Сельский туризм как перспективное направление решения проблем устойчивого развития в сельской местности

УДК 338.48

Publication text (PDF):Download

СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Романов В. А.1, Тарханова Н. П.2

1Северо-Кавказский институт – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пятигорск, Российская Федерация

2Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация

E-mail: rv-ilc@mail.ru

В настоящий момент очень многие территории пытаются развивать туризм. Это объясняется его привлекательностью с экономической точки зрения, а также возможностью решить социальные проблемы. В городских поселениях это сделать проще, чем в сельской местности вследствие самого разного круга факторов, начиная от ресурсной базы и заканчивая недостатком или отсутствием инвесторов. В сельской местности также пытаются развивать туризм, учитывая опыт европейских стран. Однако особых успехов пока не наблюдается. Это связано с различными факторами, такими как проблемы с выявлением ресурсов, проблемы в получении кредитов, отсутствием поддержки со стороны администрации. Нами предложен проект создания гостевого дома, который могут реализовать как фермерские хозяйства, так и личные подсобные хозяйства в условиях, когда отсутствуют значительные туристские аттракторы. В качестве примера рассмотрен Кунашакский район Челябинской области. Имеется высокий спрос на отдых как активный, так и пассивный в сельской местности. С учетом упрощения строительства в сельской местности предложено построить один или несколько домов (зависит от возможностей хозяйства) быстровозводимым способом. Положительные стороны проекта – интерес местного населения к отдыху в сельской местности и близость к областному центру как основному поставщику услуг, заинтересованность местной администрации. Реализация проекта может идти поэтапно. На первом этапе строим один или несколько домов, на втором этапе добавляем к постройкам кафе (ресторан) для дегустации продукции хозяйства. Посетителям будет предлагаться не только размещение, но и возможность участия (при желании в сельскохозяйственных работах) в мастер– классах по приготовлению национальных блюд, изготовлению кукол, охоте и рыбалке. В случае оптимистичного варианта окупаемость составит один год как для первого, так и второго этапа. Реализация проекта позволит улучшить финансовые показатели рассматриваемой территории.

Ключевые слова: Россия, сельский туризм, гостевой дом, рекреация, малое предпринимательство, инвестиции, роль местной администрации, национальный колорит, мастер–класс, этапы реализации, окупаемость проекта.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках Программы развития туризма в РФ принята концепция развития сельского туризма в РФ на период до 2030 года [3]. Это достаточно перспективное направление, учитывая опыт многих европейских стран. Например, фермерские хозяйства Европы получают от 35до 70 % объема выручки именно от предоставления туристских услуг. Около 25 %туристов предпочитают проводить отпуск в сельской местности. Их привлекает, во–первых, возможность экономии (низкие цены), а во– вторых, требуемое качество пребывания [9, 10, 11].

Такой опыт не остался без внимания, и многие территории в РФ пытаются развивать сельский туризм. Несмотря на то, что работают в этом направлении в 64 регионах около 1000 агротуристических фирм и 3500 сельских гостевых домов, успехи пока не велики в этом направлении. Эксперты отмечают, что реальное число функционирующих гостевых домов больше – порядка 20 000 за счет незарегистрированных средств размещения. Общий доход от сдачи гостевых домов сельской местности составляет примерно 2 млрд рублей [6]. Увеличение поступлений от сельского туризма связано с несколькими причинами. Прежде всего, отсутствие системного подхода к развитию территорий и неумение определить ресурсную базу, потребителя, пробелы в законодательстве, отсутствие инвестиций и поддержки со стороны местных администраций.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сельские территории имеют значительный ресурсный потенциал, в том числе для развития туризма, что позволит обеспечить устойчивое развитие за счет повышения качества жизни и решение ряда социальных вопросов.

Научная новизна определяется тем, что представлен проект по созданию гостевого дома для развития сельского туризма в условиях ограниченного ресурсного потенциала как меры, направленной на устойчивое развитие сельских территорий.

Цель исследования заключалась в разработке проекта развития предпринимательства в сельской местности как фактора альтернативной формы занятости или самозанятости, развития ремесел, что в конечном итоге скажется на устойчивом развитии территории.

Задачи исследования водились к предложению по развитию сельского туризма на территориях, не имеющих большого количества туристских аттракторов на базе фермерских хозяйств или частных подворий.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Если особых ресурсов нет, а интерес к развитию туризма имеется, то на наш взгляд стоит обратить внимание на оказание услуг по организации пассивного отдыха сельской местности. Этому способствует и принятие закона о строительстве жилых домов на земельных участках с/х назначения с любым ВРИ ЗУ, включая наделы с/х угодий [4].

В настоящее время число городских жителей увеличивается, и население стремится время от времени выезжать на природу, поэтому акцент на пассивный сельский туризм оправдан. Впоследствии можно добавлять и другие виды, но начинать фермерским хозяйствам или личным подсобным хозяйствам лучше с постройки одного или нескольких гостевых домов.

В качестве примера территории, заинтересованной в развитии данного направления туризма, обратимся к Кунашакскому району Челябинской области, где уделяется большое внимание развитию малого предпринимательства, которое может внести свой вклад в подъем экономики района. Рассматриваемый район расположен северо-восточной части Челябинской области. Площадь составляет 3199 км2.

В Таблице 1 приведены некоторые показатели социально-экономического развития Кунашакского района за 2015–2020 годы.

Таблица 1 Некоторые показатели социально-экономического развития Кунашакского района за период с 2015 по 2020 гг.

Согласно статистическим данным, имеет место сокращение числа населенных пунктов, численности населения, доли занятых за рассмотренный период в 5 лет. Снижение количества населения объясняется не только естественной убылью, но и миграционным оттоком. К числу позитивных тенденций можно отнести возросшее число субъектов малого предпринимательства и повышение средней заработной платы.

Население 28551 человек, при этом 87 % приходится на башкир и татар. Остальные 13 % населения представлены русскими, украинцами, немцами, казахами

  1. Такой многонациональный состав обусловливает самобытную культуру рассматриваемой территории. Ресурсная база для развития туризма незначительная как в природном отношении, так и с точки зрения историко-культурных объектов. Природные ресурсы представлены небольшими по площади озерами. Всего их 39, но они имеют высокую степень заболоченности. К числу объектов культурного наследия отнесены около 20 археологических памятников, представленных городищами и могильниками, и 3 архитектурных памятника. Все перечисленные объекты имеют невысокую аттрактивность и не могут быть точками притяжения туристов. В то же время такие территории могут представлять интерес с точки зрения развития сельского туризма и активного включения посетителей в самобытную аутентичную среду народной жизни. Посетитель может ознакомиться с народными традициями, обрядами, культурой, кухней. Здесь стоит вспомнить Ж. Бодрийяра: «Территория больше ни предшествует карте, ни живет дольше нее. Отныне карта предшествует территории – прецессия симулякров, – именно она порождает территорию» [8]. Это означает, что можно создать нужный образ территории в сознании потребителя. Но для этого необходимо найти точки притяжения туристов. Из всего многообразия традиций, обрядов нужно выбрать те, которые будут интересны туристам и позволят получить нужные впечатления от посещения территории, создать фирменный признак местности, по опыту европейских стран [7]. Из традиционных ремесел на рассматриваемой территории стоит обратить внимание на изготовление тюбетеек, кукол. Обозначенным видом деятельности занимается ИП Наурузбаева А. Р. [5].

При этом стоит обратить внимание на активное привлечение местных жителей, заинтересованных в получении дополнительного дохода.

Изменения в законодательстве и принятие национального стандарта по сельским гостевым домам значительно упростят задачу строительства нужных объектах на землях фермерского хозяйства или личного подсобного хозяйства. Сильные и слабые стороны проекта представлены в таблице 2.

Таблица 2 Сильные и слабые стороны проекта

Проект может быть нацелен на пассивный и активный отдых и реализовываться на первых этапах только в теплое время года. Ориентирован на получение дополнительного дохода от приема посетителей. При этом возможна организация, как длительного пребывания (неделя и более), так 1–2 дневное пребывание в сельской местности, посещение фермы, участие в национальных праздниках Сабантуй, Гаит–Байрам, Сангат–Байрам, Какукчай, «Родник», Пасха, Масленица. Кроме того, можно организовать мастер–классы по изготовлению сувенирной продукции, организация охоты и рыбалки.

Направления развития сельского туризма на рассмотренной территории, прежде всего, само проживание, как на даче, и возможности предоставления или участия в сельскохозяйственных работах, экологически чистая продукция и организация мастер классов, например, по приготовлению национальных блюд. Кроме того, есть возможность организовать уход за лошадьми, иппотерапия, но не на первом этапе развития. Социальная направленность – это, прежде всего, на первом этапе отдыха, в последующем можно обратить внимание (при условии расширения) на корпоративные мероприятия (по примеру многих европейских стран) и организация отдыха для определенных слоев через фонд социального страхования. Однако в этом случае сочетание ведения фермерского хозяйства и туристско-экскурсионной деятельности требует значительных затрат и опыта, т. к. это разные направления деятельности. Такую нагрузку смогут выдержать не все, и на наш взгляд, нужно будет заниматься каким-то одним видом деятельности.

Непреложным остается факт поиска партнеров и/или инвесторов, возможности участия в грантах. Финансовая поддержка в рамках грантов на развитие сельского туризма составляет до 30 млн рублей, и получить ее всем желающим будет сложно, т. к. общий объем всего 1,5 млрд рублей. Считаем, что в этом отношении необходима помощь администрации, которая могла бы оказать помощь в получении льготного кредита или поиске инвестора, в подготовке документации.

Привлекательные стороны при реализации такого проекта для администрации, на наш взгляд, заключаются в том, что это будет выгодно в связи с оживлением торговли, например, экологически чистыми продуктами питания, сувенирами и появлением новых рабочих мест через облуживание посетителей. Это, в свою очередь, приведет к возможности дополнительного заработка, повышения социальной востребованности некоторой части граждан рассмотренной территории.

Направления развития туризма и рекреации – это отдых как активный, так и пассивный, туризм и экскурсии экологической и культурно-познавательной направленности. Если отдых можно организовать собственными силами, то проведение экскурсий требует привлечения работников турфирм. В этом случае можно включить посещение фермы для тех, кто отдыхает, например, на озере Калды, включив и другие сельскохозяйственные объекты. Это, конечно же, работа по составлению маршрутов, и хозяйство этим заниматься не может, но выступить инициатором при отборе объектов для посещения вполне по силам. Однако требуются отлаженные связи с туроператорскими компаниями. Здесь важна помощь администрации.

Если рассматривать маркетинговую стратегию, то для того, чтобы заявить о наличии такого предложения, также потребуется помощь со стороны администрации в плане работы с инвесторами, турфирмами. Своими силами или прибегнув к услугам профессионалов, можно создать страницу в социальных сетях или сайт. Его можно использовать для продвижения не только услуг проживания, но и своей экопродукции и ее поставок в магазины или реализации напрямую посетителям. Можно общаться на сайтах и тематических форумах. Наличие обратной связи обязательно, чтобы оценить недостатки и пожелания потенциальных потребителей. При условии успешной реализации проекта стоит обратить внимание на заключение договоров на обслуживание корпоративных клиентов.

Конкурентами могут быть объекты и территории, предлагающие сходные услуги. В настоящий момент в области порядка 30 объектов, которые осуществляют экскурсионное обслуживание или предлагают услуги по приему туристов. Пони–ферма «Пинто–Бриз» в Сосновском районе и личное подсобное хозяйство «Лукошко» (Аргаяшский район) вряд ли могут быть отнесены к конкурентам, т. к. рассчитаны на кратковременное посещение. При этом лидер развитии сельского туризма – Чесменский район. Здесь успешно функционируют этногастрономические маршруты, такие как «Тысячелетие Великой Степи», «Река Черная – река времени» и создаются новые площадки для приема туристов («Казачий дом» п. Черноречье), «Татарский дом» (с. Редутово), «Апидомик» в с. Чесма, которые можно рассматривать в качестве конкурента. Упомянутые объекты ежегодно принимает около 4 500 туристов. Однако от потенциального потребителя (жители города Челябинска и с большой долей вероятности и ближайших городов) Чесменский район расположен дальше (160 км), а Кунашакский район всего в 60 км. Еще один конкурент – рекреационная зона на берегу озера Куяш со строительством круглосуточного аквапарка. Объект вошел в туристический кластер «Синегорье». Объем планируемых инвестиций составляет 920 млн рублей. Однако строительство должно было быть завершено еще в 2018 году, в настоящее время комплекс еще не введен в эксплуатацию [13]. Предлагаемый вариант развития туризма будет от остальных отличаться комфортностью пребывания и комплексностью подхода к организации отдыха. Впечатления от пребывания будут связаны как с рекреационной, так и визуальными, сенсорными, эстетическими составляющими при знакомстве с национальным колоритом.

Проект может быть реализован в несколько этапов. На первом этапе фермерское хозяйство или личное подсобное хозяйство должно решить вопрос о статусе объекта. Создать план застройки и инфраструктуры. Это можно сделать своими силами и добиться значительной экономии. Рекомендуем начать, если это будет проект для личного подсобного хозяйства, с одного гостевого дома. Для строительства дома или домов можно обратиться в строительную компанию, которая занимается возведением каркасных домов. Могут быть выбраны разные проекты с площадью от 36 до 187 м2. В среднем стоимость 1 м2 обходится в настоящий момент от 20000 рублей. Можно заказать специальный проект, но это потребует значительных средств. Если мы выбираем дом с площадью от 36 м2, нам на строительство понадобится порядка 720000. С учетом оборудования (мебель, обустройство кухни, санузла) необходимо еще 400–500 тыс. рублей. Таким образом, итоговая стоимость достигнет 1,72 млн рублей. В то же время общая стоимость может увеличиться и с учетом проведения работ по межеванию и подключению к электросетям, водопроводу и водоотведению и непредвиденных расходов и составит порядка 1,5–1,6 млн рублей. Впрочем, возможны варианты и с большим увеличением стоимости. Все зависит от конкретных условий. Обслуживание посетителей можно вести силами семьи. При условии функционирования 6 месяцев в году (3 летних месяца, майские праздники, новогодние каникулы, загрузка с пятницы по воскресенье) и сдачи дома за 6–7 тыс. рублей можно получить от 1,08 до 1,36 млн рублей. Сумма может быть и выше, но на первом этапе стоит обратить внимание на реакцию потребителя в отношении цены и не завышать стоимость. Это позволит запустить «сарафанное радио» – один из способов продвижения бизнеса. В то же время не нужно его переоценивать.

Для семьи из 3–4 человек заплатить за размещение в течение 10 дней отдыха 70 тыс. рублей с получением услуг по уборке, но без питания (питание могут организовать сами, а продукты для приготовления купить в хозяйстве) вполне посильная сумма при том, что затраты на проезд минимальны. Можно доехать на собственном транспорте.

Еще одной статьей дохода для хозяйства может быть реализация продуктов питания, проведение мастер–классов по изготовлению национальных блюд (чак– чак, кумыс и плов, сыр), продажа сувениров. Это могут быть тюбетейки, куклы, половики (все это представлено на рассматриваемой местности). Интерес к производству сыра в настоящий момент достаточно высокий, поэтому можно проводить и «сырные экскурсии» с дегустацией. В европейской части России это уже сложившаяся практика. Все это позволит получить более 1,5 млн рублей за год окупить проект за 1 год. Это оптимальный вариант и оптимистичный. Однако обеспечить загрузку в течение 6 месяцев будет сложно на первоначальном этапе, и срок окупаемости может увеличиться до 1,5 – 2 лет, т. к. нужно еще будет оплачивать проценты по кредиту. В случае удачной реализации проекта его можно расширить до нескольких домов и организации ресторана национальной кухни со сдачей в аренду в выходные и праздничные дни. Это предполагает введение в эксплуатацию еще одного строения быстровозводимым способом и составит около 1,5 млн рублей. Если сдавать 100 дней в году по 10 тыс. рублей в день, то доход только от сдачи в аренду составит 1 млн рублей, а с учетом обслуживания посетителей увеличится до 1,5 млн рублей в год. При этом мы принимаем во внимание только обслуживание в течение 100 дней, т. е. в летний сезон. Таким образом, окупаемость также оставит один год. На последующих этапах можно организовать разные туристические маршруты с включением указанного объекта. За счет реализации предлагаемого проекта по развитию туризма в сельской местности можно повысить конкурентоспособность, в том числе и на федеральном уровне и сделать область более привлекательной для туристов [12].

Однако в этом случае необходима работа с турфирмами, заинтересованными в развитии сельского туризма на рассматриваемой территории.

ВЫВОДЫ

Предлагаемый вариант будет предпочтителен для территорий, где отсутствуют значительные локации туристского интереса. На первых этапах можно рассматривать вариант со строительством гостевого дома и если проект «заработает», то можно рассмотреть вариант с расширением деятельности. Интерес туристов будет связан с созданием собственного туристического продукта, отличного от предлагаемого другими территориями и хозяйствами, связанного с этнокультурной составляющей. Данный проект можно считать одной из точек роста в пределах рассмотренной локации.

При реализации проекта стоит обратить внимание на роль администраций территорий для оказания помощи предпринимателям (правовой, финансовой, консультативной по вопросам ведения бизнеса), которым будет интересно заняться попутным видом деятельности. Такой подход позволит получить дополнительный доход и увеличить рынок сбыта своей сельскохозяйственной продукции, но это скорее задача фермерских хозяйств. Для администраций территорий – это возможность решить социальные проблемы, увеличить занятость, повысить уровень доходов населения и отчислений в бюджет территории, в том числе и за счет легализации деятельности по размещению.

Наличие эффективного института местного самоуправления представляет один из основных факторов устойчивого развития. Это обусловливается возможностью использовать комплекс мер, направленных на развитие сельской экономики и возрастание уровня жизни сельского населения посредством изменения сельской экономики, включая развитие несельскохозяйственных отраслей, стабилизации численности сельского населения, уменьшения миграционного оттока населения и повышения уровня и качества жизни.

Список литературы

  1. Зауральская Башкирия. [Электронный ресурс]. URL: Кунашакский район.up74.ru›Статьи›Общество›Южноуральская панорамаhttps://up74.ru/articles/obshchestvo/25435/.
  2. Итоги социально-экономического развития Кунашакского района [Электронный ресурс]. URL: kunashak.ru›/itogi/itogi2014.doc.
  3. Концепция развития сельского туризма в России [Электронный ресурс]. URL:https://мниап.рф/rural-tourism/.
  4. Новый закон о строительстве жилого дома [Электронный ресурс]. URL:zemvopros.ru›page_12906.htm.
  5. Официальный сайт Управления культуры, молодежной политики и информации администрации Кунашакского муниципального района [Электронный ресурс]. URL: http://ukkunashak.eps74.ru/.
  6. Результаты исследования[Электронныйресурс].URL: просельскийтуризм.рф›assets/files/books/report.
  7. Старостин В. П. Общество. Культура. Образование: монография. М.: Академия естествознания, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=10892.
  8. Симулякры [Электронный ресурс]. URL: livelib.ru›quote/625893-simulyakry…zhan-bodrijyar.
  9. Europe in figures. Eurostat Yearbook 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://epp.Eurostat.ec.europa.eu.
  10. LEADER European Observatory – Evaluating a territory’s tourism potential, 2005. The Statistical Yearbook of the Czech Republic 2013. Czech Statistical Office, Praha, 2013
  11. Tourism potential and its development, Editura Funda Ńiei România de Mâine, Bucureşti, 2016.
  12. Челябинская область повысит туристическую привлекательность // Сетевое издание «Губерния Южный Урал» [Электронный ресурс]. URL: https://gubernia74.ru/articles/news/1107482.
  13. Чем национальная территория привлекает туристов… [Электронный ресурс]. URL: https://up74.ru/chel-oblast/territorii-i-administracii/kunashak