Анализ внешней торговли между странами ЕАЭС и Китаем в контексте устойчивости развития экономических систем

УДК 330.35; 339.56.055

Publication text (PDF):Download

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЕАЭС И КИТАЕМ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Кравченко В. А., Горлова Л. А.

Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика

E-mail: gorlova_lilia@mail.ru

В работе выявлен вектор торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с помощью расчёта доли стран Союза и третьих стран в общем внешнеторговом обороте объединения. Проанализировано состояние взаимной торговли стран ЕАЭС с Китайской Народной Республикой (КНР) в 2020 году. Исследована динамика экспортных и импортных потоков между странами с момента создания Союза в 2015 г. Проанализирована роль каждой из стран объединения в торговле с Китаем, а также выявлены уровень значимости торговли с Китаем для стран Союза и уровень их открытости для торгового партнёра в контексте устойчивости развития экономических систем. На основании расчёта индекса комплементарности определено, насколько экспортные и импортные портфели каждой из сторон соответствует друг другу. Исследованы основные статьи экспорта и импорта стран во взаимной торговле. На основании проведённого анализа выявлены проблемные моменты во взаимной торговле Китая и ЕАЭС и даны рекомендации по их устранению в контексте устойчивого развития экономических систем. Ключевые слова: экономические системы, устойчивое развитие ЕАЭС, КНР, экспорт, импорт, глобализация.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия осуществления целенаправленной деятельности национальных экономик характеризуются сложностью отношений, ростом дефицита ресурсов, значительной нагрузкой на природу и интенсивным развитием негативных факторов, что обусловливает необходимость учета не только полезного эффекта от деятельности, но и парирования опасностей, сопровождающих ее. Сегодня на наивысшем витке спирали развития цивилизации появились проблемы, связанные с возникновением новых катастроф и управлением рисками более высокого порядка. Угроза исходит от тех технологий, которые человечество создавало для своего же благополучия. И риски таких «рукотворных» угроз катастроф увеличились настолько, что ни одно государство, очевидно, самостоятельно с этим справиться не может.

Эффективное торговое сотрудничество стран является основополагающим

фактором их стабильного экономического развития и повышения конкурентоспособности в мировой экономике в условиях глобализации. Так, развитие внешней торговли является одним из важнейших направлений деятельности стран–членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так как развитие интеграционного объединения напрямую связано с его внешнеторговым оборотом. Дальнейшая интенсификация как взаимной, так и внешней торговли Союза является важным фактором повышения потенциала долгосрочного экономического сотрудничества стран ЕАЭС и увеличения роли объединения в мировом экономическом пространстве. Странам необходимо не только наращивать поставки традиционных для их экономик групп товаров, а и осуществлять совместную работу по диверсификации товарной структуры для выхода на новые рынки и повышения конкурентоспособности. Так как ключевым внешнеторговым партнёром ЕАЭС является Китай, то торговые взаимоотношения с ним являются целесообразными для анализа.

Ориентация стран ЕАЭС на устойчивость позволит стимулировать экономическое развитие, повысить уровень жизни людей и осуществить планы по сохранению окружающей среды и минимизации воздействия на климат. Эта задача также является приоритетной в рамках развития инфраструктуры, при котором страна сталкивается с двумя существенными проблемами – дефицитом инвестиций и недостаточным уровнем качества и устойчивости объектов.

В настоящее время проводится много исследований по вопросам торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС с Китаем в условиях глобализации. Научные исследования и практические разработки представлены в статьях таких российских ученых, как Воловик Н. А., Ворониной Т. В., Никитиной М. Г., Носова М. Г., Скворцова В. А., Соколова О. Ю. и других. Ученые проводят анализ современного состояния и перспектив развития сотрудничества стран, исследуют проблемы развития торговых отношений. Однако быстро изменяющаяся экономическая ситуация ставит новые задачи по изучению данной темы.

Целью работы является исследование теоретических основ и разработка практических рекомендаций по развитию торговли между странами ЕАЭС и Китаем в контексте устойчивого развития экономических систем.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Глобализация представляет собой особый этап интеграции. Она затрагивает все сферы общественной жизни и в равной степени влияет на политику, идеологию, культуру и социальную жизнь общества. Несмотря на то, что рассматриваемое понятие включает в себя много аспектов, в качестве его источника рассматривается экономика, которая с помощью международной торговли поддерживает взаимосвязь между странами всего мира. Противоречивость и многоаспектность глобализации оказывает сильное влияние на международные отношения: с одной стороны, она усиливает интеграционные процессы, а с другой стороны, может приводить к возникновению новых кризисов и конфликтов.

Устойчивое развитие учитывает социальные и экологические факторы и направлено на достижение экономического роста посредством обеспечения социального благополучия и сохранения окружающей среды. Именно поэтому концепцию зачастую представляют в виде триединства экономики, общества и природы. Все три аспекта равнозначны и сбалансированы. Экологический аспект рассматривает вопросы состояния окружающей среды, потребления ресурсов, загрязнения воздуха, использования воды и энергии и др. Социальный аспект касается вопросов качества жизни людей и их благополучия, экономический – состояния экономики, ее возможностей и развития.

В конце ХХ века идею устойчивого развития впервые стали позиционировать как призыв к глобальному действию. В настоящее время устойчивое развитие в приобретает все большую актуальность. В 2015 г. в мире возникла необходимость в формировании нового курса по достижению устойчивого развития. Была принята «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». В нее вошел обширный спектр из 17 Целей устойчивого развития (ЦУР ООН) и 169 задач. Цели являются универсальными для любой страны, неотделимы друг от друга и требуют комплексного подхода к их достижению, а также учитывают все три аспекта устойчивого развития – экономический, социальный и экологический [7].

Государство, финансовый сектор и бизнес являются движущими силами экономики, которая всецело зависит от общества и окружающей среды. Общество и окружающая среда предоставляют необходимые для развития экономики ресурсы, которые превращаются в товары и услуги, частный капитал, отходы и выбросы. Если ресурсы, поступающие в экономику, не регулируются надлежащим образом или подвержены негативному влиянию и истощению, то весь процесс экономического развития ставится под угрозу.

Инфраструктура играет ключевую роль в достижении устойчивого развития и оказывает прямое влияние более чем на 80 % задач ЦУР ООН. Благодаря созданию и использованию устойчивой инфраструктуры возможно достичь необходимых экономических, социальных и экологических результатов в рамках целей устойчивого развития.

Так, в рамках ЦУР 8, направленной на обеспечение экономического роста и достойной работы для населения, увеличение инвестиций в инфраструктуру на 1 п. п. ВВП может привести к созданию 3,4 млн рабочих мест.

Развитие транспортной инфраструктуры позволяет развивающимся странам включаться в международную торговлю, а рост доли железнодорожных перевозок позволяет увеличить энергоэффективности транспорта и сократить количество выбросов в атмосферу для достижения ЦУР 7 и ЦУР 13 об использовании энергии и изменении климата.

Одной из целей устойчивого развития является укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития (ЦУР 17). Еще одним важным направлением развития является ЦУР 12 обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. Потребление и производство во всем мире – движущая сила мировой экономики – основаны на использовании природной среды и ресурсов таким образом, который по-прежнему оказывает разрушительное воздействие на планету.

Социально-экономический прогресс, достигнутый за последнее столетие, сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, ставящее под угрозу те самые системы, от которых зависит наше развитие в будущем, а по сути, и само наше выживание.

Пандемия COVID–19 предлагает странам возможность разработать планы восстановления, которые позволят обратить вспять нынешние тенденции и изменить наши модели потребления и производства в сторону более устойчивого будущего. Устойчивое потребление и производство направлены на то, чтобы «делать больше и лучше меньшими средствами». Они также направлены на преодоление прямой зависимости между экономическим ростом и ухудшением состояния окружающей среды, повышение эффективности использования ресурсов и стимулирование более устойчивого образа жизни. В рамках вышеизложенного рациональное сотрудничество стран ЕАЭС с Китаем приобретает особую актуальность.

В рамках интеграционного объединения ЕАЭС, начавшего функционировать в 2015 г., действуют свобода перемещения и единый рынок товаров, а также предусматривается снятие внутренних таможенных барьеров между странами– членами объединения, устранение тарифных и нетарифных ограничений и иных препятствий для движения товаров между странами ЕАЭС, единые правила торговли третьими странами. Однако несмотря на все существующие между странами преференции во взаимной торговле, вектор торговых связей государств ЕАЭС остается ориентированным в большей степени на третьи страны, нежели на партнеров по Союзу. В целом по ЕАЭС показатель взаимного торгового оборота участников составил 14,9 % от всего оборота в 2020 году (рис. 1).

Рисунок 1 – Доля взаимной и внешней торговли в общем объёме торговли стран ЕАЭС в 2020 г., %

Источник: составлено автором по материалам [7]

Для дальнейшего усиления взаимодействия в сфере торговли и повышения конкурентоспособности как ЕАЭС в целом, так и каждой страны–участницы по отдельности, Евразийский союз планирует создать сеть зон свободной торговли. Соглашения о ЗСТ с заинтересованными странами укрепят позиции ЕАЭС в региональной и мировой экономике, а также поспособствуют расширению рынков сбыта национальных экономик.

Целью ЕАЭС в конечном итоге является заключение всеобъемлющего договора с крупнейшими торговыми и экономическими партнерами. Сейчас в ЕАЭС это направление сотрудничества недостаточно развито (рис. 2), и Союз уступает большинству развитых стран по количеству подобных соглашений.

Рисунок 2 – Торговые соглашения ЕАЭС с другими странами Источник: составлено автором по материалам [8]

Китай на современном этапе является одним из главных внешнеторговых торговых партнёров ЕАЭС. Договор, заключённый между Союзом и Республикой, определяет единый формат торгового взаимодействия ЕАЭС с КНР и включает широкий круг вопросов, в том числе упрощение процедур торговли; работу по взаимному признанию стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия; защиту прав интеллектуальной собственности; регулирование электронной коммерции и сотрудничество в области государственных закупок. Однако данное соглашение не касается снижения таможенных пошлин.

Несмотря на то, что подписанное соглашение является рамочным, оно создает платформу, где представители государств–членов ЕАЭС и Китая могут обсудить существующие барьеры во взаимной торговле и пути их преодоления.

За последние 5 лет объёмы экспорта и импорта стран ЕАЭС в Китай увеличились на 69,8 % и на 51,4 % соответственно (рис. 3). Появление негативной тенденции в 2020 г. связано с распространением коронавирусной инфекции на территории всех государств, что привело к введению ими физических ограничений на ввоз и вывоз товаров со своих территорий с целью предупреждения распространения инфекции. Однако снижение потоков экспорта и импорта на 10 % и на 1,2 % соответственно в 2020 г. по сравнению с 2019 г. можно считать незначительными с учётом падения деловой активности во всём мире.

Во взаимной торговле ЕАЭС и Китая наблюдается стабильное отрицательное сальдо внешней торговли для стран Союза. Однако в 2018–2019 гг. оно значительно сократилось.

В 2020 году доля Китая в общем внешнем экспорте ЕАЭС составила 16,4 %, а в общем объёме импорта – 25,5 % [8]. КНР сохраняет первое место среди торговых партнеров ЕАЭС: товарооборот с ней более чем в 2 раза выше, чем с Германией, идущей на втором месте.

Россия является крупнейшей экономикой ЕАЭС, что предопределяет структуру внешней торговли Союза. В общем объёме экспорта стран ЕАЭС в Китай в 2020 году на Россию пришлось 82,4 %, тогда как на Казахстан – 15,8 %, на Беларусь – 1,2 %, на Армению – 0,5 %, на Кыргызстан – 0,1 %. Процентное соотношение импорта стран ЕАЭС из Китая незначительно отличается от экспортного: на Россию в 2020 году приходилось 82,8 %, на Казахстан – 9,5 %, на Беларусь – 5,6 %, на Кыргызстан – 1,1 %, на Армению – 0,9 % [8].

Для определения значимости внешнеторговых связей с Китаем для ЕАЭС были рассчитаны показатель значимости торговли, представляющий отношение товарооборота с Китаем к общему товарообороту рассматриваемой страны, и показатель открытости экономики, представляющий соотношение внешнеторгового оборота страны (совокупная стоимость экспорта и импорта) к стоимости ВВП [6].

Несмотря на достаточно высокий уровень значимости Китая для каждой из стран объединения (рис. 4), страны ЕАЭС не торопятся открывать свои рынки для Китая, что сдерживает экономическую экспансию КНР в регионе.

Наиболее значимым китайский рынок является для Казахстана и России, которые осуществляют туда поставки своих энергоресурсов. Так, более 9,8 % экспорта минеральных ресурсов Казахстана и 20,5 % России в 2020 г. пришлось на Китай.

Рисунок 4 – Уровень открытости экономик и уровень значимости торговли стран–членов ЕАЭС с Китаем в 2020 гг., %

Источник: составлено автором по материалам [8;10]

Для более глубокой оценки степени взаимодополняемости экономик стран– членов ЕАЭС с Китаем был рассчитан индекс комплементарности торговли (1), где i – товарные группы на уровне 2 знаков ТН ВЭД, d и s — государство–импортёр и государство–экспортёр соответственно, Mid – доля товаров i в общем импорте страны d с мирового рынка, Xis – доля товаров i в общем экспорте страны s на мировой рынок [6].

Данный индекс показывает, насколько экспортный профиль одной страны соответствует импортному профилю другой. Исходя из полученных в ходе вычислений данных, был сделан вывод о том, что для большинства стран ЕАЭС уровень торговой комплементарности между странами с Китаем довольно высокий (табл. 1).

Таблица 1 Значения индекса комплементарности торговли между странами ЕАЭС и Китаем в 2020 г., %

Рассчитанные показатели индекса комплементарности за 2020 год свидетельствуют о том, что уровень комплементарности экспорта товаров стран ЕАЭС к китайскому импорту является в среднем в 2 раза ниже по четырём из пяти стран Союза, чем уровень комплементарности обратных потоков. Это означает, что спрос на продукцию производства союзных государств в Китае ниже по сравнению со спросом на китайскую продукцию со стороны стран ЕАЭС.

Недостаточно сильные позиции стран ЕАЭС в торговле с Китаем являются следствием сырьевой структуры экспорта объединения. Так, в 2020 году 57,5 % экспорта ЕАЭС в Китай занимали минеральные продукты, что в большей степени связано с экспортной специализацией России – ключевого партнёра Китая среди стран ЕАЭС [8; 11]. Несмотря на значительную долю сырьевых товаров в мировом импорте Китая (22,1 % от общего объёма импорта в 2020 г.), страна имеет высокую потребность в импорте различного рода оборудования, машин, инструментов и транспортных средств (44,5 % от общего объёма импорта в 2020 г.), которые занимают незначительный удельный вес в мировом экспорте стран Союза (3,7 % в 2020 г.).

Более сильные позиции Китая в торговле со странами ЕАЭС свидетельствует о том, что Китай в большей степени специализируется на экспорте товаров, необходимых и импортируемых государствами объединения, а именно: машины, оборудование и транспортные средства (45,3 % мирового импорта ЕАЭС в 2020 г.). Так, в 2020 г. более 51 % экспорта Китая в ЕАЭС пришлось на данную товарную группу, что составило около 29,1 % общего импорта этой товарной группой странами ЕАЭС.

Таким образом, торгово-экономические отношения ЕАЭС с Китаем на сегодняшний день переживают подъем, однако в то же время в их торгово-экономических отношениях существуют определённые противоречия:

  1. Между странами существует несовершенная таможенная система, которая выражается в введении пошлин на ввозимые товары и в медленной скорости логистики. Решать данную проблему следует путём дальнейшего развития трансграничной электронной коммерции между Китаем и странами Союза, что сделает торговлю более эффективной. Так, в России и Казахстане активно действуют различные китайские электронные платформы (Alibaba, AliExpress), которые позволяют малым и средним предприятиям стран Союза выходить на международный рынок без дополнительных затрат.
  2. В структуре экспорта ЕАЭС в Китай преобладают сырьевые товары. Основную долю продаж составляют: нефть и нефтепродукты, газ, древесина и различные виды руд. Это является проблемой для стран Союза, так как развитие добывающих производств, эксплуатирующих природу, не создают достаточных условий для усиления тесноты интеграционных процессов между странами. Странам Союза необходимо осуществить реструктуризацию торговых отношений с Китаем, то есть присутствовать на рынке партнёра не только в качестве поставщика сырья и минеральных ресурсов, но также и машиностроительной, технических товаров, современных технологий и другой высокотехнологической продукции, что соответствует концепции устойчивого развития экономических систем.
  3. Так как Россия является основным торговым партнёром Китая среди всех стран Союза, то рост торгового сотрудничества ограничивается из-за значительных колебаний, происходящих в российской экономике. Ухудшение финансово- экономической ситуации в России в значительной степени препятствует притоку инвестиций в страну, снижает внутреннее потребление. Для развития устойчивых торговых отношений с Китаем России необходимо, прежде всего, решить проблемы, существующие в экономике страны.

Для укрепления торговых отношений между Китаем и странами ЕАЭС необходимо сокращение барьеров между странами, поощрение взаимного экспорта, создание совместных производств, дальнейшая реализация намеченных проектов в сфере торговли, что ведет не только к увеличению объемов взаимной торговли промышленными товарами, а и даёт возможность придать взаимной торговле стран ЕАЭС и Китая стабильную и положительную динамику.

Перспективой дальнейшего сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем в условиях глобализации может стать переход на следующую ступень интеграции, а именно создание зоны свободной торговли. Однако сейчас страны ЕАЭС к этому не готовы. Это связано с тем, что по многим группам товаров себестоимость производства в Китае ниже, чем в ЕАЭС. По этой причине евразийские производители не могут иметь такой же уровень конкурентоспособности, как и китайские производители. В сложившихся обстоятельствах главной целью развития ЕАЭС должно стать создание внутреннего рынка, на котором можно развивать собственное производство, а затем выходить на рынки третьих стран.

ВЫВОДЫ

На основании проведённого исследования был сделан вывод о том, что странам ЕАЭС необходимо стремиться формированию тесных взаимовыгодных отношений со своими ближайшими партнёрами для избегания возможных негативных последствий глобализации, к которым относятся усиление конкуренции на мировом рынке и утеря самостоятельности государством под влиянием более сильных экономик. С помощью анализа данных статистических источников было установлено, что уровень взаимной торговли между странами ЕАЭС и Китаем достаточно высокий. Было выявлено, что Россия занимает наибольшую долю во взаимной торговле ЕАЭС и Китая. На основании расчёта показателя значимости торговли было определено, что Китай является значимым рынком для ЕАЭС. Данный показателе колебался от 7,2 % до 18,2 % по странам Союза в 2020 году. С помощью расчёта индекса комплементарности было установлено, что уровень комплементарности экспорта товаров стран ЕАЭС к китайскому импорту является ниже, чем уровень комплементарности обратных потоков, что делает Китай более сильным партнёром в двухстороннем сотрудничестве ЕАЭС и Китая.

Были выявлены основные факторы, препятствующие дальнейшему развитию взаимной торговли стран ЕАЭС с Китаем. К ним относятся: сохраняющиеся барьеры вследствие несовершенной таможенной системы; структурные и макроэкономические дисбалансы стран ЕАЭС; сырьевая структура экспорта ЕАЭС в Китай, что не создаёт предпосылок для развития производств с глубокой переработкой на территории Союза.

На основании проведённого исследования были предложены направления развития взаимной торговли ЕАЭС и Китая. Было определено, что работа стран должна быть направлена на активизацию кооперации в реальном секторе экономик государств–членов, а также на внедрение во взаимную торговлю стран ЕАЭС и Китая цифровых технологий.

Список литературы

    1. Воловик Н. П. Торгово-экономические отношения Евразийского экономического союза с Китайской Народной Республикой // Экономическое развитие России. М.: Фонд «Институт экономической политики Е. Т. Гайдара», 2018. С. 28-33.
    2. Чистякова Е. А., Соколова О. Ю., Захарова С. В. ЕАЭС – Китай: новый этап сотрудничества // Известия высших учебных заведений, 2018. С. 141–149.
    3. Кравченко В. А., Горлова Л. А. Возможности роста национальной экономики России с помощью усиления торговой интеграции со странами-партнёрами ЕАЭС // Российская экономика: взгляд в будущее (материалы VIII Международной научно-практической конференции). Тамбов: Изд– во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2021. С. 188–198.
    4. Кравченко В. А., Горлова Л. А. Анализ направлений изменения товарной структуры внешней взаимной торговли стран ЕАЭС в контексте устойчивого развития // Многополярная глобализация и Россия (материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти А. Ю. Архипова). Ростов–на–Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. С. 167–171.
    5. Пилипенко В. В., Горлова Л. А. Анализ торгового сотрудничества России и Китая // Проблемы развития социально-экономических систем: материалы Международной научной конференции молодых учёных и студентов. Донецк: Изд–во ДонНУ, 2020. С. 19–22.
    6. Родина Г. А. Макроэкономика: учебник. М.: Юрайт, 2014. 462 с.
    7. ООН: цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru
    8. Статистика внешней и взаимной торговли товарами / ЕЭК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx
    9. Торговые соглашения ЕАЭС / ЕЭК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/Pages/Торговые-соглашения-ЕАЭС.aspx)
    10. General profile / United Nаtions Conference on Trade and Development. [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx
    11. International trade / International Trade Centre. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intracen.org