принципу – «нельзя класть яйца в одну корзину». Как отмечают многие аналитики, это дает Парижу возможность потеснить Россию и США в экспорте в Индию вооружения и военной техники. В настоящее время Франция в соответствии с соглашениями о передаче технологий реализует с Индией ряд совместных военно-технических проектов: поставки подводных лодок Scorpene [21], строительство шести военных кораблей и оснащение их противокорабельными ракетами, модернизацию реактивных самолетов Mirage–2000 стоимостью 3 млрд долл., производство ракет класса «земля–воздух». На стадии изучения находится вопрос о продаже Францией атомных подводных лодок. Также активизируется сотрудничество между Национальным центром космических исследований Франции (CNES) и Индийской организацией космических исследований (ISRO).

Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, франко-индийское партнерство в военно-промышленной области осложнено рядом существенных проблем. Одна из них связана с обвинениями в коррупции, выдвинутыми в начале 2021 г. в отношении французской корпорации Dassault Aviation. Индия в 2016 г. подписала с ней контракт на поставку 36 истребителей Rafale для своих ВВС общей стоимостью около 7,8 млрд евро. Во французских СМИ было напечатано, что данная корпорация заплатила индийскому посреднику около миллиона евро за содействие в подписании контракта [22]. Кроме того, электронное издание Military Watch (США) отметило, что европейские самолеты показали себя менее эффективными и более дорогими по сравнению с американскими и российскими. Так, цена одного французского истребителя составляет порядка 210 млн евро, что примерно втрое дороже американского истребителя 5–го поколения F–35. Поэтому Индия проявляет большой интерес к покупке новых российских истребителей [23].

Как следствие, во французских СМИ либерального направления усиливается критика внутренней и внешней политики Нью–Дели. Обозреватель влиятельной французской газеты Le Monde Ж. Буиссо в 2021 г. опубликовал серию статей, касающихся деятельности премьер–министра Индии Н. Моди, обвиняя его в коррупции с участием французских компаний. По его мнению, «французы обеспокоены» тем, что «надежный партнер» Франции превратился в «тирана» с тех пор, как в 2014 г. к власти в стране пришла под его главенством индуистская националистическая партия «Бхаратия джаната». По оценке Ж. Буиссо, Франция решила поставить свои интересы выше демократических ценностей [24]. В какой степени эти обвинения основаны на действительных фактах, а в какой являются следствием растущего геополитического соперничества в Южной Азии, – судить крайне сложно. Но тот факт, что США не заинтересованы в присутствии конкурентов на индийском рынке, не вызывает сомнений.

Другая важная сфера индийско-французского сотрудничества – это энергетика. Индия принимала активное участие в заключении Парижского соглашения по климату в 2015 г., и одним из его договоренностей стало создание Международного союза по солнечной энергетике (International Solar Alliance, ISA). Его задачей является продвижение технологий производства оборудования для использования энергии солнца и сокращение их стоимости. При этом инициатива по созданию этого Союза была выдвинута Н. Моди совместно с бывшим французским президентом Ф. Олландом. Первый саммит ISA состоялся в Нью–Дели 11 марта 2018 г., на котором Индия и Франция выступили в качестве организаторов встречи глав государств и их представителей из 23 стран мира. Выступая на этом саммите, Н. Моди поставил цель: к 2022 г. генерировать в Индии 175 Гвт энергии от возобновляемых источников, 100 из которых должны приходиться на солнечную энергию. Позднее Моди и Макрон торжественно открыли солнечную станцию в штате Уттар–Прадеш, построенную французской компанией Engie. По мнению руководства Индии, использование солнечной энергетики позволит Индии решить сразу две задачи – способствовать обеспечению энергетической безопасности страны и улучшить экологическую ситуацию.

Значительные перспективы имеет сотрудничество двух сторон в области гражданской ядерной энергетики. В настоящее время французская государственная корпорация EDF планирует построить атомную станцию «Джайтапур» в штате Махараштра на западе Индии, которая будет состоять из 6 энергоблоков мощностью по 1,65 ГВт каждый. Для данной АЭС выбраны реакторы 3–го поколения, разработанные компанией Areva. После завершения строительства ее мощность достигнет 9,9 ГВт, что сделает ее крупнейшей АЭС в мире. К проекту привлечена и российская компания «Русгидро» [25]. Вместе с тем, его реализация затягивается, поскольку первоначально планировалось начать работы в конце 2018 г., но этот срок был сдвинут на неопределенное время [26]. В этой области у России, как отмечают многие исследователи, имеется явное преимущество: на данный момент реализуется строительство 3–го и 4–го блоков АЭС «Куданкулам» на юге индийского штата Тамилнади, и подписано соглашение на проектирование 5–го и 6–го блоков станции. Кроме того, Москва и Нью–Дели начали сотрудничество по атомной энергетике в третьих странах. В частности, Индия будет оказывать России техническую помощь в реализации проекта строительства АЭС «Руппур» в Бангладеш [27].

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция на индийском рынке в перспективе будут усиливаться, но Франция имеет неплохие шансы сохранить, а в отдельных случаях и расширить свое присутствие в Индии. Но потеснить традиционных партнеров этой страны – Россию, США и Китай – ей вряд ли удастся.

  1. Франко-Индийские отношения и Россия

После получения независимости Индия в период «холодной войны» считала Советский Союз своим основным партнером как в политической, так и в экономической сферах. Советское руководство всегда поддерживало ее в территориальных спорах с Пакистаном и Китаем, а также предоставляло ей значительную экономическую и военную помощь.

После распада Советского Союза возникла проблема – сможет ли Франция заменить Россию в качестве главного международного партнера Индии? Этот вопрос был задан директором индийского отделения Фонда Карнеги С. Р. Моханом. По оценке научного сотрудника Центра индийских исследований Института востоковедения РАН А. Захарова, «не вызывает сомнений, что Франция пока не способна стать заменой России для Индии». По его мнению, это касается, в первую очередь военно-технического сотрудничества и энергетических проектов [27].

Точка зрения многих западных исследователей диаметрально противоположная. Обычно они указывают на то обстоятельство, что Россия установила стратегическое партнерство с Китаем, и в этой ситуация Индия оказалась отодвинута на второстепенное место во внешней политике Москвы. Поэтому, по мнению директора проекта «Инициативы будущего Индии и Южной Азии» Гудзонского института США А. Панде, после визита премьер–министра Н. Моди в Париж в августе 2019 г. «стало очевидно, что Франция заменила Россию в качестве надежного друга и партнера Индии в западном мире». Таким образом, как полагает американский исследователь, Франция попыталась заполнить образовавшийся после распада Советского Союза вакуум, и поэтому за последние несколько десятилетий Париж и Нью–Дели установили устойчивые крепкие экономические, дипломатические и военные отношения. При этом Панде упускает из вида или пренебрегает тем фактом, что Индия и Китай входят в группировку БРИКС, а также являются членами Шанхайской организации сотрудничества.

Российская дипломатия много сделала для того, чтобы смягчить противоречия между КНР и Индией, но пограничный конфликт между ними в мае 2020 г. в восточном Ладакхе на границе КНР, Пакистана и Индии вызвал их резкое обострение. Вполне предсказуемо часть индийской элиты, ориентированная на США, потребовала пересмотра внешней политики страны. В редакционной статье индийской газеты «Times» от 07.04.2021 было отмечено: «Экспансионистские амбиции Китая прямо поставили Индию под прицел, примером чего может служить противостояние двух сторон в восточном Ладакхе. Таким образом, у Индии нет другого выбора, кроме как присоединиться к США и демократическим единомышленникам, чтобы уравновесить агрессивные подходы Китая» [28]. И, к сожалению, это не голословное заявление. В ноябре 2020 г. Австралия, Индия, США, Япония Индия впервые за последние 13 лет провели совместные военно-морские учения Malabar. Их целью была объявлена отработка действий по защите от «экспансионистской и агрессивной политики» Китая [29].

В этой ситуации Франция оказывается на вторых ролях в Южной Азии, поэтому перспективы развития ее сотрудничества с Индией являются неопределенными. Этот тезис подтверждает и то обстоятельство, что по инициативе США в сентябре 2021 г. был образован новый военно-политический блок AUKUS в составе Австралии, Великобритании, Соединенных Штатов, который иногда стали называть «НАТО внутри НАТО». В результате его создания проигравшей страной оказалась Франция, которой Австралия разорвала контракт на покупку 12 подводных лодок на сумму 56 млрд евро, отдав предпочтение США. Поэтому во многих французских СМИ начала активно пропагандироваться идея выхода страны из НАТО [30].

Вместе с тем следует отметить, что при всех зигзагах внешней политики Индии ее ориентация на Россию остается значительной. В ноябре 2011 г. Фонд исследований в области национальной безопасности в Нью–Дели опубликовал результаты анализа «Стратегические партнеры Индии: сравнительная оценка», в котором ведущие страны–партнеры Индии были оценены по шкале с максимальным положительным значением 90 баллов. Россия вышла на первое место (62 балла), за ней следовали США (58), Франция (51), Великобритания (41), Германия (37) и Япония (34) [3].

Но в настоящее время количество публикаций в индийских СМИ, критически относящихся к России, резко возросло. Это обстоятельство связано, как уже отмечалось выше, с установившимися партнерскими отношениями нашей страны с КНР. Многие индийские исследователи утверждают, что «в то время как Индия сместилась в сторону американской орбиты, Китай и Россия неуклонно сближаются»

Поэтому с их стороны раздаются призывы свернуть военно-техническое сотрудничество Индии с РФ, поскольку в ситуации военного конфликта между Пекином и Нью–Дели Москва будет, по их мнению, на стороне КНР [32]. Но, с другой стороны, расширение франко-индийского сотрудничества в определенной степени может оказаться выгодным для нашей страны, поскольку снижает влияние США и Великобритании на политику Нью–Дели.

ВЫВОДЫ

Если исходить из такого сценария развития событий, то Франция имеет возможность расширить свои экономические связи с Индией, в первую очередь, в военно-технической сфере для того, чтобы компенсировать потери от разрыва Австралией контракта на поставки подводных лодок. Можно предположить, что Париж будет наращивать усилия по расширению взаимосвязей с Индией. Как отмечается в СМИ, одним из наиболее важных результатов визита Э. Макрона в эту страну в 2018 г. стало подписание сторонами соглашения о взаимной логистической поддержке, которое позволит Индии получить доступ к французским военно-морским базам Франции в Джибути, Абу–Даби и на острове Реюньон. Для Нью–Дели этот договор особенно важен в ситуации усиления военно-политической напряженности в Индо-Тихоокеанском регионе. При этом, как справедливо указывает научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН А. Захаров, в отличие от аналогичного соглашения, достигнутого Индией и США в августе 2016 г., заключение договора с Францией прошло в Индии «достаточно буднично, без ожесточенных политических дебатов» о необходимости сохранения «стратегической автономии». По его мнению, это свидетельствует о том, что Франция, в отличие от США, вызывает меньшее подозрение у индийских политиков и экспертов. При этом уровень соперничества Индии с Китаем настолько повысился, что необходимость укрепления внешнеполитических позиций страны «не вызывает сомнений даже у критиков правительства Н. Моди» [27].

В заключение следует подчеркнуть, что поскольку глобальная ситуация является сложной и неопределенной, то любой прогноз может оказаться ошибочным. Можно только отметить, что из всех развитых стран Франция имеет наибольшие шансы укрепить свое сотрудничество с Индией, поскольку эти две страны на протяжении длительного времени не имели значительных противоречий как в политике, так и в экономике.

Список литературы

  1. Французская Индия. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1342173
  2. French possessions in India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.loc.gov/item/a22000934
  3. Франко-индийские отношения. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.knowledgr.com/06944644
  4. Kenneth Rapoza. Which Countries Will Grow And Which Countries Will Shrink In 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/kenrapoza/2020/01/09/which-countries-will-grow-and-which-countries-will-shrink-in-2020/?sh=1ec8fca13c68
  5. U.S. Interim National Security Strategic Guide. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/
  6. Kevin Rudd. Why the Quad Alarms China. [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-08-06/why-quad-alarms-china
  7. India-France Economic and Commercial Relations. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eoiparis.gov.in
  8. Narayanan M. K. Reframing India’s foreign policy priorities. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thehindu.com/opinion/lead/reframing-indias-foreign-policy-priorities/article33552868.ece
  9. Рейтинг экономик развитых стран мира. [Электронный ресурс]. URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/ekonomika-stran-mira-2.html
  10. India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/india/
  11. UNESCO SCIENCE REPORT. The race against time for smarter development. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377433
  12. Индия: особенности экономического роста и энергетика. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. Июнь 2018. Аналитически центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/17222.pdf
  13. Экономика Индии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php
  14. 14. Индия: экономический рост. [Электронный ресурс]. URL:https://ru.theglobaleconomy.com/India/
  15. Климентьева Л. Глобальные банки переводят часть бизнеса из Индии в другие страны из-за COVID–19. [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com/42837
  16. Мониторинг торговых мер стран «Группы двадцати». Обзор доклада ВТО. Период – май – октябрь 2020 г. [Электронный ресурс]. URL:https://www.economy.gov.ru/material/file/1927a6506a8270ad6b64c9c1310db8df/194411020.pdf
  17. India-EU – international trade in goods statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/edn-20210508-1
  18. Брагина Е. А. Индия: основные экономические итоги 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/special-rubrics/coronavirus-pandemic/text/indiya-osnovnie-ekonomicheskie-itogi-2020-goda
  19. Costa А. Modi N. Trade and beyond: a new impetus to the EU–India Partnership. [Электронный ресурс]. URL: https://www.politico.eu/article/trade-eu-india-partnership-narendra-modi-antonio-costa/
  20. Как развивается ИТ–сектор Индии после карантина. [Электронный ресурс]. URL: https://riafan.ru/1307462
  21. В Индии спустили на воду четвёртую НАПЛ «Скорпен» для ВМС страны. [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/157699-v-indii-spustili-na-vodu-chetvertuju-napl-skorpen-dlja-vms-strany.html
  22. Французская компания отвергает обвинения в коррупции при подписании контракта с Индией на поставки истребителей Rafale. 2021.04.09. [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/181796-francuzskaja-kompanija-otvergaet-obvinenija-v-korrupcii-pri-podpisanii-kontrakta-s-indiej-na-postavki-istrebitelej-rafale.html
  23. Sasapost (Египет): заполнит ли Франция вакуум, созданный Россией в Индии? [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/20191007/245977438.html
  24. Julien Bouissou. «Projet Pegasus»: quand New Delhi surveille les affaires de Dassault et EDF en Inde.
  25. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lemonde.fr/projet-pegasus/article/2021/07/22/projet-pegasus-les-affaires-de-dassault-et-edf-en-inde-surveillees-par-new-delhi_6089219_6088648.html
  26. Чижевский А. Гидропроект примет участие в проектировании крупнейшей в мире АЭС Джайтапур. 2020.11.19. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/nuclear/640586-gidroproekt-primet-uchastie-v-proektirovanii-krupneyshey-v-mire-aes-dzhaytapur/
  27. Джайтапур АЭС (Jaitapur NPP). [Электронный ресурс]. URL: https://www.atomic-energy.ru/organizations/dzhaitapur-aes-jaitapur-npp
  28. Захаров А. Индия и Франция: союз солнца и океана. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/brics/indiya-i-frantsiya-soyuz-solntsa-i-okeana/
  29. Find right balance: India-Russia ties are important but so is the Quad Inbox. [Электронный ресурс]. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/blogs/toi-editorials/find-right-balance-india-russia-ties-are-important-but-so-is-the-quad-inbox/
  30. Четверо против Китая: в Аравийском море начались военные учения США, Индия, Япония и Австралия проводят учения Malabar 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/army/2020/11/17/13364365.shtml
  31. Курмон Б. Atlantico (Франция): одна во всем мире? Франция в вихре своей геополитической судьбы. [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/politic/20210918/250528270.html
  32. Girish Shahane. Opinion Russia and the India–China clash. [Электронный ресурс]. URL: https://lifestyle.livemint.com/news/big-story/opinion-russia-and-the-india-china-clash-111634473108836.html
  33. Сохранит ли Индия дружбу с Россией. [Электронный ресурс]. URL: https://riafan.ru/1331685-sokhranIT–li-indiya-druzhbu-s-rossiei